Главные вкладки

    опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    формировать представления детей о воздухе и его свойствах

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_vozduh-nevidimka-2.docx17.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия «Воздух-невидимка»  

     (опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе)

    Цель: формировать представление детей о воздухе и его свойствах.

    Задачи:

    - способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах

    воздуха, о значимости воздуха в жизни человека и животных;

    - развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента;

    - развивать навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;

    -воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

    Ход ОД

    Педагог сообщает детям, что к ним пришло письмо от их хорошего знакомого-космического пришельца.

    В письме находится мнемотаблица «Свойства воздуха», загадка про воздух.

    Есть ли дети одеяло,

    Чтоб всю Землю укрывало?

    Да притом не видно было?

    Ни сложить, ни развернуть?

    Ни пощупать, ни взглянуть?

    Пропускало б дождь и свет,

    Есть, а вроде бы и нет!

    Педагог предлагает детям помочь пришельцу разобраться в загадочном послании, и педагог приглашает детей в секретную лабораторию.

    Дети вспоминают о свойствах воздуха, которые были выявлены в ходе опытов.

    Дети читают стихи о воздухе:

    Он-прозрачный невидимка,                    

    Легкий и бесцветный газ.

    Невесомою косынкой

     Он окутывает нас.

    Он в лесу густой, душистый,

    Как целительный настой,

    Пахнет свежестью смолистой,

     Пахнет дубом и сосной.

    Может пахнуть апельсином,

    Кофе, завтраком, бензином,

    Он из фена вылетает,

    Теплым он тогда бывает.

    А когда вокруг мороз,

    Щиплет больно он за нос.

    Летом он бывает теплым,

     Пахнет холодом зимой,

    Когда иней лег на стекла

    Пышной белой бахромой.

    Мы его не замечаем,

    Мы о нем не говорим,

    Просто мы его вдыхаем,

    Ведь он нам необходим.

    Педагог: сегодня в нашей лаборатории мы проведем опыты, которые помогут нам узнать много интересного о воздухе, который нас окружает.

    Земля окутана тонкой воздушной оболочкой- атмосферой. Если Землю сравнить с яблоком, то её атмосфера будет не толще яблочной кожуры, но без нее Земля была бы такой же безжизненной, как Луна. Атмосфера дает нам воздух для дыхания и чистую воду для питья. Она согревает нас, поглощая солнечное тепло, в то же самое время, защищая нас от его вредного излучения. Атмосфера также формирует погоду, поскольку именно перемешивание воздуха в нижних слоях атмосферы при нагревании их солнцем определяет погодные условия.

    Человек может прожить без пищи-30 дней, без воды-14 дней, а без воздуха-несколько минут.

    Опыт «Соломенный буравчик» (Выявить, что воздух обладает упругостью)

    Сырые картофелины, по две соломенные трубки на каждого ребенка

     (Дыбина, стр.144)

    Опыт «Сила воздуха» (упругость), пипетки и стаканчики с цветной водой.

    Опыт «Летающие шарики» (упругость), надуть и отпустить.

    Опыт «Воздух звучит» подуть в трубочку для коктейлей,

    Опыт «Свечка в банке» (Выявить, что при горении изменяется состав воздуха, кислорода становится меньше, что для горения нужен кислород. Познакомиться со способами тушения пожара)

    Свечка, банка (Дыбина стр.145)

    Физразминка «Непоседа – ветер»:

    Сильный ветер сосны крутит,

    Словно самый тонкий прутик.

    Ели наклонились тоже

    Мы с тобой на них похожи.

    Вот по веткам белка мчится

    Белка ветра не боится,

    Белка прыгает так ловко

    Ведь во всем нужна сноровка.

    А куда медведь идет

    Ищет ягоды и мед.

    Ну а нам пора садиться

    Заниматься не лениться.

    Опыт «Холодный-теплый» (Выявить, что при охлаждении сужается, а при нагревании расширяется), это свойство воздуха используют в воздухоплавании.

    Пластиковые бутылки, воздушный шарик, монетка (Дыбина стр.146)

    Первый воздушный шар был запущен братьями Монгольфье в 1783 году, первыми пассажирами были утка, петух и баран.

    Опыт «Откуда берется ветер»

    (свеча и змейка, вырезанная из тонкой бумаги по спирали)

     (Открыт. Мероприятия стр.76)

    Вывод: ветер-это движение воздуха.

    Порассуждаем, ветер-это хорошо или плохо?

    Хорошо:

    - в жару, не так жарко,

    - надувает паруса и парусники могут плыть,

    -переносит семена растений,

    -можно летать на воздушном шаре,

    -запускать воздушных змеев,

    - работают ветряные мельницы.

    Плохо:

    -если холодный зимний ветер, то замерзаешь,

    - шторм на море, тонут корабли,

    - сильная буря разрушает дома, ломает деревья,

    - разносит не только хорошие семена, но и сорняки.

    Любой ветер-это просто перемещение воздуха. Сильный ветер-это быстрое движение воздуха, а легкий бриз-медленное. Воздух движется, потому что Солнце нагревает поверхность Земли неравномерно, создавая разность давления воздуха, что приводит к его перемещению. Под воздействием тепла воздух расширяется и поднимается вверх, понижая атмосферное давление. Там, где воздух холодный и тяжелый, атмосферное давление высокое. Ветры, дующие из областей повышенного давления, называют антициклонами, в области пониженного давления- циклонами. Чем больше разность давления, тем сильнее ветер.

    Д/игра «Какой ветер?» (подобать как можно больше разных слов, которые описывали бы ветер)

    Если ветер сильный, то он- буйный, быстрый, лихой, неистовый, нещадный, порывистый, свирепый, могучий, неугомонный, пронизывающий, холодный, ледяной, северный.

    Если слабый, легкий, то он- нежный, тихий, веселый, весенний, ласковый, южный.

    Воздух может звучать (это свойство используется в духовых инструментах).

    Для определения силы ветра есть нехитрый прибор- обыкновенная вертушка.

    Подведем итоги:

    - воздух-это газ, он есть повсюду, он бесцветный, без запаха, но помогает нам чувствовать запахи;

    -все живые организмы дышат, используя воздух;

    - движется (ветер, ветряные электростанции, парусники, яхты; ветер возникает, когда на место теплого воздуха поступает холодный);

    - способен расширяться при нагревании (воздухоплавание);

    - сжимаем и упруг (мячи, колеса машин, надувные круги, матрасы, лодки резиновые);

    -может звучать (духовые инструменты);

    - сохраняет тепло (шерстяная одежда, пуховики), воздух находится между ворсинками и сохраняет тепло, птицы и звери в сильный мороз прячутся в снег, потому что м-у снежинок воздух и он защищает от холода;

    - в воздухе есть кислород, углекислый газ, азот, водород;

    -  растения поглощают углекислый газ, который используют в фотосинтезе и выделяют кислород;

    Какой опыт вам понравился больше?

    А знаете ли вы, что у воздуха есть еще одно свойство- с воздухом можно играть (вертушки, мыльные пузыри, воздушные змеи).

    Конструирование «Вертушка» («Открыт. мероприятия.» стр.75)

    Сейчас мы с вами изготовим свои вертушки (Квадраты бумажные, клей, ножницы, гвоздики)

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Творческая работа «Практическое применение опытно – экспериментальной и исследовательской деятельности».

    Творческая  работаТема: «Практическое применение опытно – экспериментальнойи исследовательской деятельности»....

    План работы по самообразованию на 2013-2014 уч.год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности".

    План работы по самообразованию на 2013-2014 учебный год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"....

    "Волшебные губки " развитие познавательного интереса в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности

    Занятие посвященно исследовательской деятельности. По своей природе дети исследователи. Поисковая работа - естественное состояние ребенка. Он любит познавать окружающий мир. Для ребенка важно получени...

    Опытно – экспериментальная совместная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе: «Школа волшебных наук»

    Опытно-экспериментальная совместная образовательная деятельность " Школа волшебных наук" предназначена для детей подготовительной к школе группе....

    Тема: « Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности».

    Тема: « Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности»....