Главные вкладки

    Программа саморазвития на 2018-2020 учебный год Тема: «Использование квест-игры для развития познавательных способностей в исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»
    методическая разработка (старшая группа)

    Удачина Елена Алексеевна

    Для педагогов ДОУ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 5.3_programma_samorazvitiya.docx47.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад  №18

    607060, Нижегородская область, город Выкса, ул.Ленинградская, здание №55

    Тел.8(83177) 35698; e-mail: detskiysad-18@mail.ru

    Принято на заседании                          

    педагогического совета

     от _________________

    протокол №______

                              Утверждено

     Заведующий__________ Т.А. Шуянова

      Приказ № ______от________________  

    Программа саморазвития на 2018-2020 учебный год

    Тема:  «Использование квест-игры  для  развития  познавательных способностей  в исследовательской  деятельности детей  старшего дошкольного  возраста в ДОУ»

     

    Составила:            

    Воспитатель первой  категории:

    МБДОУ детского сада №18 

            Удачина Е.А.

    городской округ город Выкса,

    Нижегородская область,

    2018 год

    ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ  ВОСПИТАТЕЛЯ

    ФИО педагога   Удачиной Елены Алексеевны 

    на период с_сентября_2018  по    май 2020 г.

    Анализ проблем профессионально-педагогической деятельности:

         Своеобразие современного педагогического процесса  детского сада предопределяется новыми требованиями к дошкольному образованию. В Национальном проекте РФ «Образования» указано внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий обеспечивающих освоения  обучающимися  базовых навыков и умений.  Изучая методическую литературу, информацию в сети интернет, методические разработки коллег я натолкнулась на интересную идею – организация познавательно –исследовательской   деятельности в виде игры – квест.  Квест  технология в образовательном  процессе  появилась относительно недавно, я решила повысить свой профессиональный уровень: изучить теоретические вопросы  и разработать систему использования  квест –игры в исследовательской  деятельности детей старшего дошкольного возраста (2018-2019г.), внедрить ее в образовательный процесс ДОУ.  Продолжить работу по данной теме (2019-2020г.) повысить свой уровень  саморазвития транслируя  свой  опыт на муниципальном, региональном уровне, на уровне ДОУ и сетевых сообществах, активизировать  формы и методы  работы по взаимодействию с  семьей, повысить компетенции родителей в вопросах познавательно-исследовательской деятельности детей через квест- игру,  помочь  сблизить  родителей,  детей и педагогов, а воспитательно-образовательный процесс  сделать  плодотворным и интересным. 

    В связи с этим, была определена цель моей работы: мотивация познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством инновационных форм занятий. При этом хотелось бы определить возможность использования квест- технологий, форм, методов как в работе с детьми при организации образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности дошкольников, так и при взаимодействии с родителями и педагогами.

    Месяц

    Цель

    (образ  результата)

    Содержание работы (действия по реализации цели)

    Форма  представления     результатов   саморазвития

    2018-2019 уч.г.

    Сентябрь, октябрь

    • Изучить нормативные  документы
    • Изучить  методическую  литературу  по теме саморазвития.
    • Изучить  опыт  работы педагогов по внедрению квест-технологии в образовательный процесс  по познавательному развитию в исследовательской деятельности с детьми шестого года жизни.
    • Изучить  историю возникновения  квеста, методы и приемы, использующие в данной технологии

    • Работа с нормативными документами, со словарем, составление необходимого глоссария по проблеме.
    • методы и приемы, использующие в данной технологии
    •  Определение тем проектов, конспектов, выступлений.
    • Подготовка аналитической справки.

    • Аналитическая справка

    • Презентация для педагогов «Квест-игра –современная образовательная  технология»

    Ноябрь- декабрь

    • Составление перспективного плана, разработка системы игр, направленных на решение проблемы.

    • Диагностика  развития познавательно- исследовательской  деятельности  у
    • детей 5-6 лет   

    • Оснащение РППС по познавательно-исследовательской  деятельности.
    • Выявить отношение родителей воспитанников  к вопросу организации познавательно-исследовательской  деятельности в дошкольном образовательном учреждении
    • Реализация системы работы направленной на развитие познавательно-исследовательского интереса детей 5-6 лет, через актуализацию квест  игры;
    • Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе;
    • Вовлечение родителей с в совместную деятельность  с детьми.
    • Консультация для родителей «Воспитание познавательного интереса через опыты».

    «Центра науки и естествознания»

    Мини лаборатория «Лаборатория  Фиксиков»

    • Выпустить памятки общих правил исследовательского обучения.
    • Начальная диагностика детей по выбранной теме.
    • Перспективное   планирование
    • Алгоритм проведения  квест-игры в исследовательской деятельности
    • Картотеки  опытов  и экспериментов
    • Технологические  карты
    • Анкета для  родителей воспитанников
    • Коллекционирование
    • Мини-лаборотория
    • Консультации
    • Паматка
    • Буклет

    Январь- апрель

    Реализация системы работы направленной на развитие познавательно-исследовательского интереса детей 5-6 лет, через актуализацию квест  игры

    Серия образовательных  конспектов:

    • Квест-игра «Путешествие Капельки  в научную лабораторию»
    • Квест-игра «Научная  лаборатория Фиксиков» «Воздух-Невидимка»
    • Квест-игра «Приключения  в  лаборатории   профессора  Чудакова»
    • Досуг по познавательному развитию в исследовательской деятельности  
    • Родительское собрание «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»
    • Буклет: «Роль  экспериментальной
    • деятельности в познавательном развитии дошкольников»
    • Мастер-класс: «Чудесные
    • превращения»
    • Консультации для родителей: «Опытно-экспериментальная деятельность  дома».
    • Консультация для  молодых педагогов: «Организация квест игры в  старшей группе»

    • ООД серия образовательных  конспектов
    • Развлечение
    • Родительское собрание
    • Буклет
    • Мастер-класс
    • Консультации

    Май

    • Накопление опыта использования квест технологий, форм, методов в познавательно-исследовательской  деятельности в ДОУ.
    • Отрефлексировать деятельность по реализации целей саморазвития, по развитию
    • познавательного интереса в исследовательской  деятельности
    • Семинар-практикум «Применение  ИКТ в квест-игре»
    • Самоанализ работы по проблеме.
    • Оформление материалов в портфолио.
    • Повторное проведение диагностики

    • Семинар-практикум
    • Итоговая  диагностика детей по  познавательному  развитию в исследовательской деятельности детей 5-6 лет.
    • Презентация для  педагогов
    • Отчет

    Месяц

    Цель

    (образ  результата)

    Содержание работы (действия по реализации цели)

    Форма  представления     результатов   саморазвития

    2019-2020уч.г.

    Сентябрь, октябрь

    • Составление плана, разработка досуговых мероприятий.
    • Разработка и реализация  плана  работы взаимодействия  с родителями
    • Взаимодействие с педагогами

    • Привлечение родителей к  изготовлению и пополнению альбома «Удивительное рядом»
    • Публикация  методического материала на страницах образовательного  СМИ, портал «Продленка»: Квест  игра «Музыкальные инструменты».
    • Анкетирование
    • Альбом
    • Публикация  

    Ноябрь- декабрь

    • Повысить свой уровень  саморазвития транслируя  свой  опыт на муниципальном, региональном,3 федеральном уровне, на уровне ДОУ.
    • Повысить компетенции родителей в вопросах познавательно-исследовательской деятельности детей через квест- игру,  помочь  сблизить  родителей,  детей и педагогов.

    • Консультация для родителей  на тему: «Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным» 
    • Консультация для педагогов ДОУ «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника, через квест технологии»
    • Выступление на ММПО «Использование  квест- технологий в организации познавательно-исследовательской деятельности»
    • Мастер класс для педагогов «Путешествие в мир  экпериментов»
    • Фрагмент ООД по использованию квест технологии  в исследовательской деятельности «Приключение  в  лаборатории профессора Чудакова»
    • Публикация в сборнике  «Образование  сегодня: эфективные  методики и технологии» Тема: «Научная лаборатория Фиксиков «Воздух невидимка»
    • Консультация  для родителей
    • Консультации для педагогов
    • Буклет
    • Мастер класс»
    • Презентация
    • Видео-фрагмент ООД
    • Публикация

    Январь- апрель

    • Сделать воспитательно-образовательный процесс   плодотворным и интересным включая познавательные досуги в ООД
    • Создание  картотеки «Образовательные квесты  в познавательно-исследовательской деятельности детй»
    • Презентация разработанной игры  «Цветик семицветик»
    • Проект «Волшебная сила воды»
    • Досуг квест игра с детьми «Музыкальные инструменты»
    • Квест-игра с родителями «Очевидное –невероятное»
    • Квест- игра с педагогами «Слет  лаборантов»
    • Мастер класс «Волшебство вокруг нас»
    • Проект «Огород на окне».  Выращивание рассады для летнего огорода
    • Картотека
    • Проект
    • Досуг
    • Квест игра «Найди свой флаг»
    • Публикация  методического материала на страницах образовательного  СМИ, портал «Продленка»: Квест  игра «Путешествие в страну насекомых»
    • Публикация в СМИ  «Педагогический ресурс» Квест  игра «Правила дорожного движения»

    Май

    • Обмен опыта в сетевых сообществах.
    • Рефлексия
    • Самоанализ.
    • Оформление материалов в портфолио.
    • Обобщение материалов собственного опыта.
    • Фотоальбом «Юные исследователи»
    • Публикация   в сетевом издании «Солнечный  свет» статьи:  «Мастер класс для педагогов  «Использование  квест – технологий в организации  познавательно-исследовательской  деятельности с детьми  старшего  дошкольного  возраста в ДОУ»
    • Квест игра  с педагогами
    • Досуг с детьми «Шоу мыльных пузырей «Волшебные шары»
    • Отчет по саморазвитию.

    Источники , электронные ресурсы:

    1.Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностного ориентированного образования [Текст]/ Е.В. Бондаревская. – Ростов н/Д., 2000. -355с.

    2.Венгер, Л.А. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками: под редакцией [Текст] / Л.А. Венгера. – М.: ИНТОР, 1996. – 128с.

    3.  Гризик. Т.Н. Познаю мир [Текст]/- М.: Просвещение. 2001

    4. Доронова. Т.Н.  Вместе с семьей [Текст] / - М .: Просвещение. 2005 – 65с

    5.        Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / О.В. Дыбина. – М., 2005.

    6.        Дыбина, О.В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. [Текст] / О.В. Дыбина. – М., 2002.

    7.        Дыбина, О.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / О.В. Дыбина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.

    8.      Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших  дошкольников через экспериментальную деятельность Санкт- Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2013

    9.        Ковинько, Л. Секреты природы – это так интересно! [Текст] / Л. Ковенько. – М: Линка-Пресс, 2004. – 72 с.

    10.        Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / М.И. Лисина // Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 18–35.        

    11.        Поддьяков, Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребёнка от рождения до шести лет [Текст] / Н.Н. Поддьяков. – СПБ. РЕЧЬ, 2010.

    12.        Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности [Текст] / Н.Н. Поддьяков // Педагогический вестник. 1997. №1. с.60.

    13.        Поддъяков, Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Поддьяков. – М., 1996.

    14.        Поддьяков, Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников [Текст] / Н.Н. Поддъяков // Вопросы психологии. 1985. № 2. С. 105–117.

    15.        Прохорова, Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников [Текст] / Л.Н. Прохорова. – М.: АРКТИ, 2003. – 72с.

    16.        Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников [Текст] / Л.Н. Прохорова. – М.: АРКТИ, 2004. - 64с.

    17.        Савенков, А.И. Детские исследования в домашнем обучении [Текст] / А.И. Савенков // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. С. 34–45.

    18. Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания [Текст] / А.И. Савенков. – Ярославль: Академия развития, 2002.

    19. Сокол И.Н. Классификация квестов // Молодийвчений. – 2014. – Вып. №6 (09). – С.130-140

    20. Щелина Т. Т.  Потенциал квеста как педагогической технологии формирования у подростков установки ведения здорового образа жизни [Текст] / Т. Т. Щелина, А. О. Чудакова // Молодой ученый. – 2014. – №21.1.

    – С. 136-150

    21. Якобсон .С.Г, Гризик.Т.И. Примерная основная образовательная программа дошкольного возраста [Текст]/ С.Г Якобсон, Т.И. Гризик. -  М.: Просвещение, 2014 – С. 140 – 148


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа саморазвития на 2014-2015 учебный год

    «Формирование социально-коммуникативных речевых умений у детей младшего дошкольного возраста через приобщение к основам русской народной культуры»...

    Программа саморазвития на 2015-2016 учебный год.

    Тема: Использование дидактических игр и упражнений, как способе формирования математических способностей у дошкольников»...

    Программа саморазвития на 2016-2017 учебный год

    Тема : « Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста »...

    Программа по самообразованию 2018-2020 учебный год

    Всестороннее развитие детей посредством педагогического просвещения родителей с использованием инновационных форм сотрудничесва ссемьями....

    ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ на 2018-2019 учебный год.

    Введение  "Самые далеко идущие успехи науки и техникирассчитаны не только на мыслящего,но и ощущающего человека"Б. Г. Ананьев. В дошкольной педагогике одним из вопро...

    ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ на 2019-2022 учебный год на тему: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

    Актуальность:Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными при...

    Программа саморазвития на 2020 - 2021 учебный год Тема: «Здоровый образ жизни детей 5 – 6 лет посредствам Су – Джок технологии».

    Актуальность выбранной темы определяется тем, что необходимость серьёзно заниматься, формированием культуры здоровья дошкольников обусловлена рядом объективных причин: фундамент здоровья человека закл...