Семинар "Как воспитать в детях бережное отношение к природе"
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа)
Ход семинара.
Ведущий: - Добрый день, уважаемые коллеги!
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда останется сыном природы и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры».
Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Научить детей видеть красоту окружающей природы, воспитать интерес и бережное отношение к ней — одна из главных задач воспитателей и родителей.
Удивительный мир природы… Он встречает ребёнка морем звуков и запахов. Тысячами разных загадок и тайн. Заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты и у поля, и у луга, и у тихой лесной речушки, и у крошечной лужицы. Знакомство с природой будит любознательность ребёнка. Природа обладает большими познавательными возможностями: она даёт возможность безмерно расширять кругозор ребёнка, формировать умение сравнивать.
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.
Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами нашего детского сада.
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.
Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.
Третья задача – формирование у детей любви к природе.
Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом.
- Итак, что же такое ЭКОЛОГИЯ? (Ответы педагогов).
«Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».
2. Дайте определение, что такое экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)
3. Почему, на Ваш взгляд, экологическим воспитанием надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)
4. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?
Сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного, свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.
5. Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников. (уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; методическая, энциклопедическая и художественная литература; зимний сад на территории; экологические коллекции, паспорта растений и т.п.)
6. Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)
Формирование бережного отношения детей к природе начинается с младшей группы, в которой ребята знакомятся с временами года и сезонными явлениями в виде снега, дождя и так далее. В средней группе дети учатся наблюдать за окружающим миром, заботиться о растениях и животных. К старшей группе у них появляется понимание, как человек связан с природой и какие поступки влияют на нее негативно, а какие приносят пользу. При этом важно, чтобы ребенок умел применять в жизни полученные на занятиях знания и понимал необходимость бережного отношения к природе. Для достижения такого эффекта воспитательный процесс должен быть целенаправленным и непрерывным. Также важно, чтобы в нем принимали участие и воспитатели, и родители ребенка. Дошкольный возраст — это начальный этап формирования личностных качеств, целостной ориентации человека. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, себе и другим людям. Фундамент экологического образования, несомненно, должен закладываться в дошкольном возрасте, тем не менее, оно не должно рассматриваться как изолированное направление работы в ДОУ. Экологическое образование имеет мировоззренческое значение, поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса в ДОУ. Это предполагает тесное сотрудничество всех специалистов на основе интегрированного подхода к экологизации различных видов деятельности дошкольников. Интеграция предполагает взаимопроникновение разных видов деятельности. В нашей работе с детьми по их экологическому воспитанию широко используется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь различных видов деятельности — физической культуры, музыки, изобразительной деятельности, игры, театральной деятельности, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей.
На занятиях мы транслируем детям не только свое отношение к природе, но и свои знания. Предлагаю проверить, насколько хорошо вы знаете секреты природы. Конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду». Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчивайте строчку. Паук усиленно плетет паутину (к сухой погоде)
- Стрижи и ласточки низко летают (дождь предвещают)
- Лягушки квакают (перед дождем)
- Кошка свернулась клубочком (к похолоданию)
- Воробьи в пыли купаются (к дождю)
- Мыши выходят из-под постилки снега (За сутки до оттепели)
- Из березы течет много сока (к дождливому лету)
- Цветы перед дождем (пахнут сильнее).
Знакомство детей с окружающим миром должно быть постепенным и постоянным. Ребенок должен каждый день открывать для себя что-то новое и стремиться поделиться этими знаниями. С детьми следует обсуждать изменения, происходящие в природе, чтобы они научились устанавливать причинно-следственные связи в происходящем в окружающей среде. Но любые наблюдения требуют от детей большого внимания и умственной активности. А для дошкольников это достаточно тяжелая нагрузка, которая не может быть продолжительной. Поэтому ведущей формой воспитания бережного отношения к природе является игровая деятельность.
Игры с педагогами. Игра «Воздух, земля, вода, огонь». Цель: закреплять умение детей систематизировать животных, птиц, рыб по их среде обитания; развивать ловкость, внимание, сосредоточенность на выполнении задания. Оборудование: мяч Ход игры: Играющие становятся в круг, у одного игрока мяч, он–ведущий. Ведущий бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: «земля», «вода», «воздух», «огонь». Если водящий сказал «земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода!» играющий отвечает названием рыб; на слово «воздух!» - названием птиц. При слове «огонь!» игрок, поймавший мяч, быстро передаёт его соседу, тот – следующему и т. д., пока мяч не возвращается водящему. Правила: игрок, который ошибся, не передал мяч по команде «огонь!» или уронил мяч, выбывает из игры. Игра «Живые цепочки». Цель: расширять представления детей о природных сообществах, их целостности и уникальности, о цепях питания). Педагоги надевают маски (шапочки): один человек – растения, второй – растительноядного животного, третий – хищника. По команде «Цепочка стройся!» все должны построиться так, чтобы образовалась цепочка: растение, растительноядное животное, хищник. Затем каждый должен будет представиться и объяснить, почему он занял то или иное место в цепочке.
Музыка как средство экологического воспитания дошкольников. “Годы детства – это прежде всего воспитание сердца” (В. Сухомлинский). Экологическое воспитание дошкольников без “воспитания сердца” невозможно. На помощь здесь приходит музыка. Музыка способна зажечь в сердцах детей высшие человеческие чувства. Музыка учит любить, ценить, сострадать. И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки – это более успешное и продуктивное воспитание. Природа музыкальна: пение птиц, журчание воды, шум леса, всё это так легко воспринимают дошкольники с помощью музыкальных произведений на экологическую тему. Мы обращаем внимание на поведение насекомых, на повадки домашних животных, птиц, и тут же слушаем соответствующую музыку.
На этом наш семинар подошел к концу. Предлагаю вам самим оценить свою работу по экологическому воспитанию: что уже сделано, а что только планируется. Возьмите фишки красного и синего цветов. Я зачитаю утверждения. Если вы делаете то, о чем идет речь, кладите на стол фишку красного цвета, если нет – синего.
Утверждения:
- Я постоянно провожу с детьми наблюдения за объектами природы на территории детского сада.
- Периодически организую экскурсии с детьми.
- Воспитанники моей группы знают, какую пользу приносят насекомые и птицы.
- Наблюдения за объектами природы связываю с занятиями по рисованию, развитию речи, лепке, конструированию.
- Провожу экологические акции с детьми и родителями.
- На участке ДОУ есть кормушки. Зимой мы с детьми подкармливаем птиц.
- В группе есть картотека загадок о природных явлениях и животных.
- Читаю детям художественные произведения, подробно обсуждаю, как автор описывает природу.
- Дети моей группы знают стихи о природе.
- В группе есть плакаты и альбомы по теме «Берегите природу», которые сделали дети и родители.
- Закрепляю правила поведения в природе с детьми и родителями в ходе совместных мероприятий.
- Оформляю и постоянно обновляю наглядную агитацию для родителей в группе.
Не расстраивайтесь, если синих фишек оказалось больше, чем хотелось. Это можно исправить, используя все ресурсы для решения поставленных задач.
Хотелось бы закончить наш семинар строками:
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_vospitat_v_detyah_berezhnoe_otnoshenie_k_prirode.pptx | 647.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Нормативные документы, в которых отражены аспекты экологического воспитания, образования, просвещения: • Конвенция о правах ребёнка. • Конституция Российской Федерации. • Федеральный закон . №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р
Экологическое воспитание, согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации предполагает: • становление и развитие у ребёнка экологической культуры, бережное отношение к родной земле; • формирование у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу; • воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними.
Образовательная область «Познавательное развитие» предусматривает: формирование у детей первичных представлений об объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы.
Для ежедневного пополнения знаний детьми, реализации потребности в общении с природой, необходимо: Создать познавательную среду на территории д/с; Проводить экскурсии на свежем воздухе и систематические наблюдения за объектами живой и неживой природы; Экспериментировать с детьми с природным материалом; Организовывать самостоятельные игры с природным материалом; Проводить занятия по изобразительной деятельности с использованием природного материала;
Викторина «Как растения и животные предсказывают погоду»
Паук усиленно плетёт паутину К сухой погоде
Уж греется на дороге Перед дождём
Стрижи, ласточки низко летают Перед дождём
Мыши выходят из-под подстилки на снег За сутки до оттепели
Собак катается по земле, мало ест и много спит К вьюге
Черёмуха цветёт К холоду, заморозкам
Утром трава сухая К вечеру будет дождь
Из берёзы течёт много сока К дождливому лету
Цветы перед дождём…? Пахнут сильнее
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей бережного отношения к природе
Краткосрочный познавательный проект для детей средней группы. В ходе этого проекта дети узнают о росте и развитии растений, научаться выращивать цветы на клумбе детского сада....
"Как воспитать в детях бережное отношение к природе?"
Как воспитать в детях бережное отношение к природе?...
Педагогический совет «Как воспитать в детях бережное отношение к природе»
В экологической гостиной обсуждается вопрос экологического воспитания детей в детском саду, оценивается работа педагогов и решается главный вопрос: «Что делать, чтобы воспитать в...
Консультация для педагогов: «Воспитание в детях бережного отношения к природе».
Консультация для педагогов....
Роль книги в воспитании у детей бережного отношения к природе
Начиная с раннего возраста, мы знакомим детей с окружающим их миром. Постепенно у детей формируются представления о живой и неживой природе, природоведческие понятия, они...
Памятка для родителей «Как воспитать у детей бережное отношение к природе?»
laquo;Как воспитать у детей бережное отношение к природе?»...