ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
опыты и эксперименты (младшая группа) на тему

«Экспериментирование как средство развития познавательной

деятельности дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_eks._d._8.docx82.67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 18»

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Экспериментирование как средство развития познавательной

деятельности дошкольников»

                                                  Выполнила: Федорцова Наталья Александровна

                                                         воспитатель первой                                    квалификационной категории

п. Увельский

2018г.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические основы проблемы экспериментирования с детьми раннего возраста

1.1 Особенности раннего возраста………………………………………5

1.2Возможности исследовательской деятельности в раннем возрасте..7

Глава II. Использование экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста

2.1 Основные направления экспериментальной деятельности  с детьми раннего возраста…………………………………………………………………11

2.2. Анализ результатов деятельности…….………..…………………20

Заключение…………………………………….………………………….23

Список использованной литературы………….…………...…………….24

Введение

Дети всегда такие разные: серьезные и грустные, веселые и задумчивые, шалуны и непоседы. Но все они, без исключения, маленькие вундеркинды – первооткрыватели.

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже от рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

Кто работает  с детьми раннего возраста, убеждается, какой это любознательный и пытливый это  народ. До сих пор еще существуют стереотипы восприятия возможностей детей раннего возраста. Считается, что эти дети маленькие, неумелые, их внимание очень трудно собрать и, главное, удержать. Опираясь на научные данные педагогов психологов, мы утверждаем, что ранний возраст - самый благоприятный для развития ребенка и особенно его познавательной активности, а потому предлагаем, детское игровое экспериментирование как один из ключевых методов умственного развития ребенка начиная с двухлетнего возраста.

В соответствии с ФГОС ДО одним из направлений развития и образования детей является познавательное развитие, а одним из целевых ориентиров является проявление любознательности, стремление наблюдать, экспериментировать.

Учитывая актуальность выбранной темы, нами поставлена цель: использование экспериментирования как средство развития познавательных способностей детей.

Задачи:

  1. Учитывая особенности развития детей 2-3 лет, изучить возможности исследовательской деятельности в раннем возрасте.
  2. Спроектировать и апробировать основные направления экспериментальной деятельности  с детьми раннего возраста.
  3. Подобрать методики исследования уровня сформированности навыков экспериментальной деятельности.

Методы: изучение и анализ теоретической литературы, проектирование планирование  содержания работы экспериментальной деятельности с детьми.

Глава I. Теоретические основы проблемы экспериментирования с детьми раннего возраста

1.1 Особенности раннего возраста

Ранний период детства связан с активным развитием нервной системы, вследствие чего ребёнок становится более подвижным, а его организм начинает более интенсивно развиваться физически. Благодаря этому в ребенке проще сформировать навыки правильного поведения. Он учится контролировать некоторые свои потребности и желания.

Нервно-психическое развитие происходит интенсивней, словарный запас малыша увеличивает гораздо быстрее, чем в предыдущие два года.

Кроме того, ребенок 2-3 лет  начинает понимать течение времени, с ним можно обсуждать уже не только данный момент, но и события прошлого и будущего времени. Он учиться определять цель «Я буду играть», «Я буду строить домик». Ребенок начинает понимать свойства и назначение многих предметов, так же различает цвета и форму предметов: «Когда темно, надо спать», «Птички летают высоко», а так же формируется представление о количестве («мало – много»).

Общение со сверстниками в этом возрасте — необходимая потребность, малыш начинает интересоваться другими людьми. Следует использовать ролевые игры («больница», «дочки-матери»), они способствуют приобретению социальных навыков общения.

Внимание детей раннего возраста носит непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно, их невозможно заинтересовать слушать, смотреть, если им это неинтересно. Поэтому игровая деятельность должна быть увлекательной и интересной. Ребенку для успешного развития необходимо узнать самые разные свойства предметов, материалов и явлений, узнать мир во всем его разнообразии. Это невозможно сделать без развития зрительного восприятия, слуха и осязания.

В этом возрасте предлагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены и вызывать у детей положительные эмоции и желание действовать.

Для детей раннего возраста актуален принцип повтора, поэтому  необходимо  постоянно возвращаться в процессе работы к конкретным видам действий и вводить их в ранг традиционных. Например, за один раз предлагается рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях, или один предмет с разными свойствами.

К особенностям раннего детства относят следующие показатели:

- интенсивно идет сенсомоторное развитие: прямохождение расширяет ориентацию в пространстве, освобождает руки для манипулирования предметами, исследовательской деятельности;

- речевое общение, развитие понимания речи взрослых, расширение запаса слов, овладение лингвистическими и грамматическими нормами построения фраз (в 2 года строит предложения, в 3 года — правильное согласование окончаний слов в предложении) — развитие словесных обобщений;

- способность понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми; речь становится средством развития мышления и саморегуляции поведения[6].

Овладение предметной деятельностью способствует:

- формированию любознательности ребенка (Что это? Почему? Зачем?), интерес к сказкам, стихам и пр.;

- появлению игровых действий (игры — подражания действиям взрослых);

- развитию восприятия (цвет, формы, размеры), выделению устойчивых признаков предметов. Восприятие способствует развитию памяти, мышления (группируют предметы по цвету, форме);

- становлению элементарного самосознания («Я — сам»);

- начальному развитию способности к произвольной саморегуляции;

- формированию самостоятельности, автономии, опрятности, воли либо зависимости от других, пассивности, стыда, сомнения в своих способностях регулировать функции организма [6].

Период раннего детства заканчивается кризисом 3-х лет как самоутверждение самостоятельности.

Таким образом, период раннего детства является важным в жизни ребенка, и существует необходимость его эффективного использования  в развитии малышей.

1.2 Возможности исследовательской деятельности в раннем возрасте

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень раннего и дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность. Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.

Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а метод экспериментирования соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

Опыт-это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Каждый опыт – это возможность раскрыть взаимосвязи и причины наблюдаемых явлений. Позволяют получать новые знания практическим путем, обобщать и систематизировать уже имеющиеся представления.

Л.С. Выготский неоднократно говорил о том, что своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

Опыты и эксперименты в раннем возрасте становятся для ребёнка самой увлекательной игрой, тогда мы сможем вырастить новое, в своих поисках и находках поколение. В своей теории педагог, психолог Н.Н. Поддьяков доказал, что именно - экспериментирование является одним из ведущих видов деятельности у маленьких детей. Он писал«Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов» [5].

Необходимо включить малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.

Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.

А.И. Иванова отмечает, что при формировании основ естественно — научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными [1] .

Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.

Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В экспериментальной деятельности четко представлен момент саморазвития: преобразование объекта, получение новых знаний об объекте. По мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.

При лишении возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

А.И. Иванова показывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего возраста. Они с удовольствием обследуют песок, камешки, предметы; плещутся в воде, превращают снег в воду, а воду в разноцветные льдинки, пускают кораблики, знакомятся с плавающими и тонущими предметами: ловят ветерок и пускают самолетики; пробуют делать пену и пускать мыльные пузырьки [2].

Не только в детском саду, но и дома необходимо продумать деятельность детей так, чтобы у них всегда была возможность познавать свойства и качества предметов, сравнивать их между собой.

Педагогами и психологами отмечено, что ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что малыш:

1. Активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;

2. Быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;

3. С интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;

4. Подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;

5. Радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми [3].

Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

Таким образом, дети раннего возраста уже в процессе экспериментирования  получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, ответить на вопросы «Почему? Зачем? Как? Что будет, если...?», почувствовать себя первооткрывателями, исследователями.

Глава II. Использование экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста

2.1 Основные направления экспериментальной деятельности  с детьми раннего возраста

Определяя основные направления экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста, нами было отмечено:

Формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Роль родителей в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознательность.

Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения со взрослыми.

Было определено  ряд проблем:

1.        Низкий уровень познавательных умений детей, как следствие неправильной организации познавательной деятельности.

2.        Низкий уровень самостоятельности детей, неумение овладеть разнообразными способами действий.

Это происходит потому, что нет благоприятных условий для развития познавательной активности детей, обогащения их представлений об окружающих предметах и явлениях.

Проанализировав имеющуюся литературу по данной проблеме, мы пришли к выводу, что необходима система работы по развитию у детей познавательной активности через  экспериментальную деятельность.

Были поставлены задачи:

1.        Продолжать воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру. Развивать его любознательность, понимание простейших причинно-следственных, отношений в системе «действие-результат».

2.        Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать. Переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему.

