Описание опыта педагогической деятельности «Использование игр –головоломок в работе с дошкольниками»
статья по математике (старшая группа)

Мамонтова Марина Николаевна

Из опыта работы:

 В своей работе ,с детьми разновозрастной (старшая и подготовительная) группе , использую интеллектуально –игровую технологию. Познакомила детей играми такими как :  « Блоки Дьенеша» , «Палочки Кьюзенера», Кубики Никитина «Сложи узор» и играми головоломками. Все игры развивают у детей логическое мышление, воображение , внимание и другие психические процессы. Играем мы  в вечернее время  в режимные моменты и  на  НОД .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_opyt_raboty.docx382.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад»с. Межадор

«Челядьос видзанiн» Межадор сиктса школаодз велодан

муниципальной сьомкуд учреждение 

Описание опыта педагогической деятельности

«Использование  игр –головоломок в работе с дошкольниками»

 

                                                                             

                                                                         Составитель: Мамонтова М.Н.

                                                 

                                                    2021г

Описание опыта педагогической деятельности «Использование  игр –головоломок в работе с дошкольниками»

Актуальность.

Мышление неразрывно связано с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи. Всем нам приходится размышлять в повседневной жизни, но растущие запросы и возможности современного мира требуют всё более совершенных мыслительных способностей. Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определённые навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Эти качества обязательно потребуются ребёнку, чтобы добиться успеха в жизни.

Из опыта работы:

 В своей работе ,с детьми разновозрастной (старшая и подготовительная) группе , использую интеллектуально –игровую технологию. Познакомила детей играми такими как :  « Блоки Дьенеша» , «Палочки Кьюзенера», Кубики Никитина «Сложи узор» и играми головоломками. Все игры развивают у детей логическое мышление, воображение , внимание и другие психические процессы. Играем мы  в вечернее время  в режимные моменты и  на  НОД .

Познакомила детей с играми головоломками:

       Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Игры-головоломки: «Танграм» , «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово  яйцо», «Вьетнамская игра», «Пентамино»  , которыми мы играем с детьми ,все эти игры объединяет общность цели, способов действия и результата. Они расположены по принципу от простого к сложному .Овладев одной игрой, ребенок получает ключ к освоению следующей.

                        Цель  :Формирование сенсорных процессов, пространственных представлений, наглядно-образного и логического мышления.

                        Перед собой  поставила   задачи:                  

        1. Научить детей создавать на плоскости силуэты предметов по образцу  или по замыслу.

         

           2.  Развивать пространственные представления, воображения ,конструктивное мышление , целенаправленность в решении практических задач.

  3.    Способствовать совершенствованию практической ориентировки  детей в геометрических фигурах.

         4 .Воспитывать познавательный интерес.  

                                 

           В играх я учитывала  возрастные и индивидуальные особенности детей ,их склонности, возможности ,уровень подготовки.

         Детей привлекает в играх занимательность, свобода действий и подчинение правилам, возможность проявить творчество и фантазию.

Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры(например, квадрата в игре «Танграм» или круга в «Волшебном круге») на несколько частей. Способ деления целого на части дается вописании игры и показан на рисунке.                                                                             https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0002/001681b9-4e14712d/hello_html_1d694ab4.jpg

На любой плоскости (пол ,стол ,фланелеграф ,и  т .д) из геометрических фигур, входящих в набор ,выкладываются силуэты  дома  ,лисы, моста, человека или сюжетная картинка.

https://etc.usf.edu/clipart/64600/64608/64608_Cat2_OA_md.gif, https://i.pinimg.com/236x/48/6a/d5/486ad56971cc76671889ed0ae19a2e20--tangram.jpg?nii=t 

Способ действия в играх прост, однако требует умственной и двигательной активности, самостоятельности и заключается в постоянном преобразовании, изменении пространственного расположения частей набора (геометрических фигур).

