Главные вкладки

    Программа: «Умелые ладошки». Оказание родителям и законным представителям платной дополнительной образовательной услуги по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста с 4 до 5 лет.
    рабочая программа (средняя группа) на тему

    Улядарова Ольга Станиславовна

    Программа: «Умелые ладошки». Оказание родителям и законным представителям платной дополнительной образовательной услуги по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста с 4 до 5 лет.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №6 «Василек»

    Принято на заседании совета педагогов

    протокол №_____ «______»_________2016г  

                                       Утверждаю:

                                       Заведующий МБДОУ

                                       детский сад №6 «Василек»

                                       Л.А. Колесниченко __________

    символ сада

    Программа: «Умелые ладошки»

    Оказание родителям и законным представителям платной дополнительной образовательной услуги по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста

    Программу подготовила: Улядарова О. С.

    Сургут 2016 г.

    Содержание

    1. Актуальность

    2. Пояснительная записка

    3. Перспективное тематическое планирование дополнительной образовательной услуги «Умелые ладошки» (с 4 до 5 лет)

    4. Ожидаемый результат

    5. Условия реализации программы

    6. Способы проверки результативности

    7. Рецепты соленого теста

    8. Сушка поделок из солёного теста

    9. Способы окраски соленого теста

    10. Материал для воспитателя

    11. Приложение №1 Рекомендации для родителей

    12. Приложение № 2 «Пальчиковая гимнастика»

    13. Список использованной литературы

    «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок»

    В. А. Сухомлинский

    В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире

    Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания дошкольника Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Именно при реализации данной программы происходит развитие зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитие ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Поэтому программа «Умелые ладошки» актуальна.

    Лепка - это самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет.

    Тестопластика - искусство создания объемных и рельефных изделий из теста. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость. Соль, вода и мука- все, что нужно для изготовления соленого теста. Его можно заготовить, можно сделать цветным, добавляя гуашь при замешивании и раскрасить уже готовое изделие. Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко использовать его в работе с детьми. С удовольствием лепят из теста и малыши, и дети старшего возраста. Просто интересно создавать что- то своими руками.

    Актуальность

    Развитие детского творчества является актуальной проблемой творчество - это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека творческое созидание - это проявление продуктивной активности человеческого сознания

    Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

    Возраст с 4 до 5 лет - время наиболее бурного развития ребенка Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребенка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Развивать творческие способности ребёнка лучше начинать с дошкольного детства, именно этот возраст имеет непреходящее значение в становлении первооснов личности. Весь путь формирования личности пролегает между задатками и способностями.

    В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.

    Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

    Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.

    Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.

    Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами

    Создание ребенком даже самых простых скульптур - творческий процесс. Специфику лепки определяет материал.

    Почему именно тесто? Тесто - это такой материал, который для детской руки более удобен - он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.

    Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто-материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

    Лепка из соленого теста - увлекательное занятие, которое очень нравится не только детям, но и их родителям. Соленое тесто - это экологически чистый материал, в состав которого входят только натуральные вещества (мука, соль и вода). Лепка из соленого теста не только самое интересное и увлекательное занятие, но еще и полезное так, как помогает улучшить работу различных механизмов центральной нервной системы и развивает мелкую моторику рук у детей. При активизации мелкой моторики задействуются те мозговые центры, которые отвечают за развитие речи. У детей развивается внимание, воображение, пространственное мышление, художественный вкус.

    Пояснительная записка

    В соответствие с требованиями ФГОС особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности по различным направлениям. Программа дополнительного образования «Умелые ладошки» имеет художественно – эстетическую направленность и предназначена для детей 4 – 5 лет, имеет различные уровни её освоения: общекультурный, функциональной грамотности, профессиональной компетентности.

    Программа предполагает формирование ценностных, эстетических ориентиров, художественно – эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

    С каждым годом становится все больше детей, которые отстают от своих сверстников в своем развитии. Человеческие руки - это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка.

    Практика показывает, что, 70-80% дошкольников имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук. Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют ребёнку выдерживать длительное напряжение руки. Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции, оно важно для полноценного формирования устной речи.

    Причин, ведущих к недостаточному развитию моторики много, но среди них можно выделить основные, наиболее распространенные, отражающие общие условия развития и воспитания современных детей. Наряду с ослабленным здоровьем и сниженным показателем общего физического развития детей, отставание в развитии моторики психологи объясняют и рядом социальных факторов. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно- моторной координации, пространственного восприятия и зрительной памяти.

    Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания дошкольников Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного

    Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков и дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки, приобретаемые ребенком благодаря лепке.

    Лепить можно из глины, пластилина, воска, теста. Учитывая все достоинства и недостатки этих материалов, я предпочла в работе с детьми использовать соленое тесто.

    Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной:

    1.        Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег

    2.        Легко отмывается и не оставляет следов.

    3.        Безопасно при попадании в рот.

    4.        Не липнет к рукам при лепке.

    5.        Можно сушить на воздухе.

    6.        Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие.

    7.Если покрыть лаком - сохранится на века

    8. С игрушками из соленого теста можно без боязни играть, они не потеряют форму.

    Этот материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов.

    Развитию мелкой моторики, развитию «руки», ручной умелости необходимо уделять особое внимание. Развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития.

    Мною разработана и апробирована серия занятий по лепке из соленого теста можно проводить их на занятиях по изобразительной деятельности

    Цель - общее развитие детей специфическими средствами, присущими занятиям по лепке из солёного теста.

    Задачи:

    1.        Совершенствование навыков ручного труда средствами лепки

    2.        Развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов.

    3.        Развитие конструкторских способностей, мышления, воображения, фантазии.

    4.        Формирование культуры личности ребенка во всех проявлениях

    5.        Воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам

    6.        Соблюдение правил техники безопасности.

    7. Активное участие в выставках.

    8.        Стремление к поиску, самостоятельности.

    9.        Понимание необходимости качественного выполнения образа.

    10.        Конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера.

    Занятия распределены и выстроены в порядке увеличения сложности и объема работы.

    Весь курс состоит из пятнадцати взаимосвязанных тем. На изучение каждой темы отводится 1-2 занятия. Количество занятий зависит от объема работы, от возраста детей и уровня подготовленности группы.

    Перспективное тематическое планирование дополнительной образовательной услуги «Умелые ладошки» (с 4 до 5 лет)

    Месяц

    Тема

    Цели встречи

    Октябрь

    «Раз ладошка, два ладошка»

    Познакомить родителей со способами приготовления соленого теста. Познакомить детей с новым материалом, дать возможность выполнить разные действия с тестом.

    «Овощи-фрукты»

    Показать приемы лепки различных овощей и фруктов. Развивать умение лепить из теста, приучать к аккуратной работе за столом. Развивать мелкую моторику. Учить раскрашивать готовые изделия, передавать характерные особенности с помощью красок.

    Создание макета «Птичий двор»

    Закреплять способ лепки основной заготовки, умение использовать бросовый материал для оформления, развивать эмоционально-волевую сферу детей, творческое воображение.

    Ноябрь

    Создание игрового макета для сказки «Колобок»

    Учить использовать основную заготовку для создания образов героев сказки. Развивать мелкую моторику, творческое воображение, диалоговую речь.

    «Снеговик»

    Закреплять умение лепить конструктивным способом. Учить планировать свою работу: задумать образ, делить материал на нужное кол-во частей, лепить последовательно. Показать приемы оформления фигурок дополнительными материалами. Развивать глазомер.

    Декабрь

    «Елка-елка-колкая иголка»

    Моделирование елок разными способами. Создание фактуры с помощью различных предметов: стека, ножницы. Создание композиции «Снежная деревня»

    «Елочные игрушки»

    Изготовление атрибутов с помощью формочек для печенья. Развивать фантазию, украшая готовые изделия бусинами, крупой, тканью. Развивать зрительно-двигательную координацию.

    Январь

    «Снегурочка танцует»

    Учить лепить Снегурочку рациональным способом- из конуса. Показать возможности передачи движения путем изменения положения рук. Развивать чувство формы, пропорций.

    «Дед Мороз принес подарки»

    Продолжать учить лепить фигуру человека на основе конуса. Учить самостоятельно определять приемы лепки для передачи характерных особенностей Деда Мороза. Развивать чувство пропорций, композиции.

    Февраль

    Сюжетная лепка «Вот ежик-ни головы ни ножек».

    Учить лепить ежика, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами для изображения колючей «шубки» ежика. Воспитывать уверенность и инициативность.

    Коллективная лепка «Прилетайте в гости»

    Познакомить с комбинированным способом лепки птиц: туловище и голова – пластическим способом, хвост и крылья – конструктивным. Направлять детей на самостоятельный поиск способов передачи движения. Воспитывать желание помогать зимующим птицам в холодное время года.

    Март

    Декоративная рельефная «Цветы-сердечки».

    Учить детей лепить рельефные картины в подарок близким – мамам, бабушкам. Познакомить с разными способами лепки сердечек. Воспитывать эстетический вкус.

    Филимоновские игрушки-свистульки

    Знакомить с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства. Формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров.

    Апрель

    Декоративная «Курочка и петушок»

    Продолжать знакомить с филимоноской игрушкой. Уточнять представление о характерных элементах декора и цветосочетаниях. Развивать воображение. Воспитывать интерес к народному искусству.

    Рельефная «Звезды и кометы»

    Продолжать освоение рельефной лепки из цветного теста. Познакомить с разными способами и приемами изображения. Развивать чувство композиции.

    Май

    Коллективная сюжетная композиция по сказке «Муха-Цокотуха»

    Учить детей лепить насекомых в движении, предавая характерные особенности строения. Показать возможности сочетания разных материалов для создания деталей. Развивать согласованность в работе глаз и рук (синхронность движения рук в процессе создания скульптурного образа).

    Макет «Наш аквариум»

    Активизировать применение различных приемов лепки для создания красивых водных растений, рыбок, улиток. Показать способы, при помощи которых можно усилить выразительность образа. Развивать комбинаторные способности. Совершенствовать умение оформлять сплетение фигурки. Вызвать интерес к раскрытию освоенной темы в других видах художественной деятельности.

    Ожидаемый результат

    По окончании курса дети должны знать:

    1. Технологию приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного), особенности соленого теста.
    2. Что такое «каркас», из чего его можно изготовить, как укрепить поделку с помощью каркаса.
    3. Что такое инструкционная карта, как читать инструкционную карту (схемы).
    4. Приемы соединения деталей в поделках из соленого теста.
    5. Как работать самостоятельно с опорой на рисунок-план.
    6. Основные приемы лепки.
    7. Способы соединения деталей из различных материалов.
    8. Особенности сушки и соединения небольших вертикальных изделий.
    9. Приемы использования подручных средств при работе с соленым тестом.
    10. Правила выполнения сборных конструкций из соленого теста.
    11. Последовательность изготовления картины из соленого теста; операции «склеивания» соленого теста; изготовление рамочек.
    12. Приемы разметки по тесту.

    По окончании курса дети должны уметь:

    1. Укреплять поделку с помощью каркасов разного типа.
    2. Читать инструкционную карту, работать с опорой на рисунок- план.
    3. Соединять детали из соленого теста различными способами.
    4. Применять основные приемы лепки как для небольших поделок, так и для составных конструкций, картин и т. д.
    5. Правильно сушить и оформлять изделие, покрывать его лаком.
    6. Использовать при оформлении и изготовлении поделки подручные средства.
    7. Собирать сборные конструкции из соленого теста.
    8. Изготовлять небольшую картину из соленого теста.
    9.  Самостоятельно определять технологию изготовления поделки.
    10. Работать как под руководством воспитателя, так и самостоятельно, опираясь на полученные ранее знания и выработанные умения.
    11. Анализировать готовое изделие, сравнивать свое изделие с изделием товарища, находить сходные и отличительные свойства.
    12. Творчески подходить к выполнению работы

    Условия реализации программы

    Наличие наглядно-иллюстративного и дидактического материала:

    -        методические разработки занятий;

    -        учебные и методические пособия;

    -        технологические карты по изготовлению изделий;

    -        фотографии;

    -        образцы изделий.

    Способы проверки результативности

    Программа предусматривает различные формы подведения итогов:

    • Постоянно действующая выставка
    • Творческие конкурсы
    • Отчетная выставка
    • Выпуск газет

    Усвоение обучающимися программного материала, отслеживаются в ходе проведения следующих форм контролей:

    - предварительного: проводится анкетирование диагностики в начале обучения по программе.

    - текущего: в конце каждой темы планируется итоговое – творческое занятие, на котором дети показывают полученные знания, умения по заданной теме. Дети оценивают свои работы, работы товарищей, объясняют, чем понравилась та или иная работа. Результаты работы видят родители, получая сувениры и подарки от детей. Устраиваются мини-выставки, участие в конкурсах, «Звездной капели». Главное – дети получают моральное удовлетворение оттого, что их творчество и профессиональные умения ценятся другими, повышается их самооценка, осознание своей значимости.

    - итогового: представление творческой работы, участие в отчетной выставке, беседы с детьми, родителями и т. п.

    Показателями качества воспитательной работы в объединении являются следующие критерии:

    - уровень воспитанности детей;

    - микроклимат в детском коллективе;

    - взаимодействие с родителями.

    Также объективными показателями влияния организованного педагогического процесса на личность обучающихся будут качественные личностные изменения. Эти критерии исследуются методами анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, беседы с родителями. А также самооценка себя ребенком, педагогические и психологические тесты.

    Динамику развития творческих способностей можно также проследить через педагогическую диагностику изучающую уровень воспитанности обучающихся. В рамках этой методики можно проанализировать следующие показатели:

    • Мотивацию к образовательной деятельности
    • Отношения в коллективе
    • Уровень творческой активности
    • Организаторские способности обучающихся
    • Сформированность культурно-гигиенических навыков и др.

    В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией.

    Материалы и инструменты:

    мука, соль “Экстра", клей обойный, клей ПВА, “Момент", краски акриловые, гуашь;

    краски акварельные, гуашь, кисти, ножницы, стеки, доска, рамки, пищевая фольга; проволока, лак, валик-скалка, формочки, мисочки для теста, емкость с водой, зубочистки, ситечко.

    Дополнительные материалы;

    бисер, бусинки, мешковина, ткань, бабочки, божьи коровки.

    Рецепты солёного теста

    Рецептов приготовления солёного теста для лепки много, из опыта своей работы я вам предлагаю несколько.

    Тесто может быть крутым или мягким в зависимости от количества воды и муки. Если во время вымешивания тесто крошится, добавьте немного воды, если же оно прилипает к рукам, нужно добавить муки

    Первый рецепт

    2 чашки (около 200 г)

    муки 1 чашка (около 200 г)

    соли 3/4 чашки (около 125 мл) воды

    Второй рецепт

    Мука пшеничная — 2 стакана

    Соль «Экстра» — 1 стакан

    Вода —3/4 стакан

    Третий рецепт

    Мука пшеничная — 1 стакан

    Соль — 2 стакана

    Сухой обойный клей — 1 ложка

    Вода — около 1 стакан

    Приготовление солёного теста (рекомендации)

    При перемешивании муки и соли происходит расслабляющий массаж кистей рук!!!

    В широкую миску насыпьте соль, муку. Все хорошо перемешайте, постепенно добавляя холодную воду до получения однородной массы. Приготовленное тесто не должно прилипать к рукам или крошиться. Тесто должно получиться эластичным и достаточно крутым. Положите его в какую-нибудь емкость или в полиэтиленовый пакет, чтобы оно не высыхало.

    Эластичность теста и прочность изделий из него можно повысить, добавив при замешивании 1-2 чайные ложки сухого обойного клея, разведенного в небольшом количестве воды или перемешанного с мукой и солью до того, как добавить воду.

    Чтобы получить тесто, хорошо поддающееся обработке, используйте смесь пшеничной и ржаной муки. Тесто, приготовленное из одной ржаной муки, слишком твердое, и из него трудно лепить.

    Соленое тесто на воздухе очень быстро сохнет, поэтому емкость с тестом надо держать закрытой емкости. Остаток неиспользованного теста хранят в холодильнике.

    Сушка поделок из солёного теста

    Сушка — очень важный этап в изготовлении изделий из соленого теста.

    На открытом воздухе при комнатной температуре.

    Высушить поделку можно на открытом воздухе в сухом месте. Чем изделие толще, тем понадобится больше времени.

    При воздушной сушке влага испаряется медленно, поэтому на высушивание каждого миллиметра толщины изделия требуется 1 день сушки.

    В духовке (газовой или электрической плиты).

    На просушку изделия в газовой плите времени требуется в два раза меньше, чем в электрической.

    Просушите дня два поделку сначала на открытом воздухе, затем в духовке при температуре 50°С, постепенно повышая температуру, но не выше 150“С При слишком высокой температуре изделие может вздуться, иногда даже появляются трещины. Вздувшиеся поделки исправить не удастся, а трещинки легко замазать. Для этого разведите немного муки с водой, добавьте клея ПВА, хорошо перемешайте и нанесите эту массу на трещинку, затем стекой или пальцем вотрите в нее смесь.

    Изделие не должно остаться сырым. Его готовность определяют по звуку. Постучав по готовому изделию пальцем, вы услышите звонкий звук. Если звук глухой, изделие нужно досушить

    Для крупных изделий можно использовать комбинированную сушку: вначале несколько дней на воздухе, затем — в духовом шкафу.

    На заметку: Если начинать сушить изделие при закрытой дверце духового шкафа, то на поверхности образуются пузыри.

    На отопительной батарее.

    Этим способом очень удобно пользоваться зимой, когда батареи центрального отопления хорошо нагреты. Поделку положите на фольгу или ткань и оставьте на батарее до полного просыхания.

    Комбинированная сушка

    Сначала изделие сушат на воздухе несколько дней, а затем досушивают в духовом шкафу. Такой способ особенно подходит для объемных изделий

    Способы окраски солёного теста

    Для того чтобы получившаяся поделка была яркая, красочная ее необходимо окрасить. Можно окрашивать уже готовое тесто кисточкой. Данный способ окрашивания солёного теста хорош для детей старшего дошкольного возраста, которые уже уверенно держат кисточку в руках и всегда попадают ею в то место, которое необходимо

    Подкрашивать соленое тесто можно пищевыми красителями, акварелью или гуашью при приготовлении теста, вводя краситель при замесе

    При подкрашивании теста надо помнить, что после высыхания цвет станет менее насыщенным но, если вы покроете поделку лаком — снова станет ярче. В детском саду поделки из солёного теста лаком не покрываем, так как на него у детей может быть аллергия!

    Материал для воспитателя

    Тесто - доступный всем, дешевый и легкий в освоении материал. Его можно заготовить впрок и хранить в холодильнике. Его можно окрашивать после того, как изделие высохло, а можно добавлять краски при замешивании. Или же в уже замешанное тесто добавить несколько капель гуаши или масляной краски, вымешивать его до тех пор, пока не исчезнут «мраморные» разводы и тесто станет однородным.

    Для большей эластичности в тесто можно добавить 1-2 капли подсолнечного масла.

    Лучше замешивать тесто небольшими порциями, т. к. дети в основном лепят небольшие фигурки. Для этого нужно растворить 1-2 чайные ложки соли «Экстра» в чайной ложке воды, добавить 1-2 капли клея ПВА, затем, добавляя постепенно муки (примерно 4 чайные ложки), перемешивать содержимое деревянной палочкой в миске до тех пор, пока тесто не накрутится на палочку. Тесто снять с палочки и вымешивать, пока оно не станет однородным и эластичным - тогда оно не будет рваться и крошиться во время лепки.

    При работе с соленым тестом используются те же приемы, что и при работе с пластилином, глиной. Но для того, чтобы соединить детали между собой нужно провести смоченной в воде кисточкой по местам соединения и, прилепив детали, на некоторое время прижать их друг к другу. Если необходимо склеить небольшие детали, то делать это лучше всего с помощью половинки зубочистки

    Наносить рисунок на изделие из соленого теста можно с помощью различных подручных средств. Их необходимо всегда иметь под рукой. Это могут быть такие предметы как: расческа, зубочистка, колпачок от шариковой ручки, старый стержень от шариковой ручки, чеснокодавилка, формочки для выпечки печенья, насадки для кулинарного шприца, красивые пуговицы, бисер, цепочки, нитки, камешки и т.д.

