"Проведение экскурсий и целевых прогулок в ДОУ"
консультация по окружающему миру

Экскурсии - особая форма организованной образовательной деятельности, её преимущество над другими видами образовательной деятельности в том, что они позволяют детям в естественной обстановке познавать  объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ekskursii_i_tselevye_progulki.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с №5 г. Задонска

Доклад из опыта работы

к педагогическому совету

«Проведение экскурсий и целевых прогулок с детьми дошкольного возраста».


« Организация и проведение экскурсий и целевых прогулок в ДОУ»

    Наблюдая, дети дошкольного возраста воспринимают окружающий мир во всем богатстве, красочности, динамике, что способствует развитию познавательной активности, формированию любознательности.

    Экскурсии - особая форма организованной образовательной деятельности, её преимущество над другими видами образовательной деятельности в том, что они позволяют детям в естественной обстановке познавать  объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека.

     В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений об окружающем мире. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, богаче становятся его представления. Таким образом, осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.

По содержанию экскурсии делятся на 2 вида:

  1. природоведческие познавательные экскурсии;
  2. экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых;

ознакомительная экскурсия (целевая прогулка) по улице.

     Начиная со второй младшей группы провожу целевые прогулки по участку и территории ДОУ. Экскурсии вне территории ДОУ провожу с детьми начиная со средней группы.

     Чтобы работа по познавательному развитию была плодотворной экскурсии  провожу не реже 1 раза в месяц.

Природоведческие экскурсии  провожу в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении.

 Успех экскурсии зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.

Подготовка воспитателя заключается прежде всего в определении цели экскурсии и её содержании. Намечая экскурсию я ориентируюсь на особенности окружающей местности (природного объекта) или технологического процесса экскурсионного объекта.

Определяя место экскурсии я  выбираю наилучший путь к нему – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.

План и маршрут согласовываю с заведующей,  старшим воспитателем и медработником. Взрослые сопровождающие детей во время экскурсии должны хорошо знать и соблюдать правила безопасности (дорожного движения, на производстве).

При посещении производственного объекта необходимо получить разрешение на проведение экскурсии и обговариваю ход экскурсии с ответственным представителем, определяя содержание беседы рабочих с детьми.

Как бы ни было знакомо мне место экскурсии, необходимо за день, за два до нее осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, я уточняю  маршрут, нахожу  нужные объекты, намечаю содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений и объектов, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливаю места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей.

Своеобразие экскурсий по ознакомлению с трудом взрослых состоит в том, что дети наблюдают трудовую деятельность человека и технологический процесс. В основной части экскурсии необходимо показать детям, что и для какой цели делают люди, какие машины используются, как относятся к труду, как заботятся о хороших результатах труда.

Для того, чтобы экскурсия была интересной, я   подготавливаю стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.

Подготовку детей начинаю с сообщения  цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать.  Напоминаю детям о правилах поведения на улице, в природе или на производственном объекте, в общественных местах.

При подготовке к экскурсии я обращаю  внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. В системе подготовительной работы активно использую игры-тренинги, предполагающие включение элементов психогимнастики в различные виды детской деятельности и направленные на формирование адекватной самооценки и навыков конструктивного общения с миром природы, воспитание ценностного отношения к тому, что окружает ребенка.

К экскурсии я  подготавливаю экскурсионное снаряжение. При организации природоведческой экскурсии мне  необходимо тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой. Подготовить оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует развитию у них интереса к предстоящей экскурсии.

Методика проведения природоведческих познавательных экскурсий.

Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры детей с собранным материалом. Порядок частей варьируется в зависимости от цели экскурсии, сезона. Приведя детей к месту экскурсии, я в краткой беседе напомнию о ее цели, даю детям осмотреться. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии .Я должна  помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Для этого я использую различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения. Уровню познавательной активности способствуют элементы бесед и логические задачи, предлагаемые мной,  В качестве примера я  приважу вопрос: «Чем береза в парке похожа на березу на вашем участке? « и т.д. Целесообразно использовать именно те из них, которые стимулируют проявление эмоций и чувств детей. Можно спросить у воспитанников, какие добрые слова можно подарить цветам на клумбах парка, с какими пожеланиями обратиться к пернатым друзьям и т.д. Необходимо обращать внимание не только на отдельные природные объекты, но и на экологические сообщества, рассматривая „этажи» парка и водоема, определяя обусловленное взаимодействие между ними, строить логические цепочки связей и зависимостей.

Дидактические игры, проводимые во время экскурсий, необходимо ориентировать на предоставление дошкольникам возможности проявить активную, экологически грамотную позицию по отношению к объектам природы. Темы могут быть следующие: «Помоги дереву», «Осторожно, муравей», «Птицы любят тишину», «Доброе утро» и др.

Небольшие экологические акции расширяют опыт природоохранной деятельности, поддерживают стремление активно и самостоятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы. Во время экскурсий в сквер, парк, к водоему я  совместно с детьми  развешиваем кормушки для птиц, высаживаем выращенную рассаду на клумбы и цветники, сажаем деревья и пр. Самым значимым является то, что во время этих акций дошкольники накапливают эмоционально-положительный опыт общения с природой.

Важное место отводится на экскурсиях вопросам-заданиям, проведению исследовательской деятельности, что способствует установлению связей между различными явлениями и объектами, совершению детьми «открытий». При рассматривании объектов следует учитывать, что знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств.

По окончании основной части детям даю возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако при этом не следует забывать об охране природы, сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством или при непосредственном участии педагога.

Во время отдыха детей проводжу  игры и игровые упражнения. Дети закрепляют знания о характерных особенностях предмета, выражают словами мнение о качестве предмета, запоминают название растений («Угадай по запаху», «Узнай по описанию», «С какой ветки детки?»).

В заключительной части экскурсии я  еще раз обращаю внимание детей на общую картину природы.

Главная цель заключительного этапа - подведение итогов экскурсионной работы. Творческие задания позволят ребенку выразить свои впечатления, показать отношение к увиденному. Я предлагаю детям совместно со мной составить книжки-малышки из рисунков. Или после природоведческой экскурсии, например дети  могут сочинить рассказ о парке, предположить, какие сказки могла бы поведать им старая ель. Как вариант творческих заданий, я  предлагаю составление коллективных коллажей, изображающих надводных и подводных обитателей водоемов или профессии и пр. Конструирование макетов экосистем из природного и бросового материалов поможет детям лучше понять цепочку взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих в природе. Макет улицы можно использовать в обучении правилам дорожного движения. После каждой экскурсии макет может дополняться, преобразовываться. На основе конкретизированной информации дети выстраивают технологические цепочки, добавляют новые природные или технологические объекты и т.д.

При проведении с младшими дошкольниками целевой прогулки, можно выбрать какой-то один объект для наблюдения и на участке ДОУ, например, рябину и совершать целевые прогулки в разные сезоны, наблюдая и отмечая при этом произошедшие изменения.

Таким образом, экскурсии и целевые прогулки помогают формировать представления дошкольников об окружающем мире.

«Расскажи мне - и я забуду! Покажи мне - и я запомню! Дай мне сделать самому - и я пойму!» -сказал классик педагогики К.Ушинский. Эти слова в полной мере можно отнести к организованной образовательной деятельности - экскурсии. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план экскурсий и целевых прогулок с детьми в природу в подготовительной к школе группе

Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. Во всех группах детского сада для ознакомления детей с природой широк...

Методика организации и проведения экскурсий и целевых прогулок в ДОУ.

В данной работе дана полная информация о методике организации и проведения экскурсий и целевых прогулок в ДОУ....

Перспективный план экскурсий и целевых прогулок 1 младшая группа

Перспективный план экскурсий и целевых прогулок 1 младшая группа...

Перспективное планирование экскурсий и целевых прогулок

Данный материал из опыта работы педагога позволяет охватить ближайший от детского сада социум ( школа, библиотека, ДКи т.д.) , разнообразив тем самым социальный опыт детей старшего возраста....

Методические рекомендации организации и проведения экскурсий и целевых прогулок в ДОО

В данном материале описаны методические рекомендации по организации прогулок и экскурсии в ДОО. Информация полезна для педагогов дошкольного учреждения....

Методические рекомендации организации и проведения экскурсий и целевых прогулок в ДОУ для педагогов

С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринима...