Доклад на педагогическом совете на тему: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Патриотическое воспитание рассматривается в программе как одна из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности. Содержание программы призвано обеспечить воспитание у ребенка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родным и родной семье, родному дому, краю, городу, поселку, Родине, уважение к людям разных национальностей, государственной символике (гимну, флагу, гербу РФ).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedagogicheskom_sovete_na_temu.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

на педагогическом совете на тему: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» воспитателя  Животковой Елены Владимировны

Патриотическое воспитание рассматривается в программе как одна из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности. Содержание программы призвано обеспечить воспитание у ребенка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родным и родной семье, родному дому, краю, городу, поселку, Родине, уважение к людям разных национальностей, государственной символике (гимну, флагу, гербу РФ).

В процессе патриотического воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально – общественные качества, уважение ко взрослым , ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знания истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой город, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей Родины. Поэтому данная робота включает целый комплекс задач:

- Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, городу.

- Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому.

- Воспитание уважения к труду людей.

- Развитие интереса к народным традициям и промыслам.

- Формирование элементарных знаний о правах человека.

- Расширение представлений о России, ее столице.

- Знакомство детей с символами государства : гербом, флагом, гимном.

- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины.

- Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности на занятиях, в играх, в труде, в быту и т.д, так как воспитывают в ребенке патриота всю его жизнь в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Безусловно, это очень сложный и деликатный процесс. Патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, признающий и уважающий не только свои права , но и права других, делающий все для того, чтобы Родиной можно было гордиться. Воспитание патриотических чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. «Те высокие патриотические чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания». В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

Воспитывая патриотические чувства с малых лет важно учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Патриотические чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками, т.е. неразрывно связаны с воспитанием у ребенка уверенности в себе и формированию социальных норм.

Чувство Родины…Воспитание его у ребенка начинается с отношения в семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушки. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины связано и с восхищением того, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…Это играет огромную роль в становлении личности патриота. С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они предают из поколения в поколение основные патриотические ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, сказки, загадки, пословицы, поговорки закладываю основы любви к своему народу, к своей Родине. Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет его ближайшее окружение. Постепенно ребенка знакомим с детским садом, родной улицей, городом, а затем уже со своей страной, ее столицей и символами. Таким образом, система и последовательность работы по патриотическому воспитанию может быть представлена следующим образом: Семья. Детский сад. Родная улица, район. Родной город. Страна, ее столица, символика. Права и обязанности – Конституция. Безусловно, данная схема не отражает всей полноты работы по патриотическому воспитанию, включающей воспитание у детей любви к родной природе, уважения к людям труда. Все эти задачи включены в общую систему работы по данной проблеме.

Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, прежде всего самому педагогу  хорошо узнать его, а так же продумать, что целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив только характерное для родного края. Отбор соответствующего материала позволит сформировать у дошкольника представление о том, чем славен родной край.

Родной город. Надо показать ребенку, что славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми. Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети? Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше надо привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах: школе, почте магазинах и т. д, рассказать об их назначении, подчеркнуть, что это создано для удобства людей. Диапазон объектов с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется, это район и город с целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Объяснить , детям, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, в честь кого они названы. Также объяснить, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдение за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Большая роль в этом принадлежит ознакомлению детей с народными промыслами края, с народными умельцами. Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, гимном, флагом и гербом РФ. Настоящий гражданин своей страны, патриот, должен быть интернационалистом. Поэтому воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну включает и формирование уважения к культуре и религии других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку. Гуманное отношение к людям разных национальностей воспитывается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е взрослых, которые находятся рядом с ним.  Поэтому в детском саду особенно важно поддерживать и направлять интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет народ той или иной национальности, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит быт, одежда, характер труда, особенности культуры. К концу дошкольного возраста ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, танцорами, музыкантами, художниками. При этом планировать данную работу наиболее целесообразно по темам, например: «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад» и т.д. Работа по каждой теме должна включать игры, занятии, экскурсии, а по некоторым темам проведение праздников. Следует подчеркнуть , что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно образное мышление. Поэтому необходимо использовать на занятиях не только художественную литературу, иллюстрации и т. д., но «живые», наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную посуду, орудия труда и т. д).

Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к « живым» документам истории семьи будит в мысль ребенка, вызывает яркие эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям. Родители должны стать непременными участниками работы по патриотическому воспитанию детей. И не только в рамках семьи. Они могут помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, стране и т. д. В наши дни наблюдается значительное усиление интереса людей к своей родословной – семейной генеалогии, естественное желание знать прошлое семьи, поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям осмысливать очень важные вопросы воспитания. Хорошо совместно с родителями проводить традиционные праздники и обряды (рождественские балы, праздник русской Масленицы, Пасхи и т. д.) Все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине. Воспитание гражданина происходит и тогда, когда мы приобщаем малыша к искусству страны, народному творчеству, когда рассказываем о людях прославивших нашу Родину.

Нужно, чтобы у дошкольника постепенно формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью является ЧЕЛОВЕК.