Рабочая программа воспитателя второй младшей группы
рабочая программа (младшая группа) на тему

Лукичева Любовь Сергеевна

Рабочая программа воспитателя второй младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_pedagoga_2_rannyaya_gruppa_no1.docx92.74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 32 Выборгского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА:

Решением Педагогического совета

ГБДОУ детский сад № 32

Протокол № __от ________г.

УТВЕРЖДЕНА:

Приказом ГБДОУ детский сад № 32

№____от __________г.

__________________ О.А.Проскурина

Рабочая программа

Воспитателей: Лукичёвой Л.С.

                         Леонтьевой А.С.

Вторая ранняя группа №1 «Теремок»

Санкт-Петербург

2015 год

СОДЕРЖАНИЕ 

1.          Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка  …...........…………………….......................………………2

            1.2  Цели и задачи реализации рабочей программы........................................................3-4                  
           1.3  Принципы и подходы к формированию программы...................................................5

            1.4  Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том    
           числе  характеристики особенностей развития детей раннего возраста..................6-7

            1.5 Планируемые результаты освоения программы…………........................................8

            2. Содержательный раздел

        2.1  Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в 5 образовательных областях ………….......9-12

        2.2 Система педагогической диагностики (мониторинга)  достижения детьми планируемых  результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования ………………………………………………..............…..........……13

2.3 Формы, способы,  методы и средства реализации Рабочей программы

 педагога........................................................................................................................14-18

             3.   Организационный раздел

3.1  Описание режима дня во 2-ой ранней группе детского сада…………………19-21

3.2  Модель воспитательно-образовательного процесса 2-ой ранней группы ГБДОУ д/с № 32 ….............………………………………………………………………............……22-31

  1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды во 2-ой ранней группе ГБДОУ д/с № 32.....................................................................32-34
  2. Описание материально-технического обеспечения Программы........................35-39

1. Целевой раздел программы

1.1  Пояснительная записка

Рабочая программа строится на основе  образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ детский сад № 32 Выборгского района Санкт-Петербурга. Образовательная деятельность по данной программе осуществляется в группе общеразвивающей направленности для детей раннего возраста с 1.6 до 2 лет.

Срок реализации программы 1 учебный год.


1.2 Цели и задачи реализации рабочей программы

      Цель Программы – реализация содержания основной образовательной  программы дошкольного образования  в соответствии с  требованиями ФГОС дошкольного образования.

     Задачи Программы:

  1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья, развития двигательной и гигиенической культуры детей.
  2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от пола, нации, языка, социального статуса и других особенностей.
  3. Создание благоприятных условий для всестороннего развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
  4. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование предпосылок учебной деятельности.
  5. Развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение детей к художественной культуре.
  6. Развитие познавательной активности, кругозора, познавательной мотивации, интеллектуальной способности детей.
  7. Развитие детской самостоятельности и ответственности, инициативы, дружеских взаимоотношений и сотрудничества со сверстниками.
  8. Воспитание у каждого ребёнка любви к своей семье, чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
  9. Обеспечение эффективного взаимодействия с семьями воспитанников в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Программа обеспечивает всестороннее развитие личности детей раннего возраста с 1.6 до 2 лет в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей по основным направлениям развития: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому.

Программа направлена на:

  • создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
  •  на создание развивающей общеобразовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;
  • на решение задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

1.3 Принципы и подходы к формированию Программы

Рабочая программа педагога ГБДОУ д/с № 32 формировалась с учётом основных научных подходов, лежащих в основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:

  • культурно-исторического;
  • личностного;
  • деятельностного.

При проектировании рабочей программы учитывались следующие основные принципы дошкольного образования:

  • принцип развивающего образования;
  • принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы  соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
  • принцип единства целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей;
  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
  • принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе проведения режимных моментов;
  • принцип личностно-ориентированного взаимодействия – сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом образовательных отношений);
  • принцип индивидуализации образования, при котором ребёнок становится активным в выборе содержания образования;
  • принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

1.4  Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего возраста

ГБДОУ детский сад № 32 функционирует в режиме 12ти - часового пребывания воспитанников в период с 7.00  до 19.00 при пятидневной рабочей неделе; выходные дни –  суббота, воскресенье. Рабочая программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в детском саду.

Обязательная часть Программы в содержательном отношении разработана с учётом общеобразовательной  программы дошкольного  образования ГБДОУ детский сад №32.  Содержательные и организационные аспекты части, формируемой участниками образовательных отношений, ориентированы на сохранение и укрепление здоровья детей, художественно-эстетическое развитие воспитанников, поддержку детской инициативы и свободной спонтанной игры.

ГБДОУ детский сад № 32 Выборгского района Санкт-Петербурга находится в отдельно стоящем двухэтажном здании.  Территориально детский сад расположен  почти на окраине северной столицы. Особенностью места является сочетание так называемого «спального» района с однотипной архитектурой и близость промышленной зоны Парнас, оторванность от исторического центра города.

Сведения о семьях воспитанников

Педагоги 2-ой ранней группы ГБДОУ № 32 строят свою работу в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников. Изучаются индивидуальные особенности каждого воспитанника.

Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников

2-ю раннюю группу «Теремок» ГБДОУ д/с № 32 посещают 19 воспитанников в возрасте 1.6-2 года. Из них  10 девочек и 9 мальчиков.  В группе есть дети - явные лидеры - 4, есть дети ранимые, неуверенные в себе - 3. Три ребенка гиперактивные, остальные дети уравновешенные, спокойные. В группе есть дети с первой группой здоровья, их 10, а также 9 детей со второй группой здоровья, они  часто болеют, находятся на щадящем режиме.

В программе учитываются особенности развития детей раннего возраста, а именно: 

  • Заметная акселерация развития, которая отражается на результатах развития детей раннего возраста. Опережающим является как физическое, так и социальное развитие, значительно раньше отмечается кризис трех лет.
  • Повышенная ранимость организма ребенка, недостаточная морфологическая и функциональная зрелость органов и систем (быстрый темп развития осуществляется при незрелости психофизиологических функций организма,  и это повышает ранимость).
  • Подверженность заболеваниям в большей степени из-за несовершенства деятельности внутренних органов, высокого уровня утомляемости.
  •  Трудность переключиться с одной деятельности на другую, соответственно, доминантой становится процесс возбуждения и как следствие — неустойчивое эмоциональное состояние.
  •  Наиболее прочная связь и зависимость умственного и социального развития от физического состояния и настроения ребенка.
  • В раннем возрасте важно учитывать индивидуальные, психофизиологические различия — уровень активности, регулярность биоритмов, степень комфортности при адаптации любого вида; настроение, интенсивность реакций, порог чувствительности, отвлекаемость, упорство и внимание.
  • Этому возрасту свойственно удовлетворение ребенком естественных психофизиологических потребностей: сенсомоторной потребности; потребности в эмоциональном контакте; потребности во взаимодействии и общении со взрослыми (в 1,5—3 года - игровое и деловое общение).
  • Специфичностью проявления нервных процессов у ребенка являются:         легкость выработки условных рефлексов, но при этом же — сложность их изменения;  повышенная эмоциональная возбудимость; сложность переключения процессов возбуждения и торможения; повышенная эмоциональная утомляемость.
  • Развитие детей раннего возраста имеет свою неповторимую специфику, что выражается в тесной взаимосвязи физиологических и психологических компонентов.


    1.5  Планируемые результаты освоения Программы

Планируемые результаты освоения Программы – это целевые ориентиры дошкольного образования (п.4.1.ФГОС ДО), которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей (п.4.1.ФГОС ДО).

Планируемые результаты освоения программы в раннем детстве

К трем годам:

— ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

— использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

— владеет активной и пассивной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

— стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

— проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

— обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;

— у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазание, перешагивание и пр.).

2.           Содержательный раздел программы

 2.1  Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в 5 образовательных областях

Содержательный раздел разработан и сформирован с учётом программно-методического комплекса «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др.

Направления развития

Описание образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО

Содержание в контексте «Детство»

Социально-коммуникативное развитие

(стр. 53-54)

Направлено на усвоение принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения

и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление

самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,

сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к

различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в

быту, социуме, природе.

Мир социальных отношении:

Эмоции.

Взаимоотношения и сотрудничество.

Правила культуры поведения, общения со взрослыми и сверстниками.

Семья.

Ценностное отношение к труду:

Труд взрослых и рукотворный мир.

Самообслуживание и детский труд.

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

(стр.58-60)

Предполагает развитие интересов детей, любознательности

и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление

сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных

представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и

отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании,

ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и

покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о

социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,

о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии

стран и народов мира.

Развитие сенсорной культуры.

Формирование первичных представлений о себе, других людях.

Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,

многообразии стран и народов мира.

Ознакомление с миром природы.

Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем.

Речевое развитие

(стр.64-66)

Включает владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной

диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие

звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с

книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных

жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической

активности как предпосылки обучения грамоте.

Владение речью как средством общения и культуры.

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и

монологической речи.

Развитие речевого творчества.

Обогащение активного словаря.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как

предпосылки обучения грамоте.

Знакомство с книжной культурой, детской литературой.

Художественно-эстетическое развитие

(стр.68-70)

Предполагает развитие предпосылок

ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,

музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического

отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах

искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,

конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Изобразительное искусство:

Представления и опыт восприятия произведений искусства.

Развитие продуктивной деятельности и детского творчества:

Изобразительно-выразительные умения.

Технические умения.

Художественная литература:

Расширение читательских интересов детей.

Восприятие литературного текста.

Творческая деятельность на основе литературного текста.

Музыка.

Физическое развитие

(стр.73-75)

Включает приобретение опыта в следующих видах деятельности

детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных

на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих

правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с

правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений

(ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных

представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление

ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и

правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании

полезных привычек и др.).

Двигательная деятельность.

Становление у детей ценностей здорового образа жизни, овладение его

элементарными нормами и правилами.

Планирование образовательного процесса во 2-ой ранней группе ГБДОУ д/с № 32 представлено в виде расписания непрерывной образовательной деятельности:

Дни недели

Название занятий

Время проведения

Понедельник

Художественно-эстетическое развитие

(Лепка/конструирование)
Физическое развитие

9.00-9.10

   15.55-16.05

Вторник

Художественно-эстетическое развитие

(Музыка)

Речевое развитие

9.00-9.10

15.55-16.05

Среда

Познавательное развитие

(Математическое развитие)

Художественно-эстетическое развитие
(Рисование)

9.00-9.10

15.55-16.05

Четверг

Познавательное развитие/социально коммуникативное развитие
Физическое развитие

9.00-9.10

15.55-16.05

Пятница

Художественно-эстетическое развитие
(Музыка)

Художественно-эстетическое развитие
(Художественная литература)

9.00-9.10

15.55-16.05

  1. Cистема педагогической диагностики (мониторинга)  достижения детьми планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования

Система мониторинга в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в форме педагогической диагностики и обеспечивает комплексный подход к оценке индивидуальных достижений детей, позволяет осуществлять оценку динамики их достижений в соответствии с реализуемой образовательной программой дошкольного образования ГБДОУ детский сад № 32.

Объект педагогической диагностики (мониторинга)

Формы и методы педагогической диагностики

Периодичность проведения педагогической диагностики

Длительность проведения педагогической диагностики

Сроки проведения педагогической диагностики

Индивидуальные достижения детей в контексте  образовательных областей:

"Социально-коммуникативное развитие",

"Познавательное развитие",

"Речевое развитие",

"Художественно-эстетическое развитие",

 "Физическое развитие".

-Наблюдение

-Анализ продуктов детской деятельности

2 раза в год

1-2 недели

 С 15 сентября

 С 15 мая


2.3       Формы, способы,  методы и средства реализации Рабочей программы педагога

Особенностью организации образовательной деятельности является ситуационный подход. Организованная образовательная деятельность с детьми проводится в форме образовательных ситуаций в соответствии с образовательными областями и задачами физического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого и художественно-эстетического развития.

Образовательная деятельность носит интегративный, проблемно-игровой характер, предполагает познавательное общение воспитателя и детей, самостоятельность детей и личностно-ориентированный подход педагога.

Самостоятельность формируется в совместной деятельности со взрослыми и непосредственно в личном опыте. Задача взрослого — поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать его веру в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу медленных и неумелых действий. Необходимо помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности («Я — молодец!»).

Доверие и привязанность к воспитателю — необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. Ежедневно происходит общение с каждым ребенком в группе индивидуально или в маленькой подгруппе детей (2—3 ребенка).

Ежедневно в группе организуются разные формы общения детей и разные игры (сюжетные, режиссерские, подвижные, дидактические, театрализованные). Также ежедневно отводится время для свободных игр по самостоятельному выбору и желанию детей.

Воспитатель показывает детям пример доброго отношения к окружающим: как утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Он помогает малышам увидеть в мимике и жестах проявление яркого эмоционального состояния людей. Своим одобрением и личным примером воспитатель поддерживает стремление к положительным поступкам, способствует становлению положительной самооценки у ребёнка.

Образовательные ситуации включаются в образовательную деятельность и в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества. Организация образовательной деятельности в ходе режимных моментов планируется ежедневно. Это коммуникативные игры для создания настроения у детей, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, чтение художественной литературы, утренняя гимнастика, формирование культурно-гигиенических навыков, формирование культуры поведения – в ходе утреннего приёма детей. Подготовка детей к приёму пищи, формирование навыков культурной еды – в процессе питания детей. Подготовка детей к прогулке, наблюдения, подвижные игры, трудовые поручения и самостоятельная деятельность детей на прогулке. Обязательными составляющими прогулок являются: совместная деятельность взрослого с детьми, совместная деятельность со сверстникам, самостоятельная деятельность ребенка. Оздоровительные и закаливающие процедуры, ситуативные разговоры и решение проблемных ситуаций в ходе одевания, гигиенических процедур и подготовки к полднику, самостоятельная деятельность детей – во второй половине дня после сна.

Непрерывная образовательная деятельность основана на организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования.

Основа интеграции 5-ти образовательных областей, обеспечивающей целостность образовательного процесса  достигается реализацией педагогической технологии Д.И. Воробьёвой «Гармония развития». Новый предмет или явление рассматривают с разных сторон. На первом этапе наблюдая, «оживляют» этот предмет или явление: слушая звуки, рассматривая форму и цвет, делают открытие мира и осознают себя в нем. На втором этапе рассматривают предмет или явление в произведениях художников, скульпторов, народных мастеров. На третьем этапе «слушают», о чем рассказывает предмет, явление в музыке, песне, поэтическом слове, прозе, фольклоре. Далее обыгрывают образ предмета, явления в природе в театре, в подвижной, дидактической игре. И на заключительном этапе собственная продуктивная деятельность детей (изобразительная, конструктивная, художественно-речевая, театрализованная). Таким образом, в основе данной технологии лежит поисковая деятельность ребенка, обеспечивающая ему субъектную позицию в познавательно-творческом процессе.

В группе реализуются здоровьесберегающие технологии, которые включают в себя закаливающие, профилактические мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей,  также дыхательные, пальчиковые гимнастики, которые, кроме того, способствуют ещё и речевому развитию детей.

Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах — это дидактические и сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, режиссерские игры. При этом обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием непосредственно организованной образовательной деятельности. Организация сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр и игр-драматизаций осуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня).

Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи. В сетке непосредственно организованной образовательной деятельности она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей), безопасного поведения, сенсорное и математическое развитие детей.

Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детьми произведений художественной литературы, направленный на развитие способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Чтение организуется как непосредственно чтение (или рассказывание сказки) вслух и как прослушивание аудиозаписи.

Конструирование и изобразительная деятельность детей представлена разными видами художественно-творческой (рисование, лепка) деятельности. Художественно-творческая деятельность неразрывно связана со знакомством детей с изобразительным искусством, развитием способности художественного восприятия.

Музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем ДОО в музыкальном зале в сопровождении пианино, фонограмм. Помещение зала разделено на несколько зон (зона пения и слушания музыки, зона самостоятельного музицирования, зона активной двигательной деятельности, зона театрализации, зона дидактических игр, костюмерная).  В каждой зоне содержится достаточное количество материалов для коллективной и самостоятельной деятельности воспитанников в соответствии с программным содержанием.

Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической культурой. Физкультурные занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня. Занятия организуются непосредственно в группе. Необходимый инвентарь для проведения занятий имеется в наличие и используется воспитателями в соответствии с программным содержанием.

Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер. Данный процесс может проходить в различных организационных формах. Так, например, во вторую половину дня проводятся досуги, организуются условия для разнообразных самостоятельных игр, продуктивной деятельности по выбору детей и доверительного личностного общения воспитателя с детьми. Также планируется время для знакомства детей с художественной литературой.

ФГОС ДО требует от системы дошкольного образования изменений как в нормативно-правовой базе, так и в деятельности педагогов при осуществлении образовательного процесса с детьми дошкольного возраста. Сейчас образование — это опора на талант, креативность и инициативность человека как на важнейший ресурс экономического и социального развития страны. Поэтому необходимо поддерживать и развивать детскую самостоятельность, инициативность, творческую активность в любом возрасте.

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня. Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности:

—самостоятельные сюжетно-ролевые и театрализованные игры;

— развивающие игры;

— музыкальные игры;

— самостоятельная деятельность в книжном уголке;

— самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей и др.

В развитии детской инициативы можно выделить ряд ключевых моментов:

  • Создание  условий для активизации познавательной деятельности детей, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных операций и практических действий;
  •  Создание  условий для самостоятельной творческой деятельности, обучение приёмам самостоятельной работы и самостоятельному применению знаний и умений;
  •  Организуемая совместно с воспитанниками деятельность должна содержать в себе возможность создания «ситуации успеха»;
  • Реализация познавательных интересов личности ребенка  через свободный выбор различной творческой деятельности;
  • Организация деятельности от ребёнка, на основе стремления детей к самовыражению, самосовершенствованию и саморазвитию;
  •  Включение воспитанников в образовательный процесс как активных участников и творческих сотрудников;
  •  Присутствие творческого педагога, заражающего своим примером, создающего условия для творческого раскрытия личности ребёнка;
  •  Взаимодействие педагога с воспитанниками на основе добровольного сотрудничества и диалогового общения.

Таким образом, решение программных образовательных задач осуществляется в ходе:

  • образовательной деятельности, осуществляемой через различные виды детской деятельности;
  • режимных моментов;
  • самостоятельной деятельности детей;
  • взаимодействия с семьями детей и другими социальными партнёрами.

3. Организационный раздел программы

3.1.  Описание режима дня во 2-ой ранней группе детского сада

Режим дня во 2-ой ранней группе ГБДОУ д/с № 32 составлен с учётом возрастных  и индивидуальных особенностей детей, в строгом соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.4.1.3049-13, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26, «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Утверждён решением педагогического совета № 1 ГБДОУ д/с № 32, протокол от 09.09.2014г. № 1.

Режим дня в ДОО имеет рациональную продолжительность  и предполагает разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей   в течение их пребывания в учреждении. Режим дня соответствует возрастным психофизиологическим особенностям детей раннего возраста и способствует их гармоничному развитию.

