Описание опыта педагогической деятельности. Организация самостоятельной поисковой деятельности старших дошкольников
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Акимова Ольга Ивановна

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Поэтому в настоящее время вопрос о патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален, так как сегодня государство стремиться возвратить утерянные ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_ideya_na_konkurs.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Инсарский детский сад «Солнышко»

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Организация самостоятельной поисковой деятельности старших дошкольников»

Подготовила: воспитатель

МБДОУ «Инсарский детский сад «Солнышко»

Акимова О. И.


«Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

(В.А. Сухомлинский)

          Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Поэтому в настоящее время вопрос о патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален, так как сегодня государство стремится возвратить утерянные ценности.

В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, толерантное отношение к другим людям.

Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.

Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детскому саду, родной улице, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Исходя из важнейшего положения психологии и педагогики о том, что формирование патриотических чувств дошкольника происходит в процессе совместной деятельности, которая предоставляет им возможность получить новые знания, наиболее результативным средством патриотического воспитания является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.

Организатором и руководителем детской проектной деятельности выступает воспитатель, который становится для ребенка не только источником информации, консультантом и экспертом, но и партнером, и помощником в его саморазвитии.

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. Но в то же время Великая Отечественная война для наших детей – далекая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Необходимо попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк естественный  интерес ко всему происходящему в мире. Верно сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее».

В нашем детском саду второй год я реализую задачи военно-  патриотического воспитания подрастающего поколения.

Обратив внимание на то, что старшие дошкольники страдают дефицитом знаний об освобождении родной страны от немецко-фашистских захватчиков, участии членов семьи старшего поколения в Великой отечественной войне, был разработан  проект «Прадедушкин Орден».

         Основная цель педагогической идеи:

 Способствовать формированию патриотических чувств через развитие самостоятельной поисковой деятельности детей.

Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:

  1. Формирование духовно-нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье, поселку, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
  2. Формирование патриотических чувств на основе ознакомления с ближайшей средой и боевыми традициями земляков.
  3. Формирование представлений о России, как о родной стране, о Мордовии, как о малой Родине.
  4. Формирование познавательной активности и инициативы, путем организованной деятельности и досуговых мероприятий.
  5. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа, гражданина своей страны.
  6. Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойного будущего гражданина России, патриота своего Отечества.

        Работу по реализации патриотического проекта веду регулярно и систематически, вовлекая детей в разные виды деятельности.

Работа ведется по блокам:

  1. Я, моя семья, мой детский сад.
  2. История моего города и Отечества.
  3. Самостоятельная поисковая деятельность.
  4. Создание общего проекта «Книга памяти».

Мной была разработана модель реализации проекта.

Заинтересованность - Знания, представления (теория) - Практическое участие - Самостоятельная поисковая деятельность - Общий результат = Патриотические чувства, качества.

  В группе я оборудовала патриотический уголок, где много материала для занятий и игр. В уголке детей встречает кукла Солдатка Катюша, которая в игровой форме рассказывает детям о войне, истории города и Отечества.

         На первом этапе работы проекта, я  создала в группе работу отряда «Патриот», где особое внимание  уделяется заинтересованности детей данным проектом, создание своих родословных, изучение своей семьи, своего «я», а также дети начали заниматься строевой подготовкой - под военные марши.

На втором этапе работы, я знакомила детей  с историей Великой Отечественной войны в ходе непосредственно организованной деятельности через рассказы и произведения  о подвигах русских солдат. Очень увлекательно прошла  экскурсия  в  краеведческий музей, работники которого рассказали  о подвигах наших земляков. Неизгладимое впечатление оказало на воспитанников не просто посещение памятника «Солдату», но и участие в мероприятии «Фронтовые письма», результатом, которого стало возложение цветов героям, погибшим в Великой отечественной войне. Дети с большим удовольствием читали фронтовые письма и почтили погибших минутой молчания.

После каждой экскурсии дети передавали свои впечатления в рисунках. Все работы были представлены на тематической выставке, посвященной Дню Победы.

Самым ярким событием для ребят было участие в военно-спортивной игре «Зарница». Игра проводилась с целью приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям, формирование детских представлений о военной службе, обязанности каждого мужчины – защищать свою Родину. Длительная и тщательная подготовка к игре сплачивает детей, родителей и педагогов. Родители готовили необходимые атрибуты к этой игре. На занятиях в совместной деятельности дети знакомились с воинскими званиями, изучали художественную литературу на военную тематику. На рисовании отображали свою позицию в рисунках, на музыке разучивали военные песни, учились маршировать. Мною разработаны комплексы утренней и бодрящей гимнастики «Мы - моряки», «Мы – военные», «Мы – будущие защитники», «Силачи», где дети стремились правильно выполнять упражнения, чтобы быть сильными, и ловкими. Все это служило серьезной мотивацией для проведения игры. Юным участникам «Зарницы» предстояло показать свою силу и ловкость в командных заданиях. Перед юными бойцами стояла важная задача – необходимо найти пакет с важными документами, который пропал из штаба. Во время игры,  ребята продемонстрировали не просто свои физические способности, но и логику, организаторские способности и смекалку, а также умение анализировать и достигать поставленные цели.

