ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
опыты и эксперименты на тему

Авраменко Светлана Викторовна

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx48.58 КБ

Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

                                                                       Воспитатель:   Авраменко С.В

Актуальность опыта

Игра – не только интересное, любимое для ребёнка занятие. Многогранно её значение для человека, входящего в мир. И прежде всего – для социализации ребёнка. Известный педагог С.А. Шмаков отмечал: «Игра – выверенный веками, народным опытом, социально-культурными нормами общества фактор социализации личности. Детская игра – гарантия и условие свободного развития культуры всего общества, гарантия продления детства как важнейшего завоевания цивилизованных обществ» [18,с.24]. Социализация осуществляется как путём осознанных социально-контролируемых процессов воздействия на личность, усвоения детьми знаний, духовных ценностей, норм, присущих определённой социальной общности, так и посредством стихийных, спонтанных процессов [3,с.117].

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую жизнь и активно в ней участвовать. Дети стремятся к самостоятельности. Из этого противоречия и рождается сюжетно-ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

             Актуальность данной проблемы в современных условиях связана с тем, что приоритет отдается умственному развитию, обучению, подготовке к школе, а социализация идет стихийно, как бы сама по себе.  Зачастую в  учреждении дошкольного образования жизнь детей настолько заорганизована, что остаются небольшие отрезки времени для свободного, содержательного общения с воспитателями, для творческих игр детей.

            Между тем, именно в дошкольном возрасте складываются первые стереотипы социального поведения, формируется индивидуальный стиль поведения человека, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования сюжетно-ролевой игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.

Цель опыта:

формирование социального опыта, личностных качеств ребёнка на основе его включения в систему социальных отношений через сюжетно-ролевую игру.

Задачи опыта:

  • создание  условий, позволяющих развертывать длительные сюжетно-ролевые игры;
  • использовать воспитательный потенциал игры для формирования межличностных взаимоотношений детей  в группе;
  • развитие у воспитанников системы социальных мотивов, навыков совместной деятельности, общения, владения своим поведением, навыков рефлексии.

Длительность опыта:

2015/2016 учебный год

Этапы опыта:

1. Изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме.

2. Изучение игровых навыков воспитанников. 

3.Создание благоприятной предметно-развивающей среды для социального развития воспитанников.

4. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу воспитания ребенка в единстве с требованиями педагогов и с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Описание опыта

Общеизвестно, что детство — это уникальный, особенный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

Социальный опыт, полноценное социальное развитие дошкольнику необходимы,  прежде всего, для того, чтобы успешно перейти от дошкольного периода к школьному.

Социальное развитие дошкольников подразумевает процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить. Таким образом, у ребенка формируется базовая первоначальная культура.

 Я обратилась к проблеме социального развития детей, так как заметила, что у некоторых воспитанников группы  наблюдаются трудности в сфере социализации, а именно, проявляется излишняя робость, замкнутость, нежелание следовать правилам или требованиям взрослых, конфликтность, недостаточное развитие игровых умений. Дети не всегда могут назвать полностью свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество своих родителей, их профессию, затрудняются найти правильный выход из проблемной ситуации.

 Чем же можно объяснить социальную некомпетентность дошкольников? Можно назвать много причин. Но все они сводятся к одному знаменателю — взрослые (родители и  педагоги) не обеспечивают детей полноценным, познавательным общением.   Особенность социального развития детей заключается в усвоении социального опыта через взаимодействие ребенок — взрослый.  Дети очень наблюдательны и любознательны. Многое замечают. Задают вопросы. Иногда сами делают умозаключения и не обязательно правильные. Ребенок  моделирует отношения, поведение и деятельность окружающих его взрослых. Такое моделирование оказывает гораздо большее влияние на социальное развитие ребенка, чем словесные инструкции и поучения. В дошкольном возрасте моделирование происходит через сюжетно — ролевую  игру. Эльконин Д.Б., рассмотрев структуру сюжетно-ролевой игры, показал, что центральным компонентом ее выступает роль - соответствующий принятым в обществе нормам, правилам способ поведения людей в различных ситуациях. В ней через роль взрослого, которую берет на себя ребенок, происходит освоение отношений между людьми. Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Дошкольник встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. В пределах одного сюжета ребёнок  «смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей. Сегодня девочка  выполняет роль мамы, а завтра - дочки. Она понимает, как важно, чтобы мама заботилась о своих детях, и как важно, чтобы дочка была послушной. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Осознается необходимость соблюдать правила, т.е. формируется сознательное подчинение им.

              Коллективная игра не возможна без общения детей друг с другом. Контактируя со сверстниками во время игры, дошкольники стремятся наладить между собой деловое сотрудничество, у них появляется общее дело, они стараются согласовать свои действия для достижения общей цели.

     А. В. Запорожец отмечал: «Детская игра — это подлинная социальная практика ребенка, это его реальная жизнь в коллективе, в котором формируется общественные качества и моральное сознание детской личности» [4].

               Поэтому, качественное развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте является непременным условием полноценного социального развития личности дошкольника.

              Учитывая важность данной проблемы,  я свою работу осуществляю в двух направлениях:

1.Создание необходимой предметно – развивающей среды для сюжетно-ролевых игр.

2.Непосредственное руководство играми детей.

               Наблюдая за воспитанниками, своей группы я заметила, что любимыми сюжетами у детей 4–5 лет остаются игры в больницу, в поликлинику, в которых ребятам наиболее легко воплотить свой жизненный опыт. Поэтому мной было принято решение  пополнить игровую среду сюжетно-ролевыми играми “Поликлиника”+”Больница”+”Скорая помощь”+”Аптека” разработать памятку по организации игры.     

Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому я  уделяю большое внимание эстетике оформления атрибутов и игровых материалов. Они должны быть привлекательными для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время стараюсь научить детей поддерживать порядок в группе и воспитываю бережное отношение к игрушкам. 

Предметно-игровая среда  группы организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, что позволяет детям объединяться подгруппами по общности интересов.

При организации сюжетно-ролевых игр я стараюсь учитывать индивидуальные и личностные особенности каждого ребенка, даю детям максимальную степень свободы и ни в коем случае не подавляю их фантазию. Моя задача – умело  начать игру, заинтересовать детей, направить в нужное русло.

Большое количество игрового оборудования и материалов для сюжетно-ролевых игр сделано своими руками:  костюмы для врача, медсестры, для врача скорой помощи, машина скорой помощи, в виде чехла на стульчик, для регистратуры -  карточки больных, талончики, для аптеки подобраны небольшие баночки, наполненные таблетками из бумаги, капельница, бикс, компьютер, распечатаны снимки, кардиограммы.

 Также предусматриваю наличие предметов, которые дети могли бы использовать в роли заменителей. Кроме того, среди игровой атрибутики значительное место занимают детские поделки, применяемые в играх (деньги, кошельки из бумаги, таблетки и многие другие). Использование самоделок повышает у детей интерес к игре.

Осваивая новые сюжеты, роли и игровые действия, ребенок обогащает игру новым содержанием, и, следовательно, она будет оставаться для него интересной.  Я стараюсь  поддерживать этот интерес, содействую обогащению жизненного опыта, создаю все необходимые условия для развития игры, стимулирую творческую активность детей. Для обогащения игровых сюжетов провожу экскурсии и целевые прогулки, читаю рассказы о профессиях, использую тематические беседы, дидактические и театрализованные игры, показываю иллюстраций,  придумываю рассказы, чтобы воспроизвести какую-либо ситуацию, рассказать о событии («Как я побывала в аэропорту», «Как девочка потерялась на вокзале», «Как я была в новом магазине».   Рассказы о профессиях заинтересовывают  детей живыми образными сравнениями и дают пищу для воображения. Во время   тематических бесед уточняю представления детей о той или иной игровой (жизненной) ситуации, их мнение относительно какого-либо сюжета, вовлекаю детей в диалог, что позволяет показать модели замыслов игры и их развитие. Через театрализованные игры обыгрываем готовые сюжеты, воплощаем в действие игровой план.  Чтобы вызвать интерес к игре  и пополнить знания о правилах поведения в различных ситуациях мной были подобраны произведения художественной литературы (Приложение 5). 

Все эти формы взаимодействия  с ребенком становятся содержанием предварительной работы, которая подготавливает детей к игре.

Чтобы создать условия в группе для развития сюжетно-ролевой игры я продумала примерный перечень игровых тем; роли, которые могут выполнять дети; игровые действия.

Сюжеты игр детей в больницу не будут для них новыми, но сюжетные варианты, которые можно в них отразить, станут интересными и даже неожиданными, если используются в ситуации игр на другие темы. Это могут быть следующие игры-спутники:

  • в играх в семью: неожиданно происходит несчастье, у бабушки перелом ноги, ей требуется скорая медицинская помощь, которая увозит её прямо с улицы в травматологический пункт,  её кладут в больницу; родные каждый день посещают бабушку, поэтому она быстро поправляется;
  • в играх в транспорт: судовой врач внезапно обнаруживает тяжело больного пассажира и просит капитана немедленно изменить курс корабля; на остановке врач передает больного прибывшей машине скорой помощи, которая увозит его в ближайшую больницу;
  • в играх в спасателей: случилась авария или пожар, пострадали люди, врач скорой помощи оказывает помощь, увозит пострадавших;
  • в играх в детский сад: врачи из поликлиники пришли проводить осмотр детей, давать советы, как быть здоровыми;

     Все, выше, указанные моменты нашли отражение в составленной памятке по сюжетно-ролевым  играм  «Поликлиника» + «Больница» + «Скорая помощь» + «Аптека» (Приложение 5). 

В руководстве игрой использую методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие  в сюжетно-ролевой игре это: выполнение ведущей или второстепенной роли; учет индивидуальных особенностей детей; оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путем напоминаний, советов, предложений, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведения итогов.        

В целях воспитания у детей навыков и умений самостоятельной организации игры,  использую  также — поручения; задания (по подбору игрового материала, по изготовлению игрушек-самоделок и др.); поощрения,  разъяснения,  вопросы,  направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, определения игровых действий.  Важной задачей является воспитание у детей умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний каждого. Поэтому, хорошо изучив характеры, склонности и привычки своих воспитанников я постоянно помогаю детям лучше узнать друг друга, обращаю их внимание на положительные стороны личности каждого ребенка.  При проведении  игр  использую  индивидуальный подход к каждому воспитаннику, помогаю  детям с трудностями социализации. Например, у застенчивых детей выявляю положительные качества,  и создаю ситуацию успеха, чтобы повысить самооценку и улучшить положение в системе межличностных отношений. Широко использую похвалу за положительное поведение в игре легковозбудимых детей, часто конфликтующих с товарищами. Неуверенным в себе детям поручаю  интересные, но не сложные роли, которые не требуют организаторских способностей.  Для  более успешной социализации ориентирую детей не только на собственные игровые действия, но и на отношения с партнерами.
               Длительные сюжетно-ролевые игры создают благоприятные возможности для  качественно иных по своей структуре взаимоотношений детей, чем в обычных играх, способствуют процессу их социализации.          Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями. Совместно с семьями воспитанников я стараюсь обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье, воспитываю интерес детей к сюжетно-ролевым играм, в которых они учатся общаться, проигрывать различные проблемные ситуации, так как  сюжетно-ролевые игры развивают у детей навыки волевой регуляции и самоконтроль.

Для того чтобы выбрать правильное направление в работе с родителями, я провела в группе анкетирование (Приложение 2). По результатам ответов  родителей в группе был оформлен стенд «Играют дети». Провела  ряд консультаций: «Воспитание дружеских отношений в игре» (Приложение 3), «Игрушки в жизни ребёнка», составила памятку для родителей «Игровой уголок ребёнка дома»  (Приложение 4).

Из выше изложенного можно сделать вывод:  сюжетно-ролевые игры в качестве ведущего педагогического средства способствуют эффективности процесса социализации  дошкольников. При чем, эффективное влияние сюжетно-ролевых игр на процесс социализации становится возможным при создании продуманной предметно-игровой среды и, когда сюжеты игр моделируют жизненные ситуации.

