Консультация для педагогов на тему: «Особенности работы с детьми-инвалидами»
консультация на тему

Шарафутдинова Светлана Алексеевна

Консультация для педагогов на тему:

 

«Особенности работы с детьми-инвалидами»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

«Особенности работы с детьми-инвалидами»

  1. Формирование социальной активности дошкольника


 Особенности работы с детьми-инвалидами

Цель работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в ДОУ:

 создание оптимальных психолого-педагогических условий для усвоения детьми соответствующих образовательных программ, социальной адаптации, психологического развития воспитанников.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях ДОУ.

Инклюзивное образование предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.

Алгоритм сбора данных о ребенке с ОВЗ или ребенке-инвалиде:

1. Беседа с родителями;

2. Изучение медицинской карты ребенка;

3. Обследование физического развития;

4. Обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.

5. Разработка индивидуальной карты развития определенного содержания.

Создание специальной развивающей предметно-пространственной среды.

Организация среды – это специальное оборудование зон, направленное на компенсацию состояния детей. Ей принадлежит ведущая роль в укреплении психофизического здоровья ребенка и его всестороннего развития.

Взаимодействие с родителями.

Формы работы:

 Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов.

Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.

Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.

Проведение совместных праздников, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т.п.

Задачи воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

1. Укреплять и охранять здоровье ребенка, вырабатывать правильную осанку, пространственную ориентировку. Поощрять участие ребенка в


совместных играх и физических упражнениях (подвижных играх). Способствовать формированию положительных эмоций, двигательной деятельности.

2. Воспитывать интерес к жизни и деятельности взрослых и сверстников, к явлениям природы. Продолжать формировать экологическую культуру. Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между некоторыми из них.

3. Продолжать работу по развитию речи: обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваться правильного и четкого произношения слов.

4. Развивать умение понимать содержание произведений искусства, внимательно слушать художественные произведения, следить за развитием действия в сказке, рассказе. 5. Формировать элементарные математические представления. Учить выделять отдельные части и характерные признаки (цвет, форма, величина) предметов, продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам.

6. Продолжать обучать практическим навыкам рисования, лепки, аппликации.

7. Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома.

Продолжать формировать представление о том, что такое хорошо и что плохо. Учить бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам.

8. Формировать умение оценивать свою работу, воспитывать привычку работать старательно.

9. Развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно сделать), способы ее достижения (как делать); воспитывать усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата.

10. Развивать интерес к различным видам игр.

Дети с ограниченными возможностями, как правило, не могут долго продолжать одну и туже деятельность, не могут принимать участие во всех процессах группового обучения, вследствие хронических заболеваний или их последствий, поэтому они требуют индивидуальной воспитательной работы и специального отношения.

Для этого проводятся следующие мероприятия:

• Тесный контакт с группой детей, не имеющих ограничений;

• Использование общественных площадок для игр;

• Участие в культурных мероприятиях.

Это способствует:

- во-первых, активизации речи и расширения коммуникативных навыков ребенка;

- во-вторых, способствует удовлетворению некоторых потребностей ребенка - организменных и социальных (взаимодействия в группе).


В связи с неорганизованностью детей, импульсивностью, неумением внимательно выслушивать инструкцию, необходимо систематическое обучение под руководством педагога по принципу «делай как я». Развитию самостоятельности детей способствует постепенное сокращение «доз помощи»: от показа нужного приема работы до повторной инструкции. Привлечь внимание и вызвать интерес к выполняемой работе можно через выставки (если есть возможность, провести экскурсию).

Вся эта работа способствует развитию у ребенка эстетических чувств, умения понимать и ценить прекрасное. Ведь каждый ребенок должен иметь возможность получать необходимые знания, умения и навыки.

Педагогическая цель занятий в группе состоит в том, чтобы помочь ребенку максимально самоутвердиться (развить свои способности, насколько позволят его возможности, исходя из структуры дефекта.

Используемая литература:

1. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: 2 изд. М., 2009

2. Баряева Л.Б., Вечканина И.Г., Зарин А.П. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – СПб, 2001

3. БеловаТ.В., Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М.: Астрель 2008

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии.

6. Катаева П.П. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста. – М.1977

7. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2001

8. Панфилова М.А. Игротерапия общения.

9. Педагогические системы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Ставрополь 2011

10. Семенова К.А. Детские церебральные параличи. – М. 1968

11. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. – СПб.,2001

Универсальные рекомендации (Д. Вернер) для успешной реабилитационной и коррекционной работы с детьми и детьми-инвалидами

1. Будьте терпеливы и наблюдательны. Дети не учатся беспрерывно, иногда они нуждаются в отдыхе. Отдохнув, они снова начнут двигаться вперед. Внимательно наблюдайте за ребенком, старайтесь понять, как он мыслит, что знает, как использует свои навыки, тогда вы научитесь помогать ему совершенствовать их. Разговаривая с ребенком, давайте ему время ответить на ваши вопросы. Говорите по очереди, помните о важности повторения.                                                                                            

2. Будьте систематичны и последовательны. Постройте план специальных занятий таким образом, чтобы естественно двигаться вперед – от одного навыка к другому. Постарайтесь играть с ребенком каждый день примерно в одно и то же время и складывать игрушки, инструменты, одежду в одно и то же место. Придерживайтесь одной и той же манеры обучения, проявления любви и формирования поведения. Каждый раз откликайтесь на действия и нужды ребенка. Это поможет ему лучше понимать, чувствовать себя более уверенным и защищенным.                                        

3. Разнообразьте занятия. Повторение важно, но не менее важно и разнообразие. Каждый день вносите в занятия небольшие изменения, чтобы ребенку не надоело. Проводите занятия разными способами и в разных местах, в помещении и на улице.            

4. Будьте эмоциональны и выразительны. Показывайте свои мысли и чувства выражением лица и интонацией голоса. Говорите внятно и просто (но не «сюсюкайте»). Почаще хвалите и поощряйте ребенка.                                                  

5. Сделайте занятия забавой! Ищите способы превратить их в игры, которые будут доставлять удовольствие и ребенку, и вам.                                                                            

6. Будьте практичны. По мере возможности выбирайте те навыки и занятия, которые помогут ребенку стать более самостоятельным и способным больше делать для себя и для других. Чтобы подготовить ребенка к большей самостоятельности, избегайте чрезмерной опеки.                                                                                                            

7. Сохраняйте уверенность. Все дети тем или иным способом откликаются на заботу, внимание и любовь. С помощью взрослых ребенок, отстающий в развитии, станет более приспособленным и самостоятельным.                                                                          8. Почаще хвалите ребенка, ласково обнимайте, давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-то хорошо получается (или когда он очень старается). Похвала за успехи действует гораздо лучше (и сама по себе гораздо человечнее), чем ругань или наказание за неудачу. Когда ребенок старается что-нибудь сделать и у него не получается, лучше обойти это молчанием или сказать что-нибудь вроде: «Жаль, не вышло. Ну ничего, в другой раз получится!»                                     9. Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что делаете, просто и доходчиво. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Хотя может казаться, что он не понимает или не реагирует, все равно больше с ним разговаривайте. Если вы считаете, что он не слышит, говорите с ним и в это жевремя используйте «язык жестов». Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «Особенности планирования воспитательно – образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО»

Основой образовательного процесса является планирование. План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование — это научно обо...

"Особенности работы с детьми-инвалидами"

Для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, важным и приоритетным является коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная работа, которая направлена на восстано...

Консультация для педагогов на тему: «Особенности в работе с детьми ОВЗ»

Во “Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей” говорится: “Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их в...

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ РАЙОНА ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «МЫ ВМЕСТЕ»

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ РАЙОНА ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ«МЫ ВМЕСТЕ»...

Консультация для педагогов на тему: «Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями»

Консультация для педагогов на тему: «Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями»...