Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода, бумага, дерево»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Углублять знания о свойствах бумаги, заинтересовать детей работой с бумагой; совершенствовать исследовательские и продуктивные способности детей, мышление, мелкую моторику кистей рук; продолжить воспитывать умение слушать товарищей, дополнять их и задавать вопросы , а также любознательность , бережливость. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bumaga_voda_derevo.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

   

                     Конспект занятия                                  по экспериментально-исследовательской    деятельности  в старшей  группе

Тема: «Вода, бумага, дерево»

                         

                                Выполнила: Мокшанова Татьяна Александровна

Цель: способствовать обобщению представлений детей о воде и бумаге.

Задачи: углублять знания о свойствах бумаги, заинтересовать детей работой с бумагой; совершенствовать исследовательские и продуктивные способности детей, мышление, мелкую моторику кистей рук; продолжить воспитывать умение слушать товарищей, дополнять их и задавать вопросы , а также любознательность , бережливость.

Предварительная работа: рассказ воспитателя о бумажных корабликах, изготовление бумажного кораблика в технике оригами. Исследовательская деятельность: определение свойств воды и бумаги; определение свойств дерева.

Оборудование и материалы: тазик с водой, тонкая и толстая бумага для оригами, брусок из дерева.

Ход занятия: 

Воспитатель:

Вот и наступила долгожданная весна. Тает снег, становится все теплее, сильнее пригревает весеннее солнышко. Из – под снега пробиваются ручейки, которые так весело бегут и звонко журчат. Ребята, представьте себе, что вы – большой снежный сугроб . ( Дети приседают на корточки, собираются в «кучу»). Всю зиму сугроб проспал под большим деревом. Но вот пригрело весеннее солнышко . Озорные лучики защекотали сугроб: «Просыпайся, вставай!».Не выдержал сугроб и рассмеялся. Брызнули во все стороны струйки воды, и потекли тоненькие весенние ручейки. И побежали они землю будить. ( Дети изображают ручейки , разбегаясь в разные стороны по группе.

 Обычно весной дети по ручейкам пускают кораблики. Они делают их из бумаги или из дерева. Ребята, а какие кораблики умеете делать вы? (Мы умеем делать кораблики из бумаги) А вы запускали бумажные кораблики по весенним ручейкам? Где?

 Сегодня мы с вами сделаем бумажный кораблик и посмотрим , как он плавает. Перед вами на столах лежит тонкая(из салфетки) и толстая (из прочной бумаги) бумага .Вы делаете два кораблика: один из тонкой бумаги, другой – из толстой. Я буду говорить и показывать, как сделать кораблик , а вы повторяйте за мной. Дети повторяют за воспитателем движения складывания кораблика сначала из тонкой бумаги, потом из толстой.

Последовательность действий оригами «Бумажный кораблик»: 

1.Возьмем квадрат из бумаги, согнем его по диагонали.

2. Затем узкую полоску правой верхней стороны загнем на поверхность треугольника.

3.Эту же полоску загнем назад, тщательно прогладим линию сгиба.

 4. Развернем квадрат и придадим форму.

Молодцы, у всех получились отличные кораблики. А теперь сравните их.(Из тонкой бумаги получились легкие кораблики, а из толстой – прочные).

Плыл кораблик по волнам,

 Маленький, бумажный.

 Парус рвался к облакам.

 Капитан отважный.

А сейчас мы поиграем с нашими пальчиками. Слушайте и повторяйте движения пальчиков за мной.

Пальчиковая гимнастика «Кораблик». 

По реке плывет кораблик,

Он плывет издалека.

На кораблике четыре

Очень сильных моряка.

У них ушки на макушке,

У них длинные хвосты.

 И страшны им только кошки,

 Только кошки и коты.

Молодцы! А теперь наши кораблики отправятся в путешествие.

 Не боялся бурных волн,

Ветер дул со всех сторон.

Ведь в весеннем ручейке

Плыл он словно по реке.

 Пусть тазикс водой будет наш весенний ручеек. Пускайте в него свои кораблики. ( Дети осторожно опускают кораблик на воду).А сейчас, чтобы кораблик поплыл, мы подуем на него.

Дыхательное упражнение «Ветер дует в паруса». Предложить детям сначала подуть на кораблик сильно, потом слабее, будто дует ветер. Следить за тем, чтобы дети правильно выдували воздух, не раздувая щеки. Молодцы!

С помощью вашего ветра наш кораблик поплыл.

Был кораблик очень рад,

Стал он другом всех ребят.

Быстро плыть уже не мог,

Ведь кораблик весь промок!

Опыт «Намокание бумаги» 

Ребята, а теперь посмотрите на кораблик из тонкой бумаги, попробуйте взять его в руки. Что с ними произошло? (Кораблик из салфеток намок и порвался). Значит , тонкая бумага в воде намокает и рвется. А что же с нашим корабликом из толстой бумаги? Правильно, он еще плавает, но тоже почти полностью намокли. Какой же можно сделать вывод? Бумага боится воды .Все бумажные предметы портятся от воды, так как бумага – материал непрочный. Поэтому если вы в весенний ручеек пустите бумажный кораблик, то что с ним произойдет?(Он рано или поздно намокнет от воды и порвется).Поэтому кораблики лучше делать из дерева, они намного прочнее.

Опыт «Сравнение дерева с бумагой». 

Пустим в тазик с водой деревянныйбрусок. Что с ним происходит? Правильно, он намок, но плавает. Сравните его с бумажным корабликом. Дети сравнивают. Какой мы сделаем вывод? Делаем вывод, что бумага намокает быстрее, чем дерево.

Итог занятия: 

Итак, юные исследователи, что нового вы узнали о бумаге и дереве? Правильно, бумага бывает разная по толщине. Бумажный кораблик из тонкой бумаги намокает в воде гораздо быстрее , чем из толстой, а деревянный брусочек плавает и не тонет.

 Спасибо вам, ребята, за вашу работу. Теперь вы знаете о свойствах бумаги и дерева намного больше. Удачи вам в будущих исследованиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по ручному труду . Конструирование из бумаги (подг. группа ) Тема "Грибок "

Учить детей делать колпачок с конической поверхностью из круга , разрезанного по радиусу....

Конспект занятия по аппликации и конструированию из бумаги в младшей группе.тема: кораблик

цели:актевизировать и разнообразить технику работы с бумагой,учить разрывать бумагу и сминать её,наклеивать изоброжение соответственному замыслу...

Конспект занятия в подготовительной группе Конструирование из бумаги «Цветы для мамочки»

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе с пошаговыми инструкциями."Цветы для мамочки"...

Конспект занятия в старшей группе на тему: "Бумага - какая она?"

Тема: "Бумага - какая она?"Цель: расширение и закрепление знаний о свойствах бумаги.Задачи.Обучающие:1. Систематизировать знания детей о свойствах бумаги, её видах и назначении.2. Закреплять...

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Свойство бумаги»

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Свойство бумаги»Познавательно – исследовательская деятельность во второй младшей группе «Свойство...

Конспект занятия по аппликации нетрадиционным способом (обрывание бумаги) в старшей группе тема «Осеннее дерево» коллективная работа

Конспект занятия по аппликации нетрадиционным способом (обрывание бумаги) в старшей группе  тема «Осеннее дерево» коллективная работаЦель: создание образа осеннего дерева в техни...