Режим дня для детей раннего возраста
консультация (младшая группа) на тему

Садовникова Елена Михайловна

Режим дня ребенка в разном возрасте: нужен или нет?

Каждый взрослый сам решает, жить ему по режиму или «вне» его. Мы подстраиваем распорядок дня под жизненные обстоятельства и биологические часы, привычки и необходимость. Но это взрослые. А свободны ли дети  в выборе вариантов? Точнее, свободны ли вы, родители, в выборе вариантов для детей?

Современное поколение родителей выросло «по режиму», но подходит ли такой подход современному поколению детей? Режим дня – это распределение времени на различные виды деятельности в течение суток. Он призван сбалансировать периоды работы и отдыха, сна и приемов пищи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rezhim_dnya_rebenka_v_raznom_vozraste.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

             Режим дня ребенка в разном возрасте: нужен или нет?

Каждый взрослый сам решает, жить ему по режиму или «вне» его. Мы подстраиваем распорядок дня под жизненные обстоятельства и биологические часы, привычки и необходимость. Но это взрослые. А свободны ли дети  в выборе вариантов? Точнее, свободны ли вы, родители, в выборе вариантов для детей?

Современное поколение родителей выросло «по режиму», но подходит ли такой подход современному поколению детей? Режим дня – это распределение времени на различные виды деятельности в течение суток. Он призван сбалансировать периоды работы и отдыха, сна и приемов пищи.

   Распорядок дня традиционно является неотъемлемой частью воспитания детей. Впрочем, с этой точкой зрения согласны не все родители.

                                     Преимущества соблюдения режима дня:

  1. Соблюдение режима ребенком – залог его здоровья (своевременный прием пищи, обязательные прогулки, необходимое количество сна и т.д.);
  2. По мнению врачей, режим укрепляет иммунитет – подсознание усваивает, что всему свое время; еде, сну, прогулкам, и организм подстраивается – сон становится глубоким, аппетит хорошим;
  3. Увязка дел со временем рождает предсказуемость, режим помогает избегать хаоса, суеты, беспомощности, неожиданностей, что в свою очередь, делает детей спокойнее и увереннее;
  4. Если ребенок привык жить согласно режиму, то у родителей нет необходимости постоянно давать указания;
  5. Режим помогает детям адаптироваться в новой обстановке (детский сад, школа);
  6. Распорядок дня способствует развитию навыка самодисциплины, что, безусловно, поможет ребенку во взрослой жизни;
  7. Благодаря режиму больше времени уделяется нерегулярным занятиям, так как необходимые и обязательные выполняются «на автомате»

Таким образом, режим дня – это не строгий график выполнения определенных заданий, а простой способ удовлетворения всех главных потребностей ребенка.

    Распорядок – понятие гибкое. По мере взросления ребенка он может и должен меняться. Переход на двух-, а затем на одноразовый дневной сон, введение прикорма, позднее – поступление в детский сад и в школу являются этапами, значительно влияющими на режим дня.

   Естественно, у каждой семьи режим будет собственный, но все – таки многим молодым мамам хотелось бы на что-то ориентироваться

                                  Примерный распорядок дня ребенка в 1, 5 лет.

         8:30 – пробуждение

         9:00 – завтрак

         9:30 – 11:00 – игры, общение, гимнастика

        11:00 – 12:30 – прогулка

        12:30 -13:00 – обед

        13:30 – 15:30 – дневной сон

        16:00 – полдник

        16:30 – 18:00 – прогулка

        19:00 – ужин

        21:00 – поздний ужин

        21:30 – ночной сон

   Такой режим с незначительными изменениями сохраняется примерно до трех лет – возраста поступления в детское дошкольное учреждение. За несколько месяцев до начала посещения сада следует откорректировать режим, максимально приблизив его к «садиковскому», чтобы ребенку легче было адаптироваться. Педиатры советуют соблюдать режим не только в будние, но и в выходные дни.

                                Примерный распорядок дня ребенка в 3 года.

        7:30 – пробуждение, утренний туалет

         8:00 – завтрак

        8:30 – 9:30 – занятия, игры, гимнастика

        10:00 – второй завтрак

         10:30 – 12:30 – прогулка

         12:30 – обед

         13:00 – 15:00 – дневной сон

         15:30 – полдник

         16:00 – 16:30 – игры, занятия

        16:30 – 18:00 – прогулка

        18:30 – ужин

        19:00 – 20:00 – спокойные игры, занятия

        20:00 – подготовка ко сну, купание

        20:30 – ночной сон.

