Перспективное планирование по познавательному развитию в исследовательской деятельности детей старшей группы.
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Удачина Елена Алексеевна

Данный материал, предназначен для воспитателей дошкольных учреждений.

      Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками и усвоенным опытом достижения результата. А также противоречия метода проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Чаще всего взрослые используют в работе форму прямого обучения. Им легче самим рассказать детям определенные сведения по теме занятия, чем организовать процесс целенаправленного самостоятельного детского обследования объекта и постепенного прихода дошкольников к положительным или отрицательным результатам. Такое обучение можно назвать пассивным, то есть ребенок пассивно слушает, запоминает, но сам в активном изучении объекта не участвует. Способом пассивного обучения у ребенка нет шансов развить высокую познавательную активность. Следовательно, в будущем у него не будет сформирована познавательная самостоятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  №18

607060, Нижегородская область, город Выкса, ул.Ленинградская, здание №55

Тел.8(83177) 35698; e-mail: detskiysad-18@mail.ru

Перспективное  планирование  по познавательному развитию в исследовательской   деятельности детей старшей  группы.

Разработала

воспитатель МБДОУ д/с № 18

Удачина  Елена  Алексеевна

2018-2019 уч.г.

Месяц

Тема

Цель

Источник

Сентябрь

«Наоборот»

«Большой – маленький»

«Превращение»

«Схема превращения»

Знакомство со словами «наоборот», «противоположно» и усвоение их значений; развитие умения находить к каждому слову (действию) противоположное слово.

Развивать умение находить и различать противоположности. Формировать действие «превращение».

Знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был – будет», «был – стал (станет)», например: тигренок был маленький, будет (станет) большой. Формирование действия превращения на основе практических действий с пластилином, резиной.

Освоение схемы «превращения». Формирование действия «превращения».

Н.Е. Веракса, О.Р. Галимова «Познавательно-исследовательская  деятельность  дошкольников»

М.2012

стр. 9

стр. 12

стр. 14

стр. 17

Итоговое мероприятие Квест игра «Воздушный океан»

Опыты: Встреча с воздушным шариком. Свойства воздуха .  Чистый и грязный воздух. Ветер.

Октябрь

«Лед – вода»

«Твердое – жидкое»

«Жидкое – твердое»

«Нагревание – охлаждение»

 

Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете. Формирование действия «превращения».

Формирование представлений о твердых веществах и жидких. Развитие умения наблюдать, сравнивать различные вещества. Формирование действий превращения.

Формирование представлений о плавлении и отвердевании веществ. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действия превращения.

Формирование представлений о нагревании, охлаждении, плавлении и отвердевании. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действий превращения.

Н.Е. Веракса, О.Р. Галимова «Познавательно-исследовательская  деятельность  дошкольников»

М.2012

стр. 18

стр. 22

стр. 26

стр. 29

Итоговое мероприятие Квест –игра «Путешествие в страну песка, глины и  почвы»

  1. Опыты:  Песок, его свойства. Песочные часы.  Глина, ее структура и цвет. Почва. Виды почвы.

Ноябрь

«Испарение»

«Золушка»

«Выпаривание соли»

«Стирка и глажение белья»

Формирование представлений об испарении воды – превращении воды в пар при нагревании. Формирование целостного представления об агрегатных состояниях воды: лед – вода – пар. Развитие представлений об источниках тепла (теплые руки, горячая плита, солнце). Развитие способностей к преобразованию.

Закрепление знаний об агрегатных состояниях воды. Формирование представ- лений об испарении жидкостей. Развитие способностей к преобразованию.

Формирование представлений об испарении воды. Развитие способностей к преобразованию.

Формирование представлений об испарении воды. Развитие способностей к преобразованию.

Н.Е. Веракса, О.Р. Галимова «Познавательно-исследовательская  деятельность  дошкольников»

М.2012

стр.31

стр.34

стр.37

стр.39

Итоговое мероприятие Квест игра «Царица-Водица. (Путешествие по  глобусу)».

  1. Свойства воды. О различных агрегатных состояниях воды. Круговорот воды в природе.

Декабрь

 «Мы исследователи»

«Волшебница вода»

«Снегурочка»

«Конденсация»

     Закреплять умение  использовать обобщенные способы исследования  объектов с помощью  специально разработанных систем сенсорных эталонов, перцептивных действий. Побуждать устанавливать функциональные связи и отношения между системой объектов и явлений, применяя  различные  средства познавательных действий. Закреплять  умение   получать  информацию о новом  объекте в процессе его исследования.

     Закрепление знаний об агрегатных состояниях воды. Формирование представ- лений об испарении жидкостей. Развитие способностей к преобразованию.

     Формирование представлений об агрегатных превращениях воды. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действия превращения.

     Формирование представлений о конденсации воды – превращении пара в воду при охлаждении пара. Развитие способностей к преобразованию.

Н.Е. Веракса, О.Р. Галимова «Познавательно-исследовательская  деятельность  дошкольников»

М.2012

стр.24

стр. 41

Итоговое мероприятие: Квест игра «Приключения  в  лаборатории   профессора  Чудакова»

Квест игра «Путешествие Капельки в научную лабораторию»

Январь

«Морозко»

«Змей Горыныч о трех головах»

«Лед – вода – пар»

«Игра в школу»

     Формирование представлений об агрегатных превращениях воды и сезонных изменениях в природе. Формирование действий превращения.

     Развитие представлений о единстве агрегатных состояний воды – лед, вода и пар. Развитие способностей к преобразованию.

    Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Развитие пред- ставлений о сериационном изменении воды.

     Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Усвоение значе- ний символов льда, воды и пара, нагревания и охлаждения. Построение сериационного ряда изменений агрегатных состояний воды

Н.Е. Веракса, О.Р. Галимова «Познавательно-исследовательская  деятельность  дошкольников»

М.2012

стр.20

стр.43

стр.45

стр.48

Итоговое мероприятие: «Магнитная школа Фиксиков»

  1. Магнит и его свойства. Магнитные свойства Земли. Компас.

Февраль

«Игра «Царство льда, воды и пара»

«Свойства веществ»

«Строение веществ»

Формирование представлений об агрегатных превращениях воды. Развитие представлений о знаках и символах.

Формирование представлений о свойствах твердых и жидких веществ. Развитие экологического сознания. Развитие способностей к преобразованию

Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию.

Н.Е. Веракса, О.Р. Галимова «Познавательно-исследовательская  деятельность  дошкольников»

М.2012

стр. 51

стр. 53

стр. 56

Итоговое мероприятие  Квест игра» «Кристальные превращения»

Физические и  химические свойства соли. Выращивание кристаллов соли. Способы добычи соли. Применение соли.

Март

«Сказка об Илье Муромце и Василисе Прекрасной»

«Воздух и его свойства»

«Воздух вокруг нас»

Закрепление представлений об испарении и конденсации. Формирование пред- ставлений о воздухе. Развитие способностей к преобразованию.

Формирование представлений о воздухе и его свойствах. Развитие способностей к преобразованию.

Закрепление представлений о воздухе и его свойствах. Формирование представ- лений о значении воздуха для практических целей человека.

Н.Е. Веракса, О.Р. Галимова «Познавательно-исследовательская  деятельность  дошкольников»

М.2012

стр. 58

стр. 61

стр.63

Итоговое мероприятие: «Наш мини огород на окне»

Способы размножения растений. Посадка лука. Посев семян помидоров для выращивания рассады. Черенкование комнатных растений.

Апрель

«Водолаз Декарта»

«Плавание тел. Изготовление корабля»

«Термометр»

     Формирование представлений о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей

     Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию

     Знакомство с термометром. Формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении. Развитие способностей к преобразованию.

Н.Е. Веракса, О.Р. Галимова «Познавательно-исследовательская  деятельность  дошкольников»

М.2012

стр. 64

стр. 66

стр. 68

Итоговое  мероприятие: Квест –игра «Путешествие в космос» (Космос. Вселенная. Звезды.)

Планета Земля – наш общий дом.  Солнце – источник тепла и света. Полет на Луну

Май

«Нагревание проволоки»

«Иванушка и молодильные яблоки»

«Письмо к дракону»

«Незнайка и мороженое»

     «Формирование представлений о теплопередаче, о способах изменения температурного состояния тела. Развитие способностей к преобразованию».

Формирование представлений об испарении воды, паре. Развитие способностей к преобразованию.

    Формирование представлений о теплопередаче. Развитие способностей к пре- образованию.

Закрепление знаний детей о тепловых явлениях и теплопередаче. Закрепление знаний о сезонных изменениях. Развитие способностей к преобразованию.

Н.Е. Веракса, О.Р. Галимова «Познавательно-исследовательская  деятельность  дошкольников»

М.2012

стр. 70

стр. 72

стр.74

стр.75

Итоговое  мероприятие: Досуговое мероприятие «Квест –игра «Путешествие  в страну  мыльных пузырей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для родителей «Развитие познавательного интереса в исследовательской деятельности детей

Цель: выявить отношение родителей (законных представителей) воспитанников  к вопросу организации познавательно-исследовательской  деятельности в дошкольном образовательном учреждении....

Анкета для родителей «Развитие познавательного интереса в исследовательской деятельности детей»

Анкета для родителей«Развитие познавательного интереса в исследовательской  деятельности детей»...

Конспект занятия по познавательному развитию через исследовательскую деятельность для детей раннего возраста на тему: «Слепим куличики из песка».

Конспект занятия по познавательному развитию через исследовательскую деятельность для детей раннего возраста на тему: «Слепим куличики из песка»....

Методическая разработка занятия по познавательному развитию (поисково-исследовательская деятельность) детей старшей группы «Мир воды»

Актуальность темы: первые представления о воде ребенок получает в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в с...