Результат работы первых двух этапов, был очень высоким: у дошкольников сформировался естественный интерес к истории своей Родины и семьи. Дети самостоятельно приступили к третьему блоку, этапу проекта – опросу родителей о войне и о судьбе своих воевавших родственников. Каждому хотелось «побольше» узнать о причастности членов семьи к освобождению России от врага. Это было начало третьего блока – самостоятельная, поисковая деятельность детей.

В тесном взаимодействии с родителями  была проведена поисковая работа  в кругу семьи. Побеседовав с родителями, бабушками и дедушками, дети приносили имеющиеся фотографии близких, принимавших участие в освобождении нашей Родины. Ребята, приходя в детсад, делились друг с другом тем, что они узнали, приносили в группы фотографии,  рассказы, записанные родителями со слов детей.

Результатом проекта или четвертым этапом, стало создание общего проекта «Книги Памяти». Я стремилась к тому, чтобы дети как можно больше вовлеклись в процесс создания, и занимала  позицию советчика, а не руководителя творческой затеи. Ребята чувствовали свою ответственность за то, что они делали, и испытывали от этого удовольствие.

В процессе создания «Книги Памяти» ребята не только получали  знания о войне, но и развивали свое собственное отношение к ней, вырабатывали свое мнение, делали выводы. По тому, как увлеченно шла работа, видно было понимание детьми ценности своего труда и осознание значимости Великой Отечественной войны.

Заключение

На основе анализа проведенной работы, можно сделать вывод, о том, что детская проектная деятельность имеет огромный развивающий потенциал. В процессе самостоятельной поисковой работы дети не просто развиваются умственно и физически, они получают положительный эмоциональный настрой, представляя себя настоящими историками, исследователями, удовлетворяют тем самым присущую им от природы любознательность.

Работа по военно-патриотическому воспитанию в нашем детском саду продолжается, составленная детьми «Книга памяти» постоянно пополняется все новыми рассказами, фотографиями и иллюстрациями, дети продолжают участвовать в военно-патриотических мероприятиях.

Глядя на наших ребят, можно с уверенностью сказать, что память о героях Великой Отечественной войны не умрет!

Литература

  1. Великой Победе посвящается: Праздники в детском саду/ Сост. Ю.Е. Антонов. 2-е изд.- М.: ТЦ Сфера, 2015.-128с.
  2. Дошкольникам о защитниках отечества / Под. ред. Кондрыкинской

Л.А. - М., 2006.

  1. Зацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание

дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет. – М.; Мозаика – Синтез,

2008 – 112 с.

  1. Инсар: Фотоальбом/ Сост. Т. Н. Кузьмина; Фот. Н. Е. Ревизов.- Саранск: Мордов. кн.изд-во, 1990 – 80с.
  2. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе. М., 2009.
  3. Токмакова  И. Неувядаемая дата / И. Токмакова // Дошкольное воспитание.- 2000.- №5.-4-5.
  4. Шорыгина Т. А. Беседы о детях – героях Великой Отечественной войны. – М.: ТЦ Сфера, 2015.-80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интеграция непосредственно организованной образовательной деятельности и самостоятельной коммуникативной деятельности старших дошкольников посредством моделирования»

Тематическое планирование через интеграцию непосредственно организованной образовательной деятельности и самостоятельной коммуникативной деятельности  старших дошкольников посредством модели...

. «Организация самостоятельной продуктивной деятельности старших дошкольников в режиме дня» (в условиях ФГОС ДО)

Выступление на ГМО  «Организация самостоятельной продуктивной деятельности старших дошкольников в режиме дня»(в условиях ФГОС ДО)1 слайд Здравствуйте. Тема моей презентации : Система работы ...

Описание опыта педагогической деятельности «Использование элементов Су – Джок терапии в процесс логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно- педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су- Джок метода. Су – Джок терапия является одним из эфф...

Описание опыта педагогической деятельности «Использование игр –головоломок в работе с дошкольниками»

Из опыта работы: В своей работе ,с детьми разновозрастной (старшая и подготовительная) группе , использую интеллектуально –игровую технологию. Познакомила детей играми такими как :  &l...

Описание опыта педагогической деятельности «Нетрадиционные техники рисования в старшей дошкольной группе»

Цель  - развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования, создание условий для развития    двигательных функций кистей рук &nda...

Описание опыта педагогической деятельности «Развитие познавательной активности у детей старшей группы посредствам использования Лэпбуков»

Современному педагогу необходимо строить образовательный процесс  так, чтобы ребенок  был активным, любознательным, интересовался новым, неизвестным об окружающем мире, задавал  вопросы...

Описание опыта работы на тему «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования».

Развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей....