Создание художественно-эстетической предметно пространственной среды.
статья (старшая группа) на тему

Корниенко Наталья Петровна

Создание оптимальной предметно-пространственной среды, включающей разнообразные компоненты художественно-эстетического комплекса развития ребенка, обогащает и направляет его творческую активность, обеспечивает комфорт личности ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_hudozhestvenno.docx16.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Создание художественно-эстетической  предметно пространственной среды».

 В мире взрослых существует таинственный и чудесный островок-островок детства. Маленькие жители его много знают, многое умеют, многое понимают, но у них пока еще мало жизненного опыта. А современное  общество всё больше нуждается в личностях свободных, инициативных, творческих, с высоким уровнем развития духовности и интеллекта.

Среда – природная, информационная, культурная – рассматривается не только как социальный феномен, но и как жизненное и воспитательное пространство, в котором осуществляется самореализация и социализация личности.

Предметно-пространственную среду в своей группе я проектировала в виде художественно-творческого комплекса, выступающего как пространство жизнедеятельности детей, обеспечивающее максимальные возможности развития детского творчества, интеллектуальной и художественно-эстетической культуры.

Одним из компонентов художественно-творческого комплекса является мини-центр “Волшебные краски”, который насыщен многообразием современного художественного материала . Доступность и свобода выбора обеспечена каждому желающему экспериментировать, исследовать цвет, его свойства, пробовать новые техники, открывать для себя неизведанное. Так однажды увлеченно занимаясь созданием волшебных листьев, дети, играя и экспериментируя с ними, увидели настоящее чудо и открыли для себя процесс создания оранжевого, зеленого, фиолетового цветов.

Каждый ребенок может попробовать свои силы в изобразительном искусстве, воплощая в жизнь свои творческие замыслы. Дети с удовольствием включаются в активную изобразительную деятельность, используя различные материалы, смешивая разные приемы и техники. “Давай играть в художников” - говорит Полина  Оксане, предлагая рисовать на настольных мольбертах. Быстро разворачивается творческая мастерская. Дети увлечены! Моя задача – тонко, чутко направлять неповторимую индивидуальность каждого ребенка, его особый изобразительный стиль.

Все произведения, выполненные детьми, обыгрываются, включаются в уже знакомую среду, дополняют ее и создают новые самостоятельные игровые островки. А для гостей группы устраиваются экскурсии в “Страну Рисовандию”.

Детям нравится озвучивать своих героев, они увлеченно придумывают различные ситуации, которые могут произойти с героями их рисунков, персонажами в лепке, аппликации, конструировании. Однажды мы попробовали изобразить музыку, а если можно музыку изобразить, значит, рисунок можно пропеть, он словно ноты. Детей очень увлекает такое пение!

Каждая работа требует комментариев, тогда разворачивается “Театр рисунка”. Он несет в себе концепцию объединения всех творческих сил и проявлений ребенка, а также всех видов его разнообразной деятельности (игра, музыка, пластика, изодеятельность и т.д.). В результате начинают летать бабочки и птички, “оживают” лесные жители, в танце кружатся снежинки, а то и вовсе – затевается диалог между узорчатыми буквами или беседа цифр в необычных нарядах. Это всегда экспромт. Ребенок, по желанию выбирает себе роль участника или зрителя.

В  мини-настольном театре есть всё необходимое: куклы, атрибуты, декорации для разных действий. На импровизированной сцене, каждый ребенок может прочитать любимое стихотворение, изобразить героя или сценку из литературного произведения. Играя в театр, дети становятся и режиссерами, и актерами своих спектаклей, в которых учатся воплощать свои творческие замыслы, находить и выбирать выразительные средства. В результате такой творческой деятельности они легко и непосредственно включаются в театральное действие; свободно, непринужденно общаются друг с другом; у детей развивается мышление, образная речь, воображение.

Наблюдая за детьми-актерами, хочется отметить, как они меняются, когда в их адрес звучат аплодисменты, у детей появляется здоровое тщеславие, чувство самодостаточности. А дети-зрители могут вовремя дать совет, подсказать режиссерскую идею или интересный приём, который сделает спектакль живее и интереснее.

Моя роль заключается в оказании помощи каждому ребенку в открытии для себя ценности познания и переживания эстетических характеристик отдельных предметов, явлений, событий, в выборе близкого интересам ребенка содержания творческой деятельности, на чем базируется субъективный опыт творчества ребенка.

Художественно-творческая деятельность удовлетворяет желание ребенка что-то изменить, дополнить, сделать своими руками. Порой творческий замысел “выводит” кисть творящего ребенка, из плоскости листа на различные  полуобъёмные и объёмные формы (воздушные шары, изделия из солёного теста,  и других материалов). Рисунками покрываются различные окружающие предметы, ткани, плоды растений, камешки. В результате помещение превращается в разноцветное «волшебное царство». Это одновременно и выставка, и мастерская, и игровая комната. Такая среда очень привлекает детей, дает им творческую энергию, пробуждает интерес, эмоциональный отклик. Таким образом, сами дети принимают активное участие в создании эстетической предметно-пространственной среды группы в сотворчестве с воспитателем.

Созерцая красоту, произведения искусства, дети постигают мир прекрасного, учатся замечать его в окружающем.

Большое значение имеет оформление групповой комнаты, понимая, что ощущения и настроения детей от окружающей среды играют немаловажную роль в их развитии, так  как насколько приятно, комфортно, уютно каждому ребенку зависит его желание играть, общаться, познавать новое, способствует пониманию детьми прекрасного, формированию художественного вкуса, естественному образованию у них эстетического отношения к окружающему, развитию творческих способностей. Такая среда вызывает у детей чувство радости, восторга, создает эмоционально-положительное отношение к группе, детскому учреждению, желание посещать его.

Так детский сад становится своеобразным “мостиком творчества”, культурным центром, как для детей, так и для их семьи, дает возможность родителям полюбоваться творчеством своих детей, а с другой стороны – обогащая воспитательно-образовательный процесс ценным положительным опытом семейного воспитания.

Я убеждена в том, что создание оптимальной предметно-пространственной среды, включающей разнообразные компоненты художественно-эстетического комплекса развития ребенка, обогащает и направляет его творческую активность, обеспечивает комфорт личности ребенка. Именно здесь и происходит взаимодействие, сотворчество и сотрудничество всех субъектов воспитательного процесса, развитие социального опыта ребенка.

В целом можно сказать, что комплексная предметно-пространственная среда обогащает детей широким спектром эстетических впечатлений, создает основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация тема «Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации»

Презентация тема «Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной  образовательной  организации»...

Аналитическая справка о результате личного участия педагога Быстровой Е. А. в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе №7 «Говорушки»

Государственное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение №124 Невского района Санкт – Петербурга Аналитическая справка о результате личного участия педагога Быстровой Е. А. в создани...

Развивающая среда логопедического кабинета. Создание развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая среда логопедического кабинета. Создание развивающей предметно-пространственной среды...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...

«Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей»

Требования ФГОС к развивающей предметно- развивающей среде:1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.2. доступность среды, что предполагает:2.1 до...

Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей. 2018 год

Консультация для воспитателей.Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей. 2018 го...

Физическое развитие . Консультация «Создание развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности»

Консультация «Создание развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для  самостоятельной двигательной  ак...