Режим дня является основой организации образовательного процесса в ДОО в соответствии с временем пребывания ребёнка в группе – 12 часов при пятидневной рабочей неделе.

Режимы в ДОО составляются на холодный и тёплый период времени года, при необходимости на карантинный период в соответствии с действующим Сан Пин.

 Выделяются следующие режимные процессы: утренний приём детей, организация питания, утренняя и вечерняя прогулка, непосредственно-образовательная деятельность, дневной сон детей. На основании требований Сан Пин 2.4.1.3049-13. в режим всех возрастных групп введён второй завтрак.

В соответствии с требованиями СанПиН, утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26 максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников 2-ой ранней группы составляет:

Максимально допустимый объем  образовательной нагрузки

в день

Продолжительность одного занятия

Количество образовательных занятий

в день

Количество образовательных занятий

в неделю

Перерывы между занятиями

Не более 10 минут – I половина дня

Не более 10 минут – II половина дня

8-10  минут

2

10

не менее 10 минут

Примечание: Непрерывная образовательная деятельность для детей раннего возраста организована в первой и второй половине дня. В середине занятия статического характера с детьми проводится физкультминутка.

Режим дня для детей 2-ой ранней группы детского сада:

В детском саду

Время

Приём детей в группу, осмотр, индивидуальная работа

7.00 – 7.55

Утренняя гимнастика

7.55 – 8.00

Подготовка к завтраку, завтрак

8.00 – 8.30

Игры, общение, деятельность по интересам

8.30 – 9.00

Образовательная деятельность на игровой основе

Мир музыки (вторник - пятница)

9.00 – 9.10

Физкультминутка

9.10– 9.15

Самостоятельная деятельность

9.15 – 9.40

Второй завтрак

9.40 – 9.50

Подготовка к прогулке, прогулка

9.50 – 11.30

Возвращение с прогулки

11.30 – 11.45

Подготовка к обеду, обед

11.45 – 12.15

Подготовка ко сну, сон

12.15 – 15.00

Постепенный подъем, воздушно-водные процедуры

15.00 – 15.30

Самостоятельные игры

15.30– 15.40

Подготовка к полднику, полдник

15.40 – 15.55

Физическое развитие (понедельник – четверг)

Образовательная деятельность на игровой основе

15.55 – 16.05

 Досуги, общение, совместная деятельность с детьми

16.05 - 16.20

Подготовка к прогулке, прогулка

16.20– 18.00

Возвращение с прогулки, игры, уход детей домой

18.00 – 19.00

Режим дня для младшего дошкольного возраста

(на летний период времени)

В детском саду

Время

Приём детей на улице, осмотр, индивидуальная работа

7.00 – 7.55

Утренняя гимнастика

7.55 – 8.00

Подготовка к завтраку, завтрак

8.00 – 8.30

Игры, самостоятельная деятельность

8.30 – 9.00

Организованная образовательная деятельность

9.00 – 9.15

 Динамическая переменка

9.15 – 9.25

Самостоятельная деятельность

9.25 – 9.45

Второй завтрак

9.45– 9.55

Подготовка к прогулке, прогулка

9.55 – 11.45

Возвращение с прогулки

11.45 – 12.00

Подготовка к обеду, обед

12.00– 12.30

Подготовка ко сну, сон

12.30 – 15.15

Постепенный подъем, воздушно-водные процедуры

15.15 – 15.45

Подготовка к полднику, полдник

15.45– 16.00

Подготовка к прогулке, прогулка

16.00-19.00

Режим работы ДОО в период карантина

Карантин – система мероприятий, проводимых для распространения инфекционных заболеваний из эпидемического очага и ликвидация самого очага. Эпидемический процесс данных заболеваний характеризуется сезонными изменениями, вспышками и возникающими эпидемиями различной интенсивности, которые поражают около 20% детей.

Сроки карантина устанавливаются на основании данных о наибольшей продолжительности инкубационного периода заболевания. Так, при гриппе и скарлатине карантин длится 7 дней, при  ветряной оспе, краснухе и паротите – 21 день, при менингококковой инфекции 10 дней, а при вирусном менингите – 20 дней. На период карантинных мероприятий предполагаются карантинные режимы по показаниям.


  1. Модель воспитательно-образовательного процесса 2-ой ранней группы ГБДОУ д/с № 32

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Для организации традиционных событий используется комплексно-тематическое планирование образовательного процесса. Темы определяются исходя из интересов и потребностей детей, необходимости обогащения детского опыта. Единая тема отражается в организуемых образовательных ситуациях детской практической, игровой, изобразительной деятельности, в музыке, в наблюдениях и общении воспитателя с детьми. В организации образовательной деятельности учитываются принцип сезонности, доступные пониманию детей сезонные праздники, мамин праздник и др.

Тематика примерного календаря праздников ориентирована на все направления развития ребёнка и посвящена различным сторонам человеческого бытия.

Календарь праздников

СЕНТЯБРЬ

  1. — День знаний.

30.09— День дошкольного работника

ОКТЯБРЬ

  1. - Международный день музыки.

НОЯБРЬ

30.11 — День Матери

ДЕКАБРЬ

25.12-  Рождество Христово

ЯНВАРЬ

1.01- Новый год

11.01 - Всемирный день «спасибо»

21.01- Международный день объятий

ФЕВРАЛЬ

17.02 - Международный день доброты

23.02 - День защитников Отечества

МАРТ

01.03 - День кошек в России

8.03 - Международный женский день

16.02 – 22.02 – Масленица

21.03 - Международный день кукольника

27.03 - Всемирный день театра

АПРЕЛЬ

01.04 – Международный день птиц.

02.04 - Международный день детской книги

07.04 - Всемирный день здоровья

МАЙ

3.05 - День Солнца

15.05 – Международный день семьи

27.05 - День рожденья города Санкт-Петербург

ИЮНЬ

1.06 – День защиты детей

Период

Тема

Содержание

СЕНТЯБРЬ

1 неделя

АДАПТАЦИЯ

Создать комфортную для психологического состояния детей обстановку

ОКТЯБРЬ

1 неделя

«НАШ ЛЮБИМЫЙ ДЕТСКИЙ САД»

Познакомить детей с уголками групповой комнаты, их оборудованием, мебелью, назначением, игрушками.

2 неделя

«ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО, ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»

Объяснять детям, что хорошо делать, что плохо

3 неделя

«УЗОРЫ НА ПЕСКЕ»

Учить детей делать куличики, насыпать в формочки песок

4 неделя

«Я И МОЁ ИМЯ»

Учить детей откликаться на своё имя, обращаться к сверстникам по имени, гордиться своим именем.

НОЯБРЬ

1 неделя

«ЛИСТОПАД, ЛИСТОПАД, ЛИСТЬЯ КРУЖАТСЯ, ЛЕТЯТ»

Дать представление об осенних изменениях в природе, учить рассказывать об осени по её характерным признакам.

2 неделя

«ВКУСНЫЕ ДАРЫ ОСЕНИ-ФРУКТЫ»

Познакомить детей с внешним видом фруктов; показать, что фруктов очень много видов, разных по величине, цвету и вкусу.

3 неделя

«ДЕРЕВЬЯ НАШЕГО УЧАСТКА»

Учить замечать и различать среди других деревьев рябину

4 неделя

«КЛАДОВАЯ ВИТАМИНОВ - ОВОЩИ»

Познакомить детей с характерными признаками овощей, учить сравнивать овощи по цвету, форме, величине.

ДЕКАБРЬ

1 неделя

«ЗИМУШКА-ЗИМА»

Познакомить детей с наступившим временем года - зимой, её характерными признаками

2неделя

«СЕРЕНЬКИЙ ВОРОБУШЕК - ПРЫГ ДА ПРЫГ»

Ознакомить детей с зимующими птицами, с внешним видом воробья, его повадками.

3 неделя

«В ЛЕСУ РОДИЛАСЬ ЕЛОЧКА»

Формировать у детей представление о ёлке, как о дереве, учить замечать и называть это дерево и его признаки; воспитывать бережное отношение к природе.

4 неделя

«ЗАЙКА МАЛЕНЬКИЙ, ЗАЙКА БЕЛЕНЬКИЙ»

Ознакомить детей с внешним видом зайка, способом его жизни, особенностями поведениями.

ЯНВАРЬ

2 неделя

«МАШИНА»

Познакомить детей с машиной (игрушкой): грузовой и легковой; учить выделять и называть детали грузового автомобиля; формировать представления и назначении транспорта.

3 неделя

«У МЕНЯ ЕСТЬ КОШКА МУРКА»

Познакомить детей с домашним животным кошкой, её внешним видом и особенностями поведения; учить узнавать животное по его признакам и называть их.

4 неделя

«СОБАКА ПО КЛИЧКЕ ДРУЖОК»        

Познакомить детей с домашним животным собакой, её внешним видом и особенностями поведения; учить узнавать животное по его признакам и называть их.

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

«МОЙ ВЕСЕЛЫЙ ЗВОНКИЙ МЯЧ»

Сформировать представление о мяче; учить различать мячи по величине и цвету; познакомить с назначением мяча.

2 неделя

«САМОЛЕТ ПОСТРОИМ САМИ»

Познакомить детей со строением самолёта (как вида транспортного средства), с его отличием от других видов транспорта, его назначением; сформировать умение детей использовать его в игре; закреплять умение слушать, понимать содержание художественных произведений по теме, передавать форму самолёта в продуктивных видах деятельности.

3 неделя

«ВОТ ПОЕЗД НАШ МЧИТЬСЯ…»

Познакомить детей с железнодорожным транспортом-поездом, его строением и назначением.

4 неделя

«В ГОСТИ К БАБУШКЕ НА БЛИНЫ, ДА ОЛАДУШКИ»

Познакомить с кухонной посудой, её назначением, дать представление о кухонной мебели( плита, кухонный стол, шкаф для посуды); упражнять в различии предметов посуды по цвету и величине.

МАРТ

1 неделя

 «МИЛУЮ МАМОЧКУ ОЧЕНЬ Я ЛЮБЛЮ»

Продолжать прививать чувства уважения к маме; дать детям понятие о роли каждого члена семьи, учить уважать людей пожилого возраста; научить правилам речевого этикета, познакомить с праздником мам и бабушек- С Женским днём 8 Марта.

2 неделя

«ИГРАЙ МУЗЫКА, ИГРАЙ»

Дать представление о музыкальных инструментах: барабане, бубне, гармошке, звоночке; Познакомить с высотой, тембром, динамикой музыкального звучания во время игры на разнообразных музыкальных инструментах; вызвать у детей заинтересованность в занятиях музыкой.

3 неделя

«КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»

Продолжать учить узнавать и называть комнатные растения - фикус и бегонию; сформировать представление о строение растений и объяснить правила ухода за ними.

4 неделя

«АВТОБУС»

Учить различать по внешнему виду автобус и называть его; познакомить с его основными частями; формировать представление автобуса, о том, что автобусы могут быть разного цвета, разной величины.

АПРЕЛЬ  

1 неделя

«ТАЕТ СНЕЖОК, ОЖИВАЕТ ЛУЖОК»

Дать представление о весенних явлениях в природе: греет солнышко, тает снег, текут ручейки, появляется зелёная травка, дети сняли тёплые зимние вещи.

2 неделя

«БЕРЕЗОНЬКА - КРАСАВИЦА»

Формировать знания о строении дерева (корень, ствол, ветки, листья), о признаках весны- ярче светит солнышко, становится теплее, распускается почки на деревьях и кустах, появляются жуки; продолжать учить непринужденной беседе с воспитателем и детьми, умению отвечать на поставленные вопросы.

3 неделя

«ВЫШЛА КУРОЧКА ГУЛЯТЬ»

Познакомить детей с курочкой, петухом, цыплятами; обобщить знания о домашних птицах, их внешнем виде, способе жизни; показать заботу людей о домашних птицах; учить слушать и понимать содержание художественных произведений, речь воспитателя, развить речь детей; воспитывать бережное отношение к объектам живой природе, желание заботить о них.

4 неделя

«АКВАРИУМНАЯ РЫБКА»

Учить видеть и узнавать рыб на картинках; формировать представления о строении и способе жизни рыб; учить называть части тела рыб и их местонахождение; воспитывать заботливое отношение к аквариумным рыбкам и желание ухаживать за ними.

МАЙ

1 неделя

«НА НАШЕЙ ПОЛЯНКЕ РАСЦВЕЛ ОДУВАНЧИ»

Познакомить детей с первыми весенним цветком-одуванчиком; обогащать и уточнять знания детей о весенних цветах, учить узнавать и называть их, различать по сенсорным признакам-строению, цвету, форме, на ощупь и по запаху.

2 неделя

«НАСЕКОМЫЕ»

Познакомить детей с насекомыми (божьей коровками, муравьём, пчелой, осой, мухой), их внешними видом; учить их распознать на картинке и в окружающей среде.

3 неделя

«КОЗОЧКА РОГАТАЯ, КОЗОЧКА РОГАТАЯ»

Сформировать представление детей о домашнем животном козе, о её внешнем виде, отличии от других домашних, о том, чем она питается и какую пользу приносит человеку

4 неделя

«ОХ, КАК Я МОЮ КОРОВУШКУ ЛЮБЛЮ»

Познакомить детей с коровой, как с домашним животным, с особенностями её внешнего вида; формировать представление о том, чем полезна корова; воспитывать любовь ко всему живому.

ИЮНЬ

1-4 недели

«ЛЕТО»

Формирование элементарных представлений о лете (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширение знаний о домашних животных и птицах, об овощах, фруктах, ягодах.

Знакомство с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц летом. Знакомство с некоторыми животными жарких стран.

ИЮЛЬ; АВГУСТ

ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Семейные образовательные прогулки по городу.

План работы с родителями во 2-ой ранней группе ГБДОУ д/с № 32

на 2015-2016 учебный год

Месяц

Мероприятие

Цель проведения

Индивидуальная работа

Сентябрь

Организационное родительское собрание «Что должен знать ребёнок 1.6-2 лет»

Знакомство родителей с образовательной программой и с планируемыми результатами освоения программы

Беседы по адаптации

Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны»

Повышение педагогической культуры родителей

Обновление инвентаря для прогулок

Консультация для родителей «Всё о развитие детской речи»

Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития детей

Речевые игры и упражнения с детьми дома

Папка-передвижка для родителей «Возрастные особенности детей раннего возраста»

Повышение педагогической культуры родителей

Октябрь

Консультация «Игра как средство воспитания дошкольников»

Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей

Педагогический всеобуч «Что надо знать о своём ребёнке»

Беседы «Одежда детей в группе и на улице, её маркировка»

Анкетирование родителей «Знаете ли Вы своего ребёнка»

Анализ информации о воспитанниках и их семьях

Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ

Коллаж для родителей «Познакомьтесь, это я!»

Активизация родителей в работу группы д/с, развитие позитивных взаимоотношений ДОУ и семьи

Папка – передвижка «Какие родители, такие дети!»

Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей

Оформление фотоальбома «Семьи наших воспитанников»

Активизация родителей в работу группы д/с, развитие позитивных взаимоотношений ДОУ и семьи

Беседа «Совместный труд ребёнка и взрослого»

Ноябрь

Консультация «Как провести выходной день с ребёнком»

Знакомство родителей с методикой ознакомления малышей с правилами безопасности

Индивидуальные беседы с родителями

Консультация «Одежда детей в группе»

Обогащение педагогических знаний родителей

Папка – передвижка «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности»

Реализация единого воспитательного подхода при обучении ребёнка правилам безопасности в детском саду и дома

Тестирование родителей «Откуда опасность?»

Анализ информации и выявление вопросов, волнующих родителей по данной теме.

Декабрь

Консультация «Грипп. Меры профилактики. Симптомы заболевания»

Ознакомление родителей с задачами по сохранению и укреплению здоровья детей

Беседа «Чесночницы» - одна из мер профилактики вирусных инфекций

Консультация «Здоровый образ жизни. Советы доброго доктора»

Ознакомление родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья малышей в домашних условиях и в условиях д/с

Тестирование родителей «Состояние здоровья вашего ребёнка»

Создание условий для совместной работа д/с и семьи в вопросах оздоровления детей раннего возраста

Индивидуальные беседы «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний»

Консультация «Жизнь по правилам: С добрым утром!»

Беседа «Здоровье ребёнка в наших руках»

Анкетирование родителей «Условия здорового образа в жизни в семье»

Повышение педагогической культуры родителей

Консультация «Как сделать зимнюю прогулку с малышом приятной и полезной?»

Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы?»

Январь

Консультация «Самостоятельность ребёнка. Её границы»

Формирование единого подхода в развитии самостоятельности и инициативности ребёнка

Педагогический всеобуч «Методы, повышающие познавательную активность детей»

Повышение педагогической культуры родителей

Памятка для родителей «Чаще разговаривайте с детьми»

Февраль

Фото-выставка «Мой папа»

Выявление и анализ информации о том, какую роль в воспитании детей занимают представители сильного пола

Индивидуальные беседы с папами «Кого Вы считаете главным в воспитании ребёнка?»

Беседа «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей»

Активизация родителей в работу  группы по проведению тематической выставки совместных работ родителей и детей

Беседа «Основы нравственных отношений в семье»

Памятка для родителей «Несколько советов по организации и проведению детских праздников»

Распространение педагогических знаний среди родителей, практическая помощь в воспитании детей

Мини-газеты  «Папа, мама, я – очень дружная семья»

Выявление волнующих вопросов родителей

Март

Плакат для родителей «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости»

Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения

Творческие работы детей к  8 марта «Мамочка любимая – это для тебя»

Демонстрация творческих способностей детей, сформировавшихся умений и навыков

Консультация «Азбука дорожного движения»

Памятка для родителей «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге»

Повышение педагогической культуры родителей

Тематическая выставка «Внимание улица!» (книги, дидактические пособия, игры)

Знакомство с программным содержанием по ПДД в д/с

Апрель

Беседа «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребёнка»

Выявление волнующих вопросов у родителей по теме «Развитие творческих способностей у детей»

Консультация «Изобразительная деятельность ребёнка в домашних условиях»

Памятка для родителей «Как измерить талант?»

Консультация «Развитие творческих способностей ребёнка»

Педагогический всеобуч «Музыка и дети»

Знакомство с программным содержанием по музыкальному развитию детей в д/с

Памятка для родителей «Пойте ребёнку песни»

Май

Итоговое родительское собрание «Растём играя»

Развитие взаимодействия ДОУ и семьи

Консультация «Памятные места нашего города»

Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей

Памятка для родителей «ИЗО-деятельность дошкольников»

Консультация «Полезный компьютер для малышей»

Трудовой десант. Участие родителей в благоустройстве территории д/с

Способствовать формированию коллектива группы


  1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды во 2-ой ранней группе ГБДОУ д/с № 32

Развивающая предметно-пространственная среда является важным фактором воспитания и развития ребёнка.

В группе создана благоприятная развивающая предметно-пространственная среда, которая осуществляет реализацию образовательной программы и учитывает возрастные особенности детей. Оборудование в группе располагается с учётом рационального использования площади группового помещения. Поэтому в группе предусмотрено пространство для самостоятельной двигательной активности детей, которая позволяет  малышам чередовать в течение дня разные виды деятельности.

При организации пространства группы использовалось зонирование и содержательное насыщение в соответствии с образовательными областями ФГОС.

Образовательные области

Интеграция образовательных областей

Интеграция образовательных областей

Содержание

Социально-коммуникативное развитие

Центр «Театр»

Центр «Природный мир»

«Книжный центр»

Центр настольных игр

ОБЖ

Речевое развитие

Центр «Театр»

«Книжный центр»

Художественно-эстетическое развитие

Центр музыкальной деятельности

Центр изобразительной деятельности

Центр конструктивной

деятельности

Познавательное развитие

Центр математического развития

Центр сенсорного развития

Центр природы и экспериментальной

деятельности

Физическое развитие

Физкультурный центр

ОБЖ

Оснащение развивающих центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Всё пространство предметно-пространственной среды группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности. В группе отсутствуют предметы и растения, угрожающие здоровью детей. Детская мебель соответствует росту и возрасту детей, изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей. В группе установлена система пожарной безопасности.

Для достижения образовательных результатов в группе создана развивающая предметно-пространственная среда, которая стимулирует самую разнообразную деятельность ребенка. Каждому ребенку предоставлена свобода в выборе средств для удовлетворения своих интересов, любознательности, развития творческих способностей с учетом индивидуальных и гендерных особенностей.

Приоритетным направлением в группе является театрализация. В работе с детьми эффективным является личностно-ориентированный подход обучения, использование которого позволяет вовлечь ребенка в активный познавательный процесс.

В группе отдаётся предпочтение театрализованным играм и представлениям. Они помогают установить контакт с ребенком, раскрепощают, служат сюрпризным моментом в ходе образовательных ситуаций. Проведение театрализованных игр является универсальным средством гармоничного развития детей и эмоционального взаимодействия ребенка и взрослого. Театрализованное представление дает детям яркие художественные впечатления, учит внимательно следить за развертывающимся сюжетом, побуждая малышей принять активную участие в действии. Дети имеют возможность потанцевать, помузицировать на шумовых музыкальных инструментах, попеть, поиграть в пальчиковые игры. В группе есть разные виды театра:

  • Театр Би-Ба-Бо
  • Театр варежек
  • Пальчиковый театр
  • Театр прихваток
  • Театр на ковролине
  • Театр пристежек
  • Настольный театр
  • Театр матрешек
  • Театр нагрудников

Приобщая детей к театрализованным играм в работе используем иллюстрации, книги, дидактические игры, в группе есть картотеки стихов, песенок, потешек, пестушек.

При создании развивающего пространства в группе учитывалась ведущая роль игровой деятельности. В группе большое количество материала для проведения сюжетно-ролевых игр, сенсомоторного развития, конструирования, театрализованной деятельности, развитие творческих, музыкальных и физкультурно-оздоровительных способностей, развитие речи, экспериментальной деятельности. Окрашенное положительными эмоциями общение со взрослыми в игре, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении радостным. Эти игры дают импульс к самостоятельным творческим  проявлениям воспитанников.

Игровой материал в группе периодически меняется, в зависимости от сезона, тематической недели, праздника, события. Появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную и исследовательскую активность детей. В ходе знакомства с познавательным материалом в группе создаются сезонные выставки: «Осень в лесу», «Зима», «Весна».  Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в группе является вариативной.

Большое внимание в группе уделяется созданию условий для продуктивной деятельности – конструирования, рисования, лепки, создания разного рода поделок из природного и бросового материала. Регулярно оформляются стенды продуктивной творческой деятельности детей, чтобы сами дети видели результаты своего труда, и, конечно, чтобы порадовались родители, видя успехи своих малышей.          

Развивающая предметно-пространственная среда, окружающая ребёнка в группе позволяет ему чувствовать себя комфортно и оказывает благоприятное воздействие на всестороннее развитие дошкольника, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности.


  1. Описание материально-технического обеспечения Программы

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения

Для эффективного осуществления образовательного процесса во 2-ой ранней группе ГБДОУ детский сад № 32 используются технические средства обучения.  Музыкальный центр и коллекция CD-дисков – в группе, а также ноутбук и мультимедийный проектор, которые заимствуются в случае необходимости в методическом кабинете.

Реализация рабочей программы педагога 2-ой ранней группы ГБДОУ детский сад № 32 обеспечивается следующими методическими материалами:

№ п/п

Наименование

программы

Авторы

Гриф

Программно-методический комплекс  

1.

«Детство»   — СПб.: ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014

Т. И. Бабаева,

А. Г. Гогоберидзе,

О. В. Солнцева и др.

Образовательная область, направление образовательной деятельности

Список литературы (учебно-методические пособия, методические разработки, др.)

Социально-коммуникативное развитие

  1. Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. – М.: Айрис Пресс, 2007.
  2. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Владос, 2003.
  3. Тимофеев И.В., Анденко С.А. Первая помощь при травмах и др. жизненно-угрожающих ситуациях. - СПб.: ДНК, 2001.
  4. Шорыгина Т.А. Общительные сказки: социально-нравственное воспитание. – М.: Книголюб, 2006.

Познавательное развитие

  1. Афанасьва И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний (1-я младшая группа). – СПб.: Детство – Пресс, 2004.
  2. Борисенко М.Г. Лукина Н.А. В помощь маленькому мыслителю (развитие элементарных математических представлений). – СПб.: Паритет, 2003. (д/с №32)
  3. Громова О.Е. Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  4. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. / Под ред.С.Л. Новосёловой. – М.: Просвещение, 1995.
  5. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещения,1973.
  6. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещения, 1985.
  7. Корнилова В.М. «Экологическое окно» в д/с. // Методические рекомендации. – М.: Сфера,2008.
  8. Маклакова Е.С. Матеметика: вторая младшая группа планирование, конспекты игровых занятий. – Волгоград: Учитель,2010.
  9. Нисканен Л.Г. Первое знакомство с природой. – М.: Школьная пресса, 2005.
  10. Новиковская О.А. Математика в играх и картинках. – СПб.: Паритет, 2006.
  11.  Федосеева П.С. Игровая деятельность на занятиях по математике (младшая группа). – Волгоград: Корифей, 2009.

Речевое развитие

  1. Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Ярославль: Академия развития, 1998. (д/с №32)
  2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в 1-й младшей группе детского сада. – М.: Мозаика - Синтез, 2008. (д/с №32)
  3. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в 1-ой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. (д/с №32)
  4. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днём говорим и растём. – М.: Сфера, 2007.
  5. Ермакова И.А. Поговори со мной, мама. – СПб.: Литера, 2010. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до 7 лет. – М.: Просвещения,1992. (д/с №32)
  6. Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (вторая младшая группа). – М.: Центр педагогического образования, 2009.
  7. Никишина Г.И. Планирование занятий по развитию речи в 1-й младшей группе дошкольного образовательного учреждения. – Спб.: Смарт, 1996.
  8. Рудик О.С. Развитие речи детей 2-4 лет в свободной деятельности. // Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2009.
  9. Шорыгина Т.А. Воспитание детей 2-4 лет: сборник песенок и потешек. – М.: Книголюб, 2007.

Художественно-эстетическое развитие

  1. Григорьева Г.Г. Малыш в стране акварели. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Гудилина С.И. Чудеса своими руками. – М.: Аквариум, 1998.
  3. Гусакова М.А. Аппликация. – М.: Просвещения, 1987.
  4.  Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. – М.: Просвещение, 1992. (д/с №32)
  5. Жукова О.Г. Планирование и конспекты занятий по ИЗО деятельности (для детей раннего возраста). – М.: Айрис – пресс, 2007.
  6. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. – М.: Просвещение, 1980. (д/с №32)
  7. Лиштван З.В. Конструирование. – М.: Просвещения, 1981.
  8. Методика обучения рисованию и лепки в д/с. / Под ред. Н.П. Сакулиной. – Ленинград,1960.
  9. Полозова Е.В. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. – Воронеж,2007.
  10. Сауко Т., Буренина А. Топ-хлоп, малыш. // Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001.
  11. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М.: Аркти, 1999.
  12. Халезова Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. – М.: Просвещение, 1978. (д/с №32)
  13. Халезова Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. – М.: Просвещение, 1986.

Физическое развитие

  1. Конторович М.М., Михайлова Л.И. Подвижные игры в детском саду. -  М.: УЧПЕДГИЗ, 1954.
  2. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. – М.: Просвещение, 1978. (д/с №32)
  3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. – М.: Просвещение,1986.
  4. Павлова П.А., Горбунова И.В. Расти здоровым, малыш! – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  5. Сочеванова Е.А. Комплексы утренней гимнастики для детей 3-4 лет. – СПб.: Пресс, 2009.
  6. Теплюк С.И. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. – М.: Владос, 2002.
  7. Янкелевич Е. От 3 до 7. – М.: Физкультура и спорт, 1977.

Игровая деятельность

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение,1991. (д/с №32)
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение,1991.
  3. Буцинская П.П., Васюкова В.Н., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1990. (д/с №32)
  4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль: Академия развития, 1997. (2 экз.: д/с №32 и группа)
  5. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до 3лет. – Ярославль: Академия развития, 1996. (д/с №32)
  6. Голецыова О., Клиндова Л., Бердахода Я. Игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1966.
  7. Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Груба Г.В. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста. – М.: Просвещения, 2007.
  8. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М.: Просвещения, 1988.
  9. Игрушки и пособия для детского сада. / Под ред. В.М. Изгаршевой. - М.: Просвещение, 1987.
  10. Картушина М.Ю. Забавы для малышей и театрализованные развлечения для детей 2-3 лет. – М.: Сфера, 2007.
  11. Козак О.Н. Игры и занятия детьми от рождения до 3-х лет. – СПб.: Союз, 1998
  12. Павлова Л.Н. Развивающие игры – занятия с детьми от рождения до 3 лет. – М.: Мозаика – синтез, 2003. (д/с №32)
  13. Прохорова Е.В. Театрализованные игры для дошкольников: Практический материал по развитию речи и движений. – СПб.: Смарт, 1995.
  14. Фёдорова Г.П. Игра – путь воспитания и развития малыша. – СПб.: Паритет, 2007.

Адаптация детей раннего возраста

  1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006.

В помощь педагогу

  1. Аллан Фромм, Томас Гордон. Популярная педагогика. – Екатеринбург: АРДЛТД,1997.
  2. Бабаева Т.И. и др. Младший дошкольник в д/с. Как работать по программе «Детство». – СПб.: Детство – Пресс, 2005. (д/с №32)
  3. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в 1-й младшей группе детского сада. – Воронеж: Учитель, 2003.
  4. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе д/с. – Воронеж: учитель, 2003.
  5. Воспитание и обучение детей раннего возраста. / Под ред. Л.И. Павловой. – М.: Просвещение, 1986. (д/с №32)
  6. Воспитание и развитие детей раннего возраста. / Под ред. Г.М. Ляминой. – М.: Просвещение, 1981. (д/с №32)
  7. Готовимся к аттестации!: Методическое пособие для педагогов. / Под ред.  С.Д. Ермолаева. – СПб.: Детство – Пресс, 1999.
  8. Григорьва Г.Г, Кочетова Н.П. и др. Кроха: пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до 3-х лет. – М.: Просвещение, 2000.
  9. Кобзева Т.Г. и др. Развёрнутое перспективное планирование по программе «Детство» 1-ая младшая группа. – Волгоград: Учитель, 2010.
  10. План – программа педагогического процесса в д/c. / Под ред. З.А. Михайловой. – СПб.: Детство – Пресс, 2004.
  11. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. Л.А.Соколова. – М.: Просвещение, 1987. (д/с №32)
  12. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. // Программа Театр – Творчество – Дети. -  М.: Аркти, 2002.

Педагогическая диагностика

  1. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики. – СПб.: Каро, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя второй младшей группы (на основе программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы)

Рабочая  программа по развитию детей второй младшей  группы  разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад № 14 г.Красноармейска», в соот...

Рабочая программа воспитателя второй младшей группы. По программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой

  Программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.Рабочая программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических,...

Рабочая программа воспитателя второй младшей группы

Рабочая программа по развитию детей второй младшей группы разработана в соответствии с ООП МБДОУ – детского сада№3  в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.Рабочая программа по развитию дет...

Рабочая программа воспитателя второй младшей группы

Рабочая программа для воспитателей речевой второй младшей группы...

Рабочая программа воспитателя второй младшей группы с использованием программы 2100

Рабочая программавоспитателявторой младшей группы «Радуга» Санкт-Петербургана 2018-2019 г.     Воспитатели:Ник...