Методы и приёмы обучения детей младшего возроста.
методическая разработка (младшая группа) по теме

Кияница Лариса Михайловна

Обучение детей младшей группы носит наглядно – действенный характер. Новые знания ребёнка усваевает на основе непосредственного восприятия, когда следит за действием педагога, слушает его пояснения и указания и сам действует с дидактическим материалом.

Занятия часто начинают с элементов игры, сюрпризных моментов – неожиданного появления игрушек, вещей, прихода «гостей» и пр. Это заинтересовывает и активизирует малышей. Однако, когда впервые выделяют какое – то свойство и важно сосредоточить на нём внимание детей, игровые моменты могут и отсутствовать. Выяснение математических свойств проводят на основе сравнения предметов, характеризующихся либо сходными, либо противоположными свойствами (длинный – короткий, круглый – некруглый и т.д.). Используются предметы, у которых познаваемое свойство ярко выражено, которые знакомы детям, без лишних деталей, различаются не более чем 1 – 2 признаками.

Точности восприятия способствуют движения (жесты рукой), обведение рукой модели геометрической фигуры ( по контуру) помагает детям точнее воспринять её форму, а проведение рукой вдоль, скажем, шарфика, ленточки ( при сравнении по длине) – установить соотношение предметов именно по данному признаку.

Детей приучают последовательно выделять и сравнивать однородные свойства вещей. ( «Что это? Какого цвета? Какого размера?») Сравнение проводится на основе практических способов сопоставления: наложения или приложения.

Большое значение придаётся работе детей с дидактическим материалом. Малыши уже способны выполнять довольно сложные действия в определённой последовательности (накладывать предметы на картинки, карточки образца и пр.). Однако, если ребёнок не справляется с заданием, работает непроизводительно, он быстро теряет к нему интерес, утомляется и отвлекается от работы. Учитывая это, педагог даёт детям образец каждого нового способа действия. Стремясь предупредить возможные ошибки, он показывает все приёмы работы и детально разъясняет последовательность действий. При этом объяснения должны быть предельно чёткими, ясными, конкретными, даваться в темпе, доступном восприятию маленького ребёнка. Если педагог говорит торопливо, то дети перестают его понимать и отвлекаются. Наиболее сложные способы действия педагог демонстрирует 2 -3 раза обращая внимание малышей каждый раз на новые детали. Только многократный показ и называние одних и тех же способов действий в разных ситуациях при смене наглядного материала позволяют детям их усвоить. В ходе работы педагог не только указывает детям на ошибки, но и выясняет их причины. Все ошибки исправляются непосредственно в действии с дидактическим материалом. Пояснения не должны быть назойливыми, многословными. В отдельных случаях ошибки малышей исправляются вообще без пояснений. («Возьми в правую руку, вот в эту! Положи эту полоску наверх, видишь она длинее этой!» и т.п.). Когда дети усвоят способ действия, то его показ становится не нужным. Теперь им можна предложить выполнить задание только по словестной инструкции.

Начиная с января можна давать комбинированные задания, позволяющие детям усваивать новые задания, и тренировать их в том, что усвоено ранее. («Посмотрите, какая ёлочка ниже, и поставте под неё много грибков!»)

Маленькие дети значительно лучше усваивают эмоционально воспринятый материал.

Запоминание у них характеризуется непреднамеренностью. Поэтому на занятиях широко используются игровые приёмы и дидактические игры.Они организуются так, чтобы по возможности в действии одновремено участвовали все дети и им не приходилось ждать своей очереди. Проводятся игры, связанные с активными движениями: ходьбой и бегом, прыжками и приседаниями. Однако, используя игровые приёмы, педагог не допускает, чтобы они отвлекали детей от главного (пусть ещё и элементарной, но математической работы).

Пространственные и количественные отношения могут быть отражены на этом этапе только при помощи слов. Каждый новый способ действия, усваиваемый детьми, каждое вновь выделеное свойство закрепляются в точном слове. Новое слово педагог проговаривает не спеша, выделяя его интонацией. Все дети (хором) его повторяют.

Наиболее сложным для малышей является отражение в речи математических связей и отношений, так как здесь требуется умение строить  не только простые, но и сложные предложения, употребляя противительный союз а и соединительный и. Вначале приходится задавать детям вспомогательные вопросы, а затем просить их рассказать сразу обо всём.

Например: «Сколько камешков на красной полоске? Сколько камешков на синей полоске?

            А теперь сразу скажите о камешках на синей и красной полосках».

Так ребёнка подводят к отражению связей: «На красной полоске один камешек, а на синей

много камешков». Воспитатель даёт образец такого ответа. Если ребёнок затрудняется,

педагог может начать фразу – ответ, а ребёнок её закончит.

    Для осознания детьми способа действия им предлагают в ходе работы сказать, что и как они делают, а когда действие уже освоено, перед началом работы высказать предположение, что и как надо сделать. («Что надо сделать, чтобы узнать, какая дощечка шире? Как узнать, хватит ли детям карандашей?») Устанавливаются связи между свойствами вещей и действиями, с помощью которых они выявляются. При этом педагог не допускает употребления слов, смысл которых не понятен детям.

        Воспитание элементарных навыков учебной деятельности

С первых занятий у детей младшей группы формируют навыки учебной деятельности: приручают занимать своё место, сидеть смирно и вставать только по предложению воспитателя; ребёнок должен научиться слушать указания и пояснения педагога, воспринимать показываемое и делать то, что ему предлагают, отвечать на вопросы; воспитывают умение вместе заниматься, не мешать друг другу, одновременно начинать и прекращать действие, в случае необходимости спокойно ждать своей очереди. Педагог хвалит детей за хорошее поведение, конкретно указывая, в чём оно выражается.

Маленкий ребёнок не может длительно сохранять оду и ту же позу, выполнять одно и то же действие, поэтому воспитатель спокойно относится к кратковременным отвлечениям детей (необходимый кратковременный отдых), не одёргивает их постоянно репликами «Сиди смирно!» и пр.

В младшей группе дети приобретают первоначальные навыки работы с раздаточным материалом. Дидактический материал даётся каждому ребёнку в отдельной коробочке, в отдельном наборе. Надо, чтобы до занятия он побывал у детей в руках, тогда будут легче сосредоточить внимание малышей на изучаемых свойствах.

Игрушки и другие вещи должны быть не слишком мелкими, не тяжёлыми, не острыми, чтобы детям было удобно ими пользоваться. Малышей нужно приучать бережно обращаться с пособиями, а после работы складывать и убирать в коробку (на поднос) и относить в указанное место.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

Разработанные Федеральные Государственные Образовательные Стандарты ДО определяют основные цели и задачи воспитания и образования каждого ребёнка в новых условиях, что предполагает индивидуальный подх...

"Дидактические средства, методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста элементам математики"

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе.Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения.К т...

«МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РАССКАЗЫВАНИЮ»

Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.Обучая ребенка рассказыванию, т. е. самост...

Методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста

Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. Каждый метод состоит из определенных при...

Методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста продуктивным видам деятельности

Обучение детей среднего дошкольного возраста носит наглядно-действенный характер. Новые знания ребёнок усваивает на основе непосредственного восприятия, когда следит за действием педагога, слушает его...

Методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста

Методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста...

"Методы и приёмы обучения детей старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельности"

Методы и приемы используемые при проведении опытно - экспериментальной деятельности....