Кружок по опытно-экспериментальной деятельности «Любознайки» (старшая группа).
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) по теме

Барбашина Светлана Ивановна

 

Кружок по опытно-экспериментальной деятельности «Любознайки» (старшая группа).

 

 

 

Подготовила воспитатель старшей группы

С.И. Барбашина

 

 

2013-14 год.

 

 

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.»

К.Е. Тимирязев

Экспериментирование:

    Способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

    Является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка.

    Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

    Цели опытно-экспериментальной деятельности:

    1. Создание условий для формирования основного целостного мировидания ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

    2. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение сделать выводы.

    3. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

    4. Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

    Задачи опытно-экспериментальной деятельности:

    * 1. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:

        - знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

        - знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);

        * 2. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

        * 3. Развивать представления детей о некоторых факторах среды(свет, температура воздуха и ее изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух его давление и сила; почва состав, влажность, сухость);

        * 4. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные для удовлетворения своих потребностей;

        * 5. Расширять представления детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;

        * 6. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в ее состав песок и глину;

        * 7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

        * 8. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

        Формы организации исследовательской деятельности:

          Индивидуальная (работа с раздаточными карточками, беседы).

          Фронтальная (коллективные игры, беседа).

          Подгрупповая (наблюдение, проведение опытов, эксперимента).

          Примерная структура занятия-экспериментирования:

            Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

            Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованны до занятия).

            Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

            Уточнение плана исследования.

            Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

            Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

            Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

            Работа с родителями:

                Анкетирование.

                Консультации.

                Наглядный материал: ширмы, папки-передвижки, оформление стендов, фотовыставки, фотогазеты.

                Подборка литературы для родителей по теме экспериментирования.

                Анкетирование на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома».

                Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.

                Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

                Оформление наглядной информации в родительском уголке:

                - Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»;

                - Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»;

                - Рекомендации: «Проведение опыта с детьми дома»;

                Открытый показ для родителей опытов-экспериментов.

                Оформление папки «Мои открытия».

                Предметно-развивающая среда:

                  Различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;

                  Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;

                  Природные материалы, листья, песок, глина, земля, семена;

                  Гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока;

                  Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;

                  Мука, соль, сода, свечи, фонарики;

                  Детские халаты, фартуки;

                  Схемы для проведения опытов;

                  Журнал для фиксации результатов.

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                  Сентябрь.

                  1. Песочная страна.

                  Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.

                  Познание: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе проведения опытов

                  Коммуникация: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы.

                  Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения.

                  2 Песок, глина.

                  Учить выделять свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду.

                  Познание: развитие любознательности, расширение представлений о свойствах песка, глины.

                  Коммуникация: формировать умение участвовать в диалогической речи, активизировать словарь за счет свойств песка и глины.

                  Умеют называть свойства песка и глины. Отвечают на поставленные воспитателем вопросы.

                  3 Почва (песок, глина, камни).

                  Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях.

                  Познание: знакомить детей с предметами неживой природы

                  Коммуникация: расширять словарный запас за счет называния свойств песка, глины, камней.

                  Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе.

                  4 Летающие семена

                  Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений.

                  Коммуникация: формировать у детей умение слушать художественное слово, вступать в разговор в ходе беседы.

                  Познание: закреплять знание осенних примет, воспитывать познавательный интерес к миру природы.

                  Умеют называть приметы осени, проявляют интерес к окружающей нас природе, в ходе игры называют семена растений.

                  Октябрь.

                  1 Ветер, ветер ветерок.

                  Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

                  Познание: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Коммуникация: продолжать развивать логическое мышление, воображение; активизировать словарь: ветер, ветрище, колючий, нежный. Буран, вьюга, пурга.

                  2 Поиски воздуха

                  Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей.

                  Коммуникация: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.)

                  Познание: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память. Познавательную активность.

                  Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов.

                  3 Значение воды в жизни растений

                  Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений

                  Познание: расширять знания о состоянии растений осенью.

                  Коммуникация: способствовать формированию диалогической речи у детей.

                  Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов.

                  4 Игра « Водяной у нас в гостях»

                  Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; развивать творческое воображение и камауникативность в процессе проведения игры

                  Коммуникация: развивать речевую активность детей, пополнять словарь путем называния водоемов.

                  Познание: подводить детей к самостоятельному познанию в процессе игры с Водяным.

                  Умеют называть водоемы и их обитателей.

                   

                   

                   

                   

                   

                  Ноябрь.