Заключение

 Игра - ведущий вид деятельности дошкольника и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру.  Процесс  включения ребенка в социальную среду будет успешен лишь в том случае, когда благополучно протекает его игровая деятельность.

    В процессе  своей работы я обратила внимание, что систематическое проведение и организация сюжетно-ролевых игр влияет на развитие коммуникативных данных ребёнка и на умение строить взаимоотношения с другими детьми. Она помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, что способствует самоутверждению каждого в коллективе. Воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребенка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.  Для достижения оптимального результата в сюжетно-ролевой игре дошкольника необходимо учитывать индивидуальные   особенности ребенка, владеть методами и приемами руководства игрой.

    Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.

Список литературы

1.   Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978-127с.

2.   Воспитание детей в игре. Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М., 1983-211с.

3.  Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ Е.А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. –Минск : Нац. ин-т образования, 2012. - 184 с.

4.   Запорожец А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978-321.

5.   Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – М., 2002 – №4-53-56.

6.  Игрушки и пособия для детского сада. /Под ред. В.М. Изгаршевой. – М.: Просвещение, 1987 – 174с

7.  Игра дошкольника /Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др. / Под ред. С. А. Новоселовой. – М., 1989-121.

8.  Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сборник научных трудов. Под ред. Н. Я. Михайленко. – М., 1978-327.

9.  Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т. А. Марковой. – М., 1982-145.

10.  Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 1997-127.

11.  Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошкольное воспитание – 1989-№4-23-29

12. Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр детей : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с белорусским и русским языком обучения / О. К. Васильева. – Мозырь : Содействие, 2013. – 152 с.

13.  Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. Сост. Е. И. Тверитина, Л. С. Барсукова / Под ред. М. А. Васильева. – М., 1986-236.

14. Социализация дошкольника через игру: Пособие для педагогов дошк. Учреждений / Авт.-сост. Т.В. Пятница. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004. - 67 с.

15.  Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А. В. Запорожца. – М., 1976-327.

16. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Нац. инст. образования, 2012. – 433 с.

17.  Юшкевич, Н. С. Организация сюжетно-ролевой игры в группе «Фантазёры»/ Н.С. Юшкевич. – Мозырь: Содействие, 2008 -108,[4] с.: ил.

18. Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры / С.А. Шмаков. –М., 1994


Приложение 1

Список художественных произведений

Я. Забила «Ясочка простудилась»

Э. Успенский «Играли в больницу»

В. Маяковский «Кем быть?»

К. Чуковского «Доктор Айболит»

П. Образцов «Лечу куклу»

И. Драг «Врач»

Я. Райнис «Кукла заболела»

В. Берестов «Больная кукла»

А. Барто «Мы с Тамарой»

А. Кардашова «Наш доктор»

И. Токмакова « Мне грустно, я лежу больной»

И. Милчева «Врач»

В. Коржикова «Рассказы о таёжном докторе»

Приложение 2

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Незаменимым спутником ребенка, его основной деятельностью является игра.  Просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты.

АНКЕТА

 «ИГРА В ЖИЗНИ ВАШЕГО РЕБЕНКА»

1.Какие условия созданы в Вашей семье для игр ребенка? / наличие игрового уголка, места и времени для игр,  набор игрушек, соответствие их возрасту ребенка /.

2. Где и как хранятся игрушки? Как Вы приучаете ребенка беречь их?

3. Есть ли у ребенка среди игрушек любимые? Какие это игрушки?

4. Кто и как часто в Вашей семье покупает игрушки? По какому поводу их покупают?

5.  Чем вы руководствуетесь  при выборе игрушки (нравится вам, нравится ребенку, подходит по возрасту, по деньгам или  просит ребенок и т. д. ваши варианты)

6. Какие настольные, развивающие игры есть у вашего ребенка? Назовите.

7. Часто ли ребенок ломает игрушки? Как Вы поступаете в таких случаях?

8.Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком? Какие темы  игр  используются в семье?

9. Если в семье есть старший брат или сестра, то наблюдаете ли Вы, во что играют дети? Организуют ли игры старшие дети?

10.Есть ли в вашей семье компьютер? Сколько времени за ним проводит ваш ребенок?

