Педагогический совет «Как воспитать в детях бережное отношение к природе»
методическая разработка по теме
В экологической гостиной обсуждается вопрос экологического воспитания детей в детском саду, оценивается работа педагогов и решается главный вопрос: «Что делать, чтобы воспитать в детях бережное отношение к природе?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_po_ekologii.doc | 99.5 КБ |
prezent._k_pedsov.pdf | 2.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет
«Как воспитать в детях бережное отношение к природе»
29 ноября 2017г.
Ход педсовета:
Старший воспитатель: Добрый день, коллеги! Я приглашаю вас в экологическую гостиную, чтобы поговорить об экологическом воспитании детей в детском саду, оценить свою работу и решить главный вопрос: «Что делать, чтобы воспитать в детях бережное отношение к природе?» Объявляю повестку дня:
1. Оценить выполнение решения предыдущего педсовета.
- Постановка проблемы педсовета.
- Проверка знания нормативных актов, в которых отражены аспекты экологического воспитания, образования, просвещения.
- Характеристика условий, необходимых для решения задач экологического воспитания.
- Решение проблемных ситуаций.
- Презентация памяток для родителей на темы: «Как наше здоровье и настроение связаны с заботой об окружающей среде», «Наша планета – цветущий сад».
- Самоанализ педагогами работы по экологическому воспитанию.
- Творческая мастерская – конструирование из бумаги «Лебедь» в технике оригами.
- Формулировка проекта решения педагогического совета.
Звучит пьеса П. Чайковского «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года».
Старший воспитатель: на фоне музыки читает стихотворение «Моя планета» Якова Акима:
Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
Старший воспитатель: в этой музыке и шепот листьев, и песня кузнечика, и журчание весеннего ручейка, и пение птиц, и плеск воды. Мы должны научить детей видеть и беречь этот удивительный мир природы наяву. Прошу вас ответить на два важных вопроса.
Задание 1. Возьмите лист бумаги. На красной стороне напишите ответ на вопрос: «Что в нашем детском саду мешает эффективному экологическому воспитанию детей?» А на зеленой стороне – ответ на вопрос: «Что помогает в нашем детском саду формировать у дошкольников экологическую культуру». Отложите свои записи в сторону. К ним мы вернемся позже.
Чтобы говорить об экологическом воспитании, нужно уточнить, что такое экология. На семинаре мы выяснили, что экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Слово «экология» древнегреческое: «эко» – жилище, «логос» – понятие, наука. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов». Современная трактовка понятия «экология» намного шире.
В настоящее время под экологическими вопросами ошибочно понимают проблемы охраны окружающей среды. Во многом это связано с теми последствиями, которые возникают из-за пагубного влияния деятельности человека на окружающую среду. А как мы с вами пониманием значение слова «экология»? Предлагаю выполнить следующее задание.
Задание 2. Cоставьте синквейн (пятистрочное стихотворение) на тему «Экология».
Структура синквейна | Содержание | Варианты педагогов |
1-я строка – одно слово | Тема синквейна – существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь | Тема «Экология» |
2-я строка – два слова | Прилагательные или причастия, которые описывают признаки и свойства выбранного предмета или объекта | Загрязненная, хрупкая |
3-я строка – три слова | Глаголы или деепричастия, которые описывают суть проблемы | Охранять, беречь, защищать |
4-я строка – фраза из четырех слов | Личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту | Давайте будем |
5-я строка – одно | Существительное, синоним-ассоциация, которые повторяют тему | Жизнь |
Старший воспитатель: Согласно Указу Президента РФ от 05.01.2016 № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии», 2017 год объявлен Годом экологии. Его цель – «привлечь внимание общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности». В этом учебном году мы уделили большое внимание экологическому воспитанию детей. Сначала изучили нормативные документы.
Задание 3. Назовите нормативные документы, в которых отражены аспекты экологического воспитания, образования, просвещения.
Правильный ответ (демонстрируется на слайде):
- Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г. (Статья 29 1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:… e) воспитание уважения к окружающей природе).
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. (В нашей стране охрана природы - дело государственной важности. В «Конституции России записано: «Граждане России обязаны беречь природу, и охранять ее богатства»).
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. (ФГОС ДО Раздел. 2 п 2,6. «Социально – коммуникативное развитие» (…формирование позитивных установок к различным видам труда, основ безопасного поведения в природе, др…), «Познавательное развитие» (… развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о себе, объектах окружающего мира и природы…)
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. («Экологическое воспитание включает:
- развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии»).
На сегодняшний день немало исследований в дошкольной педагогике посвящено экологическому воспитанию. Этот раздел включён в каждую комплексную программу. Более 20 парциальных программ, одобренных Министерством образования Российской Федерации, таких как - Программа «Наш дом - природа», разработанная Н. А. Рыжовой, программа А. Вересова "Мы земляне», «Семицветик», «Природа и художник», «Паутинка», «Мы» посвящены этой проблеме. Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.
Задание 4.
1). Какие методы используются для экологического воспитания детей?
(Наглядные, практические, словесные).
- Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
(Наблюдения; рассматривание картин, иллюстраций; презентации).
3) Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.
(Игра; экспериментально-исследовательская деятельность, опыты; моделирование.)
Основным из наиболее перспективных методов реализации экологического развития является моделирование. Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
В дошкольном обучении можно применять разные виды моделей:
- Предметные – в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Например, с детьми старшего возраста можно сделать глобус (из папье-маше на мяче или воздушном шаре, либо другим способом). Такой глобус позволяет давать информацию о Земле постепенно и небольшими порциями: в течение учебного года приклеивать материки, обозначать государства, города, моря, которые так или иначе оказались в поле зрения детей, наносить печатными буквами их названия.
- Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например, полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при обозначении цвета листьев растений; изображение геометрических фигур на карточке – при замещении формы листьев; полоски бумаги разной структуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при обозначении характера поверхности частей растений – листьев, стеблей и т. д.
- Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают условно признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.
4). Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.
(Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы).
Старший воспитатель: Природа – источник красоты. Давайте немного отдохнем и пофантазируем. Закройте глаза и представьте, что за окном кружит метель, поет свою бесконечную зимнюю песню северный ветер. Вдруг окно распахнулось, и к вам на ладонь опустился зеленый березовый листок – нежный, маленький подарок грядущей весны. Подул легкий теплый ветерок, и мы чувствуем запах летних цветов. А сейчас прислушайтесь, и вы услышите шелест осенних кленов. Природа прекрасна во все времена года, особенно природа родного края.
(Педагоги открывают глаза. На экране демонстрируется слайд «Природа родного края»).
Но только любование красотой природы не научит детей ее ценить и беречь. Вы согласны? Чтобы сформировать у них потребность в общении с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, воспитать бережное отношение к окружающему, нужно создать для этого необходимые условия.
Задание 5. Перечислите, что нужно, чтобы дети могли ежедневно пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с природой.
Правильный ответ (демонстрируется на слайде):
- создать познавательную экосреду на территории ДОО;
- проводить экскурсии на свежем воздухе и систематические наблюдения за объектами живой и неживой природы;
- экспериментировать с детьми с природным материалом;
- организовывать самостоятельные игры с природным материалом;
- проводить занятия по изобразительной деятельности с использованием природного материала;
- привлекать детей к уходу за живыми объектами в уголке природы;
- оформлять интерьер групповых комнат и участков с использованием экологически безопасных материалов.
На занятиях вы задаете детям вопросы, чтобы уточнить их знания. Предлагаю и вам уточнить свои знания с помощью игры «Быстрый ответ». Отвечать нужно быстро, не задумываясь. Начинаем.
Вопросы:
- Зачем белке длинный пушистый хвост? (для «полетов» с дерева на дерево).
- Какие камни находятся в реке? (мокрые).
- Полезны ли лягушки и жабы? (жабы поедают вредителей садов и огородов).
- Зачем рыбам нужен хвост? (чтобы плавать).
- Какая птица не высиживает яиц? (кукушка).
- Кого считают предком собаки? (предками домашней собаки считают волка или обыкновенного шакала).
- Назовите животных, впадающих в спячку зимой? (еж, медведь, барсук, бурундук, ехидна).
- Что такое Красная книга? (список и описание редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов).
- Что в огне не горит, в воде не тонет? (лед).
- Какой спортивный инвентарь нужен для катания на льду? (коньки).
- Как называется игра со снегом? (снежки).
- Как называется отпечаток ноги на снегу? (след).
- Как зовут девочку из снега – героиню русской сказки? (Снегурочка).
- Сильный ветер со снегом – это? (метель).
- Как называется самый короткий месяц? (февраль).
- Как называется дубовый лес? (дубрава).
- Что делает ветер? (воет, дует, срывает листья).
(В конце игры по набранным фишкам определяется победитель).
В природе все меняется ежедневно, нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники. Педагог должен преподносить воспитанникам новые знания в доступной, увлекательной форме, учитывать их интерес и возрастные особенности, использовать игровые технологии, произведения художественной литературы. Важно понимать, что и в какой момент сказать детям, какой вопрос задать. Всегда ли у нас это получается? Давайте разберем конкретные ситуации.
Игра «Подумай и ответь».
Ситуация 1. Дети пришли на прогулку на цветочную полянку. Каждый стремится сорвать цветок. Как предотвратить это? Какие методы помогут остановить желание детей сорвать цветок?
(Рассматривание цветов и насекомых, которые прилетают к ним за медом. Рассказывание сказки про цветы, их красоту, пользу для насекомых и животных, людей).
Ситуация 2. Воспитатель старшей группы спрашивает у воспитанников, что интересного в окружающей природе они видели по дороге в детский сад или возвращаясь из него.
«– Когда я вышел», – говорит мальчик, – видел солнце. Оно большое, красное. Я теперь знаю, какое солнце нужно рисовать.
– А я видела красивые деревья, на них иней.
– Я видел, как переливаются на солнце сосульки, как блестит снег на солнце. Если присмотреться, снег голубоватого цвета, и в тени это заметнее.
«– Я видела, как кружились и падали пушистые хлопья снега», – говорит Лена.
«– Молодец, Леночка», – сказала воспитатель, – красиво рассказала. Почти как в стихотворении, помните?
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Дети повторяют строки и вспоминают, что и они видели, как снег падает, кружится. Они говорят, что это очень красиво.
Вопросы:
- Зачем воспитатель просила детей рассказать, что интересного они видели по дороге в детский сад?
- В чем проявилась у детей любовь к природе?
- Каково значение художественного слова в восприятии красоты природы?
Вы отлично справились с заданиями. А теперь предлагаю проверить домашнее задание, которое вы подготовили к нашей встрече.
Домашнее задание: педагоги презентуют памятки для родителей экологической тематики.
Предлагаю вам самим оценить свою работу по экологическому воспитанию: что уже сделано, а что только планируется. Возьмите фишки красного и синего цветов. Я зачитаю утверждения. Если вы делаете то, о чем идет речь, кладите на стол фишку красного цвета, если нет – синего.
Утверждения:
- Я постоянно провожу с детьми наблюдения за объектами природы на территории детского сада.
- Периодически организую экскурсии с детьми в парк, лес.
- Воспитанники моей группы знают, какую пользу приносят насекомые и птицы.
- Наблюдения за объектами природы связываю с занятиями по рисованию, развитию речи, лепке, конструированию.
- Провожу экологические акции с детьми и родителями.
- На участке ДОО есть кормушки. Зимой мы с детьми подкармливаем птиц.
- В группе есть картотека загадок о природных явлениях и животных.
- Читаю детям художественные произведения, подробно обсуждаю, как автор описывает природу.
- Дети моей группы знают стихи о природе.
- В группе есть плакаты и альбомы по теме «Берегите природу», которые сделали дети и родители.
- Закрепляю правила поведения в природе с детьми и родителями в ходе совместных мероприятий.
- Оформляю и постоянно обновляю наглядную агитацию для родителей в группе.
Не расстраивайтесь, если синих фишек оказалось больше, чем хотелось. Это можно исправить, используя все ресурсы для решения поставленных задач.
Музыкальная загадка: (звучит пьеса К. Сен-Санса «Лебедь»).
Как вы думаете, о какой птице рассказывает эта музыка? Подсказка:
Птица медленно плывёт,
Словно белый теплоход.
Горделива и красива,
Терпелива и пуглива.
(Лебедь)
Лебедь – это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Если эти птицы поселятся рядом с нами – это будет свидетельствовать о нашей высокой экологической культуре и экологически чистой окружающей среде.
Творческая мастерская:
Не только красота, но и доброта спасет мир. И это в наших силах. Предлагаю вам сделать белых лебедей и разместить их в своих группах.
(педагоги делают лебедей из бумаги в технике оригами).
В заключение хочу напомнить, что именно от нас зависит, какими будут наши дети. Мы хотим, чтобы они любили природу, понимали ее и берегли. Но мало хотеть, этого надо добиваться совместными усилиями. На этом наша экологическая гостиная подошла к концу. Предлагаю вам полюбоваться красотой нашей природы (под музыку Чайковского просмотр слайдов о природе).
Проект решения педагогического совета:
1. Продолжать работу по экологическому воспитанию детей: развивать экологическую культуру, прививать любовь и бережное отношение к природе, формировать познавательный интерес к миру животных и растений.
Срок исполнения: постоянно. Ответственные: воспитатели, специалисты ДОУ.
2. Регулярно использовать элементарные опыты и эксперименты в природе для развития познавательной деятельности дошкольников.
Срок исполнения: постоянно. Ответственные: воспитатели.
3. Создать на территории детского сада экологическую тропу и разработать маршруты для всех возрастных групп.
Срок исполнения: до 15.04.2018года. Ответственные: старший воспитатель, воспитатели.
4. Педагогам всех возрастных групп организовать работу по составлению «Зеленой книги», где будет собран материал о природе нашего региона. Активно использовать помощь родителей воспитанников.
Срок исполнения: до 01.03.2018года. Ответственные: старший воспитатель, воспитатели
5. Подготовить отчет для родителей по экологическому воспитанию дошкольников и разместить его на информационных стендах групп.
Срок исполнения: до25.12.2017года. Ответственные: воспитатели.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей бережного отношения к природе
Краткосрочный познавательный проект для детей средней группы. В ходе этого проекта дети узнают о росте и развитии растений, научаться выращивать цветы на клумбе детского сада....
"Как воспитать в детях бережное отношение к природе?"
Как воспитать в детях бережное отношение к природе?...
Консультация для педагогов: «Воспитание в детях бережного отношения к природе».
Консультация для педагогов....
Консультация для родителей "Несколько советов по воспитанию в ребенке бережного отношения к природе"
Природа наш общий дом, где все явления закономерны и живая природа и неживая природа сосуществуют в единой, очень крепкой взаимоподчинённой связи....
Памятка для родителей «Как воспитать у детей бережное отношение к природе?»
laquo;Как воспитать у детей бережное отношение к природе?»...
Семинар "Как воспитать в детях бережное отношение к природе"
Ход семинара.Ведущий: - Добрый день, уважаемые коллеги!Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда останется сыном природы и то, что роднит его с природой, должно испол...