   Важно следить за тем, чтобы ребенок высыпался; проводил достаточно времени на свежем воздухе; выполнял домашние задания не «на ночь глядя», а заблаговременно; успевал не только учиться, но и играть, и уделять время хобби и любимым занятиям.

                       При составлении распорядка дня важно помнить, что:

  • Он должен быть гибким,
  • Он должен быть разумным,
  • Он должен учитывать интересы и потребности конкретного ребенка.

                          Как приучить ребенка к режиму или распорядку:

  1. Дети есть дети, поэтому в процессе приучения очень помогают игровые и соревновательные моменты –плакаты, расписания, флажки, галочки в графах, таймеры, оригинальные будильники и т.д.
  2. Старайтесь не отклоняться от режима даже ради обстоятельств (например, из-за прихода гостей).
  3. Учитывайте самочувствие ребенка (если оно плохое, то нужна корректировка режима).
  4. Не допускайте замены игр и прогулок компьютером, планшетом или телевизором.
  5. Начните с себя – если родители режим не соблюдают, то приучать к нему детей бесполезно.

 Родители, отрицающие режим дня, просто заблуждаются относительно его отсутствия, а сомнения в его необходимости чаще основываются на стереотипах. Распорядок    - это «плохо», это жизнь «в рамках», «отсутствие креативности» и т.д. А так как сейчас каждый второй растит своего ребенка как творческую личность, распорядок дня, по их мнению, - не способствует этому.

   Те родители, которые утверждают, что они не придерживаются режима, и что он не нужен, чаще всего не замечают, что на самом деле ребенок у них почти в одно и то же время просыпается и засыпает, в определенное время любит играть и гулять и т.д. Родители отрицают «стандартный» режим и выстраивают на неосознанном уровне «свой» режим дня, который чаще всего совпадает с их распорядком.

   Режим, несомненно, нужен. Во-первых, любой педиатр скажет, что распорядок дня – основа здоровья ребенка, это не просто временные моменты «что и когда делать нужно», это то, что помогает развиваться и расти ребенку здоровым.

   Представьте, что ваш ребенок (старше года) засыпает и просыпается в разное время, соответственно и количество часов бодрствования у него разное, в итоге – утомляемость, ребенок раздражительный, агрессивный и подвержен заболеваниям.

    Во-вторых, распорядок дисциплинирует и помогает достигать поставленных целей. Например, ребенку необходимо научиться играть на скрипке, в его распорядке появляется время для занятий, соответственно «маленькими шагами» он приходит к цели.

   Кстати, распорядок нужен как взрослому, так и ребенку одинаково. Сначала он немного нужнее родителям, так как те из них, чьи детки живут «по режиму», более свободны во времени. Затем распорядок нужнее уже детям, особенно когда они идут в садик и в школу.

   Основное правило составления распорядка дня – он должен подходить и нравиться ребенку и вам! В формировании распорядка важно также учитывать биологические часы ребенка, не «ломать» его. Нет «правильного» распорядка, есть примерный план.

   Таким образом, режим это когда мы высыпаемся, успеваем с детьми несколько раз за день гулять, заниматься, играть и параллельно работать.

   Режим дня –  имеет большое значение как с психологической, так и с физиологической точки зрения. Маленькие дети очень легко привыкают к определенному распорядку дня. Если их кормят, укладывают спать, идут на прогулки в одно и то же время, то никаких затруднений не возникает – они не капризничают и сохраняют в течение дня спокойное и ровное настроение.

   С середины 2-го года жизни дети, как правило, спят днем всего 1 раз и бодрствуют в течение двух промежутков времени по 5 – 6 часов. После 2 лет малыш спит днем около 2 часов, а бодрствует 2 раза по 6 часов.

   Ребенка следует укладывать спать в одно и то же время, в тихом месте, в его кроватке. Перед каждым сном комнату обязательно следует проветривать, а укрывать малыша надо легко, не кутая его. Хорошо, укладывая малыша спать немного посидеть с ним, спеть колыбельную песенку, рассказать маленькую спокойную сказку. Но не больше, иначе ребенок свой тихий час заставит взрослого рассказывать ему и петь.

   Перед ночным сном не следует устраивать бурных шумных игр – лучше делать это в первой половине дня. Родители пришли с работы, поужинали, немного отдохнули и готовы поиграть с ребенком, а ему пора спать. Лучшим общением станут совместное чтение или спокойная игра.  Не следует приучать ребенка засыпать в полнейшей тишине. В этом случае, он будет просыпаться от малейшего шороха, а его сон станет беспокойным.

   Важно, чтобы ребенок сам готовился ко сну: раздевался, помогал стелить постель, укладывая спать любимую плюшевую собачку и т.д. Это поможет ребенку успокоиться, настроиться на сон и принять процедуру укладывания как должное.

В режим дня можно внести такие, например, поправки: за 1 час до вечернего сна малыш должен собрать свои игрушки. Сначала делать это он будет с родителями, а потом уже и самостоятельно: после обеда ребенок поможет матери убрать со стола посуду, а перед играми он сам достанет игрушки из шкафа, а затем сам и уберет.

    Маленького ребенка обязательно надо хвалить за то, что он делает вовремя и сам!!!

   Малыш быстрее приучится к определенному распорядку, если родители также будут соблюдать хотя бы приблизительный режим своего дня. Это примерный распорядок дня. Отталкиваясь от него, как от основы, родители смогут составить свой собственный, удобный режим дня для ребенка.

     Правильный режим дня и его своевременная организация является залогом здоровья ребенка, его легкой адаптации к садику и в последующем к школе. Кроме того, режим дня является основой воспитания. В организме малыша 1 – 3 лет постоянно происходит ряд изменений, по этим причинам режим дня целесообразно менять. В промежуток от одного до трех лет режим дня несколько меняется трижды.

   Родителям важно знать, что все рекомендации не строгие и нет никаких стандартов. И режим ребенка должен совпадать с потребностями ребенка. Резко переводить малыша с одного режима дня  на другой нельзя, это может спровоцировать отрицательные эмоции ребенка, малыш станет капризным, из-за недосыпа происходит частые смены настроения, формируется рассеянность, и возможны различные проблемы со здоровьем малыша.

                                           Режим дня малышей от 1,5 – 2 лет.

     В этом возрасте у малышей прибавляется еще больше нужных дел, малыши строят пирамидки из кубиков, участвуют в процессе одевания, особенно любимы застежки на обуви, уже могут самостоятельно пить, при этом в собственных ручках держать кружку или поильник. В своих играх карапузы применяют увиденное или услышанное, могут кормить любимую игрушку, или пытаться расчесывать ее.

С достижением 1,5 лет, даже те малыши, которые спали 2 раза в день, переходят на режим с одним дневным сном. Продолжительность такого сна составляет 3 – 3,5 – 4 часа. На долю ночного сна она приходится 10 – 11 часов, получается, что в общей сумме малыши спят 13 – 14,5 часа в сутки.

Рацион питания ребенка так же остается 4 разовым, с промежутками между кормлением 3,5 – 4,5 часов. Интервал между кормлениями, когда ребенок не спит, не должен быть больше 3,5 часов. Карапуз во время бодрствования активен, занимается важными и подвижными играми, организм быстро расходует запас энергии. После утреннего пробуждения завтракать ребенок должен не позднее чем через час, такого же правила необходимо придерживаться и перед ночным сном, ужин должен быть не более, чем за час перед сном. Такие простые правила обеспечат ребенку хорошее активное утро, и хороший ночной сон.

Периоды между сном увеличиваются, и должны составлять 5 – 5,5 часов. Все свое свободное время малыши посвящают так же играм, родителям важно помнить об активных и познавательных играх с малышом. Детвора в таком возрасте с удовольствием использует различные лопатки, ведерки, собирает песочные «куличики». По этим причинам количество прогулок с ребенком остается прежним – 2 раза. Но несколько меняется порядок прогулок, с малышом можно гулять либо после завтрака, либо до обеда, и, придя домой покушать и укладываться спать.

Вторая прогулка должна быть после полдника. Продолжительность прогулки остается такой же, как и для малышей 1 – 1,5 лет, но допустимо увеличение прогулки не более чем на 20 минут.

К двум годам малыши уже должны самостоятельно проситься на горшок, но это не строгое правило. Бывают ситуации, когда малыши увлечены игрой, и не всегда могут дать понять родителям о своих нуждах. Родителям важно это знать, и не впадать в панику, когда с их ребенком произойдет подобное. Мамам надо предлагать малышу посидеть на горшке, тем самым напоминая и отвлекая его от игры. Обязательно малыша надо высаживать на горшок после и перед сном.