Все игры результативны: получается плоскостное ,силуэтное изображение предмета.   G:\аттестац.Апрель\8dd5f7e1990f62138d1277bc233f1da5.jpg (1).jpg 

Оно условно, схематично ,но образ легко угадывается по основным, характерным признакам предмета, строению пропорциональному соотношению частей ,форме. Из любого набора можно составить абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры. Если силуэт ,составленный играющим ,интересен , нов, оригинален  по характеру решению ,то это свидетельствует о сформированной   у ребенка сенсорных процессов, пространственных представлений , наглядно-образного и логического мышления.

 Каждая игра имеет свой комплект  элементов ,отличающих от элементов других игр, и обладает только ей присущими возможностями в создании силуэтов на плоскости. Так ,из деталей «Танграма» можно выкладывать силуэты животных, человека, предметы домашнего обихода, буквы ,цифры ,из «Колумбова яйца»-силуэты птиц G:\аттестац.Апрель\3021209315b03101e07f496dcad1294b.jpg.jpg 

,а «Листик » дает возможность составить силуэты различных видов транспорта  

  G:\аттестац.Апрель\4b50093ea27306aeae1ebebf060c76e9.jpg.jpg   ,а «Волшебный круг» можно выкладывать силуэты растений , насекомых. 

G:\аттестац.Апрель\5b7b590be0b630ebac4d3d0d4e453ab1.jpg.jpg  , G:\аттестац.Апрель\8dd5f7e1990f62138d1277bc233f1da5.jpg.jpg                                         

                                                                                                                                                                        Опыт игровой деятельности ,самостоятельные поиски решения , творческое воображение помогут ребятам не только определить оптимальные возможности той или иной игры, но и значительно расширить эти возможности за счет создания новых разнообразных силуэтных изображений предметов, форм, фигур.

     Знакомила  детей с играми   постепенно. Вначале дети  узнавали  название игры, рассматривали  наборы  фигур. Затем  предложила  сгруппировать фигуры по форме, размеру, составить из нескольких новую: выложить квадрат из двух треугольников, четырехугольник из квадрата и двух треугольников, треугольник из имеющихся фигур и т.д. Предложила  детям составить новые геометрические фигуры по чертежу, а затем по собственному замыслу. И при этом спрашивала , как называется новая фигура, из чего и как она получилась.
       Важно, чтобы дети усвоили и хорошо запомнили основные правила игры: при составлении силуэтных изображений используется целиком весь комплект, детали геометрического конструктора при этом плотно присоединяются друг другу.

        Игровая деятельность детей организуется по-разному и может осуществляться двумя путями.

                   Первый путь  предлагает постепенное усложнение используемых в играх образцов :от расчлененному ,а затем к образцу в виде рисунка. Составляя силуэты по расчлененному образец , дети  просто копируют  его ,но тем не менее усваивают способы соединения элементов, учатся сочетать их по размеру, соотношению сторон, что способствует развитию глазомера и комбинаторных способностей .Переходя затем к нерасчлененному образцу и пользуясь им, дети  имеют возможность высказаться   вслух .

           Предположение о размещении каждой части набора, учится  практически проверять свои гипотезы, что обеспечивает осознанность действий и поиска. Благодаря образцу цель игры приобретает  образную форму. Это усиливает мыслительную активность детей, создает у них положительное эмоциональное состояние, стимулирует интерес и целенаправленную поисковую деятельность. Приобретенные умения позволяют детям постепенно переходить  к составлению силуэтов только по рисунку или собственному замыслу.

                 Второй путь организации игровой деятельности в большой мере основан на развитие творчества ребенка.  Вначале я  предлагаю детям составить задуманный силуэт из неполного набора элементов игры. Дети таким образом сразу ставятся в условия, когда необходимо проявить самостоятельность в постановке цели , отборе средств для ее реализации, выборе способа составления, оценки результата. После составления силуэта из неполного набора дети переходят выкладыванию картинок по замыслу с обязательным использованием всех элементов набора игры. На этом этапе игры можно использовать нерасчлененные образцы и рисунки реальных предметов в качестве образца.

                  Содержательной , интересной , но достаточно сложной деятельностью является составление силуэта или сюжетной композиции из двух одинаковых наборов игры.

                     Каждая игра – это необходимый этап подготовки к следующей , содержащей освоенные способы действий и новые , более сложные. Со временем можно предоставить ребенку  возможность самому выбирать игру по желанию.

         Поддерживать интерес к играм помогают загадки , стихотворения, рассказы, сказки, скороговорки .        


Конспект занятия в подготовительной группе с использованием игр-головоломок «Путешествие по математическим островам»

Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством игр – головоломок.

Задачи:

• развивать смекалку, логическое мышление, сообразительность, внимание, воображение;

• закреплять знания детей о геометрических фигурах, продолжать учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры;

• упражнять в умении использовать схемы при конструировании («Колумбово яйцо»);

• закрепить названия дней недели, времен года, месяцев;

• закреплять умение решать арифметические задачи, примеры на сложение и вычитание в пределах 10;

• упражнять в обратном счёте в пределах 10;

• закреплять умение рисовать по точкам;

• воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

• воспитывать интерес к математическим занятиям.

Воспитатель: Ребята, когда я шла утром в детский сад, то нашла у дверей нашей группы письмо. Давайте прочитаем для кого оно (воспитатель и дети  читают).

 Молодцы! И теперь мы знаем, что оно для вас и прислала нам его Фея из страны Математики, давай откроем и почитаем.

«Дорогие дети, я приглашаю вас в путешествие по морю, к волшебным островам, на поиски клада. В пути вас ждут интересные задания. Вы должны будете показать свои знания, умения и сообразительность. И если вы справитесь со всеми испытаниями, в конце путешествия вы найдете сокровища. Желаю удачи. Фея!»

Воспитатель: Ну, что примем приглашение Феи? Отправимся в путешествие?

Воспитатель: Тогда давайте подготовимся к путешествию и проведем разминку для ума.

Воспитатель: Ребята, для того, чтобы ответить правильно, нужно внимательно слушать. (Воспитатель передает детям мяч, у кого он оказался в руках, тот и отвечает на вопрос)

Игра «Круглый год».

- Какое сейчас время года? (Весна)

- Назови соседей весны. (зима и лето)

- Назови весенние месяцы по порядку. (Март, Апрель, Май)

- Назови соседей лета. (Весна, осень).

- Назови летние месяцы по порядку. (Июнь, июль, август).

- Скажи, с какого месяца начинается календарный год? (С января).

- А каким месяцем год заканчивается? (Декабрём).

- Сколько всего месяцев в году? (12)

- Перечисли все месяца.

- Сколько всего времён года? (4)

- Какой день недели сегодня?

- Какой день недели был вчера?

- Какой день недели будет завтра?

- Какой день недели между понедельником и средой? (вторник)

Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень хорошо подготовились к путешествию. А на чем же мы отправимся в морское путешествие?

А чтобы узнать, на чем мы отправимся с вами в путешествие нам необходимо выполнить первое задание. Для этого нам нужно пройти за столы и соединить на листочках по порядку цифры от 1 до 21.

И что же у нас получилось?

Дети: Корабль.

Воспитатель: Верно, значит, поплывем мы на корабле. А без чего нас не пустят на корабль?

Дети: Без билетов.

Воспитатель: Конечно. Фея нам оставила не только письмо, она и билеты нам заказала. Только они не обычные. На них изображены различные предметы, а количество предметов соответствует цифре вашего места. Итак, внимательно проверяем свои билеты и занимаем места на корабле.

 Все заняли свои места? Садимся поудобней и отправляемся в путешествие (Звучит музыка).Закройте глаза и представьте, что только море вокруг, плещутся волны. Мы в бинокль смотрим вдаль и, вдруг, видим на горизонте маленькую точку она приближается к нам, становится все больше и больше. И что мы видим.

 Это остров. Ребята, посмотрите какой он необычной формы, какую геометрическую фигуру он вам напоминает?

Дети: треугольник.

Воспитатель: А что мы с вами знаем о треугольниках? Что это за фигуры такие?

Дети: Треугольник, это геометрическая фигура, у которой 3 угла, 3 стороны.

Воспитатель: Правильно. Мы с вами отправились в путешествие по приглашению Феи из страны Математика и в этой стране даже острова необычные, а похожие на разные геометрические фигуры. Давайте, узнаем, как называется первый остров.

Дети(читают)Остров Превращений.

А сейчас, первое задания от Феи. Чтобы его выполнить, нужно будет разделиться на группы.

Сложите из 4 палочек квадрат, а теперь переложите 1 палочку, чтобы получился стульчик.

Постройте из 6 палочек домик, а теперь нужно переложить 2 палочки, чтобы получился флажок.

Составьте из палочек треугольник, а теперь добавьте еще 2 палочки, чтобы треугольников стало 2.

Молодцы. Справились с первым заданием

. Садимся на наш корабль и отправляемся дальше.

 И вот впереди следующий остров. На что же он похож?

Дети: На квадрат.

Воспитатель: Верно. А что вы можете рассказать о квадрате?

Дети: Это геометрическая фигура, у которой все стороны равны, у него 4 вершины,4 угла и 4 стороны.

Воспитатель: Молодцы. А как называется этот остров?

Дети(читают) Остров Примеров.

Воспитатель: Ребята, перед тем, как мы с вами выполним задание, я предлагаю вам сделать гимнастику для наших пальчиков.

Пальчиковая гимнастика РЫБКИ

Ладони сомкнуты, чуть округлены.

Пять маленьких рыбок играли в реке,

Выполняем волнообразные движения в воздухе.

Лежало большое бревно на песке,

Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.

И рыбка сказала«Нырять здесь легко!»

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение.

Вторая сказала«Ведь здесь глубоко.»

Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).

А третья сказала«Мне хочется спать!»

Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

Быстро качаем ладонями (дрожь).

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).

Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»

Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (уплывают).

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Ребята, на острове часто идут дожди и они смыли с зонтиков всю краску, и чтобы отправиться дальше в наше путешествие, нам нужно помочь жителям этого острова и сделать их снова разноцветными. Для того, чтобы узнать каким цветом раскрашивать зонтик, нужно правильно решить пример. Если задание понятно, то всем удачи, можно начинать работать.

Воспитатель: А сейчас, я попрошу вас, поменяться в парах своими зонтиками и проверить своего соседа, справился ли он с заданием. Проверили?

 Все правильно выполнили задание? Молодцы. Мы помогли жителям острова и у них зонтики снова стали разноцветными, а мы с вами можем отправляться дальше.

Проходим на наш корабль и продолжаем путешествие.

А вот и третий остров, как же он называется?

Дети: Остров Отдыха.

Воспитатель: А на какую геометрическую фигуру он похож?

Дети: На круг.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас размяться, на этом острове живет капитан Краб и он приглашает нас на физкультминутку (движения под песенку).

Отдохнули?

 Отправляемся дальше.

И вот перед нами следующий остров, давайте прочитаем его название.

Дети: Остров Вопросов.

Воспитатель: Верно, какой он формы? Что напоминает?

Дети: Прямоугольник. Это геометрическая фигура, у которой противоположные стороны равны. У него 4 вершины, 4 угла и 4 стороны.

Воспитатель: Молодцы. Как вы уже догадались, на этом острове нас ждут хитрые вопросы и интересные задачки. Ребята, этот остров захватили пираты и прислали нам конверт с заданием, которое надо выполнить. Слушаем внимательно и отвечаем на вопросы только подняв руку, это главное условие пиратов.

