Формирование патриотизма у детей младшего дошкольного возраста через культурно-досуговую деятельность
статья (младшая группа) по теме

Архипова Наталья Владимировна

Мы живём во времена модернизаций, инноваций, нововведений и изменений, как политических и экономических, так и социокультурных. Мы видим, как происходят социальные изменения в обществе: ценностная переориентация среди молодёжи и подростков, их отношение к Родине. У многих из них изменяются нравственные ценности, где порой, проявляется грубость и неуважение к старшему поколению. Поэтому, в новых условиях актуальность проблемы, связанной с нравственным воспитанием общества, приобретает чрезвычайную важность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование патриотизма у детей младшего дошкольного возраста через культурно-досуговую деятельность.

Мы живём во времена модернизаций, инноваций, нововведений и изменений, как политических и экономических, так и социокультурных. Мы видим, как  происходят социальные изменения в обществе: ценностная переориентация  среди молодёжи и подростков, их отношение  к Родине.  У многих из них изменяются  нравственные ценности, где  порой,  проявляется грубость и неуважение  к старшему поколению.  Поэтому, в новых  условиях актуальность проблемы, связанной с нравственным воспитанием  общества, приобретает чрезвычайную важность.

Цель патриотического воспитания – способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций (воспитание интереса к истории родного края и Отечества, расширение представлений детей о родном городе, о героях Великой Отечественной войны, воспитание чуткости, доброты и милосердия).Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Поэтому  работа по патриотическому воспитанию включает в себя комплекс задач:

— формирование представлений о семье и человеке;

— формирование представлений о родном крае и о его природе;

— воспитание у ребенка любви и привязанности к детскому саду, улице, городу;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— развитие чувства гордости за достижения страны;

Известно, что наибольшие эмоциональные отклики у детей вызывают праздники, утренники, другие массовые мероприятия. Поэтому большая роль в реализации задач патриотического воспитания отводится совместно-досуговой деятельности воспитателя с детьми, т.к. воспитание чувств – процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки непосредственной образовательной деятельности.

 Досуговая деятельность способствует вхождению ребенка в культуру. По своему содержанию она разнообразна и тесно связана со становлением личности ребенка, так как это не просто организация мероприятия, а деятельность в социально значимых целях, где реализуются культурные потребности, как отдельного дошкольника, так и группы в целом. Досуговая деятельность - это праздники, отдых, развлечения, созерцание и т.п. Именно поэтому она может удовлетворить самые разнообразные интересы ребенка в свободное время, что позволяет рассматривать ее, как духовное пространство для расширения возможностей вхождения ребенка в культуру.

Любовь к Родине начинается с любви к тому, что окружает ребёнка с детства – к своей семье, дому, детскому саду, своей улице, своему городу, к тому, что значимо и понятно  - с любви к его малой Родине. Для ребёнка - младшего дошкольного возраста Родина – это мама. Поэтому в этом возрасте основное внимание уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку – маме. Ведь все мы знаем, что знакомство детей с «Большой Родиной» начинается с знакомства с «малой Родиной», со своей семьёй. Проведение досуга ко дню матери вызывает наибольший эмоциональный отклик, дети разучивают стихи, делают мамам подарки, рисуют их портреты.

 Сейчас, в эпоху новаций, все больше хочется знать о русской культуре, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции, что ели и пили. Еще с давних времен пришел к нам любимый праздник «Масленица» - это проводы зимы и встреча весны. На масленицу принято играть в народные игры, водить хороводы, печь блины и сжигать чучело. Совместно с родителями проводится этот самый яркий  и красивый народный праздник, который доставляет удовольствие всем участникам. У малышей всегда остается очень много впечатлений после такого праздника. Знакомство ребенка с культурой, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу.

Особое значение в духовно- патриотическом воспитании имеет тема “Защитников Отечества”. Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме дети узнают о величине подвига советских солдат, знакомятся с песнями, стихами и рассказами тех времен. Это мероприятие надолго остается в памяти малышей и является важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.

Детям младших и средних групп трудно представить себе такие понятия, как «город», «страна». Поэтому в этом возрасте необходимо вызывать у детей положительные эмоции, чувство восхищения своим городом, страной. Работа заключается в том, чтобы обратить внимание детей на празднично украшенные улицы города. После празднования  "Дня города"  с детьми проводятся беседы на тему, где были во время городских мероприятий, куда ходили, что видели. Такие беседы вызывают у ребят чувство сопричастности с большими событиями родного города.

В поиске современных педагогических методов и приемов мы, к сожалению, забываем о народных традициях, об их воспитательной ценности. А ведь дети всегда являлись самыми активными участниками обрядов. Во всех праздничных приготовлениях дети помогали взрослым, у них были свои хлопоты и тайные заботы. В нашей группе детского сада также есть свои традиции и праздники, такие как «День непослушания», «День взросления».

Работа по нравственно - патриотическому воспитанию будет успешней, при условии активного взаимодействия с родителями. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа.  Особенное значение имеет пример взрослых, родных людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято называть «малой Родиной» и постепенно переходить к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д.  Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образования. Значимым условием которого является тесная взаимодействие с родителями и семьей, как ячейкой общества и хранителем национальных традиций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Формирование коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста через использование детского фольклора"

Формирование коммуникативных навыковдетей младшего дошкольного возрастачерез использование детского фольклора...

"Формирование речевой грамотности детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Актуальность.Речь возникает и развивается под влиянием потребности в общении. Тесно связана со всей психической жизнью человека: мышлением, воображением, эмоциями, волей. Всем известно, что речь...

«Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через систему валеологического воспитания»

Презентация опыта работы «Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через систему валеологического воспитания»...

Инновационная деятельность. Опыт работы "Формирование коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"

Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, развитие общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, узнав...

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст и для нравственного развития детей. В это время расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками....

Формирование патриотизма у детей среднего дошкольного возраста через знкомство с родным городом

Формирование патриотизма у детей среднего дошкольного возраста через знакомство  с родным городом...