                          Примерный режим дня для карапузов 1,5 – 2 лет

   Просыпаться малыш должен в 7.30, как говорилось ранее, завтрак должен быть не менее чем через час, оптимальное время для завтрака 8.00 за завтраком следует бодрствования, в этот период можно погулять или занять ребенка полезной и интересной игрой.

В 12 часов с малышом необходимо пообедать, и с 12.30 – 15.30 малыш должен спать. После пробуждения следует полдник и прогулка. В зимнее время года прогулку можно заменить домашним семейным общением, а погулять с малышом, когда светло, т.е. после обеда. Вернувшись с прогулки, в 18.30 малыша необходимо искупать. В 19.30 у малыша должен быть ужин, и только после ночной сон, карапуз должен спать с 20.30 до 7.30.

                                             Режим дня для ребенка от 2 – 3 лет.

   Этот возрастной период особенно важный в развитии малыша. Так как идет формирование самостоятельности и творческой натуры ребенка. Малыши уже начинают говорить предложениями, часто повторять все, что слышат вокруг. Речь ребенка постепенно приближается к речи взрослого. Карапузы могут самостоятельно одевать и снимать носочки, рубашку или майку. Просятся на горшок самостоятельно, обозначая какие действия малыш намерен выполнить.

В этот период времени малыши могут отказываться от дневного сна вообще, но родителям важно заменить этот период спокойными играми, или другой деятельностью малыша. Например, рассматривать книжку, или смотреть мультики, такие спокойные периоды в режиме дня ребенка помогут расслабиться нервной системе ребенка и не допустить переутомления. Если малыши спят днем, то как правило, это послеобеденный сон.

Периоды бодрствования продолжают увеличиваться и составляют 6 – 6,5 часов.  Для малышей, которые ведут очень активный образ жизни, или детки, которые ослаблены, периоды бодрствования можно сократить примерно на час. Периоды бодрствования должны состоять из череды активных и пассивных занятий, именно это правило не допустит переутомления нервной системы ребенка, так как малыши и все еще быстро возбудимы, и могут быстро уставать от одного и того же вида деятельности.

Прогулки с малышом могут увеличиваться в летнее время года, если в зимнее время в зависимости от погодных условий прогулки не должны превышать 1,5 часов, так малыш может быстро замерзнуть, то в теплое время года практически все бодрствование и даже дневной сон, можно перенести на улицу.

У малышей 2 – 3 лет уже сформировался стойкое восприятие к горшку, но родителям рано расслабляться, высаживать малыша все еще необходимо, и предлагать сходить в туалет особенно на улице, когда малыш заигрался. В этом возрасте важно закрепить умение малыша, для этого необходимо хвалить малыша, и закрепить это постоянными повторениями.

                                 Примерный режим дня малышей 2 – 3 лет.

Пробуждение 7.30

Завтрак 8.00

После завтрака следует период бодрствования до 12 можно погулять с малышом, или заняться полезными играми или занятиями.

Обед 12.30

Сон 13.00 – 15.30

После сна, следует полдник 16.00 и прогулка, или занятия до 19.00

Ужин 19.30, купать малыша необходимо перед самым сном.

Ночной сон с 20.30 – 7.30.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптационный режим для детей раннего возраста

Адаптационный режим дня выстраивается индивидуально для каждого ребенка, вновь поступающего ДОУ...

Режим дня детей раннего возраста.

Режим дня — это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей....

«Двигательный режим детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Современная жизнь ставит перед педагогами много проблем.  Среди которых актуальной является проблема сохранения здоровья. Для каждого возрастного периода существует свой оптимальный уровень двига...

Режим дня для детей раннего возраста.

Режим дня — это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то ...

Двигательный режим - как условие сохранения здоровья детей раннего возраста

Данная статья будет полезна как педагогам дошкольных образовательных учреждений, так и родителям воспитанников!...

Режим дня для детей раннего возраста

Режим дня ребенка в разном возрасте: нужен или нет?Каждый взрослый сам решает, жить ему по режиму или «вне» его. Мы подстраиваем распорядок дня под жизненные обстоятельства и биологич...

Консультация для родителей « Режим дня для детей раннего возраста »

Консультация для родителей « Режим дня для детей раннего возраста »...