ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ на 2019-2022 учебный год на тему: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
методическая разработка

Секерина Ольга Валерьевна

Актуальность:

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это.

Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.).

Выдающиеся зарубежные представители в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, , . , и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, являются одной из основных сторон дошкольного воспитания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx51.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Журавушка»

ПРОГРАММА  САМОРАЗВИТИЯ

на 2019-2022 учебный  год

на тему:

«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

                   

                      Подготовила:

                    воспитатель

                                                             МБДОУ детского сада «Журавушка»

                      Секерина О.В

Городской округ город Бор

2019 год

                                                    ЛИЧНАЯ КАРТА  

        Ф.И.О. воспитателя:  Секерина Ольга Валерьевна        

        Дата рождения:        27.06.1998        

Образование (когда и какое учебное заведение окончил):

Городецкий Губернский колледж –воспитатель детей дошкольного возраста  - 2018 г

        Место работы:        МБДОУ  детский сад «Журавушка»

        Квалификационная категория, дата присвоения:

Курсы повышения квалификации:  

Актуальность:

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это.

Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.).

Выдающиеся зарубежные представители в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, , . , и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, являются одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания.

Наиболее интенсивно сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста происходит при использовании дидактических игр с сенсорным содержанием, при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников. Именно поэтому мы посчитали необходимым разработать проект по теме «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Цель:

Способствовать развитию представлений детей младшего дошкольного возраста о сенсорных эталонах величины, цвета, формы в процессе проведения дидактических игр.

Задачи:

  • создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
  • использовать элементы сенсорного развития во все виды деятельности;
  • формировать сенсорные эталоны, умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве);
  • развивать у детей сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление);
  • развивать аналитическое восприятие (умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины);
  • воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.);
  • взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей;
  • реализовывать системы мероприятий, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей.

Ожидаемые результаты:

- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.

- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет.

- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.

- У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.

Форма отчета по проделанной работе:

  • Оформление уголка сенсорики в группе.
  • Разработка игр, в процессе которых развиваются психические функции: анализ, синтез, классификация, умозаключения, умственные действия.
  • Продолжить работу по данной теме.
  • Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме.
  • Изучить новинки методической литературы.
  • В работе с родителями и в дальнейшем планирую включать анкеты, консультации, родительские собрания,  беседы.

Формы саморазвития

Индивидуальная – через индивидуальный план

Групповая – через участие в деятельности ДОУ, а также через участие в жизни ДОУ.

  1. Информационно-педагогический блок

                Вид деятельности

Сроки исполнения

Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия. /Н.Ефремова //Дошкольное воспитание.-2012-№12.

 

  2019 г.

Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

    2019 г.  

Венгер  Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]: кн. для воспитателей детского сада / Л.А.Венгер. - М.,2004.

    2019г.

Развивающие игры с малышами до трёх лет: Пособие для родителей и педагогов. Сост.Т.В.Галанова .-; Ярославль: Академия развития,2Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка » — М. «Просвещение». 1988;

2019 г.

Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша » — М. «Мозаика-Синтез». 2003;

2019 г.

Сост. Т. В. Галанова «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» — Ярославль «Академия развития». 1998.

2020 г.

Изучение статей в журналах :«Ребенок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ», «Обруч»,«Дошкольное воспитание»  

2019 -22 г. г.

Башаева, Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук [ТЕКСТ]: Популярное пособие для родителей и педагогов./ Т.В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240с.

2020 г.

Артемова, Л.В. Мир в дидактических играх дошкольников [ТЕКСТ]: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей./ Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 1992. – 96с.

2020 г.

Буянова, Р. Сенсорное развитие детей //Социальная работа. - №12. – 2006г. - 12с.

2020 г.

Вартан, В.П. Сенсорное развитие дошкольников. – Мн.: БрГУ, 2007.- 32с.                                                                                              

2019 г.

Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [ТЕКСТ]: Кн. Для воспитателя детского сада/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение. 1988 – 144с.

2019 г.

Венгер, Л.А. Воспитание способностей к наглядному пространственному моделированию// Дошкольное воспитание – 2002.- № 3 – 398 с.

2019 г.

Вераксы, Н.Е. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  –3-е изд., испр.и доп.- М.: Мозаика-СИНТЕЗ, 2016. – 368с.

2019 г.

Гребенщикова, Е.А. История советской дошкольной педагогики [ТЕКСТ]: Хрестоматия. Учеб. пос. для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология»./ Е.А. Гребенщикова, А.А. Лебеденко, И.Б. Мчедлидзе, Л.К. Савинова, О.А. Фролова; под ред. М.Ф. Шабаевой. – М.: Просвещение, 1980. – 231 – 397с.

2021 г.

Дерягина, Л.Б. Радуга - дуга: Запоминаем цвета, развиваем речь и художественный вкус [ТЕКСТ]: пособие для детей, родителей и воспитателей/ Л.Б. Дерягина. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005. – 32с.

2019 г.

Крулехт, М. В. Дошкольник и рукотворный мир.— СПб.: Детство-2002. – 302с.

2021 г.

Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию [ТЕКСТ]: пособие для воспитателя детского сада/ Пилюгина Э.Г. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.

2020 г.

  1. Работа с детьми

Вид деятельности

Сроки исполнения

Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми

2019 – 22 г.г.

Изучение методик и технологий педагогов в Интернет - источниках.

2019 -22 г.г.

Консультация «Методика проведения диагностики»

2019 г.

Планирование индивидуальной работы с детьми в форме увлекательной и содержательной деятельности

2019 - 22 г.г.

Введение игровых приёмов в комплексы мероприятий по сенсорному развитию,

в утреннюю гимнастику, гимнастику после сна

2019 – 22 г.г.

Просмотр видеофильма « Предметно-развивающая среда в ДОУ » по ФГОС ДО

2019 г.

Презентация « Картотека дидактических игр для детей младшего возраста »

2019 г.

Презентация «Сенсорное воспитание ребенка младшего возраста»

2019 г.

Создание в группе предметно-развивающей среды

( периодическое ее пополнение )

2019 – 22г.г.

Занятия, использующие дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки, дидактические столики. втулки и пр.

2019 – 22 г.г.

Мониторинг начальных знаний и представлений об элементарных сенсорных эталонах (цвет, форма, величина).

2019 – 22г.г.

( на начало каждого      учебного года)

Введение сенсорных понятий. Дидактические игры на определение сенсорных понятий. Накопление представлений о сенсорных эталонах.

2019 г.

Проведение игр

Занятия,  использующие дидактические игры и упражнения.

2019 – 22 г.г.

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений :

«Определи на ощупь» (найти предметы различающиеся по одному признаку)

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

«Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

«Найди пару»(предлагается ребенку найти пары одинаковых предметов, картинок) .

2019 г.

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы, цвета, величины ( большой, маленький) :

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины:

 «Большой и маленький» (предложить ребенку разложить предложенные фигуры от самого большого предмета до самого маленького)

«Какой мяч больше, или меньше» (предложить найти самую большую фигуру или самую маленькую)

«Домики для медвежат» (найти каждому мишке домик по размеру)

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

 «Какого цвета предмет?» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

 «Найди предметы одинакового цвета» (из предложенных разноцветных предметов, найти предметы одного цвета по образцу)

«Домики и флажки» (найти по цвету подходящий флажок для каждого домика)

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия формы:

«Разложи фигуры по местам» (ребенку предлагается разложить предложенные фигуры, на свое место)  

 «Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

«Геометрическое лото»  ( умение сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу)                

2019 год

Открытое мероприятие ООД

2019г.

Пополнение картотеки дидактических игр и внесение новых игровых заданий

2019 – 22 г.г.

Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону (оборудование для развития игровой деятельности)

2019 г.

Оформление выставки «Дидактические игры для детей»

2019 г.

Занятия,  использующие дидактические игры и упражнения

2019 г.

Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, (использование нетрадиционных техник рисования)

2019 -22 г.г.

Совместные игры на развитие умственного развития детей (мышления, внимания, воображения, усидчивости)

2019 – 22 г.г.

Составление картотеки игр – экспериментов с водой, песком и т. д..

2019 – 22 г.г.

Дидактические игры и упражнения на закрепление сенсорных эталонов:

 «Какого цвета предмет?» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

 «Найди предметы одинакового цвета» (из предложенных разноцветных предметов, найти предметы одного цвета по образцу)

«Домики и флажки» (найти по цвету подходящий флажок для каждого домика)

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

- «Найди предмет указанной формы»

- «Найди предмет такой же формы»

- «Какая фигура лишняя?»

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- «Сравни предметы по высоте»

- «Самая длинная, самая короткая»

- «Разноцветные кружки»

- «В какую коробку?»

- «Дальше – ближе»

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

- «Какого цвета не стало?»

- «Какого цвета предмет?»

- «Собери  гирлянду»

- «Какие цвета использованы?»

- «Уточним цвет»

2019– 22 г.г.

  1. Работа с педагогами

Вид деятельности

Сроки исполнения

Изучение опыта педагогов ДОУ

   

Консультация для педагогов «Значение дидактической игры в жизни ребёнка»

2019 – 22 г. г.

                       

                           2019 г.

Обмен опытом

2019 -22г. г.

Обобщение результатов работы по теме на заседании методического объединения.

2012 -22 г. г.

Участие в семинарах - практикумах для педагогов

2019 – 22 г. г.

Посещение  ООД у воспитателей ДОУ

2019 – 22 г.г.

Проект «В курсе событий»

2019 г.

  1. Работа с родителями

Вид деятельности

Сроки исполнения

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного  материала

2019 – 22 г.г.

Подготовить консультацию для родителей: « Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

2019 г.

Оформление письменных консультаций в родительском уголке

2019 - 22г.

Тематическое родительское собрание «Игра – спутник детства»

20179 г.

Консультации и беседы (индивидуальные и коллективные)

2019 -22 г. г.

Совместное с родителями пополнение дидактических игр для развития мелкой мускулатуры, внимания

2019 – 22 г. г.

Творческий отчёт по теме «Использование дидактических игр в жизни детей»

2019 – 22 г. г

Проект «Игровые технологии в ДУ»

2019 г.

Круглый стол «Значение дидактической игры для развития дошкольника»

2019 г.

Мини - музей: «Игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа, — народные игры».

2019 -22 г.

Индивидуальные беседы с родителями вновь поступивших детей

2019 – 22 г. г.

Выставка литературы и наглядного материала

2019 – 22 г. г.

Анкетирование среди родителей: « Что такое сенсорика?»

2019 – 22 г. г.

Оформление стенгазет

2019 – 22 г. г.

Мастер – класс: «Игровой массаж»

2019 г.

Результаты саморазвития

Решение поставленных задач позволит:

  1. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
  2. Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).
  3. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

В настоящее время происходят большие изменения в экономической и политической жизни. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с п...

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета наиболнн полновозможно через систему дидактических ...

Презентация на тему "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр".

Презентация на тему "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"....

Консультация для родителей по теме: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать.  В  Концепции дошкольного воспитания, складывается ...