3.        Практически познакомить ребенка с некоторыми явлениями живой и неживой природы, формировать представления о некоторых свойствах предметов, вещей, отношений объективного мира

4.        Учить малыша выражать словами свои впечатления.

При организации экспериментальной детской деятельности стало — создание условий для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования. Обеспечение самостоятельного проведения опыта детьми при повторном возвращении к нему (с небольшой помощью или подсказкой воспитателя), соблюдение техники безопасности.

В групповой комнате выделили место, где дети занимаются опытно- экспериментальной деятельностью. Все оборудование и предметы, которыми пользуются дети, безопасны. Для развития познавательной активности и поддержания интереса к экспериментальной деятельности были созданы уголки экспериментирования с водой и развития чувственного аппарата. Было разграничено пространство, отведено место для хранения природного и бросового материала; для проведения опытов, для неструктурированных материалов (емкости для воды, песка, стол «песок- вода»), уголок природы для выращивания растений.

В группе детей раннего возраста нет как таковой самостоятельной детской деятельности. Почти вся работа проводится совместно с воспитателем: поэтому  знакомим детей с различными свойствами вещей: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость...

С детьми играем с песком, снегом, водой, бумагой, ветром.

Наблюдаем за липкостью, таянием снега, льда, замерзанием воды, появлением ростков и др., используя предметы детского экспериментирования и доступные для детей данного возраста. Например, зимой на прогулке дети набирают снег совочками и насыпают в ведерки с водой. Снег тает. За время прогулки вода замерзает, образуется лед. Дети заносят ведерки в группу и наблюдают за таянием льда. Детям всегда интересно наблюдать. Пробуем делать элементарные выводы. В ходе экспериментирования сочетается показ с активными действиями ребенка (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.), сравниваются сходные предметы по внешнему виду, используется опыт практической деятельности, игровой опыт.

Эксперименты  проводим не только кратковременные, но и длительные. Детям необходимо наблюдать, как прорастает растение, как появляются первые листочки. Мы сеем траву, замачиваем семена бобовых, наблюдаем, как они набухают, и появляется росток. Мы ставим веточку дерева в воду и ждем появления первых листочков. Детям интересно экспериментировать с луком не только его «раздевать», отделять листочки друг от друга, но и самим его проращивать и пробовать плоды своих экспериментов.

Познавательные занятия, с элементами экспериментирования с детьми раннего возраста строятся на стремлении вызвать удивление от открытий. Дети этого возраста, как правило, задают множество вопросов (Отчего? Почему? Зачем?).

Содержание работы по детскому игровому экспериментированию отбирается и планируется по 4 блокам: с водой, - с песком, - с предметами и материалами, - с объектами живой природы.

Работа по детскому игровому экспериментированию в раннем возрасте строится по принципам: от простого и знакомого, к сложному и малознакомому; от близкого к далёкому.

Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть занятия. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.

Количество проводимых опытов может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц на усмотрение воспитателя и с учетом индивидуальных особенностей детей.

Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.

В процессе ознакомления с водой, снегом, песком и другими объектами дети раннего возраста учатся умению наблюдать, обследовать, сравнивать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Дети приобретают знания, что  вода льется, переливается из лейки в стаканчик, она может быть прозрачной, но можно раскрашивать в разные цвета и тогда она будет цветной, а если заморозить цветную воду, то она превратится в красивую льдинку, которой можно украсить снежные постройки, и деревья на участке. Так дети учатся преобразовывать окружающую среду - быть творцами.

Игры и экспериментирование с песком и рисование развивают у детей фантазию, художественно - творческие способности, мелкую моторику. третий год жизни уже позволяет использовать важный способ развития умственных способностей детей – моделирование, основанное на принципе замещения реальных объектов схематическими изображениями как объекта или явления в целом, так и отдельных его частей. Но вначале используем на моделях реальные изображения предметов, явлений, их признаков и свойств, затем постепенно заменяем их символами. И так от эксперимента к эксперименту, получая новые знания о мире: тонет – не тонет, тает – не тает, намокает, рвется, мнется. В процессе обыгрывания проблемных ситуаций в играх по экспериментированию всегда ведется непрерывный разговор с детьми, активно используются художественно-литературный материал (стихи, потешки), который позволяет мне заинтересовать малышей, дольше удерживать их внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.

