Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в страну науки» С использованием технологии опытного экспериментирования
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Смирнова Наталья Владимировна

Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.

Задачи:

Образовательные

      - Формировать новые и закреплять имеющиеся знания детей о предметах и явлениях окружающего мира;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strana_nauki.docx31.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

в 

старшей группе

«Путешествие в страну науки»

С использованием технологии опытного экспериментирования 

Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.

Задачи:

Образовательные

      - Формировать новые и закреплять имеющиеся знания детей о предметах и явлениях окружающего мира;

Развивающие

      - Развивать у дошкольников познавательную активность, умение анализировать полученные результаты;

      - Развивать логическое мышление, творческие и конструктивные способности;

Воспитательные

      - Формировать навыки взаимодействия со сверстниками;

      -  Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

В результате участия у ребенка появится интерес к исследованиям, он получит первые (или новые) представления о физических и химических явлениях вокруг нас.

Герои:

- Менделейкин,

Материалы и оборудование:

- презентация к НОД;

- альбомные листы;

- емкость для рисования;

- набор красок для рисования по воде «Эбру»; 

-емкости для проведения опытов.

- вода;

- подсолнечное масло;

- пищевые красители;

- шипучие таблетки;

- крахмал;

                                                             Ход НОД:

1. Вводная часть – мотивационный

(продолжительность 5 минут).

Здравствуйте, ребята! посмотрите

Сегодня к нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей и пожелаем им доброго утра.

А еще поздороваемся друг с другом, но не просто, а ласково, для хорошего настроения.

Посмотрите, дети, нам утром пришло видеописьмо! Кто же нам его прислал? Давайте посмотрим!

Дети смотрят на экран.

(Слайд 1)

 «Здравствуйте, друзья!   Давайте познакомимся! Я - профессор Менделейкин. Я хранитель волшебной книги наук, в ней собраны самые разные и интересные опыты и эксперименты, и я бы очень хотел поделиться ими с вами ребята, но вот незадача, книга та волшебная и слова, которые ее открывают тоже волшебные я их записал на доске, а какие забыл.  Я знаю, что вы поможете мне. Правда ребята?»

Воспитатель: Ребята и правда что-то здесь написано: «Чтобы открыть вам «волшебную книгу, подумайте и выберите из трех предложенных слов правильный ответ и произнесите его дружно».

а) абра, кадабра;
б) снип, снап, снура,
в) сим-сим откройся.

Менделейкин: Ура ребята вы такие молодцы! В награду я вам расскажу покажу несколько интересных опытов, но сначала я с вами поиграю и узнаю сообразительные ли вы?

игра «Мозговой штурм»

  • Наука это….
  • Где проводят опыты…
  • Какие мы знаем науки…
  • Как называются люди, которые занимаются наукой
  • Лимоны кислые, а сахар….
  • Утром мы завтракаем, а в обед…
  • Чего больше яблок или яблонь?
  • У кого больше лап у двух кошек или у двух собак?
  • Симферополь, Ялта это…?
  • Окунь, карась…?
  • В году … 24 месяца, 12 месяцев, 3 месяца, 4 месяца.
  • У деревьев всегда есть… листья, цветы, плоды, корень, тень.

Правильно, молодцы, ребята! Теперь я вижу, что вы готовы к экспериментам!

Согласна, ребята! Молодцы!

Воспитатель:

Давайте хором повторим правило исследователей.

«Это правило мы знаем на «5» без разрешения воспитателя в руки ничего не брать!»

  1. Наш первый опыт называется «Лавовая лампа».

Но прежде чем мы начнем наши эксперименты давайте проведем пальчиковую гимнастику

Пальчиковая гимнастика:

На двери висит замок –

Кто его открыть бы смог? (быстрое соединение пальцев в замок)

Потянули (тянем кисти в стороны)

Покрутили (волнообразные движения)

Постучали (пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями)

И открыли! (пальцы расцепились) Молодцы!

Дети выполняют упражнения по показу воспитателя.

Воспитатель: Для опыта мы возьмем: растительное масло, вода, краску, шипучая таблетка и прозрачный сосуд.

Сосуд наполовину наполнен водой, добавим в воду растительное масло.

Что происходит?

Как вы думаете, почему масло не смешивается с водой?

Затем добавим краситель к воде и маслу.

Потом добавим шипучую таблетку.

Обратите внимание, цветные пузырьки поднимаются в слой масла. Давайте понаблюдаем за красивым эффектом, как цветные капельки поднимаются и снова опускаются в нижний слой.

Сделаем вывод: масло и вода не смешиваются, так как имеют разную плотность. После добавления шипучей таблетки начинаются изменения. Таблетка вступает в реакцию с водой, образуя пузырьки углекислого газа, которые начинают подниматься на поверхность. Эти пузырьки перемешивают воду и масло. И мы видим, как шарики масла бурлят в жидкости

Дети наблюдают за ходом эксперимента, описывают свои наблюдения, делятся впечатлениями, рассуждают

Воспитатель: Молодцы, ребята!

2.Второй опыт называется «Двигайся, замри». (физминутка)

3. Третий опыт называется «Волшебная Неньютоновская жидкость»

Все жидкости, которые находятся только в жидком состоянии называются ньютоновскими, по имени известного ученого физика Исаака Ньютона.

Воспитатель: Но, оказывается, не все жидкости ведут себя правильным образом.

Все мы знаем, что мед - густая жидкость, вязкая - он течет очень медленно и медленно заполняет сосуд, в который его перелили. А молоко - жидкость с малой вязкостью, более жидкая. Она тут же принимает ту форму, которую имеет сосуд и мгновенно растекается по нему. Но мед - это всегда мед, а молоко - всегда молоко.

А вот неньютоновские жидкости могут быть и вязкими и тут же совершенно жидкими. Все зависит от того, что с ними делают.

Воспитатель: Сегодня мы с вами и попробуем сделать ту самую загадочную неньютоновскую жидкость или как я говорила в начале, волшебную жидкость.

Для этого нам понадобится: крахмал картофельный, вода, глубокая чашка, палочка. Далее нужно: взять крахмал и насыпать его в чашу, налить небольшое количество воды и размешать с помощью палочки. Постепенно подливать воды и мешать, пока не получится однородная масса. Эта жидкость и будет примером неньютоновской.

4. Четвертый опыт называется «плавающие краски». Эбру.

Эбру называют «бумагой с облаками» или «бумагой с волнами». Известны такие названия, как «танцующие краски», «облака и ветер», «плавающие краски»

Краски очень лёгкие и свободно расползаются по воде, а вода для рисования содержит специальную добавку, благодаря которой вода становится вязкой за счёт чего рисунок удерживает форму. Для создания густой основы используют особый растительные компоненты -это воск из нектара растения Астралагус или экстракт гевеи, порошок корней орхидеи или экстракт морских водорослей.

Акварисование не требует предварительной подготовки. Техника Эбру не позволяет рисовать по образцу. Это дает толчок для творчества, проявления самостоятельности и выражению индивидуальности.

Рефлексия:

Педагог: Молодцы! Вы справились! Помогли Менделейк, узнали много нового и интересного.

Дети: (ответы).

Педагог: А что больше всего понравилось? Какое задание больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в страну математики» с использованием технологии ТРИЗ, блоков Дьенеша и палочек Кюизенера

Интеграция образовательных областей: познание, физическое развитие, социально-коммуникативная. Используемые технологии: ИКТ, обучение в сотруднечетве (работа в группе), блоки Дьенеша, палочки Кюи...

Конспект занятия по познавательной деятельности во второй младшей группе "Путешествие в Страну Здоровья" с использованием здоровьесберегающих технологий.

Занятие по познавательной деятельности во второй младшей группе на тему " Путешествие в страну Здоровья"....

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в страну математики» с использованием технологии ТРИЗ, блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

Интеграция образовательных областей: познание, физическое развитие, социально-коммуникативная. Используемые технологии: ИКТ, обучение в сотруднечетве (работа в группе), блоки Дьенеша, палочки Кюи...

экспериментирование НОД по познавательно - исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Путешествие в Страну вулканов» с использованием интерактивных компьютерных технологий.

НОД по  познавательно - исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Путешествие в Страну вулканов» с использованием интерактивных компьютерных технологий....

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в страну математики» с использованием технологии ТРИЗ

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в страну математики» с использованием технологии ТРИЗ...