ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ДО
консультация на тему

Цветкова Евгения

Важным фактором развития современного учреждения дошкольного образования выступает организация в нем инновационной деятельности,

которая направлена на освоение, использование и распространение новшеств с целью достижения большей эффективности в дошкольном образовании.

Одной из инновационных технологий, отвечающих этим требованиям, является технология детского экспериментирования. Организация экспериментальной деятельности невозможна без создания соответствующей предметно-пространственной среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ДО

Важным фактором развития современного учреждения дошкольного образования выступает организация в нем инновационной деятельности,

которая направлена на освоение, использование и распространение новшеств с целью достижения большей эффективности в дошкольном образовании.

Одной из инновационных технологий, отвечающих этим требованиям, является технология детского экспериментирования. Организация экспериментальной деятельности невозможна без создания соответствующей предметно-пространственной среды.

Так, в группах учреждений дошкольного образования нужно создать уголок «экспериментатора», где может находиться стол с большим встроенным контейнером, который по мере необходимости будет наполняться песком, водой, глиной, снегом, камешками, опилками и др.; дополнительно в данном уголке можно расположить песочные наборы, специальные игрушки для деятельности с водой. В группе должно быть отведено место, в котором дети могли бы свободно действовать и экспериментировать с природным материалом: камешками разного цвета и формы, минералами, глиной, птичьими перышками, ракушками, шишками (еловыми, сосновыми), орехами, желудями, кусочками коры деревьев, соломой каштанами, маковыми головками, листьями, ветками, пухом, мхом, семенами фруктов и овощей, шерстью (кошачьей, собачьей, овечьей). Такой материал должен храниться в коробках с закрытыми крышками, чтобы уберечь его т пересыхания.

Также можно создать уголок «мастера», оснащенный простыми инструментами, деревянными брусками; различными видами бумаги, картоном, лоскутами (ситец, сатин, цветной шелк, шерсть, байка т пр.); пуговицами разных цветов и размеров, ножницами, красками, клеем и т.д. В таком уголке дети смогут свободно экспериментировать, не опасаясь залить ковер, пол или испачкаться самому. В этот уголок по мере необходимости педагог может вносить различные элементарные приборы и предметы: весы, градусник, подзорную трубу, бинокль, увеличительное стекло, часы, кружки различных предметов, пробирки и пр.

Хорошо также создать уголок «всезнайки», который будет пополняться наглядным материалом: картинками, альбомами, книгами, картами, планами, макетами, детскими энциклопедиями «Я познаю мир», «Все обо всем», «Энциклопедия для дошкольников» и др. В этот уголок помещается также картотека с описанием опытов и экспериментов.

Такая предметно-пространственная среда позволит детям принимать активное участие в экспериментальной деятельности.

Средством обучения в данной технологии являются графические опоры в виде схем и моделей. Графические опоры, отражающие отдельные понятия или их совокупность как систему, способствуют возникновению проблемы в сознании детей. К тому же наглядность на этапе постановки проблемы способствует длительному наблюдению и сохранению проблемной ситуации в сознании детей, что особенно важно в старшем дошкольном возрасте. Помимо этого, графические опоры как виды знаково-символических средств дают возможность оперировать ими и, таким образом, выполняют эвристическую функцию. Развивающие возможности графических опор обусловлены их знаково-символической природой: в процессе психического развития возможности интеллекта возрастают за счет овладения человеком новыми средствами мышления и поведения, т.е. знаково-символическими средствами (Л.С. Выготский). Развитию логического мышления детей способствует работа по осмыслению, анализу предлагаемых педагогом графических опор или по самостоятельной их разработке на этапе обобщения знаний.

Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста должна осуществляться поэтапно.

Первый этап — игровой. Цель этого этапа — активизация у детей потребности и мотивов экспериментальной деятельности. В психолого-педагогических исследованиях установлена тесная взаимосвязь протекания психических процессов от потребностей и мотивов, которые побуждают детей к осуществлению этих процессов. В основе осуществления экспериментальной деятельности лежат положительные эмоции, получаемые от ее процесса и результатов.

Первоначально экспериментальная деятельность была организована в игровой форме — в виде сюжетно-дидактической игры «Институт «Познайка», которая проводилась достаточно продолжительное время. Педагогом подбирались атрибуты к игре, материал, необходимый для проведения опытов, экспериментов. Работа «института» отражалась в специальном дневнике наблюдений, в котором педагог фиксировал содержание опытов, экспериментов, проводимых совместно с детьми, в отдельной графе помечал детские высказывания, суждения и т.д.

Второй этап — обучающий. Целью обучающего этапа являлось формирование у детей инструментальных навыков и умений (умение задавать вопросы, делать выводы, комбинировать, устанавливать ассоциации, искать аналогии и т.д.), необходимых в экспериментальной деятельности. Для этого были организованы «курсы молодых ученых», на которых с детьми проводились специальные упражнения («Похоже — не похоже», «Познаем этот мир», «Что делать, если…», «Найди возможную причину…», «Почему так получилось?» и т. д.). Для обучения детей умениям и навыкам проведения экспериментов с детьми была проведена серия элементарных опытов, в процессе которых решались простые задачи, содержащие однозвенные связи. Их особенность заключалась в том, что решаемые задачи были, как правило, неизвестны только детям. Использовалось простое измерительное игровое или бытовое оборудование. Это опыты типа «Поплывет-утонет», «Флейта из соломки», «Заплесневелый хлеб», «Вулкан», «Вырастим кристалл» и др.

Третий этап — эвристический. Целью эвристического этапа было постепенное подключение детей к самостоятельному проведению экспериментальной деятельности. Экспериментальная деятельность старших дошкольников организовывалась с опорой на комплекс вариативных эвристических заданий, которые выполнялись с помощью определенных методов и форм.

Н.В. Литвина, Е.И. Смолер



Предварительный просмотр:

Оборудование и материалы для организации  развивающего

 уголка по экспериментированию.

Приборы

Микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, безмен, песочные часы, компасы, разнообразные магниты, бинокль и др.

Сосуды разной конфигурации и разного объема

Пластиковые банки, бутылочки, стаканы разной формы, величины, ковши, ведерки, миски, воронки, сито, лопатки, формочки и др.

Природные материалы

Камешки разного цвета и формы, глина, разная по составу земля, уголь, песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, сучки, спилы, опилки, древесная стружка, пластилин и др.

Бросовый материал

Кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формы - вкладыши от наборов шоколадных конфет, трубочки для коктейля и др.

Технические материалы

Гайки, винты, болтики, гвозди и др.

Разные виды бумаги

Обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная, вощеная и др.

Красители

Акварельные краски, безопасные красители и др.

Медицинские материалы

Пипетки, колбы, шпатели, деревянные палочки, вата, воронки, шприцы (пластмассовые без игл), марля, мерные ложки, резиновые груши разного объема и др.

Прочие материалы

Зеркала, воздушные шары, зубочистки, растительное масло, мука, соль, стеки, ученические линейки, таз, спички и спичечные коробки, нитки, пуговицы и др.

Дополнительное оборудование

Оборудование для ухода за растениями.

Модели, схемы.

Календари природы и погоды.

Иллюстрированный материал.

Дневники наблюдений за посадками.

Пооперационные карты посадок.

Игровой материал, дидактические игры по экологии.

Справочники, энциклопедии.

Контейнеры для сыпучих и мелких предметов.

Детские халаты, клеенчатые передники.

                         Материал для организации опытов и экспериментов

Младший и средний возраст

Бумага разного сорта, бусины, пуговицы, вата, ватин, синтепон, веревки, шнурки, тесьма, нитки винтики, гайки, шурупы вода и пищевые красители, глина, песок, деревянные катушки, дидактические игры по экологии, дневники наблюдений за посадками, емкости разного размера, камешки разного размера, мерные кружки, воронки, лейки, формочки, мыло, оборудование для ухода за растениями ,опилки ,палочки ватные песок, вода пластиковые бутылки разного размера, полиэтиленовые пакеты, пробки, пух, перья разноцветные прищепки, разноцветные резинки, резиновые мячи, шары, семена бобов, фасоли, гороха; косточки и скорлупа орехов, спилы дерева, трубочки, упаковки от киндер-сюрпризов, фотопленки и др.

Старший возраст

Банки, бутылки, крышки разных размеров, бросовый материал (кожа, поролон, пенопласт, коробки, фантики, лоскутки),бумага для записей, зарисовок, карандаши, фломастеры, ведра, тазы, ванночки, весы, взбивалка, деревянная лопатка, шпатели, галька, гравий, губки, деревянные предметы (палочки, бруски, дощечки),дневники наблюдений за посадками, иллюстрированный материал, календари (отрывные, перекидные, природные, погодные),карта мира, картотека опытов, клеенчатые фартуки, нарукавники, щетка, совок коллекции различного содержания, кораблики, крупы, литература (справочники, энциклопедии, атласы),магниты, мелкие игрушки для обыгрывания, мерные ложки, монеты, железные предметы, настольно - печатные игры, палочки от мороженого, пипетки с закругленными концами, пластиковые одноразовые шприцы без игл ,пищевые красители, растворимые продукты ,пластилин, стеки, половинки мыльниц, формы для изготовления льда, контейнер для яиц, пластиковые упаковки от конфет, пооперационные карты опытов, природный материал (емкости с землей, глиной, песком, водой),прихватки, пинцеты с закругленными концами, пробки, пуговицы, прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема (стаканы, ковшики, миски, бутылочки),резиновые груши разного объема, резиновые и пластиковые перчатки, резиновые и пластиковые трубочки, соломка для коктейля, рулетка, портновский метр, линейка, треугольник, свеча в подсвечнике, сита и воронки разного размера и объема, дуршлаг, скорлупа от яиц совки, соломинки, трубочки, соль, сахар, стиплер, дырокол, ножницы, тальк, детский крем, тематические материалы (транспорт, океан, лес), терка, технические материалы (гайки, болты) в контейнере, увеличительные стекла, микроскоп, спиртовки, пробирки, часы (механические, песочные, капельные, водные) и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной НОД с использованием метода детского экспериментирования и информационных компьютерных технологий(коммуникация, познание, конструирование)

Данный материал представляет собой подробное описание содержания интегрированного занятия с указанием целей, задач и перчня материалов и оборудования....

Международный день птиц Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста Непосредственно образовательная деятельность с использованием ИКТ и технологий: детское экспериментирование, оригами.

На протяжении долгого времени дети проводили наблюдения на территории детского сада и в лесопарке Александрино, развешивали кормушки в зимнее время и подкармливали птиц. Прочитали много книг о птицах....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в младшей группе с использованием технологии детского экспериментирования

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе с использованием технологии детского экспериментированияВоспитатель: Савельева Г.С. Цель: формирование навыка получать зелён...

Статья "Использование технологии детского экспериментирования как направления инновационной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО"

Исследование технологии экспериментирования детей старшего дошкольного возраста, как инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации...

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в страну науки» С использованием технологии опытного экспериментирования

Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.Задачи:Образовательные       - Формировать новые и закреплять имеющиеся зна...