    Крупные изделия необходимо делать, прибегая к помощи каркаса. Им могут служить различные проволоки, фольга, а также различные коробочки, баночки, стаканчики.

    Чтобы изделия из теста стали прочными, их нужно высушить на свежем воздухе или обжечь в духовке. Обжиг надо проводить при не очень высокой температуре, иначе изделия могут обгореть, выпучиться или изменить цвет. Время обжига в зависимости от толщины изделия - 30-60 минут.

    На батарее или на солнце изделия высохнут примерно через неделю, но для этого надо, чтобы изделия не были очень крупными, иначе время их сушки будет значительно дольше

    После сушки изделия из соленого теста можно раскрашивать и лакировать. Для раскраски можно взять акриловые краски, но лучше всего использовать художественную гуашь, в которую добавлено немного клея ПВА После высыхания эта смесь слегка блестит и не пачкает руки.

    Для лакировки можно взять акриловый лак. Он водорастворим, нетоксичен и сохнет 6-8 часов.

    Вначале была лепешка.

    Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях.

    Потом в Вавилоне появились лечи для хлеба, и на смену хлебным лепешкам пришли первые караваи.

    Древние египтяне 5000 лет назад знали много рецептов теста и выпекали уже 30 различных сортов хлеба

    Древние инки лепили из теста фигуры людей и животных и затем приносили их в жертву богам.

    В Европе в древности фигурный хлеб из дрожжевого теста делали только руками, без вспомогательных материалов.

    Италия в средние века славилась поистине удивительными мастерами, настоящими художниками, которые пекли такие великолепные фигурные хлеба, что купцы со всей Европы покупали их, чтобы по возвращении в свои родные страны дорого их продать

    Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.

    В Китае начиная с XVII века делали марионетки из теста.

    В Гималаях используют деревянные формы для изготовления жертвенных фигур из ячменной муки

    Один из народных художественных промыслов Эквадора - поделки из ярко окрашенного теста.

    В Греции традиционно пекут великолепные хлебные венки, отделанные пышным орнаментом.

    В Восточной Европе изделия из теста не окрашивают: типичный коричневый тон выпечки считается особенно красивым.

    В Польше, Чехии и Словакии очень популярны картины из теста.

    Хотя поделки из теста - очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками

    Приложение №1

    Рекомендации для родителей, занимающихся с детьми

    тесто пластикой

    «Как организовать домашние занятия по лепке из соленого теста».

    •        Первыми ступеньками в лепке из соленого теста должно быть знакомство пусть ребенок похлопает по тесту, ощутит, какое оно упругое и в то же время податливое, поймет, что тесто можно делить на маленькие и большие кусочки, расплющивать, катать «колбаски» в ладошках или одним пальчиком по столу.

    •        Пусть первая встреча с соленым тестом будет очень короткая по времени, ведь её задача - разбудить интерес, показать этот материал и процесс превращения его в предмет как чудо. Устройте соревнования с ребенком: кто сумеет больше увидеть фантастических животных в бесформенном комке теста - или кто сумеет придумать по этому поводу самую интересную сказку, историю

    •        Не торопите события, старайтесь строить занятия так, чтобы они разворачивались от простого к сложному.

    •        Понаблюдайте вместе с ребенком, как на тесте остаются отпечатки пальчиков или мелких предметов, таких как пуговицы, формочки, палочки. Попробуйте совместить тесто с другими материалами (горохом, фасолью, палочками, соломкой, вермишелью). Сделайте шары, «колбаски-, «блины» и так далее Покажите ребенку, как это делаете вы, потом немного помогите ему, направляя его руки и действия.

    •        Ни в коем случае не вмешивайтесь в детское творчество слишком часто и не ждите немедленных результатов. Оказывайте ребёнку всяческую поддержку и почаще хвалите его за усердие, не оставляйте без внимания ни одной его работы.

    •        Постоянно разговаривайте с ребенком, объясняйте, что вы делаете, отвечайте на вопросы. И не забывайте хвалить за удачи, не переживайте, если что-то не получилось сразу.

    •        На первых этапах ребенок учится контролировать движения пальцев рук, постепенно этот навык переходит в умение, и ребенок учится ловко управляться с более мелкими предметами, затем идет совершенствование артикуляции А все дальнейшее становление и развитие речевых реакций находится в прямой зависимости от степени тренировки и ловкости движений пальцев рук.

    •        Для того чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться, не затягивайте время занятий, но никогда и не обрывайте его, дайте ребенку возможность закончить начатое!

    •        Научите детей работать аккуратно и убирать за собой после того, как работа закончена. Очень важно тут же научить ребёнка выполнению правил культуры труда.

    •        Постарайтесь делать так, чтобы изделия ребенка не пылились в ящиках, они должны быть предметом его гордости или игр, дариться и показываться близким и друзьям. Вероятнее всего, вы убедитесь в том, что тестопластика не только увлекательное, но и полезное занятие.

    Приложение №2

    «Пальчиковая гимнастика»

    Во время приготовления солёного теста, дети могут выполнять:

    Упражнение «Печем пироги»

    Тесто мнем, мнем, мнем! (дети поочередно «давит» кулачками тесто)

    Тесто жмем, жмем, жмем! (дети резко сжимает пальцы в кулаки и разжимает их, сначала одновременно, потом поочередно)

    Пироги мы испечем! (руками «лепим» пироги, как бы перекладывая из одной ладошки в другую).

    Пальчиковая гимнастика: «Месим тесто»

    -        Мы тесто месили, мы тесто месили.

    Нас тщательно всё промесить попросили,

    Но сколько ни месим и сколько, ни мнём,

    Комочки опять и опять достаём.

    Пальчиковая гимнастика “Хлебушек"

    Муку в тесто мы замесим, (показываем, как месим тесто)

    А из теста мы слепим: (показываем, как лепим пироги)

    Пирожки и плюшки, (поочередно сгибаем пальцы)

    Сдобные ватрушки,

    Булочки и калачи -

    Все мы испечем в печи, (хлопаем в ладоши)

    Очень вкусно! (вытягиваем руки вперед)

    Используемая литература

    Выготский Л. С.  Воображение и творчество в детском возрасте. Психологические очерки. – М.: Просвещение, 1991.

    Горичева В. С. Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль: Академия развития, 2008.

    Кискальт И. Соленое тесто. – М.: «АСТ – пресс», 2004.

    Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2009.

    Поддьяков Н. Н. Доминирование процессов интеграции – закон развития детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддьяков // Дошкольное воспитание. – 2000. – №1.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста "Волшебный завиток"

    Программа рассчитана на детей 5-6 лет, срок реализации 1 год, направление художественно-эстетическое....

    «Модель сопровождения образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

    Выступление раскрывает систему методического сопровождения  художественно-эстетического развития дошкольников в ДОУ. Выступление было представлено на педагогической студии для старших воспи...

    Программа проведения педагогической студии «Обновление содержания образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

    Методическая разработка программы проведения педагогической студии как формы работы с начинающими педагогами ДОУ . В программу включены открытые показы совместной тволрческой деятельности педагогов с ...

    Дополнительная образовательная программа кружковых занятий "Пластилиновая страна" по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста 4-5 лет

    Программа "Пластилиновая страна" по художественно-эстетическому направлению развития детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Программа обеспечена тематической подборкой художественног...

    Дополнительная образовательная программа "Каждый ребёнок художник" по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет

                  В данной программе представлены содержание и методические рекомендации по развитию творческих способностей детей  5-7 лет, средствами изобр...

    Дополнительная образовательная программа "Радость творчества" по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста 5-6 лет

       В данной программе представлены содержание и методические рекомендации по развитию творческих способностей детей  5-6 лет, средствами изобразительной деятельности (рисование, ...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию детей дошкольного возраста (4-5 лет) Тема: « Рисование-Одуванчик»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности похудожественно  - эстетическому развитию детей дошкольного возраста (4-5 лет) Тема: « Рисование - Одуванчик»...