Главные вкладки

    "Дидактические игры как метод развития сенсорного развития детей раннего возраста"
    учебно-методический материал (младшая группа) на тему

    Барышникова Ирина Витальевна

    Консультация для воспитателей групп раннего развития

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_didakticheskih_igr.docx20.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад №53

    Колпинского района г Санкт-Петербурга

    Консультация

    для воспитателей

    «Дидактические игры как метод развития сенсорного развития детей раннего возраста»

    Составитель воспитатель:

    Барышникова Ирина Витальевна

    2017 г.


    Дидактические игры как метод сенсорного развития детей раннего возраста.

    Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.

    С одной стороны, сенсорное развитие, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. Так как игровая форма обучения является ведущей на ступени раннего развития, то  значительное место в сенсорном воспитании раннего возраста занимает дидактическая игра.

    Дидактическая игра–это многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

    Главная цель дидактической игры – обучающая. В раннем возрасте ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой.

    Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в  практической деятельности. Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

    Поэтому в своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:
    - создать оптимальные условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через  игры с дидактическим материалом;

    - формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов;

    - обогащать чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности и максимально его использовать для оптимизации познавательной активности;

    - разработать, апробировать и отследить результативность занятий с использованием дидактических игр для сенсорного развития.

    Для решения данных задач выработаны следующие принципы:

    • принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;
    • принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
    • принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
    • принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики;
    • принцип тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения по гармоничному развитию, воспитанию и обучению детей раннего возраста.

            Сенсорное воспитание детей раннего возраста

    В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

    На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств - шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, т.к. дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

    Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними.

    Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Такое сопоставление вначале дети не могут выполнить зрительно. Поэтому им предлагают накладывать предметы друг на друга, сравнивая цвета. От внешних приемов сопоставления дети постепенно переходят к сопоставлению на глаз. Это дает им возможность устанавливать тождество и различие по внешним свойствам и между такими предметами, которые нельзя наложить друг на друга или приложить вплотную (например, между объемными предметами).

    Основные задачи в сенсорном воспитании детей второго-третьего года жизни: научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект: "Дидактическая игра - как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста"

    Данный проект направлен на развитие сенсорных  способностей детей. Он используется как на занятиях по художественной литературе, по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию,...

    Роль дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей раннего возраста

    В статье рассказывается о роли дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей раннего возраста. Ранний возраст ( 2-4г ) - это благоприятное время для сенсорного развития детей, так как в эт...

    Хеппенинг как метод развития сенсорного воспитания детей раннего возраста.

    Хеппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью....

    «Дидактические игры по сенсорному воспитанию в развитии детей раннего возраста»

    Сенсорное развитие – одна из значимых задач педагогического процесса ДОУ. Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. В п...

    Методическая разработка "Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей раннего возраста"

    Игры для детей раннего возраста. Подобранные игры помогут ребенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет). Их можно использовать как в свободной деятельности детей, так и н...

    Презентация - консультация родителей на тему "Дидактические пособия (игры и игрушки) для сенсорного развития детей раннего возраста своими руками"

    Уважаемые родители!В данном материале я хочу предложить Вам активно поучаствовать в развитии Вашего ребёнка путём обогащения его развивающей среды дома. В презентации представлены дидактические пособи...

    Картотека дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей раннего возраста

    laquo;Чудесный мешочек»Игровая задача - закреплять знания детей о геометрических фигурах и развивать умение угадывать предметы на ощупь.Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.Игровое действие:...