Главные вкладки

    Консультация для воспитателей Методика организации и проведения прогулки в ДОУ
    консультация на тему

    Юрьева Севиль Яшаровна

    Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир.

    Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методика организации и проведения прогулки в ДОУ

    Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир.

    Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место.

    У детей вырабатывается двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. На прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания.

    Значение прогулки в настоящее время увеличивается, в связи с тем, что ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, одним из которых и является прогулка.

    Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

    Цель прогулки – укрепление здоровья детей; развитие их физических и умственных способностей.

    Задачи прогулки: 

    • оптимизировать двигательную активность детей;

    • оказывать закаливающее воздействие на организм;

    • способствовать развитию наблюдательности и познавательных способностей детей;

    • познакомить детей с родным краем, его достопримечательностями, трудом взрослых;

    • развитие самостоятельности.

    При организации прогулок интегрировано реализуются задачи всех образовательных областей. Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, обеспечивает непрерывное, всестороннее развитие дошкольников с учетом их интересов, способностей; дает возможность показывать ребенку мир во всем его многообразии, развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

    При организации прогулки следует соблюдать разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, специально организованных образовательных ситуаций и свободной игровой и практической деятельности по выбору детей, физических и умственных нагрузок, активной деятельности и отдыха.

    Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут в младшем возрасте и от 20 до 25 минут в старшем и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. Самостоятельная игровая деятельность детей - от 7 до 15 минут и от 20 до 25 минут.

    Прогулки бывают разных видов: 

    * Прогулка–поход (для ориентирования на местности);

    * Прогулка с персонажем;

    * Прогулка–событие (имеющая цель – поздравить товарищей или взрослых с праздником, пригласить гостей на мероприятие, известить население или товарищей о каком –то мероприятии);

    * Прогулка спортивная;

    * Прогулка–трудовая;

    * Прогулка–поиск (найти лекарственные травы, природный материал…);

    * Прогулка–показ (познакомить с достопримечательностями, с различными предметами, объектами и их свойствами, редкими деревьями, кустарниками);

    * Прогулка–практикум (закрепление различных знаний -ПДД, безопасность…);

    * Комбинированная прогулка (1 раз в неделю), с играми, занятиями, трудом, экскурсией. Структура

    * Наблюдение, рассматривание.

    * Трудовая деятельность.

    * Индивидуальная работа с детьми.

    * Самостоятельная деятельность детей.

    * Подвижные игры.

    Наблюдение - основной метод обучения. Наблюдения в младшей группе должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными; в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Объекты наблюдений - живая природа: растения и животные; неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи).

    Виды наблюдения: 

    Кратковременные организуются для формирования свойств и качеств предмета или явлений.

    Длительные организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе.

    Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность: устанавливаются факты; формируются связи между частями объекта; идет накопление представлений у детей; проводятся сопоставления; делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее. Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 5-19 минут в младшем возрасте и 15- 20 минут в старшем возрасте.

    Формами организации труда детей являются: 

    индивидуальные трудовые поручения;

    работа в группах;

    коллективный труд.

    Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада. Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу. В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга

    В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы; показ и объяснение всего задания – последовательные этапы.

    У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).

    Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.

    Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.

    Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

    Подвижная игра. Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год).

    * Младший возраст – 6-10 минут.

    * Старший возраст – 10-15 минут.

    В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя). В старшем возрасте проводятся игры- эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования. В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).

    Значение: расширяется двигательный опыт детей; совершенствуются навыки в основных движениях; развиваются физические качества; формируются самостоятельность и активность; вырабатываются положительные взаимоотношения со сверстниками. Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. Это может быть закрепление, каких- либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

    Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе ОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр.

    Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Консультация для воспитателей «Методика организации и проведения прогулки в ДОУ» МАДОУ «Детский сад № 17 «Колосок» Воспитатель Юрьева Севиль Яшаровна

    Слайд 2

    Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления.

    Слайд 3

    В ходе прогулки особое место занимают: Игра Общение со взрослыми Общение со сверстниками Экспериментирование Наблюдение Труд

    Слайд 4

    Основные требования к Организации прогулок определены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 « Санитарно – эпидемиологическими требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

    Слайд 5

    Цель прогулки – укрепление здоровья детей; развитие их физических и умственных способностей. Задачи прогулки: • оптимизировать двигательную активность детей; • оказывать закаливающее воздействие на организм; • способствовать развитию наблюдательности и познавательных способностей детей; • познакомить детей с родным краем, его достопримечательностями, трудом взрослых; • развитие самостоятельности.

    Слайд 6

    При организации прогулки следует соблюдать разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей

    Слайд 7

    Прогулки бывают разных видов: * Прогулка–поход (для ориентирования на местности); * Прогулка с персонажем; * Прогулка–событие (имеющая цель – поздравить товарищей или взрослых с праздником, пригласить гостей на мероприятие, известить население или товарищей о каком –то мероприятии); * Прогулка спортивная; * Прогулка–трудовая; * Прогулка–поиск (найти лекарственные травы, природный материал…); * Прогулка–показ (познакомить с достопримечательностями, с различными предметами, объектами и их свойствами, редкими деревьями, кустарниками); * Прогулка–практикум (закрепление различных знаний -ПДД, безопасность…); * Комбинированная прогулка (1 раз в неделю), с играми, занятиями, трудом, экскурсией.

    Слайд 8

    Структура * Наблюдение, рассматривание. * Трудовая деятельность. * Индивидуальная работа с детьми. * Самостоятельная деятельность детей. * Подвижные игры.

    Слайд 9

    Наблюдение - основной метод обучения. Наблюдения в младшей группе должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными; в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Объекты наблюдений - живая природа: растения и животные; неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи).

    Слайд 10

    Формы организации труда детей являются: - индивидуальные трудовые поручения; - работа в группах; - коллективный труд.

    Слайд 11

    Подвижная игра. Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год). * Младший возраст – 6-10 минут. * Старший возраст – 10-15 минут. Значение: расширяется двигательный опыт детей; совершенствуются навыки в основных движениях; развиваются физические качества; формируются самостоятельность и активность; вырабатываются положительные взаимоотношения со сверстниками.

    Слайд 12

    Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. Это может быть закрепление, каких- либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа.

    Слайд 13

    Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей "Методика организации и проведения экскурсий"

    Консультация посвящена методике организации и проведения экскурсий....

    Консультация для воспитателей "Методика организации прогулки в детском саду"

        Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского органи...

    Консультация для воспитателей "Методика организации и проведения утренней гимнастики"

    В материале указано содержание и методика работы с детьми в разных возрастных группах....

    Консультация для педагогов на тему: "Методика организации и проведения прогулки в ДОУ"

    В данном материале подробно описаны цели, задачи, виды прогулок в детском саду, их структура и содержание....

    Консультация для воспитателей: Методика организации прогулки в осенне-зимний период

    Оисание организации прогулки дошкольников осенне-зимний период:- режим длительности проведения прогулок на улице;- оборудование участк в осенне-зимний период;- подготовка детей к прогулке;- составные ...

    Консультация для воспитателей: «Методика организации и проведения физкультурных праздников».

    Проводить спортивные праздники, эстафеты и игры можно в любое время года, их продолжительность зависит от заранее определенной тематики, интенсивности и сложности двигательных движений, особенностей ф...

    Консультация для воспитателей "Методика организации и руководства двигательной активности детей на прогулке"

    Консультация для воспитателей "Методика организации и руководства двигательной активности детей на прогулке"...