Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Смирнова Ольга Эдуардовна

Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания - воды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование

 опытно – экспериментальной исследовательской деятельности

в старшей группе по теме «Удивительная вода».

Октябрь  «Вода вокруг нас».

Неделя

Название опыта

Цель опыта или исследовательской деят-ти.

Содержание опыта или исследовательской

деят-ти.

Образовательные области  (НОД)

1

«Где живет водичка?»

Дать представления детям о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, всех предметов, которые есть в помещении). Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода источник жизни, вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека. Прививать бережное отношение к воде. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по соответствующей теме.

«Познакомить детей с глобусом, рассмотреть его поверхность и определить, что большая его часть состоит из воды».

«Рассматривание капелек воды через лупу».

Худ.литер.: Н. Рыжова «Жила- была река»,

«История одного пруда», пословицы и поговорки о воде.

Д/и «Где живет водичка?»

Пальч. игра «Дождик, дождик веселей»

Беседы:

«Где можно встретить воду в природе?»

«Где живут капли воды в детском саду?»
«Где обитает вода дома?»

Рассматривание картинок и иллюстраций о воде.

Экскурсии (целевая прогулка) по территории детского сада с целью обнаружения воды.

Просмотр слайдов «Вода вокруг нас».

П/и «Пройди через речку по мостику», «Ручеек».

Рисование 

«Дождливый день»

2

«Круговорот воды в природе».

Дать детям понять, как в природе происходит круговорот воды.

Поощрять выдвижение детьми гипотез. Развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли. Продолжать воспитывать бережное отношение к природе.

«Круговорот воды в природе» Опыт  проводится на примере испарения воды в чайнике, а затем ее конденсации на холодной стекле, которым накрывают чайник после его закипания.

Худ.литер.: Урядова Ирина «Сказка о воде». Стихи: Олегова С. «Кто знает, откуда берется вода?».

О.Секора «Погода в картинках» (Что такое облако и что такое дождь?

Д/и «Что вода делает?»

Пальч. игра «Гроза».

Занятие «Круговорот воды в природе».

Рассматривание иллюстративного материала «Круговорот воды в природе».

П/и «Два мороза».

Просмотр развивающего мультфильма  «Где рождается погода?»

Прослушивание аудиозаписей из цикла (Звуки природы) – «Океанское побережье».

3

«Кому нужна вода? В растениях есть вода»

Формировать представления о значении воды в жизни человека и для природы, о разнообразии состояний воды в окружающей среде. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

Познакомить детей с работой микроскопа.

 «Растения пьют воду» (Три черенка поставить в стаканы с водой заранее окрашенные пищевыми красителями и посмотреть в какой цвет окрасится стебель. На основе этого, сделать вывод: о том, что все растения нуждаются в воде, растения пьют воду.)

 (Отрезанный кусочек стебля  или листика разделить вдоль и отрезанной частью положить на салфетку. Салфетка стала мокрой. А значит в стебле есть влага. Т.е. растения тоже состоят из воды.). Рассмотреть в микроскоп разрез стебля или листика (на срезе видны капельки).

Худ.литер.: чтение отрывков из энциклопедии «Обитатели моря».  Стихи

«Вода — природный дар»

«Мой дружок — ручеек»

Разгадывание ребусов о воде.

Д/и «Кто, где живет».

Пальч. игра «Рыбки»

Беседы:

«Кому нужна вода?»
«Нет жизни без воды!», «Кому вода служит домом?».

Рассматривание энциклопедии «Подводный мир», «Тайна морей и океанов».

П/и «Караси и щука».

Прослушивание аудиозаписей из цикла (Звуки природы) – «Звонкий ручей».

Ноябрь «Какая бывает вода? Свойства воды»

1

Какой бывает вода?

Показать детям зависимость состояния воды от температуры воздуха. Познакомить со способом получения теплой и горячей воды. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.

Активизация и обогащение словаря детей.

 «Вода бывает теплой, холодной, горячей».  «Рукам своим не верю»

Приготовим три миски с водой: одну - с холодной, другую - с комнатной, третью - с горячей. Просим ребенка опустить одну руку в миску с холодной водой, вторую - с горячей водой. Через несколько минут пусть он погрузит обе руки в воду комнатной температуры. Спрашиваем горячей или холодной она ему кажется. Почему есть разница в ощущениях рук? Всегда ли можно доверять своим рукам?

Худ.литер.: стихи Суслов Б.Н «Вода», сказка Г.Х.Андерсен «Русалочка».

Пословицы и поговорки  о воде.

Д/и   «Зверь рыба, птица, небылица».

Пальч. игра «  Осьминог»

Беседы:

«Как узнать горячая вода или холодная ?»

«Какой водой нужно поливать комнатные растения?»

Наблюдения за осадками во время прогулки.

П/и «Заморожу».

Сюжетно-ролевая игра «Мореплаватели»

Прослушивание аудиозаписей из цикла (Звуки природы) – «Настроение дождя 1».

Ф.Шопен «Вальс дождя».

2

Вода способна смачивать,  очищать и растворять!

Способствовать накоплению у детей представлений о свойствах воды. Развивать навыки работать с незнакомыми растворами, соблюдая при этом необходимые меры безопасности. Воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.

Показать, что растворяется, а что не растворяется в воде.

«Вода способна смачивать и очищать предметы»,

«Поверхностное натяжение воды». (Аккуратно с помощью пипетки капать на монетку до тех пор, пока она полностью не покроется водой. С помощью лупы рассмотреть, что воды гораздо больше, чем сама монетка и капля возвышается как шапка над монеткой и не проливается).

«Что растворяется в воде»

В стакан с водой насыпать одну ложку соли и перемешать. Что произошло? Соль «исчезла»?  Дать попробовать немного воды детям. Какой стала вода?

Вывод: Она растворилась.

Наполните стаканы водой и в каждый стакан насыпьте по ложке соли, сахара, гречки и масла. Помешайте в каждой емкости ложкой и понаблюдайте за реакциями. Сахар и соль растворились, крупинки гречки опустились на дно, а масло осталось плавать на поверхности.

Вывод: сахар и соль растворяются в воде.

Худ.литер.:  «Два ручья»

Просмотр мультипликационного фильма, снятого по мотивам сказки Лилиан Мур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». 

Д/и «Подбери необходимое» ( Карточки с изображение человека который собрался мыться, чистить зубы, купаться и т.д.  А к ним, маленькие картинки с изображение тех предметов, которые необходимы человеку чтобы осуществить задуманное действие.)

Пальч. игра «Кит»

Беседы:

«Что может растворить вода?»

«Чистота залог здоровья».

«Зачем человек моется и стирает вещи?»

Трудовое поручение: вымоем игрушки в группе.

Наблюдение на прогулке за состоянием почвы. ( Когда долго не идет дождь - почва пересыхает, становиться безжизненной. А после дождя - природа оживает, трещины на земле затягиваются).

П/и «Заморожу».

Прослушивание аудиозаписей из цикла (Звуки природы) – «Гроза».

И.Штраус «Лирика дождя капля за каплей».

Рассматривание репродукций картин К Айвазовского «Ночь. Голубая волна», «Волна», «Парусник», «Буря».

3

Вода жидкая -  может течь, имеет силу, но не имеет формы, цвета, вкуса, запаха.

Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета). Формировать элементарные представления детей об использовании воды и ее силе.

Продолжать учить детей работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками.

Воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.

«Вода жидкая, может течь», «Вода – труженица», «Вода не имеет формы,  вкуса и цвета».

В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.

Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?

Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?

Вывод: Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?

Вывод: Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.

Худ.литер.: 

Пословицы и поговорки о воде.

Д/и  «Что забыл нарисовать художник?»

Пальч. игра «Рыбка »

Беседы:

«Чем пахнет вода?»

«Какой вкус у воды?»

Рассматривание картины:  И.Левитана«Озеро» или «Вечерный звон».

Сюжетно-ролевая игра «Мореплаватели»

Рисование «Осенний пейзаж», «Деревья смотрят в воду»

Прослушивание аудиозаписей из цикла (Звуки природы) -  «Океанское побережье», «Звуки дельфинов».

Декабрь  «Состояния воды».

1

Пресная или соленая…

Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.

«Как узнать пресная или соленая вода, не пробуя ее на вкус?»

Стакан с соленой водой ставят на видное место  на несколько дней. Вода испаряется, а соль кристаллизуется на стенках стакана. И остается белый налет.

«Получение  из соленой воды – пресную  воду».

(Налить в чайник соленую воду, вскипятить чайник, а затем вместо крышки накрыть чайник стеклом. Образовавшиеся капельки воды – будут пресными. Дать попробовать воду детям на вкус.)

Худ.литер.: Чтение энциклопедии «Обитатели моря», «Жизнь в соленой воде». Ирис Ревю «Вода в морях и океанах…»

Д/и  «Подводный мир». «Определи по тени».

Пальч. игра «Рыбка в озере живет»

Занятие «Кто живет в реке» с элементами театрализации.

Беседы:

«Где можно встретить воду в природе?»

«Где живут капли воды в детском саду?»
«Где обитает вода дома?»

Просмотр слайдов «Обитатели морей и рек».

П/и «Мы – водные животные».

Рисование «Морские обитатели».

Прослушивание аудиозаписей из цикла (Звуки природы) –

«Шум моря и чайки».

2 - 3

Состояния воды: снег,  лед, пар, иней.

Познакомить детей с агрегатными состояниями воды.

Выявление механизма образования инея, пара, льда. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.

«Иней – это вода»

«Пар – это вода»

«Лед – это вода»

«Снег – это вода»

Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в снегу. Что это? Это иней.

Вывод: При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении  превращается в воду, вода в иней.

Принести снег и лед в помещение, через некоторое время они растают.

Вывод: Снег и лед превращаются в воду в теплом помещении.

Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины».  Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы.

Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.

Худ.литер.: сказка Г.Х.Андерсена «Снежная Королева», русская народная сказка «Снегурочка».

Д/и «Отгадай и сравни загадки о неживой и живой природе».

Пальч. игра «Туча»

Беседы:
«Какие еще состояния воды вы знаете?»

Наблюдение на прогулке (Где берут птицы воду зимой?).

Рассматривание узоров на стекле.

Просмотр слайдов «Состояния воды».

П/и «Ледяные скульптуры».

Рисование «Снежинка».

Конструирование построек из снега на участке.

Прослушивание аудиозаписей из цикла звуки природы (Хруст снега под ногами).

Январь  «Снег – друг, снег - враг».

1

Нужен ли растениям снег?

Доказать детям, что снег сохраняет тепло. Расширять представление детей  о сохранении тепла в зимний период времени, о приспосабливаемости растений  к суровым условиям жизни.

Берем две ёмкости с водой.

Одну ёмкость поместить на снег, вторую под снег. Оставить на некоторое время. В первой ёмкости вода не замерзла, а во второй – замерзла.

Вывод: Под снегом вода не замерзает, там тепло. Значит растениям нужен снег как одеяло.

Худ.литер.: стихотворение С.Есенин «Белая береза под моим окном».  С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев».

Беседы:

 «Снег – одеяло!»

Наблюдения за толщиной снежного покроя.

 Постройки из снега(строительство снежной бабы и снежных построек черепахи, кита и крокодила)

Рисование «Зимние забавы».

Просмотр мультфильма «Снегурочка»

Д/и «Отгадай и сравни загадки о снеге», «Разрезные картинки».

Просмотр слайдов «Состояния воды».

П/и «Два Мороза» «Снежный боулинг».

Прослушивание аудиозаписей . Песни из советских мультфильмов «Зима из Простоквашино» ( Евгений Крылатов - "Кабы не было зимы" исп. Валентина Толкунова).

2

Снег и лед – это тоже вода.

Как температура  воздуха изменяет состояние воды.

Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда и воды. Показать взаимосвязь количества и качества от размера.

«Таяние льда в воде»

Принести снег и лед в помещение, через некоторое время они растают. Вывод: Снег и лед превращаются в воду в теплом помещении.

Поместить в таз с вода большую и маленькую льдины. Поинтересоваться у детей какая из них быстрее растает. Выслушать гипотезы. Вывод: Чем больше льдина – тем медленнее она тает, и наоборот.

Худ.литер.: Отрывки из произведений   А. Пушкина:

 «Сказка о рыбаке и рыбке», стихи

«Вода с Урала пахнет хрусталем…»  Шестопалов Ю.
«Что может быть в прозрачной капельке воды?» Олегова С.

Пальч. игра: Осьминог

Д/и «Плавает - не плавает».

Беседы:

«Почему  тают айсберги?»

«Глобальное потепление».

Рассматривание картинок и иллюстраций о нерациональном использовании воды.

Экскурсии (целевая прогулка)  рассматриваем сосульки, форму, цвет и.т.д.

Просмотр мультфильма «Испорченная погода (1980г.)

П/и «Отбей снежок», «Попади в цель».

 Прослушивание аудиозаписей из цикла звуки природы (Капель).

Февраль «Снег - снежок»

1

«Зависимость таяния снега от температуры»

«Как работает термометр»

        

Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха.

 Чем выше температура, тем быстрее растает снег.

Посмотреть, как работает термометр

 В морозный день предложить детям слепить снежки. Почему снежки не получаются? Снег рассыпчатый, сухой. Что можно сделать? Занести снег в группу, через несколько минут пытаемся слепить снежок. Снег стал пластичный. Снежки слепили. Почему снег стал липким?

 Поставить блюдца со снегом в группе на окно и под батарею. Где снег быстрее растает? Почему?

Вывод: Состояние снега зависит от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее тает снег и изменяет свои свойства.

«Как работает термометр»

Материалы.  Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.

Процесс. Зажмите пальцами шарик  с жидкостью на термометре. Налейте в чашку воды и положите в нее лед. Помешайте. Поместите термометр в воду той частью, где находится шарик с жидкостью. Снова посмотрите, как ведет себя столбик жидкости на термометре.

Итоги. Когда вы держите шарик пальцами, столбик на термометре начинает подниматься; когда же вы опустили термометр в холодную воду, столбик стал опускаться. Тепло от ваших пальцев нагревает жидкость в термометре. Когда жидкость нагревается, она расширяется и поднимается из шарика вверх по трубке. Холодная вода поглощает тепло из градусника. Остывающая жидкость уменьшается в объеме и опускается вниз по трубке. Уличными термометрами обычно измеряют температуру воздуха. Любые изменения его температуры приводят к тому, что столбик жидкости либо поднимается, либо опускается, показывая тем самым температуру воздуха.

Худ.литер.: Ф. Тютчев «Зима не даром злится…»

Пальч. игры: «Дождь, дождь!»

Д/и «Что мы знаем о воде?», «Когда это бывает?»

Беседы:

Рассматривание картинок и иллюстраций .

П/и «Сделай фигуру»..

 Прослушивание аудиозаписей по теме.

«Не тонущее перо»

 Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека.

нам понадобится миска с вводом. В нее мы добавим немного синей краски и аккуратно пинцетом опустим перо. Засекаем минуты на песочных часах. Теперь достанем наше перо и осторожно проведем по нему ватным шариком. Посмотрим на шарик. Положим перо на бумажное полотенце.   Добавим  в воду две столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды. Осторожно размешаем. Аккуратно опустим на поверхность воды второе перо. Через одну минуту достанем перо и осторожно проведем по нему ватным шариком. Посмотрим на шарик. Положим перо на бумажное полотенце.

 Что произошло с нашими перьями?

Худ.литер.: «Серая шейка»

Д/и «Что мы знаем о воде?»,  «Продолжи предложение»

Беседы:

Рассматривание репродукций картин  Грабаря, Левитана по теме

Наблюдение за чистотой снега на участке. П/и «Успей подхватить».

«Что вокруг нас?».

Рисование «Февральская лазурь»

 Прослушивание аудиозаписей по теме

Март «Вода в жизни растений, животных и человека».

1

Живая вода

Познакомить детей с животворным свойством воды.

Сформировать представления о необходимости влаги для роста растений.

С

Чтение: «Живая вода» -сказки народов сибири, «Про каплю Акву» О.Курзов.

Пальч. игры: «Ракушки

Д/и «: «О двух братцах».

Рассматривание картинок и иллюстраций о нерациональном использовании воды.

Наблюдение за комнатными растениями.

П/и «Ручеек».

«Море волнуется раз…».

Рисование «Комнатные растения»

 

2

Как питаются растения?

Для чего корешки?

Показать движение сока в стебле растения.

Показать, что растения питаются через корни.

Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу.

Дети рассматривают луковицу с корешками. Выясняют, для чего корни нужны растениям.

 ( корни закрепляю луковицу в земле), забирают ли они воду. Помещают луковицу в прозрачную емкость, отмечают маркером на емкости уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для луковицы. Спустя несколько дней определяют, что произошло с водой (воды стало меньше) и объясняют процесс всасывания воды корешками.

Вывод: корень лука также как и любого растения всасывает воду.

Худ.литер.:

Пальч. игры: «Дождь, дождь!»

Д/и «Что мы знаем о воде?», «Отгадай - ка»

Беседы: «Для чего растениям вода»

Рассматривание картинок и иллюстраций по теме.

Наблюдение за ростом перьев у луковицы.

П/и «Не попадись».

3

Что растет в воде?

Познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих растений и среды их обитания.  

«Проращивание семян тыквы, огурцов»

А. Пушкина:

 «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде »;

Пальч. игры: Медуза

Беседа «Что растет в воде»

Ручной труд (конструирование из бумаги) «Белая кувшинка»

Апрель «Берегите воду».

1

«Исчезновение капельки»

Научить детей экономить воду, сформировать у них мысль, что вода – это ограниченный ресурс, который нужно беречь.

Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды. Воспитывать аккуратность.

«Очистка воды».

«Как сберечь воду?»

«Очистка воды, фильтрация»

Перед детьми в стаканах вода из нашего пруда. Через стенки стаканов видно, что вода из пруда грязная. И мы займемся тем, что постараемся в нашей лаборатории очистить воду. Первое, что мы сделаем, это смастерим фильтры. Для этого возьмем кусочек ваты и кусочек марли, свернутый в четыре слоя. Уложим вату и марлю в воронку. Воронку установим в чистый стакан. Тонкой струйкой будем вливать грязную воду из реки в воронку с фильтром.Вывод:Сквозь прозрачные стенки стакана видно, что вода стала чище.

Худ.литер.: Человек и золотая рыбка  Н.А.Рыжова

В.Максимова «Кто чистит воду».

Пальч. игры:  «Лодка», «Мостик».

Беседы:

«Почему воду нужно беречь?»

«Что будет если воды не станет?»

Рассматривание картинок и иллюстраций о нерациональном использовании воды.

Экскурсии (целевая прогулка) по  детскому саду с целью обнаружения утечки воды и ее нерациональном использовании .

Просмотр слайдов «Экологическая катастрофа».

П/и «Море волнуется».

«Пройди через речку по мостику».

Рисование «Правила пользования водными ресурсами».

2

Вода в жизни человека…

Подвести детей к выводу о том, что необходимо беречь воду – потому что без воды не будет жизни на земле!

Обобщающее занятие – викторина «Вода – это жизнь!»

Праздник «Берегите воду!»

Цель: Создать радостное, веселое настроение. Закрепить полученные знания о воде, ее значении в жизни людей и всего живого. Воспитывать бережное отношение к воде.

Худ.литер.:  Сказка «Воду нужно беречь.»

Пальч. игры: Радуга

Выставка детских работ на тему «Вода»

Май «Что мы знаем о воде?»

1

Как человек использует воду?»

Закрепить представление детей о использовании воды в быту, в сельском хозяйстве, для получения электроэнергии и.т.д.

Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

«Строим модель реки» и с помощью лейки душа (который эмитирует течение реки) демонстрируем силу воды, пускаем кораблики из бумаги и смотрим, как он без нашей помощи преодолевает расстояние.

«Выталкивающая сила воды»

(Бутылку пустую опускаем на дно тазика с водой, отпускаем ее и вода выталкивает бутылку на поверхность).

Худ.литер.: «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжова

К. Чуковский «Мойдодыр»;

Составление кроссворда о воде.

Д/и «Чего не хватает?»

Пальч. игра «Пароход»

Беседы:

«Как человек использует воду?»,

«Может ли человек обойтись без воды?».

Экскурсия по детскому саду с целью -  понаблюдать, как используется вода в детском саду.

Просмотр слайдов «Как человек использует воду?».

П/и «Рыболов».

Сюжетно-ролевая игра «Прачечная».

Рисование «Как люди речку обидели».

Просмотр мультфильма «Федорино горе» К.И.Чуковский 1974г.

Итоговое мероприятие:

1 Просмотр презентации для дошкольников «Вода - разрушительница»

Цель: Формирование представлений о стихийных разрушительных явлениях, связанных с водой. Ознакомление с правилами безопасности во время стихийных природных явлений.

2 Проведение игры – викторины «Вода – источник жизни»

Цель: Выявление и закрепление знаний детей о воде, ее свойствах и агрегатных состояниях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Перспективный план кружковой работы «Хочу всё знать» по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе

Создать условия для развития у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию....

Перспективный план по теме "Развитие познавательной активности через экспериментально- исследовательскую деятельность детей старшей группы"

Перспективный план по теме "Развитие познавательной активности через экспериментально- исследовательскую деятельность детей старшей группы"Цель:способствовать развитию у детей познавательной...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с применением экспериментально – исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства воды»

Цель: Создать условия для знакомства со свойствами и значением воды в процессе экспериментирования. Образовательные:- актуализировать и систематизировать знания детей о распространении воды, ее с...

Конспект ООД по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воды"

В конспекте представлен материал по ознакомлению со свойствами воды, развитию навыков проведения лабораторных опытов, а также по воспитанию бережного отношения к воде....

«Очищение воды» план-конспект экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе

quot;Очищение воды" план-конспект экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе...