Роль детских сказок в развитии детей
методическая разработка (средняя группа) на тему

Огнева Анна Юрьевна

Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь.                                       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_ckazok.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Роль детских сказок в развитии детей

       Роли детских сказок в развитии детей многогранны. От развития фантазии до развития правильной речи.                                                                             Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь.                                       Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал.                                                                                                                         Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку. Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций. Сказки расширяют познания детей. Форма восприятия добра и зла у взрослых не является образной. Дети не могут воспринимать информацию в такой форме, им необходима образность, игра.                                                                             Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребёнок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги у ребёнка.                                                                                       С помощью сказок можно помогать преодолевать негативные стороны формирующейся личности. Выбирая сказку для ребёнка обязательно надо учитывать особенности психоэмоционального    развития    вашего   малыша.                     Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы. Так же в воспитании кроме интуитивного формирования основ устной речи, необходимо специальное обучение. Большое значение надо уделить конструированию слов, предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей. Сказка ещё должна способствовать общению.                                                                  Задача воспитания детей сказками довольно сложная. Надо учитывать ряд моментов связанных с особенностями вашего ребенка. В сказках заложена многовековая народная мудрость. Очень часто сказки обвиняют в ужасной реалистичности. Жестокие действия, которые видит взрослый, ребёнок воспринимает образно. Если ребёнок, неоднократно, видел сцены насилия по телевизору, то он не сможет это образно воспринимать в сказках. Нужно разъяснить ребёнку, что плохое должно погибнуть.

В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей на сказках. Тогда ему легче будет справляться с жизненными трудностями. Жизнь внесёт свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадает. Важно и ваше отношение к сказке. Если вы тоже чувствуете, что это другой, сказочный мир, то и расскажите её интересней.                                       Книжки с картинками мешают слушать сказки. Ведь художник видит всё иначе, чем ваш ребёнок. Обязательно надо читать заключительную фразу, это разделит сказки друг от друга. Если читать сказки с хорошей дикцией, чётко выговаривая все звуки, вы обойдётесь без визитов к логопеду.                   Одну и ту же сказку можно читать ребёнку много раз, это поможет ему понять её смысл. Когда он поймёт суть сказки, она станет ему не интересна. Каждый может найти в сказке то, что понятно и близко именно ему. Через сказку можно привить ребёнку любовь к чтению.                                      Сказка в полной мере должна использоваться в семье в воспитании ребёнка. Через сказку ребёнку легче понять, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ребёнок представляет себя положительным сказочным героем.               Сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка. Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей. Если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребёнка. Корректировать и улучшать его поведение.                                                 Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребёнке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направленно на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Если обращать внимание на нелюбимых и любимых героев ребёнка, можно вовремя выявить и скорректировать возможные психологические проблемы ребёнка. Фантазию ребёнка легко направить как в положительное, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.                                                                                                               Сказки известны нам с детства и уже тысячи лет передаются из поколения в поколение. Сказки - это просто неисчерпаемый кладезь народной мудрости, на которой воспитывались наши предки.Волшебный мир сказок, их замысловатые сюжеты и сказочные герои, которые так нравятся детям, могут использоваться для решения целого ряда задач: воспитание в детях всего доброго и положительного, стремления к образованию, развитие самостоятельной личности и общей коррекции поведения.Ребенок очень эмоционален, поэтому любая, даже мелочная на наш взгляд проблема, является для него серьезным испытанием. Он ищет помощи у родителей, однако зачастую мы ограничиваемся умными фразами, брошенными вскользь, которые такому малышу просто непонятны.Ребенок закрывается в себе, оставаясь наедине со своей проблемой, решить которую он самостоятельно просто не в состоянии. Так развивается чувство неполноценности, проблемы общения, как с родными, так и со сверстниками, появляются новые страхи. Однако мы, родители, несем огромную ответственность за психическое состояние своего ребенка, но часто не можем самостоятельно найти подход к нему, достучаться до недр его подсознания. Как найти и донести до ребенка выход из сложившейся ситуации и предотвратить излишние переживания? В этом поможет связь волшебного мира сказок с реальным миром ребенка, которая связывает его события, мысли, поведение со сказочными персонажами. Расшифровав скрытый смысл сказки, опытный психолог сумеет увидеть все возможные пути решения проблем ребенка и применить всю мудрость, скрытую в сказке, к его поведению в дальнейшем. Хотя сказки начинают интересовать малыша лишь к двухлетнему возрасту, еще с пеленок ему можно рассказывать незамысловатые истории, поскольку именно с них начинается знакомство ребенка с окружающим миром. Чем же сказки так интересны ребенку? В них простой и всегда понятный ему сюжет - это не заставляет малыша усиленно размышлять над событиями; сказка всегда подсказывает верные пути решения проблемы, олицетворяя в себе добро и зло, и, как правило, ребенок всегда представляет себя в роли положительного героя, различая при этом, что такое хорошо. Вы можете рассказать и обсудить с ребенком уже существующую сказку; нарисовать с ним наиболее понравившийся момент; самостоятельно выдумать сказку, в которой все события и персонажи будут похожи на реальный мир ребенка и где, в конце концов,сказочный герой побеждает и находит решение всех проблем; инсценировать сказку как самим, так и с помощью кукольных игрушек. Увлекаясь рассказом, ребенок будет благодарен вам за поддержку, а счастливый конец сказки придаст ему уверенности в собственных силах, вселит надежду на скорейшее разрешение его проблем. Ведь в сказках всегда есть выход из трудной ситуации, всегда есть право выбора и всегда есть возможность своего неповторимого творчества. Чем дольше ваш ребенок будет верить в чудеса, тем оптимистичнее и радостней будет его реальность.
Сказки можно смело назвать одним из наиболее эффективных средств воспитания ребенка. Ни для кого не секрет, что дети обучаются в игре, а сказка - это та же игра, только игра в воображении. Ребенка гораздо проще научить каким-то навыкам во время игры - так же и объяснить ему что-то намного проще с помощью сказок...
А потому, если взрослый желает обучить своего ребенка каким-то навыкам, воспитать в нем какие-то черты характера, привить чувство добра и зла, объяснить ему какие-то истины, поддержать малыша,- придется разбудить свою фантазию, напрячь память, вспомнив язык детства - сказку.
Почему именно сказки являются столь мощным
инструментом для воспитания, обучения детей? Потому что дети мыслят образами. И лучшим способом преподать какие-то истины ребенку с помощью образов является именно сказка. Так, малыш, представляя для себя образы, начинает понимать внутренний мир героев, верить вместе с ними в то, что добро победит, сопереживать им. Помимо того, что сказка является просто приятным времяпрепровождением, она еще способна снять состояние тревоги, волнения у ребенка.
Кроме того, роль сказки можно рассматривать и в более широком аспекте - с помощью сказки возможно преодолеть негативные стороны личности, которая только начинает формироваться. Но родители должны помнить, что выбирать сказки следует очень внимательно, обращая внимание на особенности психоэмоционального развития ребенка.
Фантазия ребенка может быть направлена как в положительное, так и в отрицательное русло - родители должны об этом помнить и контролировать мысли и фантазии ребенка, разговаривая с ним каждый раз после прочтения сказки. Начинать всегда лучше с волшебных сказок с простым сюжетом.

