Методические рекомендации организации и проведения экскурсий и целевых прогулок в ДОО
учебно-методический материал на тему

Иванова Ирина Геннадьевна

В данном материале описаны методические рекомендации по организации прогулок и экскурсии в ДОО. Информация полезна для педагогов дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsii_progulki.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации организации и проведения экскурсий и целевых прогулок в ДОУ

С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве, красочности, динамике, способствуют развитию любознательности, эстетических и нравственных чувств.

Во время экскурсий у детей формируются представления о родной природе. У детей осуществляется сенсорное развитие через знакомство со всем богатством природных красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Чем больше ребенок познает природу, тем лучше идут его мыслительные процессы, формируется воображение, эстетические чувства.

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения.

Экскурсии за пределами ДОУ. Такие экскурсии позволяют детям познакомиться с объектами и явлениями природы в естественной обстановке.

Организация и методика проведения экскурсий

Экскурсии, как форма занятий, проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах не реже 1 раза в месяц.

По содержанию экскурсии делятся на 2 вида:

1. природоведческие (познавательные) экскурсии – в парк, лес, к озеру,

2. экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых. (школа, библиотека).

Природоведческие экскурсии – проводятся в разные времена года с целью изучения сезонных изменений в природе, происходящие в природе. К таким экскурсиям воспитателю надо тщательно подготовиться, ведь провести экскурсию намного сложнее, чем простое занятие в группе.

Подготовка воспитателя: сначала надо определить цели и задачи экскурсииЭкскурсия проводится в соответствии с изучаемой программой, возрастной группой и особенностей окружающей местности, в которой проживаете. Место для экскурсиивыбирается интересное, там не должно быть предметов, которые бы отвлекали детей от намеченной цели. Естественно экскурсия должна отвечать теме недели, которая изучается детьми, и быть в пешей доступности от детского сада. Воспитателю необходимо учитывать физические особенности детей при расчете расстояния до места экскурсии. Для средней группы расстояние до места наблюдения должно составлять не более 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут. Предварительно воспитатель за день или два осматривает место проведения экскурсии. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей.

Чтобы разнообразить маршрут экскурсии и сделать его более интересным для детей, воспитатель готовит стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.

Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны иметь представление о том, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Вместе с воспитателем дети повторяют правила поведения на улице, в лесу, в общественных местах.

Особое внимание надо уделить одежде детей. Одежда должна быть удобной, дети должны быть одеты по погоде.

Воспитатель вместе с детьми заранее готовит экскурсионного снаряжение и оборудование для собранного материала на экскурсии. Всё оборудование должно находиться в определенном месте.

Методика проведения природоведческих познавательных экскурсий.

Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры детей с собранным материалом. Все это можно менять местами в зависимости от цели экскурсии.

Как только дети оказались на месте наблюдения, воспитатель кратко напоминает о целях и задачах экскурсии. Предлагает детям осмотреть территорию наблюдения. Коллективное наблюдение помогает детям решить все основные задачи экскурсии. Дети вместе с воспитателем выделяют главные признаки предметов и явлений, которые они наблюдают при помощи ответов на вопросы воспитателя, отгадывания загадок, сравнения признаков, игр, рассказов и пояснений воспитателя.

Беседы и логические задачи активизируют познавательную активность детей. Воспитатель может во время экскурсии задавать разные вопросы, например«Чем береза в парке похожа на березу на вашем участке?» и т. д. Вопросы следует задавать такие, которые вызывают эмоции у детей. Важно обращать внимание детей не только на объекты живой и неживой природы, но и на экологические сообщества, рассматривая "этажи" парка и водоема, учиться находить взаимосвязь между ними, научиться правильно строить логические цепочки.

С детьми важно проводить дидактические игры во время экскурсий. Можно поиграть в такие игры как: "Помоги дереву", "Осторожно, муравей", "Птицы любят тишину" и др.

Проведение экологических акций расширяют опыт природоохранной деятельности, поддерживают стремление активно и самостоятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы. Во время экскурсий можно развешивать кормушки для птиц, высаживать выращенную рассаду на клумбы и цветники, сажать деревья и пр. Таким образом, дошкольники накапливают эмоционально-положительный опыт общения с природой.

По окончании основной части рекомендуется дать детям возможность провестисамостоятельные наблюдения и сбор природоведческого материала. Но необходимо воспитателю еще раз напомнить о необходимости беречь природу.

Во время игр, дети закрепляют знания о природе, об изучаемом предмете, запоминают названия растений.

В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы.

Главная цель заключительного этапа — подведение итогов экскурсионной работы.

После возвращения детей в детский сад можно предложить им выполнить творческие задания, например: составление книг сказок, рассказов о парке, описать разные экологические ситуации, составление коллажей и т. д. Так же можно сконструировать различные макеты из собранного природного материала детьми на экскурсии. В дальнейшем будет возможность дополнять новыми объектами и материалами макеты.

Таким образом, экскурсии помогают расширить представления воспитанников об экологических системах (парков, водоемов, сформировать представления об их "жизни" в течение года, понаблюдать, какие изменения происходят с каждым природным объектом в зависимости от сезона, научиться любить и оберегать окружающую среду.

