Методическая разработка. Рекомендации для родителей «Играем дома».
методическая разработка на тему

Котлярова Жанна Валентиновна

         В обыденной жизни со словом «игра» люди связывают что – то развлекательное, свойственное тем людям, которые не могут заниматься серьезным делом, а это, прежде всего дети.

Ответственность за наилучшее обеспечение интересов ребенка в игровой деятельности возлагается на родителей. Право ребенка на игру соблюдается почти в каждой семье еще с младенческого возраста. В сюжетные игры – «Козу – дерезу», «Ладушки», «Сороку – белобоку» - охотно играют с детьми многие родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx31.1 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка. Рекомендации для родителей «Играем дома».

Пояснительная записка.

         В обыденной жизни со словом «игра» люди связывают что – то развлекательное, свойственное тем людям, которые не могут заниматься серьезным делом, а это, прежде всего дети.

Ответственность за наилучшее обеспечение интересов ребенка в игровой деятельности возлагается на родителей. Право ребенка на игру соблюдается почти в каждой семье еще с младенческого возраста. В сюжетные игры – «Козу – дерезу», «Ладушки», «Сороку – белобоку» - охотно играют с детьми многие родители.

        Но когда ребенок становится старше, родители считают, что теперь он должен играть сам, а их задача состоит только в том, чтобы приобретать для него игрушки. В результате такого отношения к игре можно наблюдать следующую картину: приобретаются разнообразные дорогие игрушки, но ребенок не проявляет к ним особого интереса. Гораздо охотнее он смотрит телевизор. При этом родители уверены в том, что разнообразные веселые игры их детства со сверстниками ушли в прошлое, а теперь наступила эра компьютерных игр, которые призваны решать все задачи, связанные с развитием ребенка.

        Такое положение вещей объясняется тем, что большинство родителей не знают, что с собой представляет игра в дошкольном детстве и каково ее значение для развития ребенка – дошкольника.

        Игра изменяет реальные отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе.

однако важно отметить, что игра не возникает сама по себе, кто – то должен открыть для ребенка мир игры, заинтересовать его.

       В детском саду может и должен играть с детьми воспитатель. В детских садах для игр создаются специальные условия, особая предметно – игровая среда.

      Мы, воспитатели, считаем, что полноценное развитие игровой деятельности становится возможным лишь при условии двухсторонних усилий в этом направлении – семьи  и детского сада.

Цель: Привлечение внимания родителей к осознанию важности игры в жизни ребенка.

Задачи:

  • Создать в группе условия для свободной самостоятельной игровой деятельности.
  • Пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными.
  • Стимулировать и поощрять стремление детей отражать свое отношение к действительности в игре.
  • Оказывать постоянное внимание и проявлять уважение к детским играм.
  • Играя с ребенком, активизировать его воображение и стимулировать творчество путем включения в один сюжет реальных и вымышленных персонажей.
  • Способствовать тому, чтобы в игровой ситуации ребенок воспринимал педагога как партнера в игре. 

Обоснование

      Игра – это огромная светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

        Игра – жизненная потребность ребенка. Игры занимают важное место в жизни дошкольника, они являются главным средством воспитания дошкольников.

      Среди всего многообразия игр следует особо выделить подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими играющими.

Подвижные игры и упражнения и упражнения имеют большое значение для всестороннего гармоничного развития детей.

Игры помогают ребенку преодолеть робость, застенчивость.

В играх вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других детей, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, действовать по сигналу.

       Подвижные игры увеличивают двигательную активность детей в течении дня.

      Активные двигательные  действия во время игр при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно – мышечной, сердечно – сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшения обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.

         Активная двигательная активность на свежем воздухе благотворно влияет на общее состояние здоровья детей: улучшает аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма различным заболеваниям.

      Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых умений.   

     Подвижные игры, благодаря многообразию их содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира, повадках и особенностях движений различных животных и  птиц, их крикам и т. д.

     Подвижные игры создают дополнительные возможности общения детей со сверстниками и взрослыми. Создают условия радостных эмоциональных переживаний детей, воспитывают у них дружеские взаимоотношения и умение действовать в коллективе.

