Опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность в образовательном процессе современного детского сада
методическая разработка (младшая группа)

 

Опытно-экспериментальная деятельность детей раннего возраста от 2 до 3 лет

Актуальность  

Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи):

 Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.

 В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а первые три года – практически единственным способом познания мира.  

Исследовательские качества наблюдаются у детей 1-2 лет. Экспериментирование с объектами происходит при помощи элементарныхдействий : размазывание краски по листу, попробывать на вкус, испытать на прочность, извлечь звук.

Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».  Исследования  - это естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать.

  Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день.

 В процессе исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, благодаря Мини- лабораториям  дети могут познать объект с разных сторон, все его характеристики, т.е. формируется целостное видение картины изучаемого объекта (что и требует от нас современная педагогика).

Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории- способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Мы работаем в этом направлении во время проведения занятий НОД, на прогулках.

Задачи экспериментальной деятельности- Это расширение представлений детей об окружающем мире

В нашей группе создан уголок для детского экспериментирования, где представлено достаточно много материалов и оборудования, как покупных, так и сделанных своими руками.

Например: тематические папки: виды тканей, виды бумаги, схемы для проведения опытов с водой, воздухом, бумагой,  оборудование для игр с водой, песком, мыльные пузыри, лупы, ситечки, бросовый материал, природный материал, космический песок, волшебный мешочек, коробочка ощущений, весы.

Для игр-экспериментов детям я предлагаю  песок, воду, пробки, крупу, камушки, снег, трубочки и т.д. самые доступные материалы.

Он взрослых изводил вопросом «Почему?»

Его прозвали «Маленький философ».

Но только он подрос, как начали ему,

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому,

Не задает вопросов «Почему?».

Самуила Яковлевича Маршак

Чтобы с нашими детьми не произошло ничего подобного, у нас в группе был организован уголок экспериментирования «Мудрая сова».

Наши ребята еще очень маленькие, многие из них даже не умеют говорить. Поэтому наши  занятия проходят вот так. К нам в группу приходит клоун, который показывает интересные фокусы с водой и воздухом. Но  мы можем и сами выполнять несложные алгоритмы опытов.

Мы познаем окружающий мир через игру и эксперименты.

Ах, какая пенка! Игры с мыльной пеной

Удовольствие детям приносят игры с мыльной пеной – это нравится всем без исключения малышам. Игры с пеной учат действовать самостоятельно в экспериментальной деятельности, накапливать практический опыт. Пена помогает развивать тактильные ощущения, осязательные чувства, воображение и фантазию. Ребята группы  проводили опыты с водой и мылом, самостоятельно взбивали пену. Сделали вывод – мыло в воде – появляется пена. Детям очень нравится пенка! Были проведены разнообразные игры«Где тут прячется вода»«Пенка на ладошках»«Разложи пену по стаканам». Ребята с удовольствием принимали активное участие в проводимых играх – экспериментах. У малышей остались положительные эмоции и радость от совместной игры. Результатом всех этих игр «Все о мыльной пене» явилось формирование у детей элементарных навыков поисковой деятельности, знаний о свойствах пены.  

Воздушные шарики

Мы весело и дружно

Надуем шар воздушный

Шарик красный, шарик синий
     Надуваем сильно-сильно.
     Вдох-выдох, выдох-вдох
     Улетел наш шарик – «ОХ»!

Сколько радости приносят воздушные шарики детям, они играют с ними. Но вскоре на них перестают обращать внимание, что с ними сделать, что бы они не лежали без всякой цели. В ходе практики, дети познакомятся с различными опытами с шариками.

Шарик не тонет в воде, так как в шарике воздух, а воздух легче воды.

Оказывается, обычный шарик может работать, как магнит.

Только притягивает он не металл.

Нужно потереть шарик о волосы. Мы нарвали бумагу на небольшие кусочки, и посмотрели, что будет, если к ним поднести шарики. (они примагничиваются)

Большое внимание уделяю  и экспериментированию с различными крупами, что позволяет развивать тактильное восприятие и мелкую моторику пальцев, а заодно и выяснить, что манная крупа не похожа на гречневую, а гречневая – на пшено.

Игра «ВОЛШЕБНОЕ СИТО»позволяет познакомить детей со способом отделения мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.

Я говорила детям, что собираюсь сварить кашу манную для куклы Кати, но у нее случилось несчастье. Она уронила банки с крупой, и крупа вся перемешалась.  Как отделить рис от манки?

Мы пробовали отделить пальчиками.заметили , что получается медленно. Как можно это сделать быстрее? Нет ли у нас каких-то предметов, которые могут помочь нам? Замечаем, что лежит cито. Для чего необходимо? Как этим пользоваться?  Что из сита сыпется в миску? Затем  детям можно дать самостоятельно просеять крупу.

 

Любимая игра детей покормить петушка, сделать погремушку из фасоли, спрятать игрушку в крупе и найти ее, кто быстрее, ну и конечно же, поделки из манной крупы, столько всего интересного можно сделать.

Заинтересуют малышей также и макаронные изделия – рожки, спиральки, ракушки, трубочки, бантики. Из них можно складывать настоящие картины. К тому же, сегодня можно купить разноцветные макароны. И, наконец, это просто весело.

Развитие мелкой или тонкой моторики пальцев – это залог простоты и легкости овладения навыками письма. Гибкие и подвижные пальцы позволят ребенку не только легко писать, но и рисовать, облегчат выполнение бытовых действий и многое другое.

 

В нашем быту много интересных предметов, которые привлекают внимание детей: пробки, прищепки, крышки, пуговки, «киндеры», пластмассовые бутылочки… Для нас это просто необходимые вещи, а для ребенка они могут стать интересными игрушками. 

Игры с прищепками для детей это веселое и интересное занятие. Именно тренировка пальцев и выполнение ребенком точных движений руками, вносят бесценный вклад в полноценное развитие головного мозга малыша.

 Игры с прищепками для такой «тренировки руки» подходят идеально, н-р, игра "Большая стирка" помогает детям развивать зрительное восприятие, умение выделять цвет, называть предметы одежды, учит детей правильно брать и открывать прищепку;  воспитывать интерес, усидчивость.

Дети берут заготовки из картона и с помощью прищепок делают солнцу лучики, тучке – дождик, лошадке – ножки, морковке – ботву, зайчику – ушки, ежику – иголки.

Эту же функцию выполняют и пластиковые крышечки, дети учатся выкладывать  рисунок из пластиковых крышечек, правильно подбирая по цвету, брать предметы надо по одному из коробочки. Дети прекрасно справляются с этим заданием, учатся называть то, что нарисовано на картинке.

Нанизывание бусин в виде овощей и фруктов – превосходное антисрессовое упражнение. Оно подходит для вечернего времени, особенно для детей, которые ураганом носятся по группе. Успокоить  или занять на десять минут,  – все это с легкостью удастся при помощи баночки с разноцветной россыпью. Бусины отвлекут и развлекут

Ну и бесценна польза в совершенствовании координации движений, укреплении пальчиков, развитии глазомера ребенка.

И не менее любимое занятие у наших малышей это собирание разноцветных шариков, нужно воткнуть шарики в дырочки.

 

Игры с песком и водой

И конечно же игры с водой. Их так много, с водой так интересно играть. и не просто играть, а узнавать что-то новое и интересное.

Огромные возможности для развития познавательного интереса малышей таят в себе игры с водой и песком. Благодаря таким играм, малыши узнают, что песок может сыпаться, что из него можно лепить куличики, а вода бывает тёплой и холодной.

Они доставляют удовольствие и детям и взрослым.

Но это не только развлечение. Занятия с песком и водой очень полезны для здоровья. Обратите внимание на то, как детям нравиться трогать песок, пересыпать его ручками и совочком, с какой радостью они плещутся в воде. Это благотворно влияет на психику,успокаивает, создает умиротворенное настроение, гасит негативные эмоции. Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию. Игры с водой и песком помогают развить мелкую моторику, координацию движений, дают представление о таких понятиях, как “много-мало”, “быстро-медленно”, “короткий-длинный”, “высокий-низкий”.

При игре в песке с формочками или другими предметами, можно изучать цвета, геометрические фигуры и формы.

Мы используем не только простой, но и кинетический, радужный песок.

 Игра "Поваренок". Учимся пользоваться формочками.

Ну-ка, повар, наш дружок,

Испеки нам пирожок!

Игры и упражнения с водой положительно влияют на развитие мелкой моторики рук и координации движений пальцев и кистей рук,  сенсорный опыт, способствуют развитию концентрации внимания, формируют навыки наблюдения.

"Игра "Соберем водичку" - научить детей пользоваться губкой для сбора воды.

Прошло время и вот, мы решили продемонстрировать наши знания и умения. И провели открытый урок для наших родителей на тему: .  Было очень весело, интересно, познавательно.

Вывод: Экспериментирование не только приносят детям радость и эмоциональное равновесие, но и развивают целый спектр умений и способностей, развивают моторику и координацию движений рук, тактильные чувства, воображения, мышление, фантазию, речь.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka._attestatsiya.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная деятельность детей раннего возраста от 2 до 3 лет

Актуальность  

Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи):

 Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.

 В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а первые три года – практически единственным способом познания мира.  

Исследовательские качества наблюдаются у детей 1-2 лет. Экспериментирование с объектами происходит при помощи элементарныхдействий : размазывание краски по листу, попробывать на вкус, испытать на прочность, извлечь звук.

Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».  Исследования  - это естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать.

  Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день.

 В процессе исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, благодаря Мини- лабораториям  дети могут познать объект с разных сторон, все его характеристики, т.е. формируется целостное видение картины изучаемого объекта (что и требует от нас современная педагогика).

Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории- способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Мы работаем в этом направлении во время проведения занятий НОД, на прогулках.

Задачи экспериментальной деятельности- Это расширение представлений детей об окружающем мире

В нашей группе создан уголок для детского экспериментирования, где представлено достаточно много материалов и оборудования, как покупных, так и сделанных своими руками.

Например: тематические папки: виды тканей, виды бумаги, схемы для проведения опытов с водой, воздухом, бумагой,  оборудование для игр с водой, песком, мыльные пузыри, лупы, ситечки, бросовый материал, природный материал, космический песок, волшебный мешочек, коробочка ощущений, весы.

Для игр-экспериментов детям я предлагаю  песок, воду, пробки, крупу, камушки, снег, трубочки и т.д. самые доступные материалы.

Он взрослых изводил вопросом «Почему?»

Его прозвали «Маленький философ».

Но только он подрос, как начали ему,

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому,

Не задает вопросов «Почему?».

Самуила Яковлевича Маршак

Чтобы с нашими детьми не произошло ничего подобного, у нас в группе был организован уголок экспериментирования «Мудрая сова».

Наши ребята еще очень маленькие, многие из них даже не умеют говорить. Поэтому наши  занятия проходят вот так. К нам в группу приходит клоун, который показывает интересные фокусы с водой и воздухом. Но  мы можем и сами выполнять несложные алгоритмы опытов.

Мы познаем окружающий мир через игру и эксперименты.

Ах, какая пенка! Игры с мыльной пеной

Удовольствие детям приносят игры с мыльной пеной – это нравится всем без исключения малышам. Игры с пеной учат действовать самостоятельно в экспериментальной деятельности, накапливать практический опыт. Пена помогает развивать тактильные ощущения, осязательные чувства, воображение и фантазию. Ребята группы  проводили опыты с водой и мылом, самостоятельно взбивали пену. Сделали вывод – мыло в воде – появляется пена. Детям очень нравится пенка! Были проведены разнообразные игры«Где тут прячется вода»«Пенка на ладошках»«Разложи пену по стаканам». Ребята с удовольствием принимали активное участие в проводимых играх – экспериментах. У малышей остались положительные эмоции и радость от совместной игры. Результатом всех этих игр «Все о мыльной пене» явилось формирование у детей элементарных навыков поисковой деятельности, знаний о свойствах пены.  

Воздушные шарики

Мы весело и дружно

Надуем шар воздушный

Шарик красный, шарик синий
     Надуваем сильно-сильно.
     Вдох-выдох, выдох-вдох
     Улетел наш шарик – «ОХ»!

Сколько радости приносят воздушные шарики детям, они играют с ними. Но вскоре на них перестают обращать внимание, что с ними сделать, что бы они не лежали без всякой цели. В ходе практики, дети познакомятся с различными опытами с шариками.

Шарик не тонет в воде, так как в шарике воздух, а воздух легче воды.

Оказывается, обычный шарик может работать, как магнит.

Только притягивает он не металл.

Нужно потереть шарик о волосы. Мы нарвали бумагу на небольшие кусочки, и посмотрели, что будет, если к ним поднести шарики. (они примагничиваются)

Большое внимание уделяю  и экспериментированию с различными крупами, что позволяет развивать тактильное восприятие и мелкую моторику пальцев, а заодно и выяснить, что манная крупа не похожа на гречневую, а гречневая – на пшено.

Игра «ВОЛШЕБНОЕ СИТО»позволяет познакомить детей со способом отделения мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.

Я говорила детям, что собираюсь сварить кашу манную для куклы Кати, но у нее случилось несчастье. Она уронила банки с крупой, и крупа вся перемешалась.  Как отделить рис от манки?

Мы пробовали отделить пальчиками.заметили , что получается медленно. Как можно это сделать быстрее? Нет ли у нас каких-то предметов, которые могут помочь нам? Замечаем, что лежит cито. Для чего необходимо? Как этим пользоваться?  Что из сита сыпется в миску? Затем  детям можно дать самостоятельно просеять крупу.

Любимая игра детей покормить петушка, сделать погремушку из фасоли, спрятать игрушку в крупе и найти ее, кто быстрее, ну и конечно же, поделки из манной крупы, столько всего интересного можно сделать.

Заинтересуют малышей также и макаронные изделия – рожки, спиральки, ракушки, трубочки, бантики. Из них можно складывать настоящие картины. К тому же, сегодня можно купить разноцветные макароны. И, наконец, это просто весело.

Развитие мелкой или тонкой моторики пальцев – это залог простоты и легкости овладения навыками письма. Гибкие и подвижные пальцы позволят ребенку не только легко писать, но и рисовать, облегчат выполнение бытовых действий и многое другое.

 

В нашем быту много интересных предметов, которые привлекают внимание детей: пробки, прищепки, крышки, пуговки, «киндеры», пластмассовые бутылочки… Для нас это просто необходимые вещи, а для ребенка они могут стать интересными игрушками. 

Игры с прищепками для детей это веселое и интересное занятие. Именно тренировка пальцев и выполнение ребенком точных движений руками, вносят бесценный вклад в полноценное развитие головного мозга малыша.

 Игры с прищепками для такой «тренировки руки» подходят идеально, н-р, игра "Большая стирка" помогает детям развивать зрительное восприятие, умение выделять цвет, называть предметы одежды, учит детей правильно брать и открывать прищепку;  воспитывать интерес, усидчивость.

Дети берут заготовки из картона и с помощью прищепок делают солнцу лучики, тучке – дождик, лошадке – ножки, морковке – ботву, зайчику – ушки, ежику – иголки.

Эту же функцию выполняют и пластиковые крышечки, дети учатся выкладывать  рисунок из пластиковых крышечек, правильно подбирая по цвету, брать предметы надо по одному из коробочки. Дети прекрасно справляются с этим заданием, учатся называть то, что нарисовано на картинке. 

Нанизывание бусин в виде овощей и фруктов – превосходное антисрессовое упражнение. Оно подходит для вечернего времени, особенно для детей, которые ураганом носятся по группе. Успокоить  или занять на десять минут,  – все это с легкостью удастся при помощи баночки с разноцветной россыпью. Бусины отвлекут и развлекут

Ну и бесценна польза в совершенствовании координации движений, укреплении пальчиков, развитии глазомера ребенка.

И не менее любимое занятие у наших малышей это собирание разноцветных шариков, нужно воткнуть шарики в дырочки.

Игры с песком и водой

И конечно же игры с водой. Их так много, с водой так интересно играть. и не просто играть, а узнавать что-то новое и интересное.

Огромные возможности для развития познавательного интереса малышей таят в себе игры с водой и песком. Благодаря таким играм, малыши узнают, что песок может сыпаться, что из него можно лепить куличики, а вода бывает тёплой и холодной.

Они доставляют удовольствие и детям и взрослым.

Но это не только развлечение. Занятия с песком и водой очень полезны для здоровья. Обратите внимание на то, как детям нравиться трогать песок, пересыпать его ручками и совочком, с какой радостью они плещутся в воде. Это благотворно влияет на психику,успокаивает, создает умиротворенное настроение, гасит негативные эмоции. Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию. Игры с водой и песком помогают развить мелкую моторику, координацию движений, дают представление о таких понятиях, как “много-мало”, “быстро-медленно”, “короткий-длинный”, “высокий-низкий”.

При игре в песке с формочками или другими предметами, можно изучать цвета, геометрические фигуры и формы.

Мы используем не только простой, но и кинетический, радужный песок.

 Игра "Поваренок". Учимся пользоваться формочками.

Ну-ка, повар, наш дружок,

Испеки нам пирожок!

Игры и упражнения с водой положительно влияют на развитие мелкой моторики рук и координации движений пальцев и кистей рук,  сенсорный опыт, способствуют развитию концентрации внимания, формируют навыки наблюдения.

"Игра "Соберем водичку" - научить детей пользоваться губкой для сбора воды.

Прошло время и вот, мы решили продемонстрировать наши знания и умения. И провели открытый урок для наших родителей на тему: .  Было очень весело, интересно, познавательно.

Вывод: Экспериментирование не только приносят детям радость и эмоциональное равновесие, но и развивают целый спектр умений и способностей, развивают моторику и координацию движений рук, тактильные чувства, воображения, мышление, фантазию, речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры: «Использование потенциала русской народной культуры в образовательном процессе современного детского сада»

Консультация для работников дошкольного образования . Форма работы по приобщению детей к традиционной народной культуре....

Формирование интереса родителей к образовательному процессу в детском саду через реализацию проектной деятельности

«Семья для ребенка – это источник общественного опыта.  Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколени...

Роль ИКТ в педагогическом процессе современного детского сада.

В дошкольном учреждении с каждым годом усовершенствуется система образования. Информационные технологии в педагогическом процессе занимают значительное место . Детский сад- часть общества. и в нем, ка...

Реализация регионального компонента в культурно-образовательном процессе современного детского сада

Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя, ка...

Адвент-календарь –современная технология организации взаимодействия участников коррекционно – образовательного процесса в детском саду.

У современных детей и игры современные и нам взрослым, как педагогам, так и родителям  необходимо учиться играть вместе с ними, чтобы находить общий язык с ребёнком. Настоящее время  требует...

Конспект «Исследовательская деятельность во второй младшей группе детского сада. Приключения Капельки и гуся Нильса. образовательная область « Познание»

Исследовательская деятельность во второй младшей группе детского сада. Поможет развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Будет способствовать накоплению у детей конкрет...

Современные подходы к планированию образовательного процесса в детском саду в условиях ФГОС ДО

В дошкольном образовании в настоящее время происходят серьезные перемены, основа которых была заложена государством, проявляющем большой интерес к развитию данной сферы. Главной целью политики в сфере...