Мастер – класс по оригами «Волшебный̆ квадратик»
материал по теме

Осипова Екатерина Николевна

Мастер – класс для воспитателей̆ по оригами «Волшебный̆ квадратик»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_origami.docx126.33 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для воспитателей̆ по оригами «Волшебный̆ квадратик»

Тема: Развитие творческого и исследовательского потенциала воспитателей средствами использования технологии конструирования из бумаги методом оригами.

Цель: овладение методикой использования оригами как средства пластического моделирования направленного на развитие художественного творчества.

Задачи

  1. Передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности.
  2. Совместная отработка методических методов и приемов, поставленных в программе мастер-класса.
  3. Рефлексия собственного профессионального мастерства всеми участниками мастер-класса.
  4. Оказание помощи участникам мастер-класса в решении задач саморазвития и самосовершенствования.

Предполагаемые результаты для участников мастер — класса.

  1. Познакомятся методами и приёмами складывания бумажных фигурок.
  2. Примут участие в обсуждении полученных результатов.
  3. Предложат для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки.
  4. Получат консультации.
  5. Выскажут свои предложения по решению обсуждаемых вопросов.

Гипотеза: если ребёнок будет заниматься с  практическо-исследовательской деятельностью, то у него будут развиты: собственный творческий потенциал; творческое воображение; наглядно-образное мышление; память; внимание; точность движения пальцев рук; усидчивость; целеустремленность, возрастёт интеллект в целом.

Что такое оригами?

Оригами — это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Япония славится своей древней культурой, традициями, старинными свитками, рисунками тушью, трактатами, яркой самобытностью в одежде – кимоно, куклами. Страна Японских самураев и мечей, сумо, суши, искусства «бонсай» и экибано, страна храмов и сакуры, страна оригами. Никто не знает, кто именно и когда придумал эту увлекательную игру.

А знакомство с оригами следует начинать с Древнего Китая, именно там была создана технология производства бумаги. В 105 году чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору и многие десятилетия под страхом смертной казни китайцы хранили тайну создания белого листа.

И только в 7 веке странствующий буддийский монах Дан — Хо, который умел делать тушь и бумагу, пробирается в Японию и обучает монахов изготавливать бумагу по китайской технологии.

Очень скоро в Японии наладили свое массовое производство бумаги, во многом обогнав Китай.

Первые листочки бумаги, сложенные в необычные фигурки появляются сначала в монастырях. Иначе и быть не могло. Ведь в японском языке понятия «Бог» и «Бумага» звучат одинаково, Фигурки из бумаги имели символическое значение. Они становились участниками религиозных церемоний. Украшали стены храмов.

В периоды Ка ма кура (1185-1333 гг.) и Му ро мати (1333-1573 гг.) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора.

В периоды Адз ути – Мо мо яма (1573-1603 гг.) и Эдо (1603-1867 гг.) оригами из церемониального искусства превратилось в популярный способ времяпрепровождения. Именно тогда изобретается ряд новых фигурок, включая знаменитого японского журавлика, которые позже становятся классическими.

А когда массовое производство бумаги позволило снизить на нее цену, искусство складывания проникло в быт дворянства.

И тогда появилось искусство самураев сворачивания тайных писем. Тогда же возникло и искусство. В те времена считалось признаком хорошего воспитания умение богатого дворянина развлечь свою даму на балу складыванием бумажных фигурок. Используя свое умение, самураи так складывали свои записки, что только посвященный мог развернуть его.

Со временем оригами (а этот термин возникает только в 1880 году) становится обязательным занятием во многих японских семьях. Мамы передавали свои знания дочкам, показывая немногие известные им фигурки.

Искусство оригами существовало много веков как храмовое, чрезвычайно регламентированное по технике исполнения. Количество фигурок было не велико. Но приемы работы с бумагой, как с материалом, на, котором можно не только рисовать, но и особым образом сворачивать, тщательно шлифовались.

Взрыв популярности оригами произошёл после Второй мировой войны благодаря Акиро Й оши дзава, который решил посвятить себя оригами и его развитию.

Именно Йошидзава создал то, что сегодня называется «оригамная азбука». Условные обозначения, символы, графические знаки, придуманные Акиро, позволили зафиксировать процесс складывания «оригамной» фигуры.

Это замечательное открытие позволило оригами стать универсальным международным языком. И сегодня все книги, посвященные искусству оригами, используют оригамную азбуку Акиро Йошидзава.

Использование оригами в современном мире

  • В начертательной геометрии, математике.
  • В философии.
  • В архитектуре.
  • В хореографии.
  • В арттерапии.
  • В оформлении интерьера.
  • В театрализованной деятельности.
  • В дидактических играх.
  • В развитии мелкой моторики ребёнка.

Использование оригами в детском саду

  1. Оригами в интерьере. “Снегири на ветке ”, “Цветы в вазе.
  2. Альбомы “Оригами”.
  3. На музыкальных вечерах, праздниках, утренниках (танцы с оригами игрушками).
  4. В сюжетно-ролевых играх:
  5. В дидактических играх: “Зоопарк на столе”
  6. Проведение подвижных игр с ободками-масками, выполненных из модулей цветной бумаги: «У медведя во бору».
  7. Для режиссерских игр ребенок сам из сложенных ранее моделей оригами составляет сюжет и сам его обыгрывает.
  8. В театральной деятельности: пальчиковый театр (стаканчик); настольный театр: “Гуси-лебеди”, “Три поросенка”, “Маша и медведь”, “Репка”, Теремок», «Колобок».
  9. В композициях на занятиях по изодеятельности.
  10. В русском фольклоре (потешки, загадки, скороговорки, сказки).
  11. В ознакомлении с окружающим.
  12. Поделки-поздравления к праздникам (8 Марта, день Учителя, день Бабушек, день Защитника Отечества, 9 Мая, Новый год).
  13. Новогодние игрушки на ёлку.
  14. На выставках: внутри учреждения, группе.

Схема оригами “Журавлик”

Порядок действий оригами “Журавлик”

  1. Журавлика начинаем складывать с базовой формы Квадрат.
  2. Раздвигаем слои бумаги по бокам и делаем три сгиба: загибаем и разгибаем правый и левый края, после чего загибаем и разгибаем верхушку фигуры. Переворачиваем, повторяем то же самое с другой стороной.
  3. Аккуратно поднимаем верхний слой ромба и загибаем его кверху. Проделываем это, нажимая по бокам.
  4. Переворачиваем фигуру, повторяем то же самое с другой стороной.
  5. Раздвигаем по бокам слои бумаги и загибаем бока лицевого слоя фигуры к центру.
  6. Переворачиваем фигуру другой стороной и проделываем то же самое, что и в прошлом пункте.
  7. Теперь раздвигаем слои бумаги по бокам фигуры и заворачиваем кверху острые нижние концы. Нажимаем по бокам, выравниваем фигуру и отгибаем в стороны как вы уже догадались, нос и хвост журавлика.
  8. Загибаем журавлю нос, расправляем крылья и журавля.

Круглый стол

  1. обсуждение полученных результатов;
  2. обсуждение собственных проблем, вопросов;
  3. предложения участников.

Вывод

Целью занятий оригами является не складывание как можно большего количества разнообразных фигурок, а воспитание и развитие у детей целого ряда способностей и навыков. Педагогами разных стран выявлено, что оригами: развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях. Знакомит с основными геометрическими понятиями; улучшает способность следовать устным инструкциям; расширяет коммуникативные способности; воспитывает личность как члена общества, его нравственные, патриотические, интернациональные чувства; воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе. Все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю.

Использование оригами в учебно-воспитательном процессе – приносит не только радость участникам процесса, но и повышает результативность обучения.

http://img-fotki.yandex.ru/get/15557/306707165.a/0_16203e_1277e352_XL.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка оригами "Волшебный квадратик"

Цель программыОзнакомление  детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, ...

Программа дополнительного образования по искусству оригами «Волшебный квадратик» для класса пред школьной подготовки.

Цель программы Ознакомление  детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приёмами техники ор...

Мастер – класс для воспитателей в ДОУ по оригами «Волшебный квадратик»

Мастер - класс разработан для  воспитателей в ДОУ для ознакомления основам конструирования из бумаги методом оригами....

Мастер-класс по оригами "Волшебный материал"

Мастер-класс по оригами "Волшебный материал"...

Волшебная страна оригами Мастер-класс по оригами

Образовательные области:Познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.Задачи:Обучающие:- тренировать умение детей в овладении различными приемами и способами действия ...

Фестиваль мастер-класс по оригами "Волшебный квадрат"

Цель: Овладение методикой использования оригами как средства пластического моделирования направленного на развитие художественного творчества.Задачи:Передача опыта путём прямого и комментированного по...