Статья: «Знания и опыт молодого, начинающего коррекционного педагога».
статья (младшая группа) на тему

Обладая специальными компитенциями в области коррекционной педагогики и психологии, я начала свой карьерьный путь с работы воспитателем в общеобразовательной группе. По специальности я логопед-дефектолог. Данные знания помогают мне в работе.Я могу их применять на этапе ранней диагностики детей с "особенностями" в развитии. Передо мной встала проблема, что родители мало уделяют внимания актуальности раннего выявления таких особенностей у детей. Многие игнорируют эту проблему.Очень важным моментом, является взаимосвязь родитителей с педагогом, так как ребенок проводит большую часть своего времени в детском саду.Многие виды нарушений в психомоторнм развитии имеют обратимый характер, поэтому очень важный аспект раннеговыявления и своевременного коррекционно-педагогического воздействия. Наша задачане навредить и воспитать целостную и гаромоничную личность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Знания и опыт молодого, начинающего педагога».

С января 2017 года, я работаю воспитателем в массовой группе детского сада с детьми среднего, а затем младшего возраста. По специальности, я учитель-логопед, педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Обладая большей компетенцией в области коррекционной педагогики, могу сказать, что действительно наблюдается тенденция к увеличению числа детей, имеющих «особенности» в развитии.

В разных возрастных категориях, разный процент тех или иных нарушений развития. С каждым годом количество детей с «особенностями» в развитии рождается все больше и больше. Психомоторное развитие ребенка весьма сложный процесс, основаны на генетической программе. Нарушения могут затрагивать разные сферы психомоторного развития ребенка.

Сегодня статистика свидетельствует о достаточно устойчивом процентном соотношении между различными категориями отклонений в развитии в пределах основных возрастных групп. Так, по степени распространённости, в пределах детской возрастной группы 1 место по численности занимают дети с образовательными затруднениями (более 40%), 2 место с нарушениями интеллекта (20%) 3 место с нарушениями речи (20%), остальные в совокупности составляют 20%.

Растет число детей, нуждающихся в коррекционной помощи. В дошкольном возрасте 25% детей, а по некоторым данным 30-45%, требуют организации специальных условий обучения и воспитания. Несвоевременное или полное отсутствие коррекционных и лечебных мероприятий приводит к прогрессированию нарушений. Проблема может усугубляться и наслаиваться, как снежны ком, приводя к нарушению и других сфер развития ребенка. Помимо основной проблемы будут возникать и вторичные нарушения. Очень часто задержка речевого развития является вторичной проблемой, вследствие задержки психического развития.

Стоит отметить, что у детей нарушения психомоторного развития бывают обратимые. Если их обнаружить в раннем возрасте, то своевременное проведение лечебно-коррекционных мероприятий поможет полностью преодолеть подобные нарушения. Таким образом на первый план выходит задача раннего выявления детей в условиях дошкольного процесса. В этом случае, очень важна тесная взаимосвязь педагога и родителей, так как большую часть своего времени ребенок находится в дошкольном учреждении.

В общеразвивающих детских садах, встречается большое количество детей неблагополучных в психофизическом развитии (например, дети с эмоциональными расстройствами, с расстройствами поведения, задержкой психического развития, соматически ослабленные дети, с нарушениями фонематического восприятия). Дети с такими проблемами испытывают трудности при усвоении всех или некоторых разделов программы дошкольного учреждения. Так как оказываются стихийно интегрированными в среду без специально-организованно коррекционно-педагогической помощи. Отсутствие своевременной коррекционно-развивающей помощи может привести к их дезадаптации. Особенно, в условиях многочисленной наполняемости детей в группах.

Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка в саду, зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. В силу нехватки психолого-медико-педагогических знаний, родители могут недооценивать возможные нарушения у ребенка. Дети с «особенностями» в развитии могут испытывать существенные трудности в адаптации к условиям в дошкольном учреждении. Они требуют пристального внимания не только педагогов, но и врачей, психологов, а в первую очередь своих родителей. В условиях общеобразовательной группы, я как воспитатель, обладая даже дополнительными знаниями в области специальной педагогики и психологии, не могу реализовать в полной мере комплекс индивидуальной систематической коррекционно-педагогической работы. Таким образом, хотелось бы, чтобы родители принимали во внимание рекомендации педагога. Воспитатель выступает, как связующее звено, между ребёнком и его семьей. Он поможет выявить детей с психофизическими особенностями, определить оптимальный педагогический маршрут.

Очень часто родители не внимательно относятся к этой проблеме. Никому не хочется иметь ребенка с физическими или иными «особенностями». Все ждут, что малыш будет здоровым, красивым и умным и добьется успехов в обществе, стене опорой. Некоторые родители не способны принять ситуацию, что у ребенка есть какое-либо отклонение в развитии. В следствии не видят проблему, игнорирую ее. Деструктивное отношение к проблеме в сочетании с нарушениями в детско-родительских коммуникациях препятствуют процессу развития ребенка и ведет к появлению у него поведенческих отклонений.

Помимо важности своевременного раннего выявления нарушений у детей, возникает важность взаимодействия родителей с педагогом Главной составляющей в эффективности положительной динамики развития ребенка является комплексность подхода к проблеме. В таком случае, важна взаимосвязь семьи с педагогами, психологами и медицинскими работниками. Наша общая задача не навредить ребенку, а создать ему благоприятные условия для полноценного развития его как целостной гармоничной личности!

В работе с детьми с «особенностями» в развитии очень важен индивидуальных подход и специальная среда и средства обучения и воспитания. В общеобразовательной группе с многочисленной наполняемостью, я не могу реализовать в полной мере. Это требует большого количества времени и сосредоточения внимания на одном отдельном ребенке. В силу небольшого педагогического опыта, в своей практике я опираюсь на основные принципы специальной педагогики и психологии. Очень часто во главе угла стоит принцип доступности. Необходимо оценивать уровень актуального развития и потенциальных возможностей ребенка. Давать информацию с опорой на «зону ближайшего развития». В силу особенностей объема памяти и концентрации внимания, дети не удерживают большое количество информации. Вся работа строится по принципу от простого к сложному. Инструкции даются короткие, последовательные, произносить их медленно и четко. Обязательно, чтобы вы были в зоне видимости ребёнка (контакт глазами) иначе он не обратит даже внимания на вас. Не переходить к другой инструкции, пока ребенок не выполнит действие. Очень часто нарушения затрагивают именно мыслительные процессы, поэтому важно использовать больше наглядности и практичности в обучении. Соответственно, возрастает роль повторения и закрепления пройденного материала. Так же более подробного, а иногда даже детального описания какой-либо информации. При возможности индивидуального подхода чаще таких деток держать за руку (тактильного контакт), так как они сложно адаптируются и испытывают страх больше, чем другие дети. Очень хорошо использовать в работе приемы из логоритмики, например, при разучивании стихов. Слова сопровождаем движениями, также при утрированном произношении плохо проговариваемых слогов, включаем имитирующие движения рук. Напоминаем детям о четкости произношения звуков, просим повторить за собой (по подражанию). Дети с «особенностями» в развитии, в детском коллективе, могут быть подвержены не понимаю со стороны сверстников. Обязательно разговаривать с детьми на эту тему и объяснять, что эти дети просто еще «маленькие» и обижать их нельзя. Помогаем им «включиться» в общеразвивающую среду.

В ходе своей педагогической деятельности, я проводила индивидуальные консультационные беседы с родителями, о возможных особенностях в развитии их ребенка. После чего они обращались к более узким специалистам. За время работы заметны положительные результаты и хорошая динамика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в международном журнале "Молодой ученый" в 2016г

Статью я опубликовала в 2016 году в международный журнал "Молодой ученый"...

Статья о работе с молодыми педагогами в ДОУ

В статье описан опыт работы с молодыми педагогами в ДОУ...

Статья «Опыт работы коррекционного педагога- воспитателем на массовой группе в общеразвивающем саду»

В статье я отразила основные проблемы, с которыми я встретилась, работая на массовой группе в детском саду. Самая главная и актуальная- это то,что родители,к сожалению,не активно слушают консультации ...

Публикация Статьи в сборнике "Опыт практической деятельности педагога" в рамках II Международной научно - практической конференции

Научно - методическая работа "Творческий проект "Чудо-фантики" для детей старшей группы"...

статья "Что нужно знать взрослому, начинающему обучать дошкольника основам грамоты"

статья "Что нужно знать взрослому, начинающему обучать дошкольника основам грамоты"...

ОПЫТ РАБОТЫ Тема: Коррекционно – развивающая направленность Физкультурных занятий в группах детей с ЗПР методами кинезиологии

ОПЫТ РАБОТЫТема:Коррекционно – развивающая направленностьФизкультурных занятий в группах  детей с ЗПРметодами кинезиологии...