Всероссийский конкурс методических разработок
рабочая программа (младшая группа) на тему

Икс Ирина Викторовна

Детский сад – первая и очень ответственная  ступень общей системы образования. Перед педагогами  дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым радом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.      

Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми  они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий,  гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.  Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детский сад – первая и очень ответственная  ступень общей системы образования. Перед педагогами  дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым радом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.      

Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми  они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий,  гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.  Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее.

Российская Федерация Республика Саха (Якутия)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 17

города Нерюнгри Нерюнгринского района

Принято                                                                                                            УТВЕРЖДАЮ:

педагогическим советом                                                                       Заведующий МБДОУ № 17                                                                                                                                                                    

Протокол  от 04.09.2017 г. № 1                                              _______________ В.В. Овчиникова

                                                                                                   Приказ № 166  от   04.09.2017г.

                                                 

Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей математического кружка «Занимательная математика»

в группах общеразвивающей направленности для детей 6 – 7 лет  №№ 4, 11.

Срок реализации 1 год.

Разработала: воспитатель Икс Ирина Викторовна.

г. Нерюнгри  2017 год

Пояснительная записка

В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.

Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.

Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.

Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, оценке ее результатов.

Основой для разработки рабочей программы по развитию элементарных математических представлений предстали:

  • Устав МДОУ № 17 г. Нерюнгри Нерюнгринского района.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования РФ от 17 октября 2013 года № 1155)
  • СанПин2.4.1.3049-13 (с изм.от 04.04.2014) Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

Содержание программы

Все НОД проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность НОД и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе НОД используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.

НОД проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального -дифференцированного подхода к детям.

Минимальный состав группы - 8 человек.

Программа рассчитана на 1 год на детей 6 – 7 лет. Группа работает 1 раз в неделю по 25-30 минут, всего 28 занятий за учебный год. Большую часть программы составляют практические занятия.

Расписание занятий кружка

Вторник (Группа № 11), четверг (группа № 4)

16.00-16.30

Список воспитанников кружка

Ф.и детей группы № 11

Ф.и детей группы № 4

Чащина Полина

1.

Ефимов Женя

Тогущакова Ангелина

2.

Ефремов Саша

Адам Саша

3.

Хуснутдинова Даша

Евдокимова Алиса

4.

Смирнова Даша

Кувшинова Таня

5.

Лобова Полина

Кузовкин Олег

6.

Савина Катя

Закиров Данил

7.

Зайцева Варя

Кузьменко Илья

8.

Павлова Таня

Григорьев Вова

9.

Харьковская Аня

Белоусов Дима

10.

Столяренко Вероника

Расазанова Алина

Исакова Вика

Основные задачи программы

Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, дать детям знания с радостью, привить вкус к учению.

 Выработать у детей привычку максимально полно включаться в процесс обучения,  благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка.

Привить любовь к конкретному предмету – математике.

Формирование представлений о числе и количестве:

Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.

Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой частью на основе счета, составления пар предметов и соединения предметов стрелками.

Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.

Познакомить с цифрами от 0 до 9.

Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.

 Составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: («+», «-« , «=»).

Развитие представлений о величине:

 Считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.

Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т. д.) ; устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.

 Измерять длину, ширину, высоту предметов (сантиметры, метры, километры, объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры (литр) .

Дать представления о весе предметов и способах его измерения (грамм, килограмм). Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.

Развитие представлений о форме:

 Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.

 упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

 Распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.

Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.

Развитие пространственной ориентировки:

Ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.

 «Читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Развитие ориентировки во времени:

 Пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

       

 

Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.

Формы организации НОД

  • Традиционные
  • Комбинированные
  • Практические
  • Игры, конкурсы

Методы:

  • Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
  • Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
  • Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
  • Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,
  • Показ мультимедийных материалов

Программа составлена с учетом интеграции с содержанием следующих образовательных областей:

«Физическое развитие»

Развитие ориентировки в пространстве в процессе выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения, подвижные игры. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

«Социально – коммуникативное  развитие»

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире

«Речевое развитие»

Развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками, развитие всех компонентов устной речи, (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.

«Художественно-эстетическое развитие»

Расширять математический кругозор  используя литературные предпочтения, художественные навыки, развитие интереса к театрально - игровой деятельности.

Итоговые результаты освоения Программы

Планируемые результаты при успешном освоении Программы:

  • Умение самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям.
  • Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).
  • Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).
  • Соотносить цифру (0 – 9) и количество предметов.
  • Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, - , =).
  • Различать величины; длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения.
  • Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).
  • Уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.
  • Различать и называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб. Проводить их сравнение.
  • Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями.
  • Уметь определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
  • Знать состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
  • Уметь получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
  • Знать монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5, 10 рублей.
  • Знать название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

Контроль

  • Итоговые НОД
  • Мониторинг

Список литературы

  1. Планы занятий по программе «От рождения до школы» для подготовительной к школе группы детского сада. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 2011г.
  2. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет В.П. Новикова. 2008 г.
  3. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации.
  4. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997 г.
  5. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.
  6. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985 г.
  7. Макарова О.А. Планирование и конспекты занятий по математике в подготовительной группе ДОУ: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2008
  8. Т. Г. Любимова «Хочешь быть умным? Решай задачи».
  9. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников».
  10.  Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ».
  11. А. В. Белошистая «Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет».
  12.  Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина. «Раз – ступенька, два – ступенька
  13.  Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику
  14. В. Г. Яфаева «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников»
  15. Учебная хрестоматия. Математика в художественном слове
  16.   Е. В. Соловьева «Математика и логика для дошкольников»
  17.  Е. Н. Лебеденко. Формирование представлений о времени у дошкольников. «Детство-Пресс»,
  18.  Т. А. Шорыгина «Точные сказки». Формирование временных представлений. Москва 2004
  19.  Т. М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд. торговый дом «Корифей», 2009
  20.  Е. В. Соловьева «Математика и логика для дошкольников»
  21.  Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику
  22.  Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в III Всероссийском конкурсе методических разработок уроков о семье. Октябрь 2018г.

quot;Блокнот для заботливых родителей, или что ж(Д)елать, если…"Памятки для родителей по вопросам воспитания детей дошкольного возраста....

Всероссийский конкурс методических разработок и педагогических идей

Участие во Всероссийском  конкурсе с проектом "Юный конструктор"  в номинации: Конструирование...

Конкурсные материалы для муниципального этапаVII Всероссийского конкурса методических разработок занятий, посвященных семье и традиционным семейным ценностям.

Воспитание  подрастающего поколения  и формирование гражданской идентичности  признается одной  из  актуальнейших задач.  Мы с моей коллегой Галиной Александровной Ферарр...

Конкурсные материалы для муниципального этапаVII Всероссийского конкурса методических разработок занятий, посвященных семье и традиционным семейным ценностям. проект (подготовительная группа)

Воспитание  подрастающего поколения  и формирование гражданской идентичности  признается одной  из  актуальнейших задач.  Мы с моей коллегой Галиной Александровной Ферарр...