• Сколько орехов в пустом стакане?

• Если съесть одну сливу, то, что останется?

• В феврале в нашем дворе расцвели три ромашки и две розы.

Сколько стало цветов во дворе? (Нисколько. В феврале цветы не растут.)

• Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?

• Гусь весит 2 кг. Если он встанет на одну ногу, то будет тяжелее или легче?

• У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Одна – Маша).

• Три девочки играли в куклы час. Сколько часов играла каждая девочка? (Один час)

• Какого вида камни нельзя найти в океане? (Сухие)

• Из-под ворот видно 8 собачьих лап. Сколько собак за воротами?

Молодцы, справились с такими сложными вопросами. Пираты не усидели на месте и сами хотят вас проверить. И теперь задачи от пиратов.

У нашей кошки шесть котят

В лукошке рядышком сидят.

А у соседской кошки – три!

Такие милые, смотри!

Котят пустили погулять.

Попробуйте их сосчитать!

Четыре овечки на травке лежали.

Потом три овечки домой убежали.

А ну, на картинку взгляни поскорей

Сколько овечек на травке теперь?

Шесть орешков мама-свинка

Для детей несла в корзинке.

Свинку ежик повстречал

И еще четыре дал!

Сколько же орехов свинка

Деткам принесла в корзинке?

Белка пять грибов нашла

Три – бельчатам отдала.

Сидит белка у дупла

У нее грибочков? (два)

Воспитатель: Ребята, вы справились со всеми заданиями, и пираты нас пропускают дальше.

Садимся на наш пароход и отправляемся.

И вот перед нами еще один остров. На какую фигуру он похож?

Дети: Овал.

Воспитатель: Верно. А как называется этот остров?

Дети(читают) Остров Фигур.

Воспитатель : На этом острове живет много разных птиц, животных.

Хозяйкой этого острова является черепаха. И от нее следующее задание. Проходите за столы. Нам нужно выложить изображение черепахи из геометрических фигур. У вас на столах есть схемы, по которым нужно выложить силуэт Черепахи. Приступаем.

Ребята, вы все справились с заданием, молодцы! И черепаха за это нам дарит сундук. Мы нашли клад! Мы можем возвращаться обратно в детский сад. Но пока мы выполняли задание Черепахи, наш корабль уплыл. Что же теперь нам делать? Как попасть в детский сад?

Смотрите, нам на помощь пришла Фея. Она предлагает нам, помочь девочке вернуться домой, пройдя через лабиринт. Если мы все сделаем правильно, то тоже сможем вернуться в детский сад.

Воспитатель: Молодцы, мы прошли через волшебный лабиринт. Теперь надо закрыть глаза и посчитать в обратном порядке от 10 до 0. Открывайте глаза, мы снова вернулись в наш детский сад.

Ребята вам понравилось путешествие? На островах, какой формы мы побывали? Какое задание больше всего понравилось? Какое вызвало затруднение, было сложным?

Мне тоже очень понравилось, что вы сегодня были внимательными, сообразительными. Всем спасибо.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта педагогической деятельности. Организация самостоятельной поисковой деятельности старших дошкольников

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Поэтому в настоящее время вопрос о патриотич...

Описание опыта педагогической деятельности «Использование элементов Су – Джок терапии в процесс логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно- педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су- Джок метода. Су – Джок терапия является одним из эфф...

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

laquo;Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности дошкольников»...

Описание опыта педагогической деятельности

В 2016 году на муниципальном уровне описывала свой опыт педагогической деятельности по теме: "Мини - музей "Русской старины" как средство приобщения детей к русской культуре"...

Описание опыта педагогической деятельности «Нетрадиционные техники рисования в старшей дошкольной группе»

Цель  - развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования, создание условий для развития    двигательных функций кистей рук &nda...