     Подвижные игры способствуют развитию речи и обогащению словаря.

В русских селах и городах среди молодежи были широко распространены игры подвижного характера. Без них не обходился ни один даже самый скромный народный праздник. В играх состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. А так как игры проводились на улице, на свежем воздухе, это способствовало укреплению здоровья.

     Бытовавшие в народе подвижные игры возникали свободно. Элементарные правила между игроками и выполнение требований к двигательным заданиям складывались по общему уговору участников игры, которые сами устанавливали, где и как будут играть, куда можно убегать, как можно выручать пойманных и т. д. Устанавливались и правила выбора водящего (по желанию играющих, с помощью считалок и. д.)

        Ни для кого не секрет, что дворовые игры почти исчезли из жизни современных детей. А ведь эти игры учили детей находить общий язык, помогали им решать спорные и конфликтные вопросы, давали детям возможность познавать самого себя, учили соблюдать определенные правила и доставляли при этом огромную радость.

   Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.

Эти игры можно организовать дома с детьми.

Знакомство со свойствами воды.

Вода разливается, она жидкая. Ее можно собрать тряпочкой или губкой.

Вода бывает горячая, теплая, холодная. Попробовать на ощупь.

Вода чистая, прозрачная, через нее все видно. Сравнивать стакан воды со стаканом молока.

Вода не пахнет. У нее нет запаха. Дать детям понюхать.

Воду можно наливать и переливать. Дать детям возможность самим наливать воду.

Воду можно окрасить, добавив в нее краситель (чай, кофе, гуашь, зеленки…)

Переливание воды разными емкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой)

Наливание воды в разные сосуды (чашку, бутылочку, баночку, кастрюльку).

Веселая рыбалка (вылавливание ложкой разных предметов из разных по объему емкостей)

Тонет – не тонет (игры на экспериментирование).

Игры с мыльными пузырями: «Поймай пузырь на ладошку», «Чей пузырь больше?» «Чей пузырь улетит выше, дальше?»   (самостоятельное пускание пузырей).

Игры с заводными плавающими игрушками.

Игры с мелкими резиновыми, пластмассовыми и деревянными игрушками.

Игры с куклой: «Умоем куклу», «Искупаем нашу куклу», «Помоем кукольную посуду», «Постираем кукле белье».

   Можно организовать различные наблюдения за снегом

Принести снег в мисочке домой и понаблюдать, что с ним произойдет в тепле. Снег – это вода.

Налить в формочку воды и вынести ее в морозный день на улицу. В конце прогулки посмотреть, что стало с водой.

Рассмотреть воду после таяния снега. Что видно на дне блюдца? Снег грязный, его есть нельзя.

Взять кусочек льда из холодильника. Подержать его в руках. Какие стали руки? (мокрые). Лед – это вода.

Положить сосульку на решеточку. Что с ней происходит в тепле? В тепле она стала таять.

   Для игр с песком желательно иметь песочный набор: ведро с совочками, набор мелких игрушек: персонажи сказок и различные человечки, животные и растения; дома и машинки, деревянные дощечки и палочки и т. д. Эта коллекция должна постоянно пополняться.

В эти игры мы можем играть с детьми:

Играем в магазин. Учить детей делать из песка «продукты» для магазинов – мороженое, пирожное, пирожки, колбаску и т. д.

    Строим домик. Учить детей сгребать песок лопатой в кучу, аккуратно прихлопывать его. Украшать домик флажками, вставлять окна и двери.

Устроим сад с клумбами и цветами. Учить детей делать насыпи из песка разной формы. Украшать их цветами и деревьями.

    Посадим огород. Учить детей строить гараж, сгребая песок в кучку. Делать углубление для машины.

     Зоопарк для зверей. Учить детей делать небольшие перегородки (клетки) для зверей. Обнести весь зоопарк забором.

По замыслу. Закреплять навыки создания из песка разных построек.

    Игры с родителями – неотъемлемая часть развития детей. Польза от этого огромная. Кроме укрепления здоровья и хорошего настроения, совместные игры способствуют улучшению взаимоотношений, сближает детей и родителей.

       Помните, что для ребенка игра – это «единственный способ освободиться от  роли ребенка, оставаясь ребенком», так же, как и для взрослого «единственный способ снова стать детьми, оставаясь взрослыми».

     Ребенку будет интересно узнать о детстве родителей, во что играли мама и папа, бабушка и дедушка. Наверняка, какие -  то игры запомнились, а другие забылись. А для того, чтобы возродить и дать им вторую жизнь, необходимо научить детей играть в эти игры. Тем самым восстановить преемственность, когда правила передавались от старших ребят младшим, т.е. из поколения в поколение. При этом важно не только рассказывать и научить играть, но и организовать детей на игру, поиграть вместе с ними.

    Любая семья, выезжая в лес, берет с собой мячик. Часто он бывает не востребован. А ведь существует множество веселых игр с мячом, которые будут по силам детворе. Ведь даже простой футбол доставит ребенку много радости, если в роли вратаря выступит любимая мама. Для малышей подойдут такие игры, где мячик нужно ловить, а не отбивать. Например, «Передача мяча по кругу», «Догонялки с мячом», «Пляжный волейбол».

Дети с удовольствием в жаркий летний день будут играть с водой и песком. Они могут построить разнообразные песчаные замки и вырывать глубокие колодцы и траншеи. Помогите им в этом. С детьми также можно устроить конкурс «брызгалок», соорудив из пластиковых бутылок.

Игры на свежем воздухе

Лягушки.

   Всем сесть в кружок. Посередине – водящий с закрытыми глазами. Игроки говорят: Вот лягушка по дорожке

                    Скачет, вытянувши ножки.

                    Увидала комара,

                     Закричала: «Ква – ква».

(В этот момент кто – то из сидящих в круге говорит: «Ква – ква!») Водящий должен узнать по голосу.

«Щуки и лягушата»

Выбирается щука. Для маленьких лягушат на земле рисуются кружки – домики. Лягушата резвятся, а с появлением щуки, прячутся в домики. Пойманные лягушата становятся щуками и участвуют в охоте. После каждой «охоты» домик на песке стирается. Лягушатам приходится по несколько человек ютиться в маленьком домике.

«Праздник шишек»

    Что это такое? Да, это, конечно, веселые и интересные игры с шишками, которые лежат в лесу у нас под ногами и с которыми можно весело и интересно поиграть. Хорошо для этого подходят сосновые шишки.

В какие игры можно с шишками поиграть с ребенком?

Попади шишкой в ведро.

Попади шишкой в цель.

Кто дальше всех бросит шишку.

«Меткий стрелок». Шишкой сбить с пенька пластиковую бутылку.

«Верный глаз» - выкопать в земле по одной линии три небольшие ямки на расстоянии двух – трех шагов одна от другой. Попавший в первую лунку бросает шишку во вторую и т. д. Самый меткий стрелок получает приз и звание «Верный глаз».

«Пятнашки на веревочке». На земле чертится круг с радиусом, равным длине веревки. Веревка привязывается свободно к дереву. Внутри круга разбрасывается несколько десятков шишек. Один игрок «охраняет сокровища». Он держится рукой за веревку, а другой старается «осалить» игроков, которые пытаются собрать шишки из круга. Кто попался – выходит из игры или становится «пятнашкой».

«Угадай на ощупь, сколько шишек в мешочке». Затем шишки высыпаются и пересчитываются.

Кто больше принесет шишек? Каждый берет столько шишек в руки, сколько может донести. Затем «улов» каждого пересчитывается. У кого больше, то и победил.

Игры нашего детства

Игра «Картошка»

      Все игроки становятся в круг и предают друг другу мяч, отбивая его. Если кто – то не отбил мяч, садится в центр круга, а игра продолжается. Любой игрок по желанию может выручить «провинившегося». Для этого он, отбивая мяч, старается попасть им по сидящим в центре круга. «Освобожденный» (тот, кого коснулся мяч) вновь принимает участие в игре. Сидящие внутри круга стараются поймать летящий к ним мяч. Если кому – то это удается, то все «наказанные» возвращаются в игру, а игрок, бросивший мяч, занимает их место.