Такая организация совместной деятельности пробуждает творческую активность, стимулирует речевые высказывания детей и развитие коммуникативной функции речи детей раннего возраста.

Интересно поиграть с Зимушкой-Зимой, которая пришла  в гости, принесла снежки ватные и из снега: дети обследуют, проводят опыты, сравнивают их, находят сходства и различия, делают простейшие выводы, а затем просто играют.

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей раннего возраста, мы выбрали проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыты мы использовали для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.

Опыты проводили как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т.к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.

Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми раннего возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.

Опыт может проходить как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение.

Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт.

Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель.

Работу по игровому экспериментированию осуществляем совместно с родителями воспитанников. Мы обязательно информируем их о результатах детских экспериментов и предлагаем схожую игровую ситуацию для проведения домашних опытов.

На наш взгляд, такие «домашние задания» способствуют формированию более качественного общения родителей со своими детьми. Родители становятся партнерами ребенка в процессе эмоционального и практического познания мира, совместные переживания которого способствуют формированию эмоциональной близости ребенка с родителями на деловой основе. Суть моего педагогического опыта характеризует пословица: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму!».

Согласно тематическому плану был разработан цикл занятий  и картотека опытов.

Тема: «Вода»

Экспериментальную работу лучше начинать с водой. С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда (ознакомление с окружающим «Напоим кукол»); что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить (рисование «Разноцветная водичка»); что вода может быть теплой и холодной (ознакомление с окружающим «Кукла замаралась»).

С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.

Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.

Наблюдая на прогулке, дети получили элементарные представление о процессе испарения и процессе конденсации воды. А при проведении развлечения «У куклы Кати день рождения» дети убедились в том, что влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени.

Тема: «Песок»

Знакомясь с данной темой, проводились различные эксперименты с песком. На занятии по ознакомлению с окружающим «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.

С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.

Помимо этого мы с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок

Тема: «Воздух»

С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети получали представления о том, что воздух легче воды.

При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

На занятии по ознакомлению с окружающим «Лодочка плыви», дети убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, нами было выявлено, что ветер – это движение воздуха.

Так же мы провели несколько опытов. В одном из них дети опускали перевернутый прозрачный стакан в таз с водой и видели, что воздух не пропускает воду.

Тема: «Камни»

На занятиях по ознакомлению с окружающим «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.

Опытническим путем дети выяснили, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые. Для этого в таз с водой малыши опускали поролоновые рыбки, перышки, бумажные кораблики и камни.

Когда дети сравнивали два камня взятых с улицы и с батареи (зимой), то пришли к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимали в руках камень и комок ваты – что камни твердые.

Тема: «Бумага»

При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.

Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми раннего возраста помогают сделать деятельность детей при ознакомлении с окружающей действительностью более интересной и разнообразной.

2.2. Анализ результатов деятельности

При изучении уровня исследовательской деятельности использовали методику «Наблюдения воспитателя, индивидуальная карта показателей овладения детьми экспериментальной деятельностью» (по Ивановой А.И.).

При наблюдении составляется карта, представленная в таблице 1.

Наблюдение «Изучение познавательных интересов»     Таблица 1

Вопросы

Возможные ответы

Балл

1

Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

2

Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность?

а) рассуждает самостоятельно

б) когда как

в) получить готовый ответ от других

5

3

1

3

Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а) очень эмоционально

б) когда как

в) эмоции ярко не выражены (по сравнениюс другими

ситуациями)

5

3

1

4

Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

5

Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать);

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

6

Проявляет интерес к познавательной литературе

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

30-22 баллов–потребность выражена сильно;

21-18 баллов –потребность выражена умеренно;

17 и меньше  баллов –потребность выражена слабо.

Первоначальные результаты по изучению экспериментальной деятельности показаны на рисунке 1.

Рис. 1. Диаграмма уровня исследования уровня развития экспериментальной деятельности на начальном этапе работы.

По окончанию работы вновь было проведено изучение экспериментальной деятельности детей. Результаты представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Диаграмма уровня исследования уровня развития экспериментальной деятельности на заключительном этапе работы.

Благодаря целенаправленной работе по опытно-экспериментальной деятельности дети стали намного наблюдательнее и внимательнее.

