Кружок по опытно-экспериментальной деятельности. младшая группа
опыты и эксперименты (младшая группа) на тему

Трачук Елена Михайловна

Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит  метод обучения дошкольников -  экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, Н.Н. Поддъяков,  К.Д.Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_ml.gr_.docx37.52 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образовательного кружка

по опытно-экспериментальной деятельности

«Искатели»  для  младшей группы

 В предметном окружении  дошкольника находятся различные объекты природы, поэтому его ознакомление с явлениями неживой природы неизбежны – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретение социального опыта.

Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит  метод обучения дошкольников -  экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, Н.Н. Поддъяков,  К.Д.Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.

         Экспериментальная деятельность дает детям возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Цели образовательного кружка:

  1. Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
  2. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
  3. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
  4. Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

        Были поставлены следующие задачи:

1.Формировать у детей начальные основы системных знаний о живой и неживой природе.

2.        Формировать знания, умения и навыки творческой деятельности, наполненной экологическим содержанием.

3. Развить и обогащать образную память, мышление, сенсомоторный интелект.

4. Обогащать словарь и развить речь детей младшего дошкольного возраста.

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей раннего возраста, является проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыты использовали для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.

Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми раннего возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Опыт может проходить как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение.

Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт. Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель.

В группах опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы. Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть занятия.

Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.

Количество проводимых опытов может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц на усмотрение воспитателя и с учетом индивидуальных особенностей детей. Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.

Все опыты проходят с участием игровых персонажей. Используется игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, камнями. В экспериментах с песком и водой используются емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы,  величины, степени прозрачности.

Исследовательская деятельность в разных видах деятельности, способствует приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей. Исследуя окружающую действительность, дети станут стремиться выйти за пределы непосредственного окружения.

Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

В конце учебного года, дети станут более любознательными, расширится их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это является предпосылками для восприятия естественно-научных представлений.

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование позволит качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.

Занятия проводятся 1 раз в неделю (в четверг) по 15-20 минут. Программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Ожидаемые результаты

  1. Использование усвоенных способов экспериментальных действий  в различных видах деятельности.
  2. Изменения качества умственной деятельности детей (умение видеть проблему, практическая реализация активности и самостоятельности).
  3. Повышение уровня познавательных способностей детей.
  4. Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей

Тема

Содержание

Цель

Форма организации

     Вода

Д/Упражнения:

«Помоем ручки», «Умоем куклу»,

«Плавают корабли-ки», «Поймай ручки» и т.п.

Учить детей манипуляциям с водой. Дать представление о том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные пред-меты. Воспитывать культур-но-гигиенические навыки и желание играть сообща.

Предметно-манипу-лятивная деятель-ность, режимные моменты.

«Водичка, водичка»

Дать представление о том, что вода может литься, а может брызгать.

Режимные моменты

«Напоим кукол»

Дать представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда.

Часть занятия

«Чистые ручки»

Дать представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой.

Игра

«Помощники»

Дать представление о том, что предметы станут чище, если помыть их водой.

Режимные моменты

«Найди пингвиненка»

Дать представление о том, что вода прозрачная.

Опыт

«Прятки»

Дать представление о том, что прозрачная вода может стать мутной.

Опыт

«Разноцветная водичка»

Дать представление о том, что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить.

Часть занятия

«Будем пить»

Дать представление о том, что вода не имеет вкуса.

Режимные моменты

«Что получиться?»

Дать представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются.

Опыт

«Вкусная водичка»

Дать представление о том, что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус.

Опыт

«Заморозим»

Дать представление о том, что вода может превращаться в лед.

Опыт

«Разогреем»  

Дать представление о том, что лед может превращаться в воду.

Опыт

«Теплая, холодная»

Дать представление о том, что вода может быть теплой и холодной.

Часть занятия

«Куда делась вода?»

Выявить процесс испарения воды.

Опыт

«Откуда берётся вода?»

Познакомить с процессом конденсации.

Опыт

«Высушим»

Дать представление о том, что влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени.

Часть развлечения

Песок

«Песочек»

Дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый.

Игра

«Посыпалки»

Дать представление о том, что сухой песок может сыпаться.

Опыт

«Испечем угощение»

Дать представление о том, что мокрый песок принимает любую нужную форму.

Часть занятия

«Следы»

Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

Игра

«Песчинки»

Дать представление о том, что песок – это множество песчинок.

Наблюдение на прогулке

Воздух

«Поймаем воздух»

Дать представление о том, что воздух не виден.

Игра

«Наберем воздух в стакан»

Дать представление о том, что воздух не пропускает воду.

Опыт

«Выпустим воздух из стакана»

Дать представление о том, что вода может выместить воздух.

Опыт

«Буря в стакане»

Дать представление о том, что воздух легче воды.

Игра

«Утопим игрушки»

Дать представление о том, что воздух легче воды.

Режимные моменты

«Мой веселый звонкий мяч»

Дать представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

Игра

Перспективный план игр-экспериментов с песком и водой во 2 младшей группе

Название игры

Цель

Задачи

Оборудование:

«Сыпем, лепим»

 Формировать  знания о свойствах сухого и влажного песка.

  1. Учить способам обследо-вания материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони)
  2. Развивать зрительно-слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.
  3. Воспитывать положитель-ное отношение к элемен-тарной экспериментальной  деятельности.

  1. Формочки для песка.

«Норки для ежат»

Закрепить  знания детей о свойствах сухого и влажного песка.

  1. Формировать представ-ление о количестве (один - много), размере (большой - маленький).
  2. Развивать умение отобра-жать в речи с помощью пред-логов (на, под) местонахождение предметов.
  3. Развивать общую и мел-кую моторику, тактильные ощущения.
  4. Воспитывать заботливое отношение к животным.

  1. Игрушка-ёж
  2. Пластилино-вые ежата по количеству детей.
  3. Сосновые иголки в тарелочках.

Сентябрь

Октябрь

«Отпе-чатки наших рук»

 Закрепить  знания детей о свойстве влажного песка, сохранять форму предмета.

  1. Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони.
  2. Развивать фантазию, творческие способности.
  3. Воспитывать положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей.

  1. Песок.
  2. Разноцветные камушки.

«Речка и ручеёк»

 Закрепить   знания детей о свойстве песка - удерживать воду.

  1. Формировать понятия «широкий», «узкий», «большой», «маленький».
  2. Развивать фантазию, творческие способности.
  3. Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами.

        

  1. Песок.
  2. Узкий и широкий совок.
  3. Мерные стаканчики.
  4. Ведро с водой.
  5. Большой и маленький бумажные кораблики.

«В гости к мышке»

 Закрепить  знания детей о свойствах воды и песка

  1. Формировать умение узнавать и называть основные цвета.
  2. Развивать общую и мелкую моторику.
  3. Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.

        

  1. Дорожка.
  2. Подвижная мышка.
  3. Маленькие мышки по количеству детей.
  4. Цветные коробочки.
  5. Бочата-вкладыши.
  6. Косточки абрикоса, зёрна белой и крас-ной фасоли, горох, семечки.
  7. Маленькие тарелочки.
  8. Красный и синий таз.

«Горки для козлят»

 Учить  детей выкладывать форму из влажного песка.

  1. Формировать знания о высоте предмета - высокий, низкий.
  2. Развивать общую моторику рук, координацию движений.
  3. Воспитывать доброжелательность, желание помочь.

        

  1. Песок.
  2. Набор дере-вянного театра

« Волк и семе-ро козлят».

  1. Ведёрки большие и маленькие.

Ноябрь

Декабрь

«Разно-цветная водичка»

Формировать  представление детей о свойстве воды – возможность окрашивания.

  1. Приучать  называть основные цвета.
  2. Развивать мелкую моторику рук.
  3. Воспитывать положительное отношение элементарной исследовательской деятельности.

        

  1.  Игрушка-капитошка.
  2. Однора-зовые стакан-чики с водой.
  3.  Гуашевые краски.
  4.  Морковный сок.

«Тонет,

не тонет, плавает»

 Познакомить  детей со свойствами резины, камней. Резина лёгкая она плавает в воде. Камень тяжёлый - тонет.

  1. Учить детей действовать с резиновыми игрушками, природными материалами – камушками.
  2. Развивать умение проговаривать знакомую потешку, показывать её при помощи пальчиковой гимнастики.
  3. Воспитывать  положительное отношение к персонажу.
  1. Маленькие резиновые мячики по количеству детей.
  2. Разноцветные камушки
  3. Резиновая утка.

«Про малень-кую капельку»

 Познакомить  детей со свойствами воды.

  1. Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.
  2. Развивать активный словарь.
  3. Воспитывать положительное отношение к персонажу Капельке.

  1. Игрушка-капитошка (синий воздуш-ный шарик, надутый в виде капли)
  2. 2 тазика с водой (холод-ная, тёплая)
  3. Банка с гряз-ной водой.
  4. Домашний фонтанчик
  5. Чистая кипя-чёная вода, чашки.
  6. Прозрачные одноразовые стаканчики.
  7. Цветные губки
  8. Плавающие игрушки.

« Снеговик в гостях у детей»

Дать представ-ление о свойстве снега превра-щаться в воду.

  1. Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными  материалами.
  2. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
  3. Воспитывать положительное отношение к персонажу-Снеговику.

        

  1. Снеговик - игрушка
  2. Формочки для песка
  3. Совочки
  4. Подносы
  5. Цветные льдинки
  6. Чистый снег в тазу

Январь

Февраль

«По ровненькой дорожке, шагают наши ножки»

 Формировать  у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.

  1. Учить детей действовать с природным материалом.
  2. Развивать зрительно – слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.
  3. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

  1. Камешки разного размера
  2. Пёрышки
  3. Таз с водой
  4. Ведёрки

«Какая разная вода»

 Дать  представ-ление о свойстве воды превра-щаться в лёд.

  1. Формировать умение называть основные цвета.
  2. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
  3. Воспитывать положительное отношение персонажу.

        

  1. Формочки из донышек плас-тиковых буты-лок10-15штук.
  2. Вкладыш из-под шоколадных конфет в короб-ке.
  3. Стакан с прозрачной водой
  4. Цветная вода в стаканчиках
  5. Игрушка - зайчик

Март

«Лисичка в гостях у ребят»

        

Закрепить    умение определять свойства сухого

( сыпется) и мокрого (держит форму) песка.

  1. Учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить  умение пользоваться ситом.
  2. Развивать  общую и мелкую моторику.
  3. Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь.

        

  1. Игрушка-Лисичка.
  2. Шнур.
  3. Крупные бусины 15шт.
  4. Песок в проз-рачных стаканах (по количеству детей)
  5. Сита (по количеству детей).
  1. Формочки, подносы.
  2. Лейка с водой.

«Бусы для мишки»

Дать  понятие о свойствах и качествах льда.

  1. Формировать представление о диких животных (зайце, белке, медведе).
  2. Развивать мелкую моторику рук.
  3. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.

        

  1. Игрушки (заяц, медведь, белочка).
  2. Угощение для животных (ка-пуста, морковь, шишки, конфе-ты).
  3. Цветные бусы из льдинок.
  4. Крупные деревянные бусинки.
  5. Шнур для нанизывания бус.

«День рожденья куклы Маши»

 Продолжать  учить детей выкладывать формы из влажного песка.

  1. Приучать детей договаривать слова знакомой сказки
  2. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
  3. Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им.

        

  1. Песок.
  2. Кукла - большая.
  3. Настольный  театр «Колобок»
  4. Формочки.
  5. Подносы.
  6. Совки.
  7. Большой строительный материал.

«Постираем кукле платье»

 Формировать  у детей умение называть температуру воды.

  1. Упражнять  в назывании предметов одежды, белья.
  2. Развивать представление о некоторых трудовых действиях и предметах, необходимых для стирки (вода, мыло, таз).
  3. Воспитывать  интерес к трудовым действиям взрослых.

        

  1. Кукла
  2. Тазик
  3. По ведру с горячей, холодной водой.
  4. Мыло
  5. Мыльница

Апрель

Май

«Мы ходили в огород»

 Закрепить  умение детей выкладывать формы из влажного песка.

  1. Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке овощи.
  2. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность. Умение инсценировать знакомую сказку.
  3. Воспитывать положительное отношение к персонажу.

        

  1. Песок.
  2. Кукла - дед
  3. Овощи - муляжи (лук, чеснок, свекла, морковь, репа).
  4. Шапочки персонажей сказки «Репка».
  5. Корзинка.
  6. Формочки, разносы, совки (по кол-ву детей)
  7. Лейка с водой.

«Купание куклы Кати»

Закрепить   умение опре-делять и назы-вать температуру воды «холод-ная», «горячая», «тёплая».

  1. Приучать детей употреблять в речи названия предметов, действий с ними.
  2. Развивать умение не отвлекаться от поставленной задачи.
  3. Воспитывать культурно-гигиенические навыки,  поведения.

        

  1. Кукла
  2. 2 ведёрка с водой (холодная, горячая)
  3. Ванночка
  4. Мыло
  5. Мыльница
  6. Полотенце