«Краски»

    Одна из любимых игр нашего детства. Один из игроков был «покупателем», а другой – «продавцом», все остальные – «краски». Каждая «краска» загадывала себе свой цвет и сообщала его «продавцу». «Краски и продавец» садились на скамью и тут же приходил «покупатель»:

- Тук – тук».

-  Кто там? - спрашивал продавец.

 -  Я покупатель.

 - Зачем пришел?

 - За краской.

 - За какой?

Назывался определенный цвет краски, если ее не было, то «продавец» отвечал: «Такой нет. Скачи по дорожке на одной ножке!» «Покупатель делал круг на одной ножке и возвращался за новой краской. Если же краска присутствовала, «продавец» говорил: «Есть такая. Плати сто рублей». «Покупатель» «расплачивался»,  хлопая нужное количество раз по ладошке. «Краска» вскакивала и убегала. «Покупатель» старался поймать краску, если получалось, то «краска становилась «покупателем». 

«Казаки – разбойники»

     Захватывающая игра, которая была настоящим приключением, азартной погоней. Одна команда, «разбойники»,  убегала, оставляя стрелки по пути следования. Другая – старалась их найти и догнать.

«Колечко»

   Играли, сидя на скамеечке. Все складывали ладошки лодочкой, а ведущий, у которого в ладонях лежал мелкий предмет (колечко, камешек), проводя своими руками между ладонями каждого игрока, незаметно вкладывал кому – либо «колечко». Отходя в сторону, говорил: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Игрок с «колечком» должен был быстро встать, а другие участники – его удержать. Удалось – он становился ведущим.

«Съедобное – несъедобное»

    Игроки выстраиваются в ряд. Водящий по очереди бросает каждому мяч, называя что – то съедобное или не съедобное. Мячик нужно поймать, если это съедобное, если нет, то отбить или просто не ловить. Правильно выполнивший задание игрок делает шаг вперед, если ошибся – шаг назад. Самый внимательный, который первым добирается до водящего, становится водящим.

Передача мяча по кругу

Все встают в круг и начинают перебрасывать мяч по кругу. Темп нарастает. Если игрок роняет мяч, то он выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остался последним. 

«Штандер – стоп»

    Все игроки стоят посередине ровной площадки. Водящий подбрасывает мяч вверх и называет чье – то имя. Все разбегаются. Тот игрок, чье имя назвали, старается поймать мяч и, взяв его в руки, кричит: «Штандер – стоп». Все замирают на месте. Если он попадет мячом в кого – либо из игроков, то тот становится водящим. Если промахивается, то сам стяновится водящим.

Картотека игр.

         Есть словесные игры – действия, игры – движения, а есть игры со словами и в слова. Это игры ума и воображения, фантазии и звуковых подражаний, игры для развития эмоций и многие другие. В них можно играть безо всяких атрибутов и предварительной подготовки.

Игры со словами

Попробуем создать необычный язык путем прибавления к каждому слову или слогу частицы «пи»

Поиграем в звукоподражание

«Ужа ужалила оса, ужалила его в живот. Ужу ужасно больно…» Настойчивое повторение звука «Ж – Ж – Ж» словно воспроизводит полет пчелы.

Игра – аукцион

В «весенние», в «осенние», «летние» и «зимние» слова. Выигрывает тот, кто скажет последнее слово, относящееся к определенному сезону. 

Составим словарик

Печального/веселого, пластилинового, стеклянного, глиняного человечка.

Игра в шум

Начинается со стихотворения «Шум»:

Жил – был Шум.

Ел Шум: хрум -  хрум,

Ел суп: хлюп – хлюп,

Спал так: храп – храп!

Шел Шум: бум – бум.

Вопрос: А как он бежал? Прыгал? Шептал?

Тише – громче

Прочти стихотворение так, как его прочел бы гомик, великан, старик, лягушка, корова и т. д.

О чем говорит ворона?

Продолжи: кар…тошка, …тинка и т. д.

Эмпатия.

«Ты – комнатное растение. Расскажи о том, как тебе жилось, когда хозяева уехали в гости, в отпуск»

Придумай сказку

    По трем картинкам, например, по картинкам с изображением девочки, цветка, инопланетянина.

Подбери цветок к настроению

Роза - …, нарцисс – гордость, незабудки – нежность, тюльпан - …

Фотография

  Взрослый показывает картину, игрушку, портрет. Дети «фотографируют» - выбирают цветную карточку, то есть отражение настроения предмета в цвете.

Рассмеши

Придумай походку, жесты клоуна. Рассмеши всех своим выходом.

Составь словарик мамы

Мамы – сынок, зайчик, надо съесть.

Словарик папы…

Словарик воспитательницы…

Словарик доктора…

Словарик продавца… и т. д.

Цепочка противоречий

     Дети становятся в круг. Ведущий высказывает какое – либо утверждение, например: читать очень полезно, много будешь знать. Тот, кому бросает мяч, должен возразить второй части утверждения: много знать вредно, так как нечему уже будет учиться, следующий: нечему будет учиться, хорошо, так как останется время для игр. И так далее… Закручивается «цепочка противоречий».

Угадай сказку

     По предъявленным предметам, по опорным словам, по элементам костюма героя, по описанию места действия.

Пофантазируй и сочини сказку

О разных человечках: мыльном, пенном, стеклянном, чернильном, зеленом и т. д.

Чем похожи и чем отличаются?

Снег и снежинки, мороз и морозец, весельчак и веселый?

Давайте познакомимся!

     Ребенок одушевляет различные предметы, превращается в них и рассказывает о себе. Например, давайте познакомимся, я – терка. Конечно, дырявая, металлическая. Мое любимое занятие – измельчать все, что попадает ко мне на спину. Живу я на кухне и т. д.

Покажи мимикой,  жестами

Что тебе грустно или весело, тревожно, что ты удивлен…

«Немое кино»

Одна группа детей придумывает какой – либо сюжет, другая – пытается отгадать. Команды меняются местами.

«Нарисуй, построй, вылепи…

Замок злого колдуна, замок доброй феи.

«Придумай праздничный наряд

Группе, залу, Детскому саду, улице, планете, космосу…

«Если бы я был волшебником…»

Расскажи о своем самом большом желании.

Скажи по – разному

Не мешайте мне играть (попроси, потребуй, рассердись, извинись)

«Точка зрения»

Расскажи, что видит расположившаяся на верхушке дерева гусеница?

«Пройдись»

  Пройдись так, чтобы было понятно, что у тебя день рождения или ты потерял варежки; надолго уехала мама, только что съел вкусное мороженое…

Нарисуй портрет

Счастья, Любви, Радости, Веселья, Печали. Портреты могут быть детальными или схематичными.

 

Математические игры для родителей с детьми.

 

«Сколько воды в губке?

    В игру могут играть несколько человек. Понадобятся: кастрюля, чашка, стакан, ложка. В кастрюлю налейте немного воды. Пусть ребенок положит в нее губку. Играющие должны угадать, сколько воды впитает губка. Когда все предложения будут высказаны, ребенок достанет губку, отожмет ее в емкости для измерения объемов, и тогда все увидят, кто был ближе к истине.

«Рассортируйте пуговицы»

      У вас наверняка найдется коробочка с пуговицами разной величины, формы, цвета. Предложите малышу рассортировать их ( по любому признаку), а потом сказать, каких пуговиц больше, каких меньше.

         Старшим детям можно ограничить время, за которое нужно рассортировать те или иные предметы. Установить таймер или просто следить за часами (это может делать и сам ребенок).

 

«Путешествие на удачу»

         Скоротать время в дороге можно следующим образом. Один из родителей ведет машину, другой считает, например, обгоняющие их красные автомобили, а ребенок – такие же, идущие им на встречу. Можно считать машины определенной марки, определенной величины.

«Найди игрушку»

         Спрячьте маленькую игрушку. Пусть ребенок поищет ее, а найдя, обязательно определит местонахождение: на… , за …, между …, в …, у … и т. д. Потом поменяйтесь ролями.

«Чего не стало?»

         Поставьте на стол 10 игрушек в ряд. Предложите ребенку пересчитать их и запомнить их расположение. Затем попросите его закрыть глаза. Уберите две любые игрушки. После чего ребенок открывает глаза и отвечает на вопросы:

Игрушек стало больше или меньше?

Какие игрушки исчезли?

Какими они были по счету?

«Назови соседей»

         Взрослый называет число, просит ребенка назвать соседей этого числа (предыдущее и последующее) и объяснить свой ответ. Можно усложнить игру: взрослый называет два числа и предлагает ребенку сказать, какое число находится между ними. Потом играющие меняются ролями.

«Кто знает, пусть дальше считает»

         Взрослый называет число, а ребенок должен назвать три следующих. Другие варианты: назвать три последующих числа и увеличить (уменьшить) каждое число на один. Поменяйтесь ролями.

«Найти столько же»

         Взрослый держит в руках веером карточки с цифрами так, чтобы ребенок их не видел. Предлагает ему вытащить одну из них. Ребенок выбирает одну карточку и, запомнив цифру, находит соответствующее число одинаковых ( по любому признаку) предметов в комнате, а затем столько же разных.

«Положи столько же»

         В игру можно играть везде. Взрослый выкладывает в ряд камешки (каштаны). Ребенок должен положить столько же, не считая (один под другим). Усложните игру: предложите положить больше камешков или меньше тоже в ряд.

 

«Чудесный мешочек»

         На столе лежит мешочек со счетным материалом (мелкие игрушки или пуговицы, бусинки) и цифры. Взрослый хлопает несколько раз в ладоши, просит ребенка отсчитать столько же игрушек, сколько тот услышал хлопков и положить рядом соответствующую карточку с цифрой или нужным количеством кружков. Потом можно поменяться ролями.

«Отгадай число»

         Ведущий (взрослый) загадывает число и говорит, что оно меньше 10 (20). Ребенок, задавая вопросы со словами «больше» или «меньше», отгадывает задуманное число.

«Давай посчитаем»

         Играют вдвоем. Взрослый считает про себя. Ребенок через некоторое время говорит «стоп» и пытается угадать число, до которого, по его мнению, досчитал взрослый. Меняются ролями.

«Кто больше?

         Перед играющим на столе две кучки мелких пуговиц. По команде игроки в течение определенного времени откладывают из кучки пуговицы по одной. Потом считают, кто больше отложил. Можно усложнить игру: откладывать пуговицы левой рукой.

«Камешки»

Играют вдвоем. Положите на землю камешки. Каждый по очереди подбрасывает один камешек вверх, стараясь его поймать, и одновременно собирает лежащие на земле камешки в другую руку. Если это удается, то количество пойманных камешков засчитывается как выигранные очки. Кто первый наберет 20 очков, тот и выиграл.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Рекомендации для родителей первоклассников"

Эта методическая разработка способствует формированию условий для успешной адаптации детей к условиям школы...

Методическая разработка "Рекомендации для родителей по обогащению лексики детей 3-4 лет".

Взрослые с пониманием относятся к задаче обогащения словаря своих детей, однако, большинство родителей испытывают затруднения при выборе наиболее эффективных приемов работы, подборе специальных дидакт...

Методическая разработка: рекомендации для родителей «Развитие внимания и памяти детей 4-5 лет».

Методическая разработка: рекомендации для родителей«Развитие внимания и памяти детей 4-5 лет».Многие родители, сталкиваясь с проблемой концентрации внимания у детей дошкольного возраста, н...

Методическая разработка. Рекомендации для родителей по подготовке детей к школьному обучению

Рекомендации для родителей по подготовке детей к школьному обучению...