Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей
консультация на тему

Горшкова Татьяна Викторовна

Влияние музыки на развитие дошкольников. Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности детей в детском саду.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других видов искусства. Музыкальное воспитание способствует развитию речи, эмоций, движений, даёт детям радость, побуждает к активности, обогащает яркими художественными впечатлениями. Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.

В нашем учреждении для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей в группах оборудованы «музыкальные уголки», где размещены детские музыкальные инструменты, дидактические игры, игрушки-забавы, которые впоследствии обыгрываются воспитателем (мишка играет на балалайке, заяц прыгает, девочка танцует и др.). Чтобы поддерживать интерес детей к самостоятельной музыкальной деятельности, мы 1 раз в месяц обновляем пособия в «музыкальном уголке», пополняем его новыми атрибутами и дидактическими играми.

Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей создаем проблемные ситуации, побуждаем детей к вариативным самостоятельным действиям, развиваем способности применять усвоенное в новых условиях. А усиливает впечатления детей художественное оформление. Под влиянием радостного звучания музыки, выразительного слова, элементов костюмов у детей возникают яркие положительные эмоции. Все это побуждает их выражать свои чувства и в пении, и в танце, и в игре, а также способствует формированию интереса к музыке и музыкальной деятельности в целом.

Создав таким образом в детском саду обстановку, максимально наполненную музыкальными интонациями, пробуждаем интерес и любовь к музыке у детей, способствуем формированию и развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.

Предлагаем к рассмотрению различные виды музыкальной деятельности детей в группе, проводимые в нашем учреждении:

1.  Игра на детских музыкальных инструментах. Дети очень любят играть на металлофоне, гармошке, баяне, бубне, барабане и других инструментах, они могут исполнять попевки, ритмические рисунки, выученные на занятиях, или же придумывают и исполняют свои мелодии, проявляя творчество. Часто детей привлекает процесс освоения нового инструмента. В таких случаях они обучают друг друга: те, которые хорошо играют на этом инструменте, показывают приемы тем, кто еще не умеет играть. Такую товарищескую помощь чаще всего можно наблюдать в старших и подготовительных группах. Играя на инструментах, дети учатся различать их звучание, начинают выделять более понравившиеся, сами организовывают «оркестр», выбирают дирижера. Наша роль – поощрять творческую активность детей, учить их договариваться, следить, чтобы игра не превратилась в ссору.

2.  Музыкальная игра – одна из наиболее ярких форм музыкальной самостоятельной деятельности детей. Старшие дошкольники уже сами создают условия, необходимые для данной игры. Игра может иметь развернутый характер: объединяются несколько видов деятельности (исполнение на металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т. д.). В других сюжетно-ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Песня способствует более динамичному протеканию игры, организуют действия детей.

В этом виде самостоятельной деятельности продолжаем формировать у воспитанников умение договариваться (кто что будет делать). При организации музыкальной игры можем подсказать завязку сюжета для игры, поддерживаем активность любого ребенка и помогаем ему организовать коллективную игру.

3. Музыкально-дидактические игры – используются в самостоятельной музыкальной деятельности и развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся, кто поет», «Два барабана», «Тише – громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др. По данной теме мы проводили консультации, мастер-классы для воспитателей.

Для обогащения музыкальных впечатлений детей и побуждения их к применению навыков, полученных на музыкальных занятиях, педагоги нашего ДОУ наполняют режимные моменты звучанием известных детям классических произведений. Эти произведения звучат на утренней гимнастике и во время физкультурных занятий.

На прогулке мы играем с детьми в игры, разученные на музыкальных занятиях: танец-игра «Медведь», упражнение «Ежик и барабан»; двигательное упражнение «Шла веселая собака», игра «Где спит рыбка?», пальчиковые речевые игры.

Наполняем музыкой время утреннего приема детей и вечер во время ухода домой. Причем хочется отметить, что музыкальные интонации в утренние часы должны отличаться от музыкальных интонаций в вечернее время. Утром – спокойная, светлая по характеру музыка. Это создает атмосферу благожелательности и позитивного настроения с утра и на весь день.

Вечером же характер музыки должен быть более подвижным. Это побуждает детей к проявлению двигательной активности, придумыванию образов и воплощению их в танце.

Таким образом, роль педагога в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, что мы незаметно для ребенка стимулируем его проявить активность в различных видах музыкальной деятельности. Создаём благоприятные педагогические условия: влияние на музыкальные впечатления ребенка, развертывание деятельности детей по их инициативе. Хочется отметить, что педагог должен быть тактичным, должен стать как бы соучастником детских игр.

Планируя приемы руководства, музыкальный руководитель совместно с воспитателем намечает следующие моменты: что надо внести нового из оборудования для музыкальной деятельности дошкольников (инструменты, пособия, самодеятельные игрушки), в каком порядке это целесообразно сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей, какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонние ли их интересы.

В более раннем возрасте применяем метод объяснительно-иллюстративный. В свою очередь ребенок репродуктивно усваивает эти способы. Позже педагоги используют объяснительно-побуждающий метод, а ребенок подводится к самостоятельным поисковым способам действий. Метод показа и подробное объяснение применяем при обучении детей исполнению какого-либо элемента танца или певческой интонации. Стараемся, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи, поскольку если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет также действовать и вне занятий: организовывать музыкальные игры, по собственному желанию петь, танцевать.

Повседневная работа педагога с детьми, знание их интересов и способностей дает возможность воспитателю выполнять задачу качественно и ответственно. Самостоятельная музыкальная деятельность в группе, являясь одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.

В вопросе о роли воспитателя в музыкальной деятельности детей сомнений нет. Он наряду с музыкантом имеет огромное значение в деле музыкального и эстетического воспитания. Что касается обязанностей – не нужно проводить чёткой грани – это должен делать воспитатель, а это – обязанность музыкального руководителя. Только совместная деятельность, совместный творческий подход к данному вопросу сможет принести свои плоды.

Литература

1. Бабаджан воспитание детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 1967. – 192 с.

2. , , Соковнина и движение. – М.: Просвещение, 1984. –С. 3.

3. Ветлугина музыкального воспитания в детском саду. – Изд-во: М.: Просвещение, 1989.

4. Зимина музыкального воспитания в дошкольном учреждении. – М., 2000.

5. Юдина уроки музыки и творчества. Учебное пособие. – М.: Аквариум ЛТД, 1999. – 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей».

 Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя – побуждать детей применять...

Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей"

В консультации  даны рекомендации, как развивать самостоятельную деятельность детей в музыкальном аспекте. Какие виды деятельности можно развивать в групповых условиях, что размещать в музыкальны...

консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей»

Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей»

Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя – побуждать детей применять ...

Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей"

laquo;Роль воспитателя в развитиисамостоятельной музыкальной деятельности детей»...