Целевые прогулки отличаются от экскурсий тем, что они являются только кратковременными. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона: гнездованием птиц, ледоходом. Проводятся целевые прогулки к водоему, на луг. Можно выбрать какой-то один объект для наблюдения и на участке д/с, например, березку и совершать целевые прогулки в разные сезоны, наблюдая и отмечая при этом произошедшие изменения.

Советы по подготовке и проведению прогулок по маршруту:

прогулка-поход проводится только после тщательного изучения маршрута;

- тщательно продумывается содержание маршрута, похода;

- взрослый вместе с детьми готовит необходимое оборудование, оснащение;

- продумывается одежда детей – удобная и соответствующая погоде;

- о времени проведения похода дети и их родители извещаются заранее;

- желательно уточнить прогноз погоды;

- накануне с детьми проводится беседа о правилах поведения во время движения и в процессе общения с объектами природы;

- взрослые должны хорошо знать ягоды, грибы, растения, растущие в данной местности; должны знать содержание аптечки и правила пользования ею;

- взрослые должны хорошо знать и учитывать индивидуальные и физические возможности детей (движение должно быть в определенном ритме, равнении на самого слабого участника, ходьба не должна быть однообразной);

- план и маршрут согласовывают с медработником, заведующей, заместителем заведующей;

- взрослые должны хорошо знать и соблюдать правила дорожного движения.

Планирование прогулок-походов

Перед проведением прогулки-похода составляется перспективный план:

Дата проведения прогулки-похода Тема и объекты наблюдения Цель прогулки-похода Отметка о выполнении прогулки-похода

В перспективном плане дается краткое описание маршрута проведения прогулки-похода, отмечаются места привалов для отдыха детей, и делается отметка о деятельности на них.

К каждому походу составляется сценарий, где указывается место проведения, время отправления, форма и длительность.

Содержание прогулки-похода составляют:

- дидактические игры;

- подвижные игры;

- чтение художественной литературы;

- экспериментальная и практическая работа.

Карты-схемы маршрутов утверждаются на педсовете, что подтверждается подписью заведующего на карте. Маршруты все должны быть пронумерованы. На каждом маршруте обязательно должны быть отмечены опасные участки дороги и привалы.

Перед походом воспитатели делают запись в тетради прихода и ухода группы в поход в таблице:

№, дата Возрастная группа Количество детей № маршрута Количество сопровождающих, Ф. И. О. Время ухода, подпись Время прихода, подпись Кто принял сведения

Разрабатывается памятка для воспитателей по организации экскурсий и целевых прогулок

Пешеходные прогулки должны быть рассчитаны на 30 минут ходьбы в одну сторону. Воспитатель разрабатывает маршрут прогулки с безопасной дорогой, местами для привалов.

В таких походах принимают участие музыкальный руководитель, мед. сестра.

Во время пешеходных прогулок надо так организовать детей, чтобы они могли идти не только в парах, но и свободно, группами по 3-4 человека. На дороге должны встречаться препятствия: поваленное дерево, низко нависшие ветки, ручей и т. д.

В результате таких походов можно укрепить физическое состояние детей: спрыгивать с плоских камней, с пеньков (не выше 50 см.). Для прыжков в длину использовать ширину тропинок, канавки. Прыгать в высоту можно через прутик, положенный на два соседних пенька, через невысокие пеньки. Для перелезания использовать бревна, поваленные деревья, низко нависшие ветки для подлезания.

Во время пешеходной прогулки организовать с детьми сбор природного материала, который можно использовать на занятиях по конструированию в трудовой деятельности.

После такой прогулки детям предлагают сделать зарисовки, проводятся беседы об увиденном.

Туристическое снаряжение:

Головной убор (шляпа, шапка, панама, спортивный костюм, кеды или кроссовки. Необходим рюкзак, посуда, игрушки, спортивный инвентарь (мяч, кегли, скакалки и др.); обязательно возьмите с собой аптечку и питьевую воду. Можно взять с собой музыкальные инструменты

Список используемой литературы:

1. Каменева Л. А.:«Как знакомить дошкольников с природой» - М.: «Просвещение», 1983г.

2. Каменева Л. А.:«Методика ознакомления детей с природой в детском саду» - М.: «Просвещение», 1991г.

3. Мазурина А. Ф.:«Наблюдения и труд детей в природе» - М.: «Просвещение», 1976г.

4. Фролов В. Г.: «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке» - М. ,«Просвещение», 1986г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика организации и проведения экскурсий и целевых прогулок в ДОУ.

В данной работе дана полная информация о методике организации и проведения экскурсий и целевых прогулок в ДОУ....

Методические рекомендации организации и проведение экскурсии, целевых прогулок в ДОУ для педагогов.

Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения...

"Проведение экскурсий и целевых прогулок в ДОУ"

Экскурсии - особая форма организованной образовательной деятельности, её преимущество над другими видами образовательной деятельности в том, что они позволяют детям в естественной обстановке...

Методические рекомендации организации и проведения экскурсий и целевых прогулок в ДОУ для педагогов

С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринима...