Программа саморазвития на 2018-2020 учебный год Тема: «Использование квест-игры для развития познавательных способностей в исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»
методическая разработка (старшая группа)

Удачина Елена Алексеевна

Для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.3_programma_samorazvitiya.docx47.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  №18

607060, Нижегородская область, город Выкса, ул.Ленинградская, здание №55

Тел.8(83177) 35698; e-mail: detskiysad-18@mail.ru

Принято на заседании                          

педагогического совета

 от _________________

протокол №______

                          Утверждено

 Заведующий__________ Т.А. Шуянова

  Приказ № ______от________________  

Программа саморазвития на 2018-2020 учебный год

Тема:  «Использование квест-игры  для  развития  познавательных способностей  в исследовательской  деятельности детей  старшего дошкольного  возраста в ДОУ»

 

Составила:            

Воспитатель первой  категории:

МБДОУ детского сада №18 

        Удачина Е.А.

городской округ город Выкса,

Нижегородская область,

2018 год

ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ  ВОСПИТАТЕЛЯ

ФИО педагога   Удачиной Елены Алексеевны 

на период с_сентября_2018  по    май 2020 г.

Анализ проблем профессионально-педагогической деятельности:

     Своеобразие современного педагогического процесса  детского сада предопределяется новыми требованиями к дошкольному образованию. В Национальном проекте РФ «Образования» указано внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий обеспечивающих освоения  обучающимися  базовых навыков и умений.  Изучая методическую литературу, информацию в сети интернет, методические разработки коллег я натолкнулась на интересную идею – организация познавательно –исследовательской   деятельности в виде игры – квест.  Квест  технология в образовательном  процессе  появилась относительно недавно, я решила повысить свой профессиональный уровень: изучить теоретические вопросы  и разработать систему использования  квест –игры в исследовательской  деятельности детей старшего дошкольного возраста (2018-2019г.), внедрить ее в образовательный процесс ДОУ.  Продолжить работу по данной теме (2019-2020г.) повысить свой уровень  саморазвития транслируя  свой  опыт на муниципальном, региональном уровне, на уровне ДОУ и сетевых сообществах, активизировать  формы и методы  работы по взаимодействию с  семьей, повысить компетенции родителей в вопросах познавательно-исследовательской деятельности детей через квест- игру,  помочь  сблизить  родителей,  детей и педагогов, а воспитательно-образовательный процесс  сделать  плодотворным и интересным. 

В связи с этим, была определена цель моей работы: мотивация познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством инновационных форм занятий. При этом хотелось бы определить возможность использования квест- технологий, форм, методов как в работе с детьми при организации образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности дошкольников, так и при взаимодействии с родителями и педагогами.

Месяц

Цель

(образ  результата)

Содержание работы (действия по реализации цели)

Форма  представления     результатов   саморазвития

2018-2019 уч.г.

Сентябрь, октябрь

  • Изучить нормативные  документы
  • Изучить  методическую  литературу  по теме саморазвития.
  • Изучить  опыт  работы педагогов по внедрению квест-технологии в образовательный процесс  по познавательному развитию в исследовательской деятельности с детьми шестого года жизни.
  • Изучить  историю возникновения  квеста, методы и приемы, использующие в данной технологии

  • Работа с нормативными документами, со словарем, составление необходимого глоссария по проблеме.
  • методы и приемы, использующие в данной технологии
  •  Определение тем проектов, конспектов, выступлений.
  • Подготовка аналитической справки.

  • Аналитическая справка

  • Презентация для педагогов «Квест-игра –современная образовательная  технология»

Ноябрь- декабрь

  • Составление перспективного плана, разработка системы игр, направленных на решение проблемы.

  • Диагностика  развития познавательно- исследовательской  деятельности  у
  • детей 5-6 лет   

  • Оснащение РППС по познавательно-исследовательской  деятельности.
  • Выявить отношение родителей воспитанников  к вопросу организации познавательно-исследовательской  деятельности в дошкольном образовательном учреждении
  • Реализация системы работы направленной на развитие познавательно-исследовательского интереса детей 5-6 лет, через актуализацию квест  игры;
  • Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе;
  • Вовлечение родителей с в совместную деятельность  с детьми.
  • Консультация для родителей «Воспитание познавательного интереса через опыты».

«Центра науки и естествознания»

Мини лаборатория «Лаборатория  Фиксиков»

  • Выпустить памятки общих правил исследовательского обучения.
  • Начальная диагностика детей по выбранной теме.
  • Перспективное   планирование
  • Алгоритм проведения  квест-игры в исследовательской деятельности
  • Картотеки  опытов  и экспериментов
  • Технологические  карты
  • Анкета для  родителей воспитанников
  • Коллекционирование
  • Мини-лаборотория
  • Консультации
  • Паматка
  • Буклет

Январь- апрель

Реализация системы работы направленной на развитие познавательно-исследовательского интереса детей 5-6 лет, через актуализацию квест  игры

Серия образовательных  конспектов:

  • Квест-игра «Путешествие Капельки  в научную лабораторию»
  • Квест-игра «Научная  лаборатория Фиксиков» «Воздух-Невидимка»
  • Квест-игра «Приключения  в  лаборатории   профессора  Чудакова»
  • Досуг по познавательному развитию в исследовательской деятельности  
  • Родительское собрание «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»
  • Буклет: «Роль  экспериментальной
  • деятельности в познавательном развитии дошкольников»
  • Мастер-класс: «Чудесные
  • превращения»
  • Консультации для родителей: «Опытно-экспериментальная деятельность  дома».
  • Консультация для  молодых педагогов: «Организация квест игры в  старшей группе»

  • ООД серия образовательных  конспектов
  • Развлечение
  • Родительское собрание
  • Буклет
  • Мастер-класс
  • Консультации

Май

  • Накопление опыта использования квест технологий, форм, методов в познавательно-исследовательской  деятельности в ДОУ.
  • Отрефлексировать деятельность по реализации целей саморазвития, по развитию
  • познавательного интереса в исследовательской  деятельности
  • Семинар-практикум «Применение  ИКТ в квест-игре»
  • Самоанализ работы по проблеме.
  • Оформление материалов в портфолио.
  • Повторное проведение диагностики

  • Семинар-практикум
  • Итоговая  диагностика детей по  познавательному  развитию в исследовательской деятельности детей 5-6 лет.
  • Презентация для  педагогов
  • Отчет

Месяц

Цель

(образ  результата)

Содержание работы (действия по реализации цели)

Форма  представления     результатов   саморазвития

2019-2020уч.г.

Сентябрь, октябрь

  • Составление плана, разработка досуговых мероприятий.
  • Разработка и реализация  плана  работы взаимодействия  с родителями
  • Взаимодействие с педагогами

  • Привлечение родителей к  изготовлению и пополнению альбома «Удивительное рядом»
  • Публикация  методического материала на страницах образовательного  СМИ, портал «Продленка»: Квест  игра «Музыкальные инструменты».
  • Анкетирование
  • Альбом
  • Публикация  

Ноябрь- декабрь

  • Повысить свой уровень  саморазвития транслируя  свой  опыт на муниципальном, региональном,3 федеральном уровне, на уровне ДОУ.
  • Повысить компетенции родителей в вопросах познавательно-исследовательской деятельности детей через квест- игру,  помочь  сблизить  родителей,  детей и педагогов.

  • Консультация для родителей  на тему: «Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным» 
  • Консультация для педагогов ДОУ «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника, через квест технологии»
  • Выступление на ММПО «Использование  квест- технологий в организации познавательно-исследовательской деятельности»
  • Мастер класс для педагогов «Путешествие в мир  экпериментов»
  • Фрагмент ООД по использованию квест технологии  в исследовательской деятельности «Приключение  в  лаборатории профессора Чудакова»
  • Публикация в сборнике  «Образование  сегодня: эфективные  методики и технологии» Тема: «Научная лаборатория Фиксиков «Воздух невидимка»
  • Консультация  для родителей
  • Консультации для педагогов
  • Буклет
  • Мастер класс»
  • Презентация
  • Видео-фрагмент ООД
  • Публикация

Январь- апрель

  • Сделать воспитательно-образовательный процесс   плодотворным и интересным включая познавательные досуги в ООД
  • Создание  картотеки «Образовательные квесты  в познавательно-исследовательской деятельности детй»
  • Презентация разработанной игры  «Цветик семицветик»
  • Проект «Волшебная сила воды»
  • Досуг квест игра с детьми «Музыкальные инструменты»
  • Квест-игра с родителями «Очевидное –невероятное»
  • Квест- игра с педагогами «Слет  лаборантов»
  • Мастер класс «Волшебство вокруг нас»
  • Проект «Огород на окне».  Выращивание рассады для летнего огорода
  • Картотека
  • Проект
  • Досуг
  • Квест игра «Найди свой флаг»
  • Публикация  методического материала на страницах образовательного  СМИ, портал «Продленка»: Квест  игра «Путешествие в страну насекомых»
  • Публикация в СМИ  «Педагогический ресурс» Квест  игра «Правила дорожного движения»

Май

  • Обмен опыта в сетевых сообществах.
  • Рефлексия
  • Самоанализ.
  • Оформление материалов в портфолио.
  • Обобщение материалов собственного опыта.
  • Фотоальбом «Юные исследователи»
  • Публикация   в сетевом издании «Солнечный  свет» статьи:  «Мастер класс для педагогов  «Использование  квест – технологий в организации  познавательно-исследовательской  деятельности с детьми  старшего  дошкольного  возраста в ДОУ»
  • Квест игра  с педагогами
  • Досуг с детьми «Шоу мыльных пузырей «Волшебные шары»
  • Отчет по саморазвитию.

Источники , электронные ресурсы:

1.Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностного ориентированного образования [Текст]/ Е.В. Бондаревская. – Ростов н/Д., 2000. -355с.

2.Венгер, Л.А. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками: под редакцией [Текст] / Л.А. Венгера. – М.: ИНТОР, 1996. – 128с.

3.  Гризик. Т.Н. Познаю мир [Текст]/- М.: Просвещение. 2001

4. Доронова. Т.Н.  Вместе с семьей [Текст] / - М .: Просвещение. 2005 – 65с

5.        Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / О.В. Дыбина. – М., 2005.

6.        Дыбина, О.В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. [Текст] / О.В. Дыбина. – М., 2002.

7.        Дыбина, О.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / О.В. Дыбина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.

8.      Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших  дошкольников через экспериментальную деятельность Санкт- Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2013

9.        Ковинько, Л. Секреты природы – это так интересно! [Текст] / Л. Ковенько. – М: Линка-Пресс, 2004. – 72 с.

10.        Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / М.И. Лисина // Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 18–35.        

11.        Поддьяков, Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребёнка от рождения до шести лет [Текст] / Н.Н. Поддьяков. – СПБ. РЕЧЬ, 2010.

12.        Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности [Текст] / Н.Н. Поддьяков // Педагогический вестник. 1997. №1. с.60.

13.        Поддъяков, Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Поддьяков. – М., 1996.

14.        Поддьяков, Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников [Текст] / Н.Н. Поддъяков // Вопросы психологии. 1985. № 2. С. 105–117.

15.        Прохорова, Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников [Текст] / Л.Н. Прохорова. – М.: АРКТИ, 2003. – 72с.

16.        Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников [Текст] / Л.Н. Прохорова. – М.: АРКТИ, 2004. - 64с.

17.        Савенков, А.И. Детские исследования в домашнем обучении [Текст] / А.И. Савенков // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. С. 34–45.

18. Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания [Текст] / А.И. Савенков. – Ярославль: Академия развития, 2002.

19. Сокол И.Н. Классификация квестов // Молодийвчений. – 2014. – Вып. №6 (09). – С.130-140

20. Щелина Т. Т.  Потенциал квеста как педагогической технологии формирования у подростков установки ведения здорового образа жизни [Текст] / Т. Т. Щелина, А. О. Чудакова // Молодой ученый. – 2014. – №21.1.

– С. 136-150

21. Якобсон .С.Г, Гризик.Т.И. Примерная основная образовательная программа дошкольного возраста [Текст]/ С.Г Якобсон, Т.И. Гризик. -  М.: Просвещение, 2014 – С. 140 – 148


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа саморазвития на 2014-2015 учебный год

«Формирование социально-коммуникативных речевых умений у детей младшего дошкольного возраста через приобщение к основам русской народной культуры»...

Программа саморазвития на 2015-2016 учебный год.

Тема: Использование дидактических игр и упражнений, как способе формирования математических способностей у дошкольников»...

Программа саморазвития на 2016-2017 учебный год

Тема : « Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста »...

Программа по самообразованию 2018-2020 учебный год

Всестороннее развитие детей посредством педагогического просвещения родителей с использованием инновационных форм сотрудничесва ссемьями....

ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ на 2018-2019 учебный год.

Введение  "Самые далеко идущие успехи науки и техникирассчитаны не только на мыслящего,но и ощущающего человека"Б. Г. Ананьев. В дошкольной педагогике одним из вопро...

ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ на 2019-2022 учебный год на тему: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Актуальность:Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными при...

Программа саморазвития на 2020 - 2021 учебный год Тема: «Здоровый образ жизни детей 5 – 6 лет посредствам Су – Джок технологии».

Актуальность выбранной темы определяется тем, что необходимость серьёзно заниматься, формированием культуры здоровья дошкольников обусловлена рядом объективных причин: фундамент здоровья человека закл...