У них отмечается сознательное отношение к окружающим предметам, к природе, что отражается в речи: дети с помощью языковых средств стараются подробно рассказать о событиях, изображённых на картинах или картинках, увереннее подбирают и используют слова, характеризующие окружающие предметы. Малыши стали чувствительнее к многообразию объектов живой и неживой природы, стали стараться подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей.

Результативность моей работы по опытно-экспериментальной деятельности:

- дети проявляют интерес к окружающим предметам и явлениям;

- у них развита познавательная активность, самостоятельность, инициативность;

- они осмысливают задания, точно выполняют их с небольшой помощью взрослого;

- умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

- многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;

- ухаживают за растениями ближайшего окружения.

Детям, привыкшим к занятиям с элементами игрового экспериментирования, свойственна свобода мышления, раскованность, готовность решать проблемные ситуации. Они с удовольствием играют друг с другом, активны в познавательной деятельности, особенно хорошо развивается связная речь и мотивация их на осмысленную поисково–исследовательскую деятельность.

Подводя итог своему опыту работы, я пришла к выводу о том, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и, направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию познавательной активности, обогащаем представления детей об окружающем в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Заключение

Исследовательская деятельность, которую мы старались включить в разные виды деятельности, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.

Исследуя окружающую действительность, дети стали стремиться выйти за пределы непосредственного окружения.

Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах — является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Подводя итоги психического развития детей в конце учебного года, мы отметили, что дети стали более любознательными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это явилось предпосылками для восприятия естественно-научных представлений.

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы

Список используемой литературы

  1. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» / А.И. Иванова. – Москва: Творческий центр, 2004.
  2. Иванова А.И. Экспериментирование как метод обучения / А.И. Иванова // Управление ДОУ, - №4,2004,с.84-92.
  3. Иванова А.И. Научные наблюдения и эксперименты в детском саду/ А.И. Иванова. -  Человек. М.: ТЦ Сфера, - 2016. - 20с.
  4. Короткова Н.А. Исследовательская деятельность старших дошкольников/ Н.А. Короткова // Ребенок в детском саду № 3, 4, 5. - 2003, № 1, 2002.
  5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. А.Н. Поддъякова. - М.,2004.
  6. Павлова Л.Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание». Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста / Отв. редактор Л. Е. Курнешова. – М.: Центр «Школьная книга». – 2004.
  7. Платохина Н.А. Как познакомить малыша с окружающим миром в процессе игры / Н.А. Платохина // Детский сад от а до я. - № 2-2009. с. 122.
  8. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей / Е.Соловьева //Дошкольное воспитание.  - №1,2005.
  9. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду/ А.И. Савенков. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2004 год.
  10. Сотникова В.М.Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ/ В.М. Сотникова, Т.Е. Ильина – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
  11. Щетинина Н. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / Н. Щетинина. -  М.: ТЦ Сфера, 20с. (серия «Вместе с детьми). – 2015.

Приложение 1

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей раннего возраста

ТЕМА:дидактические упражнения «Помоем ручки», «Умоем куклу», «Плавают кораблики», «Поймай ручки».

Цель: Учить детей манипулировать с водой. Дать представление о том , что водой можно умываться, опускать в неё руки и вылавливать различные предметы. Воспитывать культурно-гигиенические навыки и желание играть сообща. ( Форма организации – предметно-манипулятивная деятельность, режимные моменты).

Вода:

«Водичка-водичка»

Цель: Дать детям представление о том, что вода может литься, может брызгать. (форма организации – режимные моменты).

«Напоим куклу чаем»

Цель:Дать детям представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда. (форма организации — часть занятий).

«Чистые ручки»

Цель: Дать детям представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой. (форма организации игра).

«Помощники»

Цель: Дать детям представление о том, что предметы станут чище, если их помыть водой. (форма организации- режимные моменты).

«Найди маленького пингвина»

Цель: Дать детям представление о том, что вода прозрачная. (Форма организации- опыт).

«Прятки»

Цель: Дать детям представление о том, что вода прозрачная, но может стать мутной.(форма организации опыт).

«Разноцветная водичка»

Цель: Дать детям представление о том, что вода не имеет цвета, но её можно покрасить. (форма организации часть занятия).

«Будем пить»

Цель: Дать детям представление о том, что вода имеет вкуса. (форма организации- режимные моменты).

«Что получится»

Цель: Дать детям представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются. (форма организации опыт).

