Картотека игр для детей младшего дошкольного возраста
картотека (младшая группа) на тему

Чирмышева Татьяна Владимировна

Картотека игр для детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx36.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

дидактической игры «Рассели животных»

на развитие познавательного интереса

детей младшего дошкольного возраста

                 

Цель: уточнить представления детей о диких и домашних животных

Задачи:

· Продолжать знакомить детей с классификацией животных(дикие, домашние).

· Закрепить знание названий домашних и диких животных, их место обитания.

· Закрепить знание геометрических фигур и основных цветов.

· Повышать речевую активность детей, развивать зрительное восприятие.

Предварительная работа:

Чтение рассказов про животных, просмотр картинок с изображением животных, настольные игры с домашними и дикими животными.

Дидактические игры:  

«Запомни и назови», «Угадай, кто это?»,  «Чья это мама?», «Найди такую же фигуру», «Кто где живет?».

Оборудование: Лес, домик, игрушечные  домашние и дикие животные (корова, овца, лошадь,  коза,  волк, лиса, тигр, медведь), ноутбук, вырезанные из бумаги геометрические фигуры разных  цветов и  форм. 

Описание игры:

1.организационный момент

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие.  А на чем мы поедем, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

По дороге дом идет,

Далеко он всех везет.

У него на ножках

Черные сапожки.

-Правильно, мы поедем на автобусе. Вот наш автобус.

Но, чтобы, сесть в автобус, нам нужны билетики. А билетики не простые. Будьте очень внимательны. Я вам раздам билеты - геометрические фигуры,  разных цветов.

- Вы называете геометрическую фигуру, цвет и находите свое место в автобусе – стульчик с такой же фигурой.

- Все уселись, поехали! (звучит песенка  автобуса).

2. основная часть

 Ребята, мы приехали с вами в лес. Вышли на полянку.

- Кого вы видите на полянке?  (На полянке фигурки диких и домашних животных).

  - Что тут необычного? (Домашние и дикие  животные перемешались).

- Домашние животные живут рядом с человеком, люди их кормят, строят им жилье. Корова, овца, лошадь и коза пришли  травку пощипать и заблудились. - А кто действительно живет в лесу? 

-Да, дети, дикие животные живут в лесу. Они сами находят себе еду, за ними никто не ухаживает

. - Животные заблудились, их нужно проводить по домам. Поможем им?

( В одной стороне комнаты игрушечный макет дома и двора, а в другой лес. Дети называют животного и «провожают в свой дом»).

 - Какие все молодцы, животные вам очень благодарны. А теперь пора возвращаться в наш детский сад. (Дети садятся в автобус и уезжают под звук автобуса.)

 3.Итог.

- Молодцы ребята. Скажите, пожалуйста, где мы сегодня были? Чем мы занимались? (Развивающий диалог).

                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                               

Конспект

 игры на развитие познавательного интереса

                  Тема «Что нам привез Мишутка?»

Цель: развития воображения, инициативности, любознательности, познавательной активности.

Задачи:

Формировать умение самостоятельно на ощупь узнавать предмет,

Развивать умение ребенка обследовать предмет, находящийся вне поля его зрения, — одной или двумя руками.

Воспитывать интерес к познавательным играм.

Оборудование: небольшие игрушки контрастной формы. Они должны заметно отличаться друг от друга и изображать знакомые детям предметы. Это могут быть кубики, шарики, игрушечная посуда, зайчики, цыплята, машинки, куколки-голыши, лошадки, плюшевый мишка, машина, велосипед или санки и т.д. Количество игрушек должно соответствовать числу детей. Желательно иметь по два-три экземпляра каждой игрушки. Для игры нужен также мешок из плотной ткани, вмещающий все предметы. В мешок продергивается резинка, чтобы ребенок не мог заглянуть в него, когда ищет игрушку.

Предварительная работа:

Перед играющим ставится задача: узнать на ощупь, какой предмет попал ему в руки. Решить задачу для ребенка очень важно и интересно, ведь эту вещь Мишутка привез лично ему. Однако несмотря на сильное желание поскорее узнать, что ему достанется, приходится дожидаться своей очереди искать подарок и считаться с другими детьми. В этом и состоит воспитательное значение предлагаемой игры.

Ход игры:

1 организационный момент.

Воспитатель предлагает детям сесть поудобнее на стульчики.

Воспитатель: Хотите, ребята, сегодня поиграть все вместе?

В это время раздается стук в дверь и в комнату въезжает игрушечный мишка на большой машине (или на велосипеде), которого подталкивает помощник воспитателя. В лапах у Мишки большой мешок с игрушками. Воспитатель сообщает, что в этом большом мешке много-много игрушек и что Мишка для каждого привез какую-нибудь игрушку.

Хотите узнать, что нам привез Мишка? Тогда давайте послушаем, что он нам скажет.

Взрослый наклоняется к Мишке, делает вид, что слушает его, а потом передает его слова детям.

Мишка просит вас подходить по очереди к мешку, но не заглядывать туда, а только руками выбрать себе подарок, потом сказать, что выбрал, и только после этого достать из мешка и показать всем.

2. Основная часть

Мишка по очереди вызывает детей и предлагает поискать игрушку. Таким образом, все получают подарки и возвращаются на свои места.

Заметив, что малыши, получившие подарки, начинают отвлекаться от общей игры, можно предложить детям с одинаковыми игрушками встать и показать мишке, как они играют. Нужно показать детям какое-либо движение, и они должны повторить его: например, катают машинку, прыгают с зайчиком, кружатся с куколкой и пр. Выполнив действие со своей игрушкой, ребенок кладет ее на столик.

Воспитатель. Игрушки снова вернутся в мешок, а мы начнем игру сначала, и вы выберете себе то, что каждый захочет.

После того как заканчивается первая «раздача подарков», игра повторяется снова. Все игрушки возвращаются в мешок, и дети опять ищут себе подарки. Но теперь уже каждый ребенок знает, какую игрушку ему хочется найти, и благодаря этому узнавание предметов по форме становится успешнее.

3. Итог

Игра заканчивайся прощанием с Мишкой. Дети встают, благодарят его за подарки, а Мишка обещает снова приехать к ним в гости поиграть и привезти им что-нибудь еще.

                                                                                                 

                                                                                                                                   

Конспект

 игры на развитие познавательного интереса

                  Тема «Что делают матрешки?»

Цели: выделение величины как значимого признака предмета.

 

Задачи:

познакомить с таким качеством, как величина;

способствовать формированию доброжелательных отношений.

Воспитывать дружелюбные отношения сверстников друг к другу.

Оборудование: полный комплект матрешек (сувенирный), включающий 10—12 предметов. При его отсутствии можно использовать два-три набора обычных пятиместных матрешек, которые имеются во всех детских садах. Нужно иметь также брусок или полоску для отделения одной группы матрешек от другой.

Ход игры:

Детям предлагается русская народная игрушка — матрешка. Ее устройство предусматривает элемент неожиданности, сюрпризности, что привлекает детей, создает эмоциональный подъем, возбуждает интерес.

Правила игры направляют детей на разнообразные действия с игрушкой (сравнение матрешек по росту). Важно также и то, что в этой игре дети могут применять уже приобретенные умения различать цвет и форму предметов. Успех благодаря знакомым действиям вселяет уверенность в себе, что, в свою очередь, способствует познавательной активности в решении новой задачи.

Игра носит сюжетный характер. В ней воспроизводятся близкие опыту малышей жизненные ситуации.

1 организационный момент.

Воспитатель с помощью малышей расставляет стульчики и напротив них на небольшом расстоянии ставит большой стол. Дети рассаживаются.

Стук в дверь взрослый вносит в группу и  ставит на стол большую матрешку.

Воспитатель. Посмотрите, какая красавица к нам пришла! (Все любуются матрешкой, рассматривают ее.) Во что одета матрешка? Какого цвета ее сарафан, платочек и т.д. (Полюбовавшись игрушкой, поднимает ее и удивленно говорит.) Что-то она тяжелая. Может быть, внутри что-нибудь есть? Давайте посмотрим! (Придерживая нижнюю часть матрешки одной рукой, другой приподнимает верхнюю половинку.)

2. основная часть

Воспитатель и дети (вместе). Матрешка, матрешка, откройся немножко!

Процесс открывания матрешки намеренно слегка затягивается, чтобы усилить ожидание и любопытство малышей. Открыв большую матрешку и увидев в ней следующую, дети с воспитателем удивляются и любуются ею. Новая матрешка ставится рядом, лицом к детям и рассматривается, как и первая.

Воспитатель. Матрешки разного роста. Какая из них выше? Какого цвета платочек у той, которая выше, и у той, которая ниже? (Затем берет в руки новую матрешку.) Давайте узнаем, не спрятано ли в ней еще что-нибудь.

Дети. Матрешка, матрешка, откройся немножко! (Появляется следующая матрешка.)

Так продолжается до тех пор, пока не выйдут все матрешки.

Воспитатель (выстраивает матрешек в ряд по росту). Каждая матрешка одета по-своему, и каждая следующая меньше предыдущей на целую голову. (Разделяет больших и маленьких матрешек на две равные группы.) Все матрешки, как и дети, ходят в детский сад, но только большие матрешки пойдут в старшую группу, а маленькие — в младшую.

На столе выделяется место для младшей и старшей группы (отгораживается палочкой, бруском, чертой и пр.). Воспитатель вызывает детей по одному и дает им поручение — отвести любую матрешку, которую он сам выберет, в старшую или младшую группу. Этот вопрос решает сам ребенок. Все остальные дети вместе с воспитателем проверяют правильность его действий. Когда все матрешки попадут в соответствующие группы, воспитатель подводит итог.

Воспитатель. Матрешки более высокие попали в старшую группу, они побольше, а матрешки ростом поменьше пришли в младшую группу, они еще маленькие. Вот подрастут и пойдут в старшую группу. А теперь пусть наши матрешки немножко поводят хоровод, а мы им споем песенку!

Воспитатель подзывает нескольких детей, дает каждому из них две матрешки, стоящие рядом, и предлагает показать, как ходят матрешки друг за другом. Все дети вместе с воспитателем поют песенку.

Стоп! Давайте теперь поиграем в каравай.

Вызванные дети ставят матрешек в кружки (в обеих группах), и на столе образуются два хоровода.

Давайте и мы поиграем с вами в каравай и поучим матрешек.

Малыши образуют хоровод и играют в знакомую игру. Затем все занимают свои места, а воспитатель вызывает новых детей, которые, взяв в руки матрешек, под пение остальных («Вот такой ширины, вот такой ужины, каравай, каравай, кого хочешь выбирай!») показывают, как матрешки играют в каравай, т.е. расширяют и сужают круг, подпрыгивают вверх, наклоняются и пр.

А теперь наши матрешки пойдут гулять. Старшие поведут своих сестричек из младшей группы. Сначала давайте соберем на прогулку матрешек из старшей группы.

Поручает одному ребенку построить больших матрешек по росту друг за другом. Потом, вызывая малышей по одному, дает новое задание: для каждой большой матрешки найти, соответственно ее росту, пару среди маленьких. Вызвав одного ребенка, воспитатель предлагает ему взять самую большую матрешку, пойти с ней в младшую группу и найти ее сестричку, т.е. самую большую среди матрешек младшей группы. Выбрав пару для большой матрешки, ребенок отводит обеих матрешек на другой край стола. Первая пара готова на прогулку. Таким же образом выбираются остальные пары матрешек.

Затем вызывает других детей, которые водят матрешек (гуляют с ними) по столу. Матрешки свободно двигаются, бегают, прыгают и т.д. В конце прогулки их опять выстраивают по росту. Это делают уже другие дети, а все остальные следят за ними и, если потребуется, исправляют ошибки.

Теперь поиграем по-другому. Матрешки будут друг друга прятать. (Берет в руки самую маленькую матрешку, ставит ее напротив соседней и как бы от ее имени просит.) Сестричка, сестричка, спрячь меня! (Отвечает от имени большей матрешки.) А ты скажи, какого цвета на мне платочек, тогда спрячу! (Маленькая матрешка отвечает, а та, что побольше, открывается и прячет ее.)

Воспитатель вызывает двоих детей и поручает им играть двумя следующими по росту матрешками. Все остальные внимательно слушают их диалог. Со следующей парой действуют другие дети, и игра продолжается до тех пор, пока все матрешки не соберутся в одну большую.

Вот она, наша самая большая красавица.

3. Итог

Матрешка ставится на видное место, и игра на этом кончается.

- Вам понравилось играть с матрешкой.

Дети: да

-Матрешка устала, посидит на полочке, а вечером вновь поиграет с вами.

Описан самый простой, первоначальный вариант игры. При повторении ее обучающая задача и игровые действия усложняются. Например, матрешки могут разбегаться, некоторые из них прячутся, и дети должны узнать, какой из них не хватает. Можно подбирать домики для матрешек, используя кружки разного диаметра, и т.п.

Конспект

сюжетно-ролевой игры

на развитие межличностного общения

детей младшего дошкольного возраста

 «К нам  гости пришли»

Цель: Закрепить знания детей о том, как принимать гостей, помочь ребятам «примерить роль гостеприимных хозяев».
Задачи:
Образовательные:
• Закрепить знание детей о чайной посуде;
• Научить правильно сервировать стол;
• Активизировать речь детей.
Развивающие:
• Развивать логическое мышление и воображение;
• Находить нужные предметы в группе и использовать их по назначению;
• Находить применение данным игровым действиям в жизни и активно их использовать.
Воспитательные:
• Формировать навыки чистоплотности, аккуратности, навыки поведения и общение с гостем;
• Воспитывать приветливость, заботливость.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд».
Необходимые материалы:
• Куклы на каждого ребенка, стулья по количеству кукол и детей; столы, на которые дети будут расставлять посуду, их нужно распределить таким образом, чтобы у каждого ребенка было свое место для игры; салфетки чтобы расстелить под посуду, по количеству детей; игрушечная чайная посуда, тарелочка с бутафорскими конфетами по количеству играющих детей; игрушечная посуда для приготовления пищи,игрушечная мойка.
Игровые действия: Встретить куклу. Накрыть стол для чаепития куклы: постелить скатерть, поставить посуду, придвинуть стул, напоить куклу чаем, развлечь гостью стихами, проводить куклу, убрать посуду.

Ход игры:
Игра проводится по подгруппам. Предварительно в приемную нужно вынести кукол и рассадить их на лавочке или на стульчиках. Расставить столы таким образом, чтобы дети, когда будут самостоятельно накрывать столы, не мешали друг другу. На отдельный стол расставить всю посуду, которая необходима в игре.
Игра проводится в игровом уголке. Дети садятся на поставленные полукругом стулья. Воспитатель сообщает, что сегодня к нам в группу придут гости.
Воспитатель: Ребята, к нам в группу сегодня хотели прийти гости. А как нужно встречать гостей?
Дети: Пригласить их войти, предложить стул, накрыть на стол.
Воспитатель: правильно, вы все назвали верно, надеюсь нашим гостям у нас понравится.
Раздается стук в дверь. 
Воспитатель: Ну вот, наверное, и гости, нужно их встретить.
Дети выходят в приемную и берут каждый по кукле и с куклами заходят в группу, садятся на свои места, держа на руках куклу.
Воспитатель: Ребята, а вы поздоровались с вашими гостями?
Дети: Здравствуйте. 
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем нашим гостям про нашу группу:
Пальчиковая игра: 
В нашей группе все друзья, 
Самый младший – это я.
Это Маша, это Саша, 
Это Юра, это Даша.
Вот какая группа!!!
Воспитатель: Ребята, вы рады, что к нам, пришли гости? Давайте им об этом расскажем:
Дети читают стихи гостям:
Катя З.
Мои вы гости дорогие,
Я каждый раз безумно рад,
Когда приходите, родные, 
Эмоций ярких – водопад!
Кирилл  Г
Тепло нам вместе и уютно,
Нет ни печалей, ни невзгод,
И даже если было смутно,
С приходом вашим всё пройдёт!

Даша К
Заходи, подружка, к чаю - 
Я вареньем угощаю:
Вишня, яблоко, арбуз -
Выбирай себе на вкус.
А я чаю заварю, 
В чашку хрупкую налью,
Будем пить его с тобой...
Как бы не обжечься...Ой!!!
Воспитатель: Ребята, хорошая идея, давайте угостим гостей чаем! А для этого что нужно сделать?
Дети: нам нужно накрыть стол. 
Воспитатель: хорошо, когда мы будем накрывать стол, что мы будем делать?
Дети: расстелем салфетки, поставим посуду.
Воспитатель: Какая посуда нам нужна для чая?
Дети: чайная посуда.
Воспитатель: Вот это чайная посуда (показывает кастрюлю)?
Дети: нет, это кастрюля.
Воспитатель: Вот это чайная посуда (показывает сковороду)?
Дети: нет, это сковорода.
Воспитатель: Ну, хорошо, а какую посуду надо приготовить для чая? 
Дети: чашку, блюдце, ложечку, сахарницу, чайник, тарелочку с конфетами. 
Воспитатель: Правильно, а когда мы расставим посуду, что нужно сделать?
Дети: налить чай из чайника в чашку, положить сахар в чашку, перемешать ложечкой.
Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте каждый из вас накроет стол для своей гостьи.
Дети встают, садят куклу на свой стульчик, и накрывают столы: расстилают скатерть, расставляют посуду (задача: чтобы из всего разнообразия посуды, собранной на одном столе они взяли именно те предметы, которые им нужны), наливают чай из чайника в чашку, кладут сахар в чашечку, перемешивают ложечкой.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все справились, ну а теперь нужно напоить гостей чаем, что нам нужно сделать для этого?
Дети: придвинуть стул к столу, посадить на него куклу и напоить ее чаем.
Дети несут стульчики к столам, садят на стульчики кукол и поят их чаем, предлагая конфеты.
Воспитатель: А пока наши гости пьют чай, мы расскажем им стихи про чаепитие:
Дети читают стихи:

Кирилл К
Чёрный, красный и зелёный,
Рассыпной и листовой.
Чай-напиток бесподобный,
Это скажет вам любой.
Хорошо, гостей встречая,
Посидеть за чашкой чая!

Лера С
Чаепития приятного
Никогда не избегай.
Море счастья необъятного
И восторга получай!
Воспитатель: Ребята, нашим гостям очень у нас понравилось и они хотят нас тоже угостить… Воспитатель достает большую конфетницу с конфетами и раздает детям по конфетке. Это конфеты вам от наших гостей. 
Воспитатель: Спасибо, дорогие гости, что пришли к нам сегодня, нам было очень интересно с вами. Спасибо за угощение, ребята, давайте скажем «спасибо».
Дети: Спасибо.
Воспитатель: А сейчас нужно проводить гостей…
Дети выносят кукол в приемную и рассаживают их на лавочке. Возвращаются в группу и садятся на свои стульчики.
Воспитатель: Ребята, гости ушли, а у нас на столе осталась посуда, что нужно с нею сделать?
Дети: убрать со стола и помыть посуду.
Воспитатель: Правильно, но сначала покажем как нужно мыть:
Пальчиковая игра:
Наши руки были в мыле: 
Мы посуду сами мыли.
Мы посуду мыли сами, 
Помогали нашей маме.
Воспитатель: Молодцы. А теперь убираем со столов…
Дети убирают со столов: моют посуду у игрушечной мойки, расставляют посуду на стол, где находится вся посуда, складывают салфетки. 
Воспитатель: Вам понравилась игра?

Дети: Да!

Воспитатель: Что больше всего понравилось? (ответы детей)

  Воспитатель в конце игры угощает конфетами.
В результате через данную сюжетно – ролевую игру дети изучают и закрепляют знания о чайной и столовой посуде; учатся правильно называть предметы, говорить о функциях этих предметов, находить нужные предметы в группе и использовать их по назначению. Развивается логическое мышление и воображение, как сервировать стол, что предложить, что сказать, в какой форме. Ребята учатся применять данные игровые действия в жизни. Формируются навыки поведения и общения с гостем. Воспитывается приветливость, заботливость, аккуратность.

Конспект

малоподвижной игры «Обмен»

для детей младшего дошкольного возраста

Цели: развитие межличностного общения детей младшего дошкольного возраста

Задачи:

Научить детей договариваться друг с другом;

повысить эмоциональный фон каждого ребенка во время игры;

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:  обручи, предметы для развития основной моторики (игрушки: медведь, обезьяна, лягушка, бегемот, заяц, черепах, 12 карточек с изображением этих животных: 1- медведь, черепаха, лягушка; 2 –бегемот, лягушка, черепаха; 3- черепаха, обезьяна, заяц; 4 – черепаха, лягушка, заяц; 5- бегемот, обезьяна, лягушка; 6- бегемот, заяц, обезьяна; 7- обезьяна, заяц, лягушка; 8- медведь,  заяц, бегемот;  9- обезьяна, лягушка, медведь;

10- черепаха, медведь, бегемот; 11-  черепаха,  медведь, заяц; 12- медведь, черепаха, обезьяна.

Правила игры:

В игре принимают участие 12 человек, дети набирают по 3 игрушки, воспитатель раздает карточки детям с расчетом, чтобы у ребенка были нарисованы 1 или 2 животных.

Выигрывает тот, кто правильно собрал все игрушки в соответствии с карточкой.

Ход игры:

На полу разложены обручи, в которых лежат игрушки.

Детям предлагается выбрать 3 понравившиеся игрушки, разложенные в обручах. После выбора игрушек воспитатель  раздает карточки.

Дети сверяют свои игрушки с изображением на карточках, если появилось не соответствие, дети меняют не нужные им игрушки у партнеров по игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека зарядки для детей младшего дошкольного возраста

картотека зарядки для детей младшего дошкольного возраста...

Картотека игр для детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр для детей младшего дошкольного возраста...

картотека потешек для детей младшего дошкольного возраста

картотека потешек для детей младшего дошкольного возраста...

Картотека физминуток для детей младшего дошкольного возраста

Картотека физминуток для тетей младшего дошкольног возраста...

Картотека бесед для детей младшего дошкольного возраста

Картотека бесед на тему "Познавательное развитие" во второй младшей группе...