                  1 В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича

                  Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое плавится)

                  Познание: Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования.

                  Коммуникация: формировать умение согласовывать слова в предложении.

                  Умеют называть свойства дерева и металла, а также их различия. Проявляют интерес исследовательской деятельности.

                  2 Плавающие и тонущие предметы

                  Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку: тонет ,плавает .

                  Познание: развитие у детей познавательного интереса к окружающим нас предметам ,их свойствам .

                  Коммуникация: воспитывать умение слышать и слушать воспитателя. Активизация словаря железный, пластмассовый, каменный.

                  Умеют классифицировать предметы по признакам : тонет, плавает. Используют в речи признаки предметов: резиновый, железный пластмассовый.

                  3 Плавающее перо

                  Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека

                  Познание: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

                  Умеют сравнивать, обобщать; проявляют интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

                  4 Мех. Зачем зайчику другая шуба

                  Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

                  Познание: продолжать закреплять знания об окружающей нас природе; формировать представление о жизни диких животных зимой.

                  Коммуникация: формировать умение говорить грамматически правильно.

                  Умеют отвечать на поставленный воспитателем вопрос.

                  Проявляют интерес к окружающей нас природе.

                   

                   

                  Декабрь.

                  1 Путешествие с капелькой

                  Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха без вкуса)Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде.

                  Коммуникация: Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным, находить слова противоположные по значению

                  Познание: развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов…

                  Умеют называть свойства воды, его значение ,умеют находить слова противоположные по значению.

                  2 Вода прозрачная, но может менять цвет

                  Определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы

                  Коммуникация: обогащать и активизировать словарь за счёт существительных и прилагательных.

                  Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

                  Умеют делать выводы, почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители.

                  3 Как снег становиться водой.

                  Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя.

                  Познание: развивать познавательные интересы через опытно экспериментальную деятельность.

                  Умеют делать выводы и заключения.

                  4 «Льдинка и снежинка»

                  Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа.

                  Познание: путем практического исследования побуждать детей делать выводы.

                  Коммуникация: развивать память, мышление, внимание, воображение. Рассказывать о свойствах воды.

                  Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения.

                   

                   

                   

                   

                  Январь.

                  1 Вода, лед, снег.

                  Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.

                  Познание: формировать интерес к познавательно исследовательской деятельности.

                  Коммуникация:

                  Проявляют интерес к познавательно исследовательской деятельности. Называют свойства льда, снега воды.

                  2 Волшебная кисточка

                  Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.

                  Художественное творчество. Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности.

                  Коммуникация: Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок.

                  3 С водой и без воды

                  Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)

                  Познание: выявить необходимые условия для роста растения, формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимосвязях.

                  Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений.

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                  Февраль.

                  1 Как достают скрепку из воды.

                  Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе

                  Познание: формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

                  Коммуникация: учить называть свойства магнита, развивать речевую активность детей

                  Владеет навыками исследовательской деятельности, называет свойства магнита.

                  2 Почему растаяла Снегурочка

                  Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные причи нно -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду, на морозе замерзает и превращается в лед.

                  Познание: формировать умение делать выводы и заключения в ходе экспериментирования.

                  Коммуникация: Учить выражать свои мысли и заключения, выражая словами в предложении.

                  Умеет с интересом относиться к исследованиям и к проведению экспериментов. Выражают свои мысли и делают выводы.

                  3 Освобождение бусинок из ледяного плена .

                  Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда- тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действия Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми

                  Познание: продолжать знакомить детей со свойствами льда.

                  Коммуникация: развивать речевую активность детей, учить диалогической речи.

                  Умеют делать выводы в ходе проведения опытов, экспериментов ,называют свойства льда.

                  4 Теплая капелька

                  Познакомить со способом получения теплой воды ,развивать умение детей планировать свою деятельность .делать выводы .Воспитывать аккуратность при работе с водой .

                  Познание: Учить видеть детей разное состояние воды (теплое, холодное). Учить делать умозаключение. Коммуникация: расширять словарь за счет прилагательных, обозначающих свойства воды.

                  Умеют называть состояние воды, используя в речи имена, прилагательные, согласовывая их с именами существительными

                   

                   

                   

                   

                  Март.

                  1 Волшебная рукавичка

                  Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.(магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри)

                  Познание: формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность.

                  Коммуникация: активизация словаря, развивать логическое мышление, делать умозаключения.

                  Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности.

                  2 Метал

                  Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики(структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность)

                  Познание: способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности.

                  Коммуникация: учить описывать предмет, грамматически правильно строить предложения, активизация словаря.

                  Владеет умением описывать предмет, называет характерные признаки соответствующие металлу.

                  3 Действие магнита на предмет

                  Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

                  Познание: формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность.

                  Коммуникация: учить делиться впечатлениями от проведения опытов и экспериментов; учить правильно, строить грамматические предложения.

                  Владеет навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов.

                  4 Нужен ли корешкам воздух

                  Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями.

                  Познание: продолжать знакомить с комнатными растениями, со способами ухаживания за ними.

                  Коммуникация: расширять словарь за счет глаголов: сажать, поливать, ухаживать, вянуть, цвести.

                  Называют комнатные растения.

                  Апрель.

                  1 Чудеса растений

                  Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями.

                  Познание: развивать любознательность, познавательные способности; воспитывать любовь к природе.

                  Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных (растение, корень, стебель, листья, цветы)

                  Дети знают, что растения можно сажать с помощью черенков с корнями и без корней.

                  2 Зачем растения вертятся

                  Показать детям, что для роста растениям необходим свет.

                  Познание: дать понятие о том, что растения живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды, формировать интерес к миру растений.

                  Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных названиями комнатных растений. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

                  Умеют делать выводы, что для роста растений нуден свет, что растения тянуться к свету. Умеют называть комнатные растения.

                  3 «Растениям теплую водичку»

                  Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений.

                  Познание: сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность.

                  Коммуникация: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.

                  Умеют ухаживать за растениями на грядке.

                  4 Путешествие в мир стеклянных вещей

                  Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы.

                  Познание: Знать и называть свойства стекла, формировать интерес к познавательно исследовательской деятельности.

                  Коммуникация: учить строить предложения грамматически правильно.

                  Умеют называть свойства стеклянных предметов. строят предложения грамматически правильно.

                   

                   

                  Май.

                  1 Стекло, его качества и свойства

                  Узнавать предметы, сделанные из стекла ,определять его качества (структура поверхности :толщина. прозрачность и свойства : хрупкость)

                  Познание: знать свойства прозрачность ,хрупкость , толщина.

                  Коммуникация: расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства стекла

                  Умеют выделять предметы, сделанные из стекла, среди множества других предметов . Умеют согласовывать существительные с прилагательными.

                  2 «Солнечные зайчики»

                  Формировать представления о свойствах солнечных лучей

                  Познание: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

                  Коммуникация: активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно.

                  Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей.

                  3 Передача солнечного зайчика

                  Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета.

                  Познание: называть свойства солнечных лучей.

                  Коммуникация: учить детей делиться впечатлениями от наблюдений.

                  Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями.

                  4 В мире пластмассы

                  Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная.

                  Познание: учить различать предметы из пластмассы называть его свойства. Развивать любознательность и интерес к исследуемым предметам.

                  Коммуникация: пополнять словарь детей за счет свойств пластмассы (гладкая, легкая, цветная).

                  Умеют выделять предметы, сделанные из пластмассы, среди множества других предметов. Используют в своей речи прилагательные описывающие свойства пластмассы.

                   

                   

                  По теме: методические разработки, презентации и конспекты

                  Кружок по опытно-экспериментальной деятельности «Любознайки» (старшая группа).

                  Кружок по опытно-экспериментальной деятельности «Любознайки» (старшая группа).   Подготовила воспитатель старшей группыС.И. Барбашина  2013-14 год.  «Люди, научившиеся наблюдениям и опы...

                  Кружок по опытно-экспериментальной деятельности «Любознайки» (старшая группа).

                  Кружок по опытно-экспериментальной деятельности «Любознайки» (старшая группа).   Подготовила воспитатель старшей группыС.И. Барбашина  2013-14 год.  «Люди, научившиеся наблюдениям и опы...

                  Кружок по опытно-экспериментальной деятельности. старшая группа

                  Перспективно-тематическое планирование опытно-экспериментальной деятельности(Старшая группа)...

                  Кружок по опытно-экспериментальной деятельности. Картотека. старшая группа

                  КАРТОЧКА №1 «РЕЦЕПТЫ РАСТВОРА ДЛЯ МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ».  Цель: Учить детей изготавливать мыльный раствор Мыльный пузырь – это тонкая плѐнка мыльной воды, которая формирует сфер...

                  Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

                  Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

                  Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».

                  Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...