Семинар «Организация воспитательно-образовательной работы ДОУ по нравственно-патриотическому развитию детей через поиск новых форм работы с социумом».
методическая разработка на тему

ТОПЧИЕВА ТАМАРА ФЕДОРОВНА

Материал  к семинару по патриотическому воспитанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар

1 СЛАЙД

 «Организация  воспитательно-образовательной работы ДОУ по нравственно-патриотическому развитию детей через поиск новых форм работы с социумом».

2 СЛАЙД

Видео  «Где ты появился на свет»»

Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами, педагогами, стоит задача открыть это чудо детям. Всем известно, что человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. В наше время важно воспитывать в ребенке с малых лет духовность в гармонии с нравственными качествами, душевной тонкостью, способностью к самоконтролю, ответственности и чувстве долга перед Родиной. Быть гражданином – патриотом – это непременно быть интернационалистом. Воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием уважения к культуре других народов, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку и принятие его таким, какой он есть. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка, в первую очередь, под влиянием родителей и педагогов. Все начитается с семьи. Без любви к семье, Родине ребенок не вырастет достойным членом общества.  

   В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности, потере нравственных традиций и основ общества. Сегодня материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому у детей  с малых лет искажены представления ο доброте, гражданственности и патриотизме. Растет агрессивность и жестокость.  Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Видео 

В нашу современную жизнь стремительно ворвалась западная культура:  музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки - все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику. Настораживает то, что под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Великая же культура русского народа, которая складывалась тысячелетиями и просто изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, уникальным фольклором, стала забываться, отходить на второй план. Многое из жизни наших предков уже утрачено.     

    В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость и является важнейшим направлением воспитательной работы, что  и отражено в ФГОС.

     Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному дому, детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Именно нравственно - патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, я считаю, что формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания уважения к духовным ценностям с детских лет. Нравственно - патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: это особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, малое количество теоретических и методических разработок.

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно - развивающая среда в группе.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Работу по патриотическому воспитанию, считаю, следует начинать с изучения методической литературы, которая сегодня позволяет с разных сторон подойти к вопросам патриотического воспитания, подобрать формы и методы работы, наиболее соответствующие конкретным условиям работы в каждом детском саду. 

3 СЛАЙД

Я предлагаю вам сегодня отправимся в путешествие в «Педагогическом экспрессе»  по маршруту «Организация  воспитательно-образовательной работы ДОУ по нравственно-патриотическому развитию детей через поиск новых форм работы».

Цель путешествия:

Повышение профессионального уровня  в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.

ПРАВИЛА ПУТЕШЕСТВИЯ:

1. Принимать активное участие в игре.

2. Уметь слушать других.

3. Вырабатывать общее решение вопроса.

4. Соблюдать культуру речи и тактичность.

разминка

  • - Земля, где ты родился? (Родина.)
  •  - Древнее название России? (Русь.)
  • - Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна.)
  •  -Население определенной стороны? (Народ)
  • - Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство.)
  •  -Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми нравами, выполняет все обязанности этого государства (Гражданин.)
  • -Что является государственной символикой (Герб, гимн, флаг.)
  •  - Какая птица изображена на гербе России? (Орел.)
  •  - Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю? (Этнография.)
  •  - Средство раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств? (Фольклор.)
  •  - То, что перешло от одною поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений? (Традиция.)
  •  - Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (Семья.)
  • - Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (Родители.)

4 слайд (видео экспресса)

5 СЛАЙД

Станция № 1 Логика

В ребусах зашифрованы слова-понятия, относящиеся к теме семинара. Необходимо расшифровать эти ребусы и назвать зашифрованные слова.

Родина

Память

Ордена

Честь

6СЛАЙД

 «Современные подходы в организации воспитательно-образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

7сл Отправляемся дальше (видео экспресса)

8СЛАЙД

Станция № 2 Знатоки

Ведущий: - С чего начинается Родина… с родной природы каких то красивых мест уголков города. «Наш город Камень - на - Оби»

Каждый педагог получает фото какого-либо объекта города. Нужно описать этот объект, не называя его. Все должны угадать, что изображено на фото.

9 СЛАЙД

3.«Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

10сл Отправляемся дальше (видео экспресса)

11СЛАЙД

Станция № 4 Игровая

Ведущий - С чего начинается Родина… с изучения традиций, национальных праздников, народных игр и культуры…- Ни один народный праздник не проходит без веселья, игр, состязаний. - Воспитателям предлагается поиграть в народную подвижную игру 

12 СЛАЙД

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»

13сл Отправляемся дальше (видео экспресса)

14СЛАЙД

Станция № 5 Смекалистых

- С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

На карточках находятся пословицы других стран современных трактовок, предлагаем их прочитать и вспомнить аналог русских, уже знакомых вам пословиц.

Игра«Скажи иначе пословицу»

- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:

«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу – кобыле легче».

«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».

«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».

«Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».

Любишь кататься, люби и саночки возить. (пословица из русского языка)

 Если любишь масло, его надо сбить. (пословица из французского языка

Семь раз отмерь, один отрежь. (пословица из русского языка)

Лучше быть сразу осмотрительным, чем потом сожалеть. (пословица из английского языка)

Ложка дегтя в бочке меда. (пословица из русского языка)

Муха в бальзаме (пословица из английского языка)

Рыбак рыбака видит издалека. (пословица из русского языка)

Птицы собираются в стаю по окрасу перьев. (пословица из английского языка)

Утро вечера мудренее. (пословица из русского языка)

Решение придет со временем. (пословица из немецкого языка)

У семи нянек — дитя без глазу. (пословица из русского языка)

Слишком много поваров только портят кашу. (пословица из немецкого языка)

15СЛАЙД

4 «Взаимодействие с социумом по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

16сл Отправляемся дальше (видео экспресса)

17 СЛАЙД

 

Станция № 5 Творчество

Коллективная творческая работа «Коллаж – мы Россияне»

Команды составляют коллаж, который будет использован в тематической выставке «Наша Родина – Россия».

18СЛАЙД

Итог семинара

Так, что это значит «Воспитать патриота России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.

- Родить патриота нельзя, его надо воспитать.

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, 
заботливый садовник укрепляет корень, 
от мощности которого зависит жизнь растения 
на протяжении нескольких десятилетий, 
так и педагог должен заботиться о воспитании
у своих детей чувства безграничной любви к Родине» -


Этими замечательными словами В.А. Сухомлинского я хочу завершить наш семинар.

А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей страной, потому что… ?»

Подведение итогов и выполнение решения семинара

1.Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по данному направлению, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт гражданско-патриотического воспитания. Ответственные: педагоги. Срок – постоянно.

2.При планировании и организации воспитательно-образовательного процесса:

-продолжить проводить мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию;

-использовать в работе с воспитанниками разнообразные педагогические, информационные технологии, мультимедиа, интернет;

-приглашать для участия в мероприятиях ветеранов ВОВ, тружеников тыла, а также родителей воспитанников.

Ответственные: педагоги. Срок – постоянно.

3.Повышать профессиональную компетентность по проблеме патриотического воспитания дошкольников. Ответственные – все педагоги. Срок – постоянно.

4.Провести анализ календарного и перспективного планирования воспитательно-образовательной работы по патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста. Ответственные – все педагоги. Срок – постоянно.

5.Ежегодно проводить анкетирование по нравственно-патриотическому воспитанию с целью выявления уровня нравственной позиции родителей. Ответственные – все педагоги. Срок – постоянно.

НА ПАМЯТЬ О НАШЕМ ПУТЕШЕСТВИИ ДАРЮ ПАМЯТКИ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №15 «Ладушки»

Семинар  

«Организация  воспитательно-образовательной работы ДОУ по нравственно-патриотическому развитию детей через поиск новых форм работы с социумом».

Разработала :

 ст.воспитатель Топчиева Т.Ф.

октябрь

2017г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №15 «Ладушки»

Сценарий

Семинара - практикума

           «Методы активизации детей в ходе НОД»

Разработала:

 ст. воспитатель Топчиева Т.Ф.

Каменский район

2017г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Организация воспитательно-образовательной работы ДОУ по нравственно-патриотическому развитию детей через поиск новых форм работы» Разработала: ст.воспитатель МБДОУ «Детский сад №15 «Ладушки» Топчиева Т.Ф.

Слайд 5

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПРЕСС»

Слайд 7

Станция «ЛОГИКА»

Слайд 8

«Современные подходы в организации воспитательно-образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

Слайд 10

Станция «Знатоки»

Слайд 11

«Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

Слайд 13

Станция «Игровая»

Слайд 14

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»

Слайд 16

Станция «Смекалистых»

Слайд 17

«Взаимодействие с социумом по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

Слайд 19

Станция «Творчество»

Слайд 20

« Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине» Подведение итогов и выполнение решения семинара