Главные вкладки

    Влияние музыкально-игровой деятельности на формирование музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста (обобщение и распространение собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической культуры детей).
    методическая разработка (старшая группа) на тему

    Некрученкова Надежда Викторовна

    В данной публикации автор изложил накопленные знания и изученный материал  с целью обобщения и распространения собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической культуры детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Влияние музыкально- игровой деятельности на формирование музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста

     В детской музыкально-игровой деятельности с её радостной эмоциональностью, образностью, моторной активностью, коллективностью участия, развитием творческой инициативы, разнообразными образовательными и воспитательными возможностями скрыты большие резервы в деле приобщения детей к миру духовной красоты.

    Музыкальные игры имеют большое значение в музыкальном развитии детей. С их помощью в интересной и непринуждённой форме можно успешно решать стоящие перед педагогом задачи.

     Таким образом данный подход способствует реализации следующих педагогических функций музыкально-игровой деятельности:

    • познавательной;
    • коммуникативной:
    • креативной;
    • эстетической.

    Музыкально-игровая деятельность тесно связана со всеми видами детской музыкальной деятельности: восприятием музыки, исполнительством и творчеством. В процессе музыкально-игровой деятельности в детском сознании возникают естественные закономерные ассоциации музыки с другими видами искусства, а также с самой жизнью, которые формируют эстетический взгляд и воспитывают культуру ребёнка. Среди всех видов музыкальной деятельности музыкальная игра – самый уникальный вид деятельности детей дошкольного возраста. И именно из собственного педагогического опыта могу лишь заметить,что дети в игре раскрываются полностью,давая возможность увидеть заложенный в них потенциал.и именно потому,что музыкальная игра это:

    Во-первых, музыкальная игра – самый органичный из всех видов музыкальной деятельности.

    Во-вторых, музыкальная игра – самый «лёгкий» из всех видов музыкальной деятельности.

    В-третьих, музыкальная игра – очень серьёзный вид музыкальной деятельности.

    В-четвёртых, музыкальная игра – самый диагностичный из всех видов музыкальной деятельности.

    В-пятых, музыкальная игра – самый демократичный из всех видов музыкальной деятельности.

    Основные виды музыкально-игровой деятельности:

    1. Игровой диалог (ритмический, интонационный, ладовый и др.).

    2. Сюжетно-ролевая игра с элементами музыки.

    3. Музыкально-дидактическая игра.

    4. Игра-драматизация.

    5. Игра-импровизация.

    6. Творческая сюжетно-игровая композиция (коллективная праздничная игра, музыкальная сказка, детский музыкальный спектакль, детская опера).

     Имеется ряд противоречий при работе с этой актуальной темой:

    – между необходимостью воспитания музыкально-эстетической культуры с детского возраста и недостаточностью разработанности практического инструментария;

    – между определенным содержанием музыкально-игрового воспитания и образования и определением структуры, содержания, показателей музыкально-игровой культуры.

    Работа по данной теме   разделена на несколько этапов:

    I этап – констатирующий (начальный) – сентябрь/ноябрь 2014 года.

    II этап – формирующий (основной) – январь 2015 года – апрель 2015 года.

    III этап – контрольный (заключительный) – май 2015 года.

    Начальный этап предполагет обнаружение проблемы, сбор диагностических показателей и выявление уровня сформированности знаний и умений по развитию музыкально-эстетической культуры.

    Формирующий этап – проведение работы по становлению музыкально-эстетической культуры дошкольников посредством музыкально-игровой деятельности.

    Диагностика на заключительном этапе показывает эффективность выбранной методики для решения обозначенной педагогической проблемы.

    В диагностике музыкально-эстетической культуры и развития дошкольников можно выделить два основных направления: диагностика музыкальных способностей детей и диагностика детской музыкальной деятельности.

    Таким образом, на констатирующем (аналитическом) этапе работы  ведётся диагностическая работа с детьми.

    Цель: определение уровня сформированности музыкально-эстетической культуры детей 5-6 лет.

    Диагностика чувства ритма

    Цель: выявить уровень развития чувства ритма.

    Музыкальный руководитель: Прохлопай, (или простучи), ритм исполняемых на инструменте мелодий. (Вначале показывается образец исполнения ритма, чтобы убедится в правильности понимания ребенком смысла задания).

