Статья на тему: «Как педагогу работать с одаренным ребенком - дошкольником?»
статья

Сенина Лилиана Николаевна

В последние годы отмечается повышение интереса  к вопросам раннего выявления и раскрытия детских дарований. Проблема одаренности стала актуальной и значимой в дошкольной психологии и педагогике.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_odarennost.docx29.66 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми в ДОУ.

Ключевые понятия  к  статье:

       Одаренностьэто 1. Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.

2. Общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности.

3.Умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению.

4.Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей.

Одаренный ребенок - любой ребенок, чьи интеллектуальные способности и достижения значительно превышают нормы, характерные для его возраста,                      -  ребенок, обладающий специальными способностями в любой области человеческой деятельности, представляющими ценность для общества. Это значение основано на представлении о том, что одаренность может распространяться за пределы тех характеристик и способностей, которые оцениваются стандартным инструментарием для тестирования.

Способность – индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению, являющиеся условием их успешного выполнения.

Талант – высокий уровень развития способностей, прежде всего способностей специальных. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, которые должны отличаться принципиальной новизной оригинальностью подхода.

Статья на тему:

«Приемы и методы работы с одаренными дошкольниками».

      Cоциально-экономические преобразования в нашем обществе вызывают потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных  нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.     В последние годы отмечается повышение интереса  к вопросам раннего выявления и раскрытия детских дарований. Проблема одаренности стала актуальной и значимой в дошкольной психологии и педагогике.   А.М. Матюшкин разработал «Концепцию  творческой одаренности», Л.А Венгер  с авторским коллективом  разработал программу «Одаренный ребенок».  

         Е.С. Белова  «…сравнила одаренность со звездой, свет которой пронизывает каждого человека, пробуждая к жизни  ростки удивительных способностей, талантов».

          Выделяют 2 категории одаренности детей в дошкольном возрасте: 

       - дети с высоким  общим уровнем умственного развития;

       - дети с признаками специальной творческой одаренностью (музыкальной, изобразительной,  физической, интеллектуальной).

     Одарённость детей является одной из важных проблем общества в настоящее времяЗначимость  данного вопроса заключается не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли  углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества.

       Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, младших школьников и подростков весьма отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

Работа с данной категорией детей закреплена нормативными документами:

  • Федеральная программа «Одаренные дети» (распоряжение 13 марта 2002 года);
  • рабочая концепция одаренности 2003 г.

      Государственная система работы с одаренными детьми включает несколько уровней. Основой этой системы является детский сад и школа. Эти учреждения охватывают наиболее широкий круг детей. На уровне детского сада необходимым условием является наличие навыков распознавания одаренности своих воспитанников, создание для них оптимальных условий в плане развития, учебы и отношений со сверстниками. Следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить.

       Основой одного из подходов к организации образовательной работы с умственно одаренными дошкольниками является концепция развития способностей, разработанная авторским коллективом под руководством Л.А.Венгера. Данный подход был реализован в образовательной программе «Одаренный ребенок» (1995 г). Цель данной программы  - создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в России. Эта программа направлена на развитие у детей трех основных блоков структуры одаренности: познавательной активности, умственных способностей, детских видов деятельности. Также была разработана система выявления одаренных детей, которая включает в себя: наблюдение за детьми (прежде всего, в детских видах деятельности); анкетирование взрослых (родителей и воспитателей); групповое обследование детей с помощью стандартизованных на отечественной выборке методик; индивидуальное обследование детей с помощью апробированных методик, направленное на выявление способностей детей в сферах образного мышления, логического мышления, воображения и познавательной активности дошкольников.

      Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов и психологов на протяжении многих столетий. Интерес к данному феномену достаточно высок и в настоящее время. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, а во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих творчески подходить к решению задач, способных созидать новое в различных сферах жизни.

       Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. При создании в ДОУ   благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. Такими условиями являются:

наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;

наличие богатой предметно-пространственной среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;

создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у него чувство собственной значимости, поощряющей проявление  индивидуальности;

наличие образовательной системы.

         В нашей стране долгое время изучением детской одаренности и разработкой вопросов раннего выявления и дальнейшего развития незаурядных детей практически не занимались. Только в последние годы проблема детей с высокими умственными способностями начала вызывать большой интерес не только в научной среде, но в прессе и печати.

Разработана система по выявлению потенциально одаренных детей в рамках ДОУ, которая включает в себя:

1-й этап: первоначальное выделение детей для дальнейшего обследования.

Для этого используется метод экспертных оценок. Воспитатели средней группы в конце учебного года заполняют анкету, где по пятибалльной системе оценивают степень проявления у детей группы признаков одарённости: выполнение заданий на наиболее высоком уровне, сообразительность, инициативность, оригинальность и разнообразие продуктов деятельности, любознательность, широта кругозора. Дальнейшее обследование проводится с детьми, у которых достаточно часто и ярко проявляются данные признаки.

2-й этап: отбор детей в группу одарённых.

При диагностике одарённости исходят из представления о том, что ребёнок, продемонстрировавший высокий уровень способностей хотя бы по одному из следующих параметров: уровень интеллекта, познавательной мотивации и креативность, заслуживает того, чтобы его квалифицировали как одарённого.

         Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одними из важнейших аспектов деятельности д/саду.

Дети, склонные к высоким достижениям, могут проявить себя 

в следующих областях:

•  общие интеллектуальные способности;

•  конкретные академические способности;

•  творческое или продуктивное мышление;

•  лидерские способности;

•  художественные и исполнительские искусства;

•  психомоторные способности.

Палитра одаренности:

•  Общая (умственная одаренность);

•  Художественная одаренность (этот вид одаренности отражает высокий творческий потенциал человека: искусство, литература, музыка, прикладное искусство и т. д.);

•  Социальная одаренность (проявляется в умении разбираться в людях, устанавливать с ними эффективные отношения; основой социальной одаренности является социальный интеллект);

•  Спортивная (моторная) одаренность (проявляется в разных видах двигательной деятельности (спорт, танцы)).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и место исследовательской деятельности в работе с одаренным ребенком дошкольного возраста

Доклад содержит описание работы коллектива детского сада с одаренными детьми посредством организации исследовательской деятельности....

Статья для участия в конференции на тему "Роль педагога в формировании личности ребенка"

Насколько педагог искренен и открыт к восприятию ребенка, настолько в дальнейшем сам растущий человек будет учиться принимать и уважать себя. Только дух поддержки, доверия, принятия ребенка без о...

Работа с одаренным ребенком в детском саду

Статья посвящена организации работы с ребенком, проявляющим выдающиеся способности в какой-либо деятельности. Как помочь развитию таланта и показать возможности его проявления в практической работе....

Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в развитии одаренного ребенка дошкольного возраста»

   Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов и родителей ...

Консультация для педагогов "Работа с одаренными детьми"

Консультация для педагогов "Работа с одаренными детьми"...

Консультация для педагогов "Что значит одаренный ребенок"

Данная публикация познакомит педагогов с основными аспектами одаренных детей....

План работы с одаренным ребенком по

План работы по развитию художественных способностей с одарённым ребенком на  2023-2024 уч.г...