БЛАГОДАРИМ ЗА ВАШЕ УЧАСТИЕ В АНКЕТИРОВАНИИ

Приложение  3.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Консультации для родителей

«Воспитание дружеских отношений в игре»

Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения между людьми – заботы матери, ласковое обращение бабушки и других членов семьи, поведение детей. Вот две девочки играют в «дочки-матери». Одна из них обращается со своей «дочкой» ласково, внимательно, терпеливо. Другая «мама» проявляет к «дочке» чрезмерную строгость: строго выговаривает за непослушание, часто наказывает. Ясно, что поведение этих двух девочек в игре навеяно различными впечатлениями, которые, как в зеркале отражают отношение между родителями и детьми в одной и другой семье. Часто по играм детей можно судить о взаимоотношениях не только детей и родителей, но и других членов семьи: бабушки, дедушки и т.д. Большое место в творческих играх занимает отображение труда взрослых: дети играют в поезд, пароход, с большой любовью изображают смелых воинов. Однако родители всегда должны помнить, что без знакомства с окружающим, без чтения доступных детям книг, рассказов, сказок, стихов, без внимания и заботы о правильном и разумном развитии детей – их игры будут бедными по содержанию.

Такие игры не могут двигать вперёд физическое, нравственное и умственное развитие ребёнка. Заимствуя содержание игр из окружающей действительности, дети, однако, не механически копируют эту жизнь, а перерабатывают впечатления жизни в своём сознании, раскрывают в играх свой характер, выявляют своё отношение к изображаемому. Семья, детский сад показывают детям пример любви к труду, к своему городу. Дружеские отношения друг к другу. Все эти качества проявляются в играх детей. У детей игры занимают самое большое место. Тематические игры, в большинстве случаев, подсказываются имеющимися игрушками, которые являются первичным организующим началом в играх детей. Дети быстро переходят от одной роли к другой. Родители должны заботиться не столько о том, чтобы накупить как можно больше игрушек, сколько о тщательном из отборе, чтобы они были доступными, яркими, способными побудить ребёнка к полезной игре. Вовремя дать ребёнку нужную игрушку – значит поддержать и оживить его игру. Уже в младшем возрасте дети любят несложные сказки, сопровождаемые действием.

Бабушка Кати много играла с четырёхлетней внучкой. Их любимая игра называлась «Репка». «Посадила бабка репку», - задумчиво начинала бабушка, и говорит: «Расти, расти, репка, сладкая, крепкая, большая-пребольшая». Выросла репка большая, сладкая, крепкая, круглая, жёлтая. Пошла бабка репку рвать: тянет, потянет, вытянуть не может… (Тут бабушка показывала, как она тянет упрямую репку.) Позвала бабка внучку Катю (Тут Катя хваталась за бабушкину юбку): Катя за бабку, бабку за репку – тянут -потянут, вытянуть не могут. Позвала Катя брата, а он только того и ждал, чтобы уцепиться за Катю. Брат за Катю, Катя за бабку, бабка за репку – тянут – потянут, … вытянули репку. И тут у бабушки в руках появилось неведомо откуда взявшееся яблоко, или пирожок, или настоящая репка. Ребята с визгом и восторгом повисали на бабушке. И она вручала им гостинцы. Детям так нравилась эта сказка-драматизация, что, едва переступив бабушкин порог, Катя просила: «Бабушка, бабушка, потянем репку!»

Большой интерес проявляют дети к строительному материалу. Иногда по ходу игры ребёнку нужно построить пароход или автомобиль. Родители помогают ребёнку осуществить его замыслы и показывают, как нужно строить. Использование строительного материала в играх развивает воображение ребёнка, так как этот материал можно применять самым различным образом. Дети сооружают всевозможные постройки, часто это делается в связи с задуманной игрой: куклам дом, кроватку; лётчику – самолёт и т.д.
У детей 4-5 лет содержание творческих игр обогащается под влиянием воспитания, в связи с ростом их самостоятельности и расширением круга представлений. Они не удовлетворяются уже изображением отдельных эпизодов, а придумывают разные сюжеты. Если раньше, например, поезд изображался движениями и звуками, напоминающими гудки и шум паровоза, то теперь появляются роли машиниста, кондуктора, и поезд не просто идёт, а перевозит пассажиров и грузы. Дети пяти лет умеют сделать нужную постройку, находят разнообразное применение игрушкам. Их речь настолько развита, что они могут изображать различные сценки, говоря за действующих лиц. Они легко превращаются в папу и маму, в пассажира и в машиниста.

Для выполнения взятой на себя роли, ребёнок использует игрушки и различные предметы, которые способствуют созданию образов. Сюжетные игрушки (кукла, мишка, лошадка, автомобиль и др.) наталкивают ребёнка на определённые игры. Например: на лошадке можно ездить верхом, возить грузы, поить её. В посуде – готовить обед или угощать из неё чаем куклу и т.д. Что касается предметов и материалов, то их дети в играх используют по-разному. Кубики и кирпичики – изображают хлеб, пирожное или стол, стул. Взрослые должны внимательно относиться к задуманному игровому замыслу ребёнка и не разрушать его игру только потому, что им кажется смешным, что прутик в игре может быть и лошадкой. В творческих играх дети не только отражают накопленный опыт, но и углубляют свои представления об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослые, познаёт мир в процессе деятельности. В конкретных действиях, связанных с выполнением роли, ребёнок обращает внимание на многие стороны жизни, которые он без игры и не заметил бы. В ходе игры он должен действовать так, как это требует роль, что так же обогащает его представления, делает их более живыми.

Ребёнок, например, не один раз наблюдал, как действует дворник, но когда он изображал дворника, его представления становились ярче и содержательнее, особенно в коллективных играх, когда действия товарищей подсказывают ему, как надо поступать дальше, дружно договариваться о дальнейших действиях. Под воздействием родителей и воспитателей интересы детей становятся всё более устойчивыми и целеустремлёнными, их игры продолжаются намного дольше, обогащаясь эпизодами и давая простор для развития воображения. И чем содержательнее и интереснее игра, чем более устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее найти общие интересы и запросы. Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре.

В игре ребёнок испытывает сложные и высокие чувства коллективной ответственности, дружбы и товарищества, он приучается согласовывать свои действия с действиями других детей, подчинять свои стремления ходу игры, воле товарищей.

Приложение 4

Памятка для родителей.

Игровой уголок ребёнка дома

•  Советуем родителям выбирать дома самое любимое, светлое, тёплое место для игры детей.

•  Игрушки расположить так, чтобы ребёнок мог сам брать и убирать их на место.

 Лучше, если в игровом уголке будет стоять стол и стул.

•  Советуем не выставлять много игрушек, периодически их заменять.

•  В уголке игрушки должны быть разнообразные:

•  Проверяйте игрушки, чтобы не было ломаных, ремонтируйте вместе с детьми.

•  Советуем вам иметь игрушки самоделки, которые можно сделать вместе с ребёнком из природного материала.

  •  Учите, бережно относится к игрушкам,   самостоятельно наводить порядок в игровом уголке.

 

                                                          

                                             

       Приложение 5

Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника» + «Больница» + «Скорая помощь» + «Аптека»


Формировать умение творчески развивать сюжет игры; раскрыть смысл деятельности медицинского персонала; познакомить с ролью врача, медсестры, аптекаря, их обязанностями, трудовыми действиями, соблюдать последовательность игровых действий; учить вести ролевые диалоги, закрепить правила поведения больных в кабинете у врача.

Примерный перечень игровых тем

Роли, которые могут выполнять дети

Игровые действия

Предварительная работа:

Игры-спутники

Планомерное обогащение опыта детей,

передача игровой культуры

Создание развивающей предметной игровой среды (игрушки, игровые атрибуты, игровое оборудование)

«Поликлиника»:

«Больной приходит на приём  к врачу»

«На приеме у лор-врача»

 «На приеме у окулиста»

«Вызов врача на дом»

«Работа в регистратуре поликлиники»

«Обследование»

«Профилактический осмотр»

«Заболел ребёнок»

Пациент

Регистратор

Врач

Медсестра

Больной приходит в поликлинику, снимает верхнюю одежду, в регистратуре просит талончик к врачу, получает медицинскую карточку, идёт к врачу

В кабинете рассказывает врачу о недомогании, называет больную часть тела, признаки и причину болезни

С рецептом больной идёт в аптеку

Регистратор заполняет карту больного, даёт талон.
 