    Критерии оценки:

    1 балл – слабый уровень ритмической регуляции. Ровный ряд половинных длительностей, ровный ряд четвертных длительностей.

    2 балла – средний уровень ритмической регуляции. Умение использовать половинные, четвертные, восьмые длительности и ноты с точкой, т.е. элементы пунктирного ритма.

    3 балла – высокий уровень ритмической регуляции. Использование пунктирного, синкопированного ритма и пауз.

    Диагностика динамического чувства

    Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения инструментального и вокально-инструментального стимула.

    Музыкальный руководитель: Сейчас поиграем с тобой в «громко-тихо». Я буду играть на фортепиано, а ты на барабане или бубне. Играй как я: я – громко и ты – громко, я тихо и ты тихо. Адекватное исполнение контрастной динамики «форте – пиано» оценивается в 1 балл.

    А теперь музыка будет постепенно усиливаться или затихать. Тебе надо будет так же исполнить .Адекватное исполнение 1-й фразы в динамике «крещендо» оценивается в 2 балла и 2-й фразы – «диминуэндо» оценивается в 2 балла.

    Критерии оценки:

    1 набранный балл – слабый уровень развития динамического чувства, оценивается как 1 балл.

    2 – 3 набранных балла – средний уровень развития динамического чувства, оценивается как 2 балла.

    4 – 5 набранных баллов – высокий уровень развития динамического чувства, оценивается как 3 балла.

    Диагностика ладово-мелодического чувства

    «Две подружки»

    Цель: выявить уровень развития ладово-мелодического чувства, рефлексивной способности различать ладовые функции мелодии.

    Музыкальный руководитель: Прослушай 2 песенки ;веселой и грустной девочек,и скажи, -какую песенку пела веселая, а какую грустная девочка.

    Составляют попевки, по принципу контраста-сопоставления ладовых функций мелодии. Предъявляются три мелодии попевки. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

    Критерии оценки:

    1 балл – низкий уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок неправильно определил все мелодии или определил правильно только одну.

    2 балла – средний уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок дал два верных ответа.

    3 балла – высокий уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок дал все правильные ответы.

    Диагностика музыкальной деятельности

    Она включает в себя диагностику умений и навыков по всем разделам музыкальной деятельности:

    • Восприятие
    • Развитие музыкального слуха и голоса
    • Пение
    • Музыкально-ритмические движения
    • Музицирование
    • Музыкальное творчество.

    Высокий уровень – творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности).

    Средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Однако ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы.

    Низкий уровень – малоэмоционален; «ровно», спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен. Не способен к самостоятельности.

    Критический уровень (редко встречаемая оценка) – негативное отношение к музыке, музыкальной деятельности. Обычно это связано с отклонениями в здоровье ребенка или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи).

    В первом блоке музыкально-игровых занятий  используем такие игры-уподобления:

    1) тактильные, моделирующие характер звучания посредством тактильных прикосновений;

    2) двигательные, моделирующие характер звучания с помощью пластических движений рук, мелкой моторики и жестов;

    3) интонационные, передающие настроение произведения с помощью интонационно окрашенного слова, характеризующего эмоционально-образное содержание музыки;

    4) вокальные, передающие настроение произведения с помощью интонационно выразительного подпевания мелодии, музыкальных фраз;

    5) инструментальные, моделирующие эмоционально-образное содержание произведения с помощью тембровой и мелодической оркестровки его звучания;

    6) цветомузыкальные, моделирующие эмоционально-образное содержание произведения с помощью выразительности цвета и его оттенков.

    Второй блок – игры-интерпретации. Игры-инсценировки. Предполагают интерпретацию музыкального содержания посредством ритмопластических, пантомимических и танцевальных движений («Изобрази музыку», «Покажи жестом»). Например, в старшем возрасте ребенок может представить себя героем музыкальной пьесы и передать ее характер в танцевальных и образных движениях. С этой целью можно использовать программные музыкальные произведения (К. Сен-Санс. «Слон», «Лебедь», «Птичник», «Аквариум»; Ф. Куперен. «Бабочки» и др.).

    Игры-инсценировки включают музыкально-образные этюды, в которых изображаются животные (В. Арсеев. «Слон и моська»; К. Сен-Санс. «Куры и петухи», С. Майкапар. «Мотылек»), герои сказок (П. Чайковский. «Баба Яга», « «Колдун»; «Дюймовочка»; Э. Григ. «В пещере горного короля», «Шествие гномов»), детские игры (А. Гречанинов. «Верхом на лошадке», командир»; Р. Шуман. «Смелый наездник»; С. Слонимский. «Считалка»; А. Хачатурян. «Скакалка»), другие явления и объекты окружающей жизни.

    Игра-настроение не связана с определенным сюжетом, персонаж игры – музыкальное настроение. Такие игры позволяют сформировать представление о музыке как об искусстве, которое отражает чувства и настроения человека. Ценность игры-настроения в том, что переживание эмоциональных смыслов музыки происходит в единстве восприятия и самовыражения, когда чувство возникает раньше мысли. Детям предлагаются игры-настроения, когда они слушают программные произведения (А. Гречанинов. «В разлуке»; Ж.-Ф. Рамо. «Радость»; М. Мусоргский. «Слеза»; И.-С. Бах. «Шутка»; Д. Кабалевский. «Шутка»; С. Прокофьев. «Сарказм»; П. Чайковский. «Размышление», «Сентиментальный вальс») и непрограммные (Р. Шуман. «Пьеска»; В.-А. Моцарт. «Рондо»; Третий блок музыкальных игр основан на музыкальной импровизации, т.е. на применении освоенных эталонных способов творческой деятельности и их трансформации в новых,  в соответствии с индивидуальными особенностями и способностями дошкольников.

    Игра-карнавал. По характеру подобна импровизированному празднику, в котором, как в калейдоскопе, мелькают образы, сценки, танцы, чудесные превращения. В игре нет строгой сюжетной линии, она может быть придумана самими детьми на основе:

    • содержания музыкальных произведений (К. Сен-Санс. «Карнавал животных»; Д. Шостакович. «Танцы кукол»; Дж. Россини – О. Респиги. «Волшебный магазин игрушек» и др.);
    • темы праздника («Карнавал цветов», «Карнавал игрушек», и т.п.);
    • доминирования музыкальной деятельности («Песенный карнавал», «Танцевальный карнавал»,).

    В процессе использования музыкально-игровой деятельности, различных музыкальных игр и приемов на музыкальном занятии в МДОУ,на праздниках и ,развлечениях ,в других режимных моментах, значительно повышается  показатель сформированности музыкально-эстетической культуры обследованных мною детей Повысился интерес к музыке, музыкальным произведениям различных форм и жанров. А у детей возрастает ещё большая потребность в самореализации своих творческих  способностей и возможностей.

    Литература:

    1. Груздова И.В. Процесс формирования основ музыкально-эстетической культуры у дошкольников: сущность, проблемы, решения // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5.

    2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Искусство, 1970. 

    3. Проняева С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста: дис. … канд. пед. наук / С.В. Проняева. – Екатеринбург, 1999.

    4. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников: учеб. для студентов высших и сред. пед. учеб. заведений / О.П. Радынова и др. – М., AcademiA, 1998.

    5.  Тарасов Г.С. О коммуникативной природе музыкальных способностей // Музыкальная психология и психотерапия. – 2008. – № 3.

    Автор статьи: Музыкальный руководитель МДОУ«Детский сад №104» Некрученкова Надежда Викторовна. г Саратов. Пед.стаж:  16 лет.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка.

    Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка....

    Деятельность по обобщению и распространению собственного педагогического опыта и мастерства

    Деятельность по обобщению и распространению собственного педагогического опыта и мастерства...

    Деятельность по обобщению и распространению собственного педагогического опыта и мастерства.

    Описание деятельности по обобщению и распространению собственного педагогического опыта и мастерства....

    Деятельность по обобщению и распространению собственного педагогического опыта и мастерства

    Деятельность по обобщению и распространению собственного педагогического опыта и мастерства...

    Деятельность по обобщению и распространению собственного педагогического опыта и мастерства

    Деятельность по обобщению и распространению собственного педагогического опыта мастерства...