Описание опыта педагогической деятельности по формированию валеологический представлений у детей дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа) по теме

Палочкина Елена Витальевна

Описание опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_valeologicheskomu_vospitaniyu_detey_2.docx55.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад п. Ермаково

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Палочкина Елена Витальевна,

воспитатель


Необходимость привития валеологической культуры людям и особенности этой культуры были затронуты известным российским микробиологом И. И. Мечниковым. Ученый считал, что самым главным является научить людей делать правильный и безошибочный выбор  в различных ситуациях, выбирать только полезное для здоровья и отказываться от вредного.

Согласно статистике ВОЗ, сильное влияние на здоровье оказывают образ жизни человека (около 50-55 процентов), окружающая среда (25 процентов), наследственность (около 20 процентов), медицинское обеспечение (15 процентов).

Образ жизни состоит из уровня физической активности, наличия или отсутствия пагубных привычек. К этому же понятию относятся особенности разделения трудовой деятельности и отдыха, соблюдение режима дня, качество и длительность ночного сна, культура питания.

На формирование валеологической культуры влияют особенности воспитания и педагогическое взаимодействие взрослых и детей.

Здоровье – это не просто отсутствие патологий, это еще и высокая работоспособность, творческая деятельность, эмоциональная гармония – все это лежит в основе благополучного развития личности.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни.

Свою деятельность по развитию валеологической культуры у детей дошкольного возраста я начала проводить в 2015 году с детьми-выпускниками детских садов.

В процессе работы я заметила, что к старшему дошкольному возрасту дети предпочитают не активно двигаться, а проводить время за компьютерами, что быстро приводит к ухудшению здоровья (появлению лишнего веса, неправильной осанки, плохого зрения). Таким детям сложно развить усидчивость, умение получать нагрузки без вреда для здоровья, управлять своими эмоциями, быстро переключаться с одной задачи на другую, осваивать другие навыки самовоспитания, которые пригодятся при прохождении школьной программы.

Я проводила диагностику детей в старших и подготовительных группах детского сада. При этом я руководствовалась материалами Деркунской В. А. «Диагностика культуры здоровья дошкольников». Работа проводилась по четырем пунктам: здоровье человека, организм человека, безопасный мир, человек и другие люди.

Были получены следующие результаты:

Дошкольники с невысоким уровнем культуры здоровья – это дети с нестабильной мотивацией к ведению здорового образа жизни или с полным отсутствием такой мотивации. Знания таких людей носят избирательный характер, они не готовы решать задачи валеологического характера.

Средний уровень включает в себя детей, которые частично знакомы с содержанием валеологии, активны в общении и решении проблем, в определенных случаях могут применять валеологические навыки в практической деятельности. Мотивация к ведению здорового образа жизни также является неустойчивой.

Высокий уровень был только у двух детей, их знания имеют целостный характер, имеется мотивация.

Превосходный уровень (устойчивая мотивация к здоровой жизни) не был зафиксирован ни у одного из дошкольников.

К завершению дошкольного возраста результаты диагностики показали изменения в лучшую сторону, однако по-прежнему доминирует средняя степень развития валеологической культуры. Я считают, что этого недостаточно, поскольку такое значение демонстрирует невысокую мотивацию к здоровому образу жизни.

В процессе работы по формированию валеологических навыков у детей, возникли две проблемы:

  • Образовательная программа детских садов хотя и затрагивает решение задач валеологии, однако не формирует единой системы работы по развитию основ здорового образа жизни.
  • Невысокая мотивация родителей к ведению здоровой жизни.

В 2017 году в детский сад была набрана группа младшего дошкольного возраста, состоящая как из вновь прибывших, домашних, детей так и из детей, посещающих ранее ДОУ.

Для определения первичных знаний по валеологии я пользовалась следующими методами:

  1. наблюдение в процессе различной деятельности (акцент делался на навыках культурно-гигиенического характера и навыках самообслуживания);
  2. беседы;
  3. игры по валеологии.

Результаты продемонстрировали, что навыки гигиены в большинстве случаев имеются у всех детей, однако не у всех они носят осознанный характер. Так, на вопрос, почему требуется мыть руки, дети давали ответ «потому что так сказала мама», только два человека ответили «чтобы не заболеть».

По уровню сформированности навыков самообслуживания «домашние» дети резко отличались от тех, кто ранее уже был в детском саду.

Таким образом появилась идея реализации собственного проекта «Будь здоров, малыш!», который предполагал включение оздоровительных навыков в образовательный процесс, что в результате будет формировать привычку здорового образа жизни, способствовать сохранению и укреплению детского здоровья (физического, психического и интеллектуального).

Пояснительная записка:

Цикл занятий разработан в соответствии с Законом «Об образовании», СаНПиН и ФГОС дошкольного образования.

Рассчитан для детей 3-4 лет и направлен на формирование у дошкольников представлений о здоровье, на совершенствование всех видов движений, физического развития и психологических познавательных функций через элементарные кинезиологические упражнения, поддержание бодрого жизнерадостного настроения.

Актуальность:

Каждый год увеличивается процент детей с заболеваниями, формируется тенденция постоянного роста уровня заболеваемости среди детей-дошкольников. Именно поэтому задачи сохранения и укрепления здоровья регламентируются нормативными актами на различных уровнях.

Новизна:

Занятия включают в себя решение важных задач социального и педагогического характера, призваны воспитать у ребенка навыки грамотного поведения в непредвиденных ситуациях, сформировать бережный подход к собственному здоровью. В каждое занятие включаются «физкультминутки», эти упражнения могут выполнять дети-дошкольники, кинезиологические методики – это новый подход к сохранению здоровья. Упражнения улучшают функционирование мозга, повышают активность и стремление к знаниям, способствуют развитию интеллекта.