Врач ведёт приём, осматривает больных, задаёт вопросы, уточняет что болит, обращается к медсестре с тем, что нужно сделать (укол, закапать капли, поставить горчичники, смазать ранку, забинтовать и др). врач смотрит и помогает в случае необходимости. После просит прийти больного на следующий день на процедуры к медсестре. Больной благодарит и уходит. Врач приглашает следующего. В некоторых случаях выписывает рецепт с которым больной идёт в аптеку.

Врач окулист принимает пациента, проверяет зрение, назначает лечение, даёт советы, выдаёт больничный лист.
 

Медсестра вызывает по очереди больных, заполняет карточку.

Медсестра выполняет назначение врача, делает уколы, прививки, ставит банки, горчичники, делает ингаляции, прогревание, массаж
 

Познавательная практическая деятельность

Экскурсия в медицинский кабинет д/с.

Экскурсия к детской поликлинике.

Экскурсия в аптеку.

Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы).

Наблюдение  на улице за «скорой помощью»

Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.) Беседа с детьми о работе врача, медсестры.

Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре, аптекаре


Общение

Беседы с детьми:

«Что такое медицина?»

«Что такое болезнь?»

«Нас лечат врач и медсестра».

«Как нужно вести себя в кабинете

у врача? »

«Спор фонендоскопа и градусника, кто из них самый главный у врача»

«Как мы с мамой посещали поликлинику»

«О важности прививок»

Беседа о необходимости умения оказать помощь пострадавшему»

«О станции скорой помощи»

«Осторожно с лекарствами»

«О лекарственных растениях»


 

Художественная деятельность


Чтение лит. произведений:

Я. Забила «Ясочка простудилась»,

Э. Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?».

К. Чуковского «Доктор Айболит»

П. Образцов «Лечу куклу»;

И. Драг «Врач»

Я. Райнис «Кукла заболела»

В. Берестов «Больная кукла»

А. Барто «Мы с Тамарой»

А. Кардашова «Наш доктор»

И. Токмакова « мне грустно, я лежу больной»

И. Милчева «Врач»

В. Коржикова «Рассказы о таёжном докторе»

Игровая деятельность


Дидактические игры:

«Кому что нужно для работы»

«Если малыш поранился» (оказание первой помощи)

«Валеология или здоровый малыш»

«Я берегу здоровье»

«Если хочешь быть здоров»

«Помоги Айболиту»

Трудовая деятельность

Изготовление игрушечных таблеток, порошков, микстур.

Изготовление рецептов, справок.

Постройка помещения больницы, поликлиники, аптеки

Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки, талоны и т.д.)

Белые халаты для врача, медсестры .

Игровой набор «Кукольный доктор»: термометры, шприц, стетоскоп, пипетка, вата, бинт, лоток, ножницы, пластырь, гипсовая лангетка, баночка для таблеток, капсулы,  фонендоскоп, очки окулиста, молоток невропатолога, аппарат для измерения объема легких ,
предметы-заместители и др.
 

Карточки больных; рецепты; направления; ростомер, ширма, стол окулиста, кушетка, напольные весы), лекарства; телефон; компьютер.

 

«Семья»

«Детский сад»

«Транспорт»

«Авария на дороге»

«Пожар»

«Больница»

« В больнице»

«Посещение больных»

Больной

Врач Медсестра

Больной поступает в приемный покой.

Врач в больнице встречает приехавших, забирает больного и укладывает его в кровать, успокаивает маму, предлагает ей приехать вместе с папой завтра; мама уезжает, а врач назначает больному  лекарство.

Дежурный врач делает обход, спрашивает о самочувствии больных.

Медсестра выполняет назначение врача.

После выздоровления куклу из больницы забирают домой.
 

