Роль музыкальных сказок в развитии детей дошкольного возраста
статья

В статье затрагивается тема восприятия музыки и художественной литературы детьми дошкольного возраста. Музыкальная сказка рассматривается как инструмент для гармоничного формирования личности дошкольника. Автором описывается практика использования музыкальных сказок в детском саду и этапы работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_muz.skazok_v_razvitii_detey.odt22.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                Роль музыкальных сказок в развитии детей дошкольного                                          возраста.

        Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит, и что его заинтересовало.

        В работе с детьми дошкольного возраста лучше использовать различные формы организации театрализованной деятельности. На музыкальных занятиях дети учатся понимать язык музыки: слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных построений, анализировать прослушанное; движениях  - передавать настроения и чувства героев, создавать целостный музыкальный образ. Музыка помогает детям выразительнее исполнить тот или иной образ.         Приобщение детей к музыкально-театральному творчеству в условиях нашего детского сада осуществляется в рамках создания музыкальной сказки, что дает уникальную возможность помочь детям раскрыть и развить творческие качества, столь важные для современного человека, освобождает ребенка от закомплексованности, приносит огромную радость.

        Сказка – это мир фантазии, переплетенный с реальностью. Чтобы понять сказку, нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку, тоже нужны фантазия и воображение. Таким образом, в какой-то степени сказка и музыка имеют точки соприкосновения в их восприятии. Поэтому сказка может помочь научить воспринимать музыку. Музыкальные сказки оказывают огромное воспитательное влияние на детей, они способствуют развитию художественного вкуса, певческих навыков, вызывают радостные эмоции.

        Театрализацию в работе с детьми можно использовать с самого младшего возраста. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют небольшие сказки. В театрализации обязательно участвуют воспитатели, которые берут на себя роли героев сказок.  С малышами уделяем внимание отражению  образов животных, анализируем характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица,  идут храбрые петушки, прыгают веселые или грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю, также упражнения психогимнастики: полил дождик, дует ветер, светит лучами солнышко.

В сказках дети старших групп учатся исполнять как небольшие монологи, так и более развернутые диалоги между персонажами, разыгрывать действия с применением разнообразных движений, учатся согласовывать свои действия с действиями партнеров, не заслоняя их, находить выразительные средства исполнения роли. Этому способствуют специальные упражнения, направленные на выработку выразительности жестов. Дети с помощью взрослого или самостоятельно разыгрывают стихотворения, загадки, небольшие сказки, инсценируют песни.

Музыкальные сказки рассчитываются на 25-30 минут.  С большим успехом в детском саду прошли утренники, посвященные Дню матери, с элементами театрализации по сказкам «Подарок для мамы» и «Маму надо слушать» , где в ролях были задействованы только дети. Специальные шумовые эффекты (звуки природы, крики животных, скрип дверей, шум и прочее) добавили уникальности сказочной канве и не оставили равнодушным ни одного ребенка.

Подбирая сказки для спектаклей, шли от простого к сложному. Для начала разыгрывали с детьми небольшие музыкальные сказки: «Кот, петух и лиса» (муз. В. Герчик), «Теремок» (муз. Т. Попатенко), «Маша и медведь» (муз. Е. Тиличеевой). В этих сказках звучит инструментальная и вокальная музыка, что намного облегчает детям целостное восприятие музыкальных образов.

Эти двигательные импровизации на практике оказались очень эффективными. Кошки умываются; гоняются за мышкой; ссорятся; прячутся от хозяйки, которая их хочет наказать; просят у своих хозяев чего-нибудь вкусненького. Гуси идут к водоёму для купания; плавают и ныряют; выходят на берег и отряхиваются от воды; нападают на обидчика; зовут свою хозяйку, чтобы она их накормила. Куры увидели корм и бегут к нему; подзывают цыплят; пьют воду; сидят на жердочке. Двигательные импровизации, в которых участвуют все дети, положительно влияют на качество исполнительской деятельности маленьких актёров. Артистические способности детей развивались от выступления к выступлению. Во время обсуждения и пересказа содержания сказки каждый раз нужно уточнять их ролевое поведение, создать условия для театрально-игровой деятельности и грамотно организовать работу как с детьми, так и со взрослыми.

        Работу маленьких актёров над ролью лучше организовывать следующим образом: 1. Вначале дети знакомятся с инсценировкой (О чём она? Какие события в ней главные?); 2. Затем представлять детям героев инсценировки (Где они живут? Как выглядит их дом? Внешность героев, одежда, манера поведения, их взаимоотношения друг с другом и т.п.); 3. Далее распределить роли и работу над ролью: составить словесный портрет героя, описать его жилище, любимые блюда, игры; 4. Затем, проанализировав поступки сказочных персонажей, дети должны пересказать отдельные фрагменты сказки. Далее — освоение и запоминание детьми текста и музыки.

        Счастливые улыбки и радостные лица детей после театрализованного представления говорят о том, что этот вид деятельности им очень нравится. Очень важно создать условия для определенного развития эмоциональных и познавательных процессов у дошкольников, в том числе и при помощи театрализованной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказок в развитии детей дошкольного возраста.

Как известно дети с раннего возраста очень любят слушать сказки. Сказка – это способ общения взрослого и малыша на понятном ему языке и  первые маленькие жизненные уроки. Именно через сказку, реб...

Роль музыкального воспитания в развитии ребенка дошкольного возраста

Роль музыкального воспитанияв развитии ребенка дошкольного возраста...

Роль музыкального воспитания в развитии ребенка дошкольного возраста

Приобщение детей дошкольного возраста к миру музыки оказывает воздействие на формирование ценностного отношения к искусству, способствует личностному развитию....

Роль музыкального воспитания в развитии ребенка дошкольного возраста

Статья (консультация для родителей) о значимости музыкального воспитания для гармоничного развития ребенка дошкольного возраста....

Роль сказок в развитии детей дошкольного возраста

Учитель-логопед МБДОУ 3 г.Тейково Рыбкина Алина Александровна ...

Доклад "Роль сказок в развитии детей дошкольного возраста"

Сказка входить в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и остаётся с ним на всю жизнь....