«Вкусная водичка»

Цель: Дать детям представление о том, что некоторые вещества в воде растворяясь, могут передавать воде свой вкус. (форма организации-опыт).

«Заморозили»

Цель: Дать детям представление о том, что вода может превращаться в лёд. (форма организации опыт).

«Разогреем»

Цель: Дать детям представление о том, что лёд может превратиться в воду. (форма организации опыт).

«Теплая, холодная»

Цель: Дать детям представление о том, что вода может быть теплой и холодной.(форма организации-часть занятия).

«Куда делась вода?»

Цель: Дать детям представление о том, что вода может испаряться. (форма организации – опыт).

«Откуда берётся вода?»

Цель: Познакомить детей с процессом конденсации. (форма организации — опыт).

«Высушим»

Цель: Дать детям представление о том , что влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени. (форма организации – часть развлечения).

Песок:

«Песочек»

Цель:Дать детям представление о том, что песок бывает сухой и мокрый.(форма организации игра).

«Посыпалки»

Цель: Дать детям представление о том, что сухой песок может сыпаться. (форма организации опыт).

«Испечём угощение»

Цель: Дать детям представление о том , что мокрый песок принимает любую нужную форму. (форма организации – часть занятия)

«Следы»

Цель: Дать детям представление о том , что на мокром песке остаются следы и отпечатки. (форма организации – игра).

«Песчинки»

Цель: Дать детям представления о том , песок – это множество песчинок. (форма организации – наблюдение на прогулке).

Воздух:

«Поймаем воздух»

Цель: Дать детям представление о том, что воздух не виден. (форма организации — игра).

«Наберём воздух в стакан»

Цель: Дать представление детям о том , что воздух не пропускает воду. (форма организации – опыт).

«Выпустим воздух из стакана»

Цель: Дать представление детям о том, что вода может выместить воздух. (форма организации – опыт)

«Буря в стакане»

Цель: Дать детям представление о том , что воздух легче воды. (форма организации –игра).

«Утопим игрушку»

Цель: Дать представление детям о том , что воздух легче воды. (форма организации – режимные моменты).

«Мой весёлый звонкий мяч»

Цель: Дать детям представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха. (форма организации – игра)

«Лодочка плыви»

Цель: Дать детям представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. (форма организации — часть занятия).

«Сделаем ветерок»

Цель: Дать представление детям о том, что ветер – это движение воздуха. (форма организации – наблюдение на прогулке).

Камни:

«Помоем камешки»

Цель: Дать детям представление о том ,что камни тонут в воде, потому что они тяжёлые. (форма организации- опыт).

«Тёплые-холодные»

Цель: Дать детям представление о том, что камни могут быть холодными и тёплыми.(форма организации — опыт).

«Лёгкий – тяжёлый»

Цель: Дать детям представление о том, что камни могут быть лёгкие и тяжёлые.(форма организации – часть занятия)

«Какой формы камень?»

Цель: Дать детям представление о том, что камни имеют разную форму. (форма организации – часть занятия).

«Помоем камешки»

Цель: Дать детям представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжёлые. (форма организации — опыт).

«Твёрдый-мягкий»

Цель: Дать детям представление о том, что камни твёрдые. (форма организации -опыт).

Бумага:

«Бумажные листочки»

Цель: Дать детям представление о том, что бумага лёгкая. (форма организации – опыт).

«Тонкая-толстая»

Цель: Дать детям представление о том, что бумага может быть тонкой и толстой.(форма организации — опыт).

«Порвём бумагу»

Цель: Дать детям представление о том, что бумага может рваться. (форма организации – опыт).

«Кораблик»

Цель: Дать детям представление о том, что бумага не тонет в воде. (форма организации — опыт).

Приложение 2

Сценарий родительского собрания

Тема: Опытническая и экспериментаторская деятельность детей раннего возраста

Форма проведения собрания: семинар-практикум

Цель: Сформировать представление у родителей об экспериментаторской деятельности детей раннего возраста и ее значении.

Оборудование: Пять прозрачных стаканов, гуашь 4 цветов, кисть, емкость с песком, емкость с водой, камешки, перышко, тетрадный лист и лист плотного картона.

План собрания

1. Теоретический материал. Сообщение для родителей «Маленькие исследователи».