«Скорая помощь»

«Вызов «скорой помощи»

Больной

Диспетчер скорой помощи

Водитель скорой помощи

Врач скорой помощи

Медсестра

Больной не может встать с кровать, чтобы пойти в поликлинику;

звонит по телефону 103 и вызывает скорую помощь: называет ФИО, сообщает возраст, адрес, жалобы.

диспетчер принимает вызов и сообщает врачу;

 водитель везёт врача по адресу;

врач садится в машину, родители встречает врача; врач моет руки, вытирает, осматривает больного, ставит градусник, предлагает медсестре сделать укол, наблюдает за больной, ещё раз измеряет температуру, выписывает рецепт и уезжает, родители его провожает и идёт в аптеку за лекарствами.
 

2 вариант.

Врач после осмотра предлагает отвезти дочку в больницу; мама берёт дочку на руки, вместе с врачом садится в машину и едет в больницу.

Игрушка или макет "Машина скорой помощи" 

Костюм для врача скорой помощи

Чемоданчик с лекарствами, носилки

Руль для водителя

«Больница»:

 «Приём больного в больницу»

«В больнице»

«Обход врача»

«В процедурном кабинете»

«Посещение больных»

Больной

Врач

Медсестра

Больной поступает в приемный покой, рассказывает врачу что случилось, называет больную часть тела, признаки и причину болезни

Выполняет указания врача, медсестры

Посещает процедурный и физиотерапевтический кабинет и т. д.

Врач осматривает больного, задаёт вопросы, уточняет что болит, назначает сдать анализы или пройти рентген, назначает лекарства,  массаж, ингаляции и т.д.

Делает обход, интересуется состояние здоровья.

Выписывает из больницы

Медсестра выполняет назначение врача, измеряет давление, температуру, раздаёт лекарства, делает уколы, капельницы, ставит банки, горчичники, делает ингаляции, прогревание, массаж.
 

Белые халаты (костюмы) для врача, медсестры .

Игровой набор «Кукольный доктор»: термометры, шприц, стетоскоп, пипетка, вата, бинт, лоток, ножницы, пластырь, гипсовая лангетка, баночка для таблеток, капсулы,  фонендоскоп, очки окулиста, молоток невропатолога, аппарат для измерения объема легких ,
предметы-заместители и др.
 

лекарства

«Аптека»:

«В аптеку за лекарствами»

«Покупка лекарств»

Пациенты

Аптекарь (фармацевт)

Пациенты с рецептом идут заказывать лекарства в аптеку, занимают очередь, общаются; показывают рецепт, просят изготовить лекарство по рецепту врача, ждут пока приготовят лекарство, оплачивают заказ, просят объяснить, как принимать лекарство, принимают лекарство дома.

Принимает рецепт и заказ от покупателя, дает справку о дозировке приема того или иного лекарства, выдает лекарства строго по рецепту, пробивает кассовый чек, получает деньги от покупателя, выдает ему сда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

(описание опыта работы) «Формирование общей культуры, развитие нравственных качеств личности детей дошкольного возраста на основе национальных традиций в рамках образовательного пространства детского сада» Возраст детей: 4-5 и 5-6 лет

Аннотация Описанный опыт по нравственному воспитанию обращает нас на мудрую, проверенную веками народную педагогику. Её формами были праздники, обряды,  а методами игры, загадки.  Посло...

Описание опыта педагогической деятельности «Использование элементов Су – Джок терапии в процесс логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно- педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су- Джок метода. Су – Джок терапия является одним из эфф...

Описание опыта педагогической деятельности «Использование игр –головоломок в работе с дошкольниками»

Из опыта работы: В своей работе ,с детьми разновозрастной (старшая и подготовительная) группе , использую интеллектуально –игровую технологию. Познакомила детей играми такими как :  &l...

"Игра-средство социализации детей дошкольного возраста"

Данный материал поможет педагогам применять рекомендуемые игры для формирования навыков социализации в детском коллективе....

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ  ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ  ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ....

«Использование сюжетно-ролевой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста»

Особенности проведения образовательной деятельности с использованием музыкально-ритмических игр-сказок....

Современная педагогическая практика «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста».

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозг...