Перспективный план по теме "Развитие познавательной активности через экспериментально- исследовательскую деятельность детей старшей группы"
материал (старшая группа)

Кувакина Эльвира Александровна

Перспективный план по теме "Развитие познавательной активности через экспериментально- исследовательскую деятельность детей старшей группы"

Цель:способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx31.23 КБ

Предварительный просмотр:

месяц

Тема

Цель

Оборудование

Примечания

Работа с родителями

сентябрь

Воздушный океан

1.Встреча с воздушным шариком.

2.Свойства воздуха (опыты).

3.Чистый и грязный воздух.

 4. Ветер.

Уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе. Дать представление о воздухе как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Познакомить с природным явлением «ветер», причинами его возникновения, влиянием на жизнь живых организмов и человека. Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования.

полиэтиленовый пакет резиновая груша воздушный шарик парашютик карточки с изображением ветра, бури камешек стакан с водой весы

Занятие «Где спрятался воздух»

Дети оформляют панно «Берегите воздух», прикрепляют силуэты деревьев. Результаты опытов заносятся в таблицу.

Беседа на тему: «Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников». Цель: Дать представления о том, что опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы деятельности дошкольников. В уголок « ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ» поместить статью на тему: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». Цель: предложить практические рекомендации, как поддержать интерес детей к опытно – экспериментальной деятельности

октябрь

Песок. Глина.

Почва

1. Песок, его

свойства.

Песочные

часы.

2. Глина, ее

структура и

цвет.

3. Почва.

Разновидности почвы.

Познакомить детей со

свойствами песка и глины:

цветом, структурой.

Обучить детей возможным

действиям обследования,

учить проводить

несложные опыты. Учить

решать познавательные

задачи, логически мыслить.

Познакомить с песочными

часами.

Познакомить со свойствами

почвы и входящих в ее

состав песка и глины.

Установить необходимость

почвы для жизни растений,

влияние качества почвы на

рост и развитие растений

стакан с песком, с

глиной, водой

лист бумаги

ложечки

лупы

песочные часы.

образцы почвы в

железной баночке

стакан с водой

палочка

влажные

бумажные

салфетки

почва

Лепка из глины

Рисование картин

песком

Посадка растений

в почву

Консультация на тему: «Игра и

экспериментирование».

Цель: Рассказать родителям о

том, что экспериментирование,

как и игра, является ведущим

видом деятельности

дошкольн

ноябрь

Вода во круг нас.

1. Путешествие по

глобусу.

2. Свойства воды.

3. О различных

агрегатных

состояниях воды.

4. Круговорот воды

в природе.

Уточнить и расширить

знания детей о воде, ее

свойствах, роли в жизни

человека и живых

организмах; о различных

состояниях воды.

Познакомить детей с

круговоротом воды в

природе. Дать

представление об основных

источниках загрязнения

воды, его последствиях.

Развивать речь, мышление,

любознательность,

экологическую культуру.

Глобус

Схема с

изображением

круговорота воды

в природе

ИКТ презентация

Оборудование для

проведения

опытов

Результаты

эксперимента по

плавучести

предметов в воде

заносятся в

таблицу при

помощи знаков

«+» и «-»

Изготовление игры «Путешествие воды»

Анкетирование родителей.

Цель: выявить отношение

родителей к экспериментально –

исследовательской активности

декабрь

Вода во круг нас.

(продолжение)

1. Почему идет

снег?

2. Выявление

механизма

образования

облаков

3. Выявление

механизма

образования инея

Дать представление о том,

что вода испаряется и в

зимний период, а снег – это

пар, который замерзает в

облаках. Упражнять детей в

установлении различий

между инеем и снегом.

Пульверизатор

Термос с горячей

водой

ИКТ презентация с репродукциями

картин

профессиональных

художников-

изображение

пейзажей с

разными

природными

явлениями

Образцы

снежинок

ИКТ презентация «Что такое снег?»

Рассматривание

репродукции

картин

профессиональных

художников с

изображением

пейзажей с

разными

природными

явлениями

Беседа на тему: «Значение

детского экспериментирования

для психического развития».

январь

Магнит

1. Магнит и его

свойства.

.

Познакомить детей с

магнитом, некоторыми его

свойствами, уточнить

представления о предметах,

взаимодействующих с

магнитом, об их

существенных признаках.

магниты

различных

размеров,

предметы из

железа, меди,

алюминия, дерева,

кусочки ткани,

бумаги,

стеклянная

баночка.

Результаты

эксперимента по

выявлению

взаимодействия

магнита с

предметами из

различных

материалов

заносятся в

таблицу.

Консультация на тему:

«Значение опытно –

экспериментальной

деятельности в психическом

развитии ребенка»

январь

2. Магнитные

свойства Земли.

3. Компас.

Развивать познавательный

интерес детей в процессе

знакомства с глобусом

Земли. Познакомить детей

с тем, что Земля – большой

магнит, у которого есть

северный и южный полюс;

сформировать

представления о компасе.

Развитие способности

понимать знаково-символические

обозначения карты Земли.

Формировать умение

ориентироваться на карте и

определять на ней стороны

горизонта; познакомить с

современными картами,

условными обозначениями

на них.

Глобус,

энциклопедия

«Мир вокруг», ИКТ-

слайды с

изображениями

Земли из космоса.

компас, различные

предметы.

Карта полушарий,

большой атлас

Земли,

схематичное

изображение

линии горизонта,

сторон горизонта

Изготовление игры «Шустрые паучки, бабочки, лягушки»

Игра- ходилка «Морское путешествие»

Домашнее задание: Закрепить

знания об устройстве компаса,

совершенствовать навыки и

умения в практическом

использовании компаса.

февраль

Волшебница соль

1. Физические и

химические

свойства.

2. Выращивание

кристаллов соли

3. Способы добычи

соли.

4. Применение

соли

кристалликов соли

Уточнить знания детей о

свойствах соли.

Познакомить с видами

(каменная, поваренная,

морская) и

характеристикой соли

(минерал, добыча,

применение). Развивать

навыки

экспериментирования.

Воспитывать бережное

отношение к соли и навыки

культурного ее

потребления.

Слайдовая

презентация на

тему: «Где и как

добывают соль»,

увеличительные

стекла по

количеству детей,

разные виды соли

(каменная,

поваренная,

морская, крупного

и мелкого

помола), стаканы с

кипяченой водой и

чайные ложки (по

количеству детей),

стакан с

насыщенным

раствором соли, 2

сырых яйца.

Занятие «Знакомство со свойствами соли и сахара»

Выращивание соляных кристаллов

Консультация на тему:

«Соблюдение правил

безопасности в процессе

организации

экспериментально-исследовательской

деятельности дошкольников».

март

Наш мини огород

1. Способы

размножения

растений.

2. Посадка лука.

3. Посев семян

помидоров для

выращивания

рассады.

4. Черенкование

комнатных

растений.

Вызвать у детей

познавательный интерес к

выращиванию растений,

учить создавать ситуацию

опыта, развивать

наблюдательность, умение

замечать изменения в росте

растений, связывать эти

изменения с условиями в

которых они находятся;

учить связывать причину

следствия, правильно

строить суждения и делать

выводы, закреплять умения

правильно отражать

наблюдения в рисунке.

Луковицы

Семена фасоли

Миски с

увлажненной

просеянной землей

Лейка

Палочки

Наблюдение за

ростом лука и

рассады с

последующей

зарисовкой

квест- игра «Задание от Лунтика»

Фоторепортаж «Как мы

ухаживаем за растениями!»

подборка видео «Занимательные опыты»

апрель

Космос. Вселенная.

Звезды.

1. Планета Земля –

наш общий дом.

2. Солнце –

источник тепла и

света.

3. Полет на Луну

Развивать у детей

элементарные

представления о Солнечной

системе, о месте Земли в

космическом пространстве;

объяснить, почему

происходит смена дня и

ночи и как происходит

вращение Земли.

Узнать почему в космосе

темно.

Вызвать познавательный

интерес к Космосу

Макет Солнечной

системы

Иллюстрации «Герои космоса»

ИКТ «Загадочный космос»

Развивающий мультфильм для детей. - какие есть планеты.

Цветная бумага,

ножницы, клей

Изготовление лепбука «Космос»

Чтение книг Ю. А.

Гагарина «Вижу

Землю» и «Кто на

нас с небес

смотрит» Н.

Кургузовой

Совместная работа родителей и

детей по изготовлению макета

Солнечной системы,

космических кораблей

май

«Человек – функционирование организма»

1. «Уши»- «Почему я слышу»

2. «Почему я вижу»

3. «Нос», «Почему я чувствую»

4. «Что внутри?»

Продолжать формировать представления о строении человека, его внутренних органов.

Рассказать детям о важных органах человека, для чего нам нужны уши, глаза, нос. Как надо заботиться о них. Показать - как человек слышит звук, видит, чувствует.

 Различные вещества с сильным запахом (апельсин, чеснок, мыло, духи и т.д.);

Повязка для глаз.

Цикл развивающих мультфильмов: «Путешествие Адибо», «Смешарики. Пинкод- Уши для ушарика».

Эксперимент «Волшебные очки»

  1. Познавательное занятие  «Уши разные нужны, уши разные важны»;
  2. Познавательное занятие  «Носы нужны не только для красы»;
  3. Эксперимент «Чем мы дышим?»;

Изготовление модели «Внутренние органы человека», «Лёгкие»

Домашние мини- проекты, исследования.

Литература:

• «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям;

• О. В. Дыбиной "Ребёнок в мире поиска";

• Н. Н. Николаевой «Юный эколог»;

• Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа»;

• Дыбиной О. В., Рахмановой Н. П., Щетининой В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников);

• Зубковой Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему»;

• Шапиро А. И. «Секреты знакомых предметов»;

• А. И. Савенкова «Методика проведения учебных исследований в детском саду»;

• А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План календарно-тематического планирования по экспериментально- исследовательской деятельности в старшей группе

Краткое содержание работы календарно-тематического планирования по экспериментально-исследовательской деятельности....

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Перспективный план кружковой работы «Хочу всё знать» по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе

Создать условия для развития у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию....

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с применением экспериментально – исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства воды»

Цель: Создать условия для знакомства со свойствами и значением воды в процессе экспериментирования. Образовательные:- актуализировать и систематизировать знания детей о распространении воды, ее с...

Перспективное планирование по познавательному развитию в исследовательской деятельности детей старшей группы.

Данный материал, предназначен для воспитателей дошкольных учреждений.      Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований. Основой познавательной ак...

Рабочая программа "Развитие познавательного интереса через экспериментально-исследовательскую деятельность"

На сегодняшний день произошли изменения в системе дошкольного образования, которые   требуют пересмотра использования методов и приемов образовательной деятельности с дошкольниками. Важной п...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».

Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...