2. Практическая часть. Выполнение элементарных опытов совместно с родителями.

Ход собрания

1 часть.

«Маленькие исследователи»

Многие детские поступки могут вызвать недоумение взрослых: «Вот он спрятал бабушкин зонтик! Кормил кота ложкой! Налил воду в дедушкины калоши, а на собаку натянул свою шапку!»

Но если проанализировать подобные ситуации, можно заметить, что это не просто проказы, а действия активного экспериментирования в познании свойств окружающего мира. Ориентировочно-исследовательская направленность в поведении малыша была и раннее. Но теперь он интересуется не только чисто внешними характеристиками вещей, малыш пытается установить какие-то скрытые особенности наблюдаемого объекта.

Почему спрятан бабушкин зонтик? Во-первых, это вещь, которая нажатием кнопки превращается в купол, что, согласитесь, не менее интересно, чем играть с «поющим» волчком. Кроме того, хочется увидеть, как бабушка будет его искать и говорить: «Ах, я старая! Опять куда-то зонт положила и не могу найти! Алешенька, посмотри своими острыми глазками, где мой зонт?» Это – самое настоящее социальное экспериментирование.

Почему малыш решил ложкой кормить кота? Потому что во вчерашней игре он кормил он игрушечного Котофеича ложечкой, поил его из чашечки, и теперь ему кажется несправедливым, что такого внимания лишен любимец всей семьи кот Васька. Это действие – игровое по аналогии, перенесенное в новую ситуацию, что говорит о высоком интеллекте малыша.

Почему налил воду в дедушкины калоши? Дедушка хвалился своими калошами: старые, а не промокают! Малыш произвел испытание предмета на его функциональную пригодность, и это говорит о том, что малыш уже понимает функциональное назначение вещей ближайшего окружающего пространства.

Надел на голову собаке свою шапку? Он прекрасно помнит, что без шапочки гулять нельзя, почему же собака может идти на улицу без шапки и сапог? Ей же холодно. Кроме того, малыш уже видел на улице собак, одетых в «пальтишко», и был крайне удивлен. Эпизод с шапкой говорит о цепкой памяти крохи и его добром сердце. Ситуация требует от родителей очень деликатного руководства, и никакого порицания.

Ребенок экспериментирует и дома, и на улице. Вот он качает на качелях свое ведерко, наблюдая, как оно движется к краю. Или поднимает одну часть качелей вверх и смотрит, как опускается их противоположная сторона. Обычно такие ситуации очень волнуют взрослых, и они пробуют отвлечь ребенка более безопасными занятиями. Однако действия малыша лишены смысла. Он познает пока еще скрытые для него физические свойства предметов, и сам находит способы их действенного обнаружения, продолжает накапливать информацию об окружающем мире.

Если у родителей не хватает терпения принимать эти «шалости», это значит, что они не до конца понимают интеллектуальных потребностей своего ребенка. Что же делать? Играть, экспериментировать вместе с ним! Показывать, пояснять, направлять детское любопытство в нужное русло.

Что появилось нового в детском экспериментировании к концу 2-го года? Любопытство малютки постепенно под руководством родителей переходит в новое качество: оно начинает приобретать черты любознательности. Однако, хотя самостоятельность ребенка заметно выросла, он еще очень мал, и в этом возрасте оставлять его «один на один» с окружающим миром нельзя. Взаимодействие с крохой — самый главный «дипломатический» прием воспитания в этот замечательный период его жизни.

2 часть.

Элементарные опыты:

Разноцветная водичка»; «Песочек»; «Выпустим воздух из стакана»; «Помоем камешки»; «Тонкая – толстая»

Приложение 3

Картотека опытов

Эксперименты с водой

Тема: «Что получиться?»

Цель: Дать представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются.

Оборудование: Два стакана с водой, немного песка и сахара.

Ход: Воспитатель предлагает посмотреть детям, что получится, если в стакан с водой положить ложку песка и размешать. Затем демонстрирует это. Размешанный в стакане с водой песок сделал воду непрозрачной, мутной. Но через некоторое время осел на дно стакана, а вода снова стала чистой. Далее воспитатель тоже самое проделывает с сахаром, обращая внимание детей на то, что сахар не замутнил воду и не осел на дно, а исчез. Что же произошло? Сахар растворился в воде, а песок – нет.

Вывод: Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые – нет.

Эксперименты с песком

Тема: «Следы»

Цель: Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

Оборудование: Емкость с песком, кувшин с водой.

Ход: Воспитатель предлагает детям на сухом песке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки? (Нет). Воспитатель смачивает песок, перемешивает его, ровняет. Предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Теперь получается? (Да). Посмотрите, виден каждый пальчик. Теперь сделаем следы ножек. Что вы видите? Почему получились отпечатки ладошек и следы ног? (Потому, что песок намочили).

Вывод: На мок ром песке остаются следы и отпечатки, а на сухом – нет.

Эксперименты с воздухом

Тема: «Утопим игрушки»

Цель: Дать представление о том, что воздух легче воды.

Оборудование: Емкость с водой. Резиновые игрушки.

Ход: Воспитатель показывает детям резиновую игрушку. Затем несколько раз нажимает на нее, направляя выходящую из отверстия игрушки струю воздуха на ребенка так, чтобы он почувствовал это. Почему это происходит? (Потому что в игрушке есть воздух). Воспитатель предлагает детям опустить на дно таза с водой резиновую игрушку. Что происходит? (Игрушка всплывает). Это происходит потому, что в игрушке есть воздух, а воздух легче воды.

Вывод: Игрушки, заполненные воздухом, не тонут, потому что воздух легче воды.

Эксперименты с камнями

Тема: «Легкий – тяжелый»

Цель: Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие.

Оборудование: Три камня резко контрастные по величине.

Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть камни. Какие они? (Большие и маленькие). Затем воспитатель просит ребенка взять самый маленький камень. Малыш легко его поднимает. Воспитатель обращает внимание детей на то, что камень легкий. Далее воспитатель предлагает взять камень по больше. Ребенок поднимает камень, воспитатель обращает внимание на то, что камень тяжелый, его нелегко поднять. Затем ребенку предлагается поднять самый большой камень. Малыш не может выполнить задание. Почему? (Потому что камень очень тяжелый).

Вывод: Камни бывают тяжелые и легкие. Это зависит от их величины.

Эксперименты с бумагой

Тема: «Бумажные листочки»

Цель: Дать представление о том, что бумага легкая.

Оборудование: Лист бумаги, емкость с водой.

Ход: Воспитатель показывает детям лист бумаги и предлагает определить тяжелый он или легкий. Затем предлагает проверить это. Воспитатель кладет лист бумаги на ладонь ребенку и предлагает подуть на него. Что произошло? (Листок слетел с ладони). Почему? (Потому что он легкий). Далее воспитатель опускает лист бумаги в емкость с водой. Что произошло? (Листок плавает). Почему бумага не утонула? (Потому что она легкая).

Вывод: Бумага легкая, ее можно сдуть и она не тонет в воде.

Приложение 4

Содержание развивающей среды с целью развития детского экспериментирования в группе:

1. Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;

2. Природный материал, собранный совместно с детьми (камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки и т.д.);

3. Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые и железные предметы и др.);

4. Разные виды бумаги, пластилин;

5. Красители пищевые и не пищевые;

6. Приборы – помощники (увеличительные стекла, весы, магниты и др.);

7. Медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д.);

8. Прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито).

9. Детские фартуки;

10. Полотенца, тряпочки, щетка и совок;

11. Схемы проведения опытов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта педагогической деятельности. Организация самостоятельной поисковой деятельности старших дошкольников

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Поэтому в настоящее время вопрос о патриотич...

Описание опыта педагогической деятельности «Использование элементов Су – Джок терапии в процесс логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно- педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су- Джок метода. Су – Джок терапия является одним из эфф...

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Описание опыта педагогической деятельности

В 2016 году на муниципальном уровне описывала свой опыт педагогической деятельности по теме: "Мини - музей "Русской старины" как средство приобщения детей к русской культуре"...

Описание опыта педагогической деятельности «Использование игр –головоломок в работе с дошкольниками»

Из опыта работы: В своей работе ,с детьми разновозрастной (старшая и подготовительная) группе , использую интеллектуально –игровую технологию. Познакомила детей играми такими как :  &l...

Описание опыта педагогической деятельности «Нетрадиционные техники рисования в старшей дошкольной группе»

Цель  - развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования, создание условий для развития    двигательных функций кистей рук &nda...