В практической психологии родилось такое понятие, как «сказкотерапия».

Специалисты утверждают, что родителям, прежде чем самостоятельно заниматься сказкотерапией, следует изучить литературу по данной методике, получить советы специалистов, особенно это касается того, каким образом нужно сочинять собственные сказки, чтобы они возымели нужный воспитательный эффект.

Честно говоря, я до сих пор не видела в глаза подобной литературы, хотя, безусловно, была бы рада ее прочесть. Но, известный факт для каждого родителя, - абсолютная нехватка времени, сил и желания. Поэтому со своей младшей дочерью я доверилась интуиции, и определила для себя некоторые основы сказкотерапии.

1. Прежде всего, просто нужно читать сказки ежедневно. Даже это необременительное для родителей действие будет иметь огромный положительный эффект для ребенка. Да! Вот так просто - возьмите и прочтите малышу сказку. Скажем, пусть будет ритуал - чтение сказки перед сном. Если даже мы не владеем тонкостями метода, то сам процесс чтения вызовет у ребенка собственные аналогии и ассоциации, он сможет некоторые логические выводы сделать для себя сам. Доверимся ребенку, - он сможет претворить эти выводы в жизнь.

2. Можно пойти дальше и попытаться проанализировать сказку. Помните - в школьные годы по литературе был так называемый «разбор произведения»? Пора вспомнить, как это делалось! Вопросы могут быть самыми разнообразными, в зависимости от цели, которую вы ставите перед собой.

Если ребенка на данном этапе ничего не беспокоит, у него не было никаких стрессовых и конфликтных ситуаций, тогда сказку можно просто разобрать сюжетно: Кто главные герои? Какие они? Из чего можно понять, что они именно такие? Что на это указывает? Что у них произошло? Почему они так поступили? А как бы поступил ты? Чему нас это учит?

Такой «разбор полетов» имеет огромное значение для ребенка - развивает речь, логическое мышление, учит грамотно строить пересказ. Только не ждите, что ваш малыш сразу выдаст вам полное понимание того, что происходит. Например, моя дочь не сразу поняла, к чему я задаю все эти вопросы и что, собственно, от нее требуется! На первых порах она не могла вспомнить нужные подробности, путала сюжет, а на вопрос «Как ты думаешь, чему нас учит эта история?» вообще ответить не могла! Поэтому на определенном этапе ребенку нужно подсказать. Только старайтесь не навязывать малышу полностью свою точку зрения. Попытайтесь наводящими вопросами сделать так, чтобы он все же сам пришел к своему собственному выводу. Проявляйте терпение и направляйте, учите и подсказывайте. Пройдет время, и ребенок всему научится!

Совет. Для ознакомления со сказками можно предложить посмотреть их ребенку в видеоформате. Все же считаю, что не стоит заменять чтение книг на аудио- или видеоверсии сказок, потому что это совершенно разные вещи и имеют абсолютно разные степени восприятия, а отсюда и разный эффект воздействия на ребенка. Не отказывайте малышу всовместном прочтении истории, ему важно видеть ваши эмоции, поделиться своими мыслями с вами, да и просто ему нужно, чтобы вы как можно чаще были рядом!

3. Идем дальше! Предложите ребенку рассказать сказку от имени одного из главных героев. Что это дает? Ребенок «помещает» себя в определенные обстоятельства, примеряет на себе роль героя, и оценивает с собственной точки зрения (а не с точки зрения автора) данную ситуацию, и делает свои выводы! Это очень полезно с воспитательной точки зрения - малыш познает жизнь, «побывав в чужой шкуре»! Кстати, для этой цели прекрасно подойдет так называемая инсценировка сказок. Распределяете роли между собой и даете волю фантазии - можно таким образом «проиграть» сказку как она есть, а можно досочинить или переделать по-своему. Дети постарше могут поставить сказку на современный лад. А еще мы с дочерью иногда играли в куклы, или устраивали кукольный театр на дому.

4. Еще один путь! Предложите малышу придумать продолжение сказки. И ВНИМАНИЕ! Внимательно слушайте его слова, в его истории будет заложено психологическое и эмоциональное состояние ребенка на данный момент! Ваш малыш просто выложит всю подноготную своих переживаний в настоящее время, если таковые имеются.

Для этой цели попросите малыша выбрать его любимую сказку и предложите ему ответить на вопрос: «Что было дальше с героем сказки? Какие события происходили с ним, какие приключения случались?». Поддерживайте его дальнейший рассказ наводящими вопросами. Результаты бывают весьма неожиданными!

5. Вы можете вместе с малышом придумать сказку, если вам нужно решить какие-то проблемы в жизни ребенка. Это могут быть любые истории, в которых ребенок сможет увидеть себя и свою семью. Ему это проще не только из-за того, что формально он остается для окружающих хорошим (ведь это только госпожа Плакса может так капризничать без повода!), но еще и потому, что оценивать ситуацию со стороны и анализировать ее легче психологически. Себя оценивать всегда трудно. Но ребенок это сделает впоследствии сам, будьте уверены.

Я думаю, что для тех, кому данная тема весьма интересна, смогут изучить все тонкости столь полезного метода. В большинстве же случаев попросту нет времени или желания, поэтому давайте соблюдать хотя бы главное правило - не оставлять ребенка без сказки, которая ему так необходима для нормального развития.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль детского конструктора в развитии детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей и родителей о разновидности и пользе конструктора для детей....

«Роль детских сказок в воспитании детей»

Консультация для родителей...

«Роль детских сказок в воспитании детей»

Консультация для родителей...

«Роль детских сказок в воспитании детей»

Консультация для родителей...

Роль музыкальных сказок в развитии детей дошкольного возраста

В статье затрагивается тема восприятия музыки и художественной литературы детьми дошкольного возраста. Музыкальная сказка рассматривается как инструмент для гармоничного формирования личности дошкольн...

Роль детских сказок в развитии детей.

Роль детских сказок в развитии детей.Роли детских сказок в развитии детей многогранны. От развития фантазии до развития правильной речи. Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она ...

Роль чтения сказок в развитии детей старшего дошкольного возраста.

С самого раннего возраста в жизнь человека приходит сказка. Невозможно переоценить ее роль в развитии ребенка. Сказка зачастую является одним из первых шагов в социально-коммуникативном, эстетическом,...