Данная методическая разработка включает в себя цели и задачи работы с детьми младших дошкольных групп детских садов.

Цель: Формирование представлений у детей младшего дoшкольного возраста об элементарных приемах сoхранения и укреплении психoфизического здоровья.

Задачи:

  • Обогащать  представления у детей о людях, особенностях их внешнего вида и анатомии, о различных эмоциях, развитие доброжелательного отношения к близкому человеку (любви к родственникам, доверии к воспитателям и симпатии к ровесникам).
  • Развитие самостоятельности и навыков самообслуживания.
  • Развитие основных навыков заботы о собственном здоровье.
  • Обучение различать бытовые предметы – источники опасности.
  • Формирование эмоциональной заинтересованности, желания участвовать в подвижной деятельности.
  • Обучение детей согласованию собственных действий с деятельностью других людей.
  • Обучение физическим упражнениям, которые способствуют укреплению интеллекта.

Образовательный процесс построен на следующих принципах педагогики:

  1. Системный принцип:

Направленность на различные области детского здоровья (эмоциональную, физическую, социально-нравственную и психологическую).

Сочетание усилий педагога и родителей.

  1. Деятельностный принцип:

Освоение детьми культуры валеологии в совместной работе с педагогами.

  1. «Не навреди»

Применение безопасных для здоровья методик.

  1. Гуманизм:

Ориентир на общечеловеческие ценности.

  1. Альтруизм:

Помощь своим сверстникам.

  1. Правило меры:

Для здоровья хороши те действия, в которых соблюдается мера.

Методы  воспитания для сохранения здоровья младшего дошкольника включают в себя следующее:

  • эксперименты;
  • дидактические игры, разыгрывание сюжетных проблемных ситуаций, инсценировки различных ситуаций с использованием игрушек;
  • знакомство с потешками, стихами и другим творчеством;
  • демонстрация иллюстраций;
  • проведение игр-путешествий;
  • подражание персонажам из сказок;
  • проведение тематических бесед;
  • показ картинок на тему здорового образа жизни;
  • показ действий с примерами и выполнение этих действий дошкольниками;
  • создание радостных моментов, связанных с личной гигиеной.

Приемы в образовательной валеологической деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

В процессе проведения непосредственно - образовательной деятельности используются следующие приемы:

  • рассказ педагога, беседа с детьми;
  • изучение стихотворений;
  • создание модели ситуации;
  • демонстрация тематических иллюстраций;
  • игры дидактического характера;
  • дыхательные и пальчиковые упражнения;
  • простые упражнения кинезиологического характера.

Ожидаемые результаты детей на ранней стадии формирования навыков по валеологии

Результаты обучения младших дошкольников – получение новых знаний и умений, которые дети могут применять на практике в тех или иных ситуациях:

  1. Ребенок активен в общении с другими людьми, участвует в совместной деятельности.
  2. Самостоятельно воспроизводит базовые правила культурного поведения, проявляет к ровесникам дружелюбное отношение, реагирует на проявление эмоций у близких людей.
  3. Способен проявлять сочувствие. Ребенок сохраняет стабильное активное и позитивное настроение.
  4. Наличие базовых представлений о важности здоровья, необходимости соблюдения гигиенических норм.
  5. Знание основных правил поведения за столом (отсутствие разговоров, спокойное поведение, слова благодарности).
  6. Вежливое обращение к педагогу.
  7. В игровой деятельности – самостоятельное воспроизведение последовательных действий, отражающих гигиенические процедуры и прием пищи.
  8. Знание основных правил безопасности.
  9. Стремление оказать помощь тем, кто в этом нуждается, проявление сочувствия.
  10. Владение базовыми физическими упражнениями для сохранения активного мышления и позитивного настроения.

Связь с другими сферами образования

Образовательная деятельность по развитию валеологических навыков у дошкольников включает в себя пять сфер развития.

Для познавательных навыков применяются беседы, игры дидактического характера, эксперименты. Ребенок расширяет кругозор в области здоровой жизни, развивает сенсорные навыки, формирует в своем представлении целостную картину мира.

В результате увеличивается словарный запас ребенка, развивается речь, умение контактировать с другими людьми.

При продуктивной деятельности дошкольники совершенствуют полученные знания, учатся проявлять эмоции. Поощряются двигательные упражнения, практикуется гимнастика с использованием «тихих» тренажеров, динамические паузы.

Тематика ОД разнообразна, предлагаемый материал соответствует психофизилогическим особенностям детей младшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)"

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы рег...

Влияние музыкально-игровой деятельности на формирование музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста (обобщение и распространение собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической культуры детей).

В данной публикации автор изложил накопленные знания и изученный материал  с целью обобщения и распространения собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической...

Педагогический опыт для воспитателей ДОУ «Формирование естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста через проектно-исследовательскую деятельность»

Освоение элементарных естественнонаучных представлений способствует развитию детской любознательности. Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через...

Самоанализ педагогической деятельности по теме "Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным окружающим миром".

Описание моей пед.деятельности за межаттестационный период по теме "Формирование Экологических представлений детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным окружающим миром"....

Организация педагогической деятельности по формированию сенсорных способностей у детей дошкольного возраста.

Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста — это процесс развития чувственного восприятия и распознавания различных сенсорных стимулов, таких как зрительные, слуховые, тактильн...