Главные вкладки

    Программа дополнительного образования по искусству оригами «Волшебный квадратик» для класса пред школьной подготовки.
    календарно-тематическое планирование по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

    Привалова Алла Владимировна

     

    Цель программы

    Ознакомление  детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приёмами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

     

    Задачи программы:

    ОБУЧАЮЩИЕ:

    ü        Знакомить  детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

    ü        Формировать  умения следовать устным инструкциям.

    ü        Обучать  различным приёмам работы с бумагой.

    ü        Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать  словарь ребёнка специальными терминами.

    ü        Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

    Развивающие:

    ü        Развивать внимание, память, логическое и пространственное  воображения.

    ü        Развивать мелкую моторику  рук и глазомер.

    ü        Развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазии детей.

    ü        Развивать у детей способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.

    ü        Развивать пространственное воображение.

    Воспитательные:

    ü        Воспитывать интерес к искусству оригами.

    ü        Расширять коммуникативные способностей детей.

    ü        Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

    ü        Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.  

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл origami_-_volshebnyy_kvadrat.docx52.37 КБ

    Предварительный просмотр:

               Программа дополнительного образования по искусству оригами  

                                                    «Волшебный квадратик»                                  

                                       для класса пред школьной подготовки.

    «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок».

    Сухомлинский В.А.

      Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.

    Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами  в условиях школы для дошкольников.

    Оригами – это сложение различных  фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами.

    Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребёнка. Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

    Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Разработка тонких и точных движений необходимо ребёнку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.

    Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

    Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

    Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания.

    Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приёмов складывания) со словесными (объяснение приёмов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

    Оригами совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда.

    Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это ещё далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

    В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно  происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают  много  нового, что относится  к геометрии и математике.

    Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги  сначала вдоль, а потом поперёк, подравнивая стороны к противоположным углам.

    По мнению многих авторов, эти действия доступны детям дошкольного  возраста. Также не стоит забывать о том, что оригами развивает мелкую моторику рук, а,  следовательно, и речь (речевой центр и центр, управляющий  мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияют друг на друга).

    В программе указаны основные цели и задачи обучения. Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами за весь период обучения. Программа знакомит с необходимым оборудованием для занятий  совместной деятельности. Поможет внести детей в мир искусства оригами с помощью исторических  сведений и фактов.

    В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна ещё тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:

    • умение слушать воспитателя
    • принимать умственную задачу и находить способ её решения
    • переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения
    • развитие самоконтроля и самооценки
    • осознание собственных познавательных процессов.

    Цель программы

    Ознакомление  детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приёмами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

    Задачи программы:

    ОБУЧАЮЩИЕ:

    • Знакомить  детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
    • Формировать  умения следовать устным инструкциям.
    • Обучать  различным приёмам работы с бумагой.
    • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать  словарь ребёнка специальными терминами.
    • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

    Развивающие:

    • Развивать внимание, память, логическое и пространственное  воображения.
    • Развивать мелкую моторику  рук и глазомер.
    • Развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазии детей.
    • Развивать у детей способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.
    • Развивать пространственное воображение.

    Воспитательные:

    • Воспитывать интерес к искусству оригами.
    • Расширять коммуникативные способностей детей.
    • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
    • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.  

                 

             Тематический план занятий по дополнительной образовательной

                      программе по ручному труду (искусству оригами)

                                                  «Волшебный квадратик»

                                       (Всего 32 часа, 1 час в неделю)

                №

             Дата

    Тема занятия

           

     Программные           задачи

           Кол-во часов

               ИКТ

    «Давайте поиграем».

    Выявить умение детей распознавать и называть геометрические фигуры. Заинтересовать работой с бумагой. познакомить  с одним из её свойств – сменяемостью,. Научить делить квадрат путём складывания на разное количество равных частей: два прямоугольника, четыре треугольника или квадрата; укреплять мелкие мышцы рук; воспитывать аккуратность.

        1

    «История о любопытном уголке»

    Учить детей конструировать, сгибая лист бумаги квадратной формы по диагонали, познакомить с условными обозначением «долина» (линия, по которой следует делать сгиб на себя), стрелкой, указывающей направление сгиба, линией перегиба, учить сгибать получившийся треугольник по схеме, воспитывать у детей внимание и терпение.

        1

    «В некотором царстве, в бумажном государстве…»

    Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами, познакомить с некоторыми из них; начать знакомить с историей оригами.

        1

    «Бабочка и лягушка».

    Упражнять детей в умении узнавать геометрические фигуры; закреплять умение получать из квадрата прямоугольники, треугольники и квадраты меньшего размера; познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма - «треугольник»); упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении бабочки; обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией; воспитывать усидчивость, аккуратность.

        1

    «Отгадай загадку».

    Учить изготавливать новые поделки в технике оригами, используя знакомый приём складывания бумажных квадратов по диагонали; поощрять творческую инициативу детей; развивать глазомер.

        1

    «Знакомство со свойствами бумаги»

    Познакомить детей с различными свойствами и качествами бумаги; научить правильно, отбирать бумагу для изготовления фигурок в технике оригами.

        1

    «Воздушный змей».

    Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; научить мастерить воздушного змея по пооперационной карте; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки; упражнять в свободном выборе цвета; развивать объяснительную речь.

        1

    «Деревья и кустарники».

    Учить детей составлять небольшую композицию из оригами; дополнять её по мере необходимости различными деталями, сделанными из бумаги разными способами, знакомыми детям; развивать фантазию, воображение; учить творчески подходить к выполнению задания, работать вместе, уметь договариваться.

        1

    «Забавные зверушки».

    Продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, используя пооперационные карты; познакомить с одним из способов соединения деталей – склеиванием; помогать каждому ребёнку добиваться желаемого результата; воспитывать самостоятельность, аккуратность.

        1

    «Теремок».

    Закрепить умение детей мастерить поделки, используя пооперационную карту; заинтересовать изготовлением простейших головных уборов для театрализованной игры; учить брать на себя ту или иную роль.

        1

    «Лисичка с чёлочкой»

    Повышать интерес к занятиям оригами через игру; научить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки; воспитывать аккуратность; развивать глазомер; укреплять мелкие мышцы рук, упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки; воспитывать желание помогать слабым.

        1

    «Волшебные превращения стрелы»

    Продолжать учить мастерить поделки, используя пооперационную карту; познакомить детей с новой базовой формой «стрела», научить трансформировать её в другие поделки; помочь каждому ребёнку добиться желаемого результата.

        1

    «Ветка рябины».

    Учить детей самостоятельно читать пооперационную карту; закрепит умение мастерить поделки из базовой формы «стрелка»; воспитывать умение работать в коллективе; вызвать чувство радости от проделанной работы, которой смогут любоваться другие люди; упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки; расширять словарный запас, развивать объяснительную речь.

        1

    «Гном».

    Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей; познакомить с последовательностью изготовления поделок в технике оригами, используя схему; учить чётко, выполнять инструкции педагога; совершенствовать умения детей работать в мини-группе, добиваться достижения цели, согласуя свои действия с действиями товарищей; воспитывать стремление помогать другим.

        1

    «Ёлочка».

    Создать хорошее настроение в предвкушении приближающегося новогоднего праздника; продолжать учить детей делать фигурки в технике оригами, используя пооперационную карту и схему; познакомить с новой базовой формой «водяная бомбочка»; продолжать знакомить с историей искусства оригами; развивать мелкую моторику рук.

       1

    «Новогодние украшения».

    Вызвать у детей желание самостоятельно украсить класс к новогоднему празднику; продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги; развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение; воспитывать аккуратность.

        1

    «Дед Мороз».

    Закрепить умение детей делать фигурки в технике оригами, используя схему; вызвать радостное настроение в ожидании новогоднего праздника; совершенствовать навыки работы с ножницами; воспитывать самостоятельность, усидчивость.

        1

    «Мордочка зайца»

    Продолжать учить детей работать с квадратным листом бумаги, закреплять практическими действиями знание графических символов, знакомых детям, развивать творческие способности, умение самостоятельно методом проб и ошибок конструировать простейшую фигуру, воспитывать усидчивость.

        1

    «Карп».

    Продолжать учить детей работать с квадратным листом бумаги, учить разгибать внутренние уголки по схеме, сгибать фигуру пополам по продольной оси, развивать внимание, память, фантазию, компоновать готовые оригами в панно.

        1

    «Приключение золотой рыбки».

    Учить детей сгибать лист прямоугольной формы пополам, совмещая углы и противоположные стороны, расправлять квадрат в прямоугольник, закреплять уже знакомые условные обозначения оригами, развивать уверенность в своих силах и способностях.

        1

    «Летучая мышь».

    Продолжать учить детей сгибать лист квадратной формы по горизонтальной и вертикальной осям; закрепить умение складывать квадрат в треугольник, сгибать получившийся треугольник в разных направлениях; закрепить графический язык оригами; развивать стремление к самостоятельным действиям; к доведению начатого дела до конца, преодолевать возникающие трудности.

        1

     «Птицы».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

    Закреплять знания детей о графическом языке оригами; учить самостоятельно пользоваться схемой сборки, соблюдая последовательность действий сборки; воспитывать уверенность в своих силах и способностях; развивать мелкую моторику рук.

        1

    «Я – сам».

    Продолжать учить детей работать по схеме; учить проявлять творчество в создании художественного образа; поощрять стремление детей к самостоятельному решению практических задач; стимулировать эстетические оценки и суждения.

        1

    «Тюльпан».

    Продолжать учить детей сгибать лист квадратной формы по диагонали, сгибать углы получившегося треугольника наискосок, закрепить условные обозначения: «долина», линия перегиба, напомнить ещё одно условное обозначение «переворот» (листок  переворачивается на другую сторону), воспитывать внимание, усидчивость.

        1

    «Домики для лисы и зайца»

    Учить определять точку пересечения линий. Изготовление домиков различного размера, используя основные элементы складывания:  складывание квадрата по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали, загнуть угол квадрата к центру. Дополнение деталями (окна, двери), используя аппликацию.

        1

    «Ракета»

    Учить складывать заготовки, используя разные, знакомые детям, базовые формы.

    Продолжать учить соединять детали, накладывая друг на друга, совмещая углы и стороны.

        1

    «Кораблики в море»

    (коллективная композиция)

    Закрепление знания базовой формы «блин», умение складывать её самостоятельно. Используя знакомую базовую форму, учить изготавливать двухтрубный кораблик. Изготовление коллективной композиции. Продолжать учить размещать свою фигурку на общем полотне.

        1

    «Весна красна»

    Учить составлять солнце из 8 заготовок, сложенных из знакомой базовой формы «воздушный змей».

    Продолжать учить совмещать вершины углов и стороны деталей.

    Придать выразительность, используя аппликацию.

        1

    «Серая шейка»

    Учить складывать утку, используя базовую форму «воздушный змей».

    Дорисовать глаза и клюв.

        1

    Композиция

    «Морское дно»

    Складывание кусочков водорослей из базовой формы «треугольник». Наклеить получившиеся «листочки» на нарисованные на общем полотне «стебельки».

    Дополнить композицию, наклеив рыбок и медуз, сделанных на предыдущих занятиях.

        1

    Панно «Цветочный луг»

    Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали, вставляя бутон в чашечку; соединив два бутона, получать модель распустившегося цветка, создавать общую композицию.

        1

    Итоговое занятие

    Оформление альбома лучших работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.  Справедливая  оценка результатов своей работы и работы сверстников.

        1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные превращения бумажного листа»

    Программа  направлена на развитие детей дошкольного возраста на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как ...

    Программа дополнительного образования по художественному творчеству "Волшебный квиллинг"

    Квиллинг - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время. С её помощью можно получить различные шедевры, напоминающие «тонкую кружевную паутинку». Из  полос ...

    Рабочая программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Волшебная паутинка»

    Программа художественно-эстетической направленности «Волшебная изонить» является модифицированной программой дополнительного образования для детей дошкольного возраста и нацелена на обеспечение самооп...

    Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей младшего дошкольного возраста «Волшебные превращения из бумаги»

    ЛГ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Золотой петушок»...

    кружковая работа по искусству оригами Волшебный квадратик

    программа предназначенна для детей старшего дошкольного возраста...

    Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста "Бумажные фантазии"

    Оригами – это сказка.Оригами – это веселый труд.Оригами – это волшебный мир.Оригами – это фокус.Оригами – это физкультминутка.Оригами  - это мир превращений и квадра...