Статья на тему "Развитие речи младшего дошкольного возраста в условиях детского сада"
статья (младшая группа) на тему

Муртазаева Сабина Абдулмеджидовна

статья  о развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx25.97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №34 Кировского района Санкт-Петербурга

Статья  по теме:

«Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

Составила:

Воспитатель

Муртазаева С.А.

г. Санкт – Петербург

2018 год

Развитие речи

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития ребёнка – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык и речь служат основными каналами приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Речь начинает активно формироваться именно в раннем возрасте и является основой для последующего речевого развития в дошкольном возрасте. Выдающиеся педагоги и психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Д.Б. Эльконин и др.) показали важность раннего возраста, охватывающего сензитивные периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка, т.е. те периоды, когда определенная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием

Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым. В системе дошкольного образования развитие речи занимает очень важное место.                                                                                                                                                                                                                В раннем возрасте овладение речью представляет собой центральную линию развития ребенка, поскольку меняет его отношение к окружающей среде, выводя из ситуационной зависимости. Речевая система формируется и функционирует в неразрывной связи с развитием сенсорной, сенсомоторной, интеллектуальной, аффективно-волевой сфер ребенка (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, В.П. Зинченко и др.). Отклонения в овладении речью затрудняют общение с близкими взрослыми, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания (Р.Е. Левина).                                                                              

Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающем мире. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное в дальнейшем. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.

Это подвело меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста. Ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Основные задачи развития речи, которые решаются на протяжении всего раннего детства и являются задачами моей работы с детьми в группе раннего возраста: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать, применяя системный подход, своевременно и комплексно. Поэтому задачи обогащения словаря и активизации речи детей раннего возраста должна решаться ежеминутно, ежесекундно, проходя, через все режимные моменты, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать всю работу педагога.

Цель работы: повышение уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста через все режимные моменты.  

Задачи по развитию речи у детей раннего возраста:

  • Продолжать развивать речь детей. Расширять их словарный запас, совершенствовать грамматическую структуру речи и способствовать развитию речи как средство общения.
  • Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
  • Во время игр – инсценировок учить детей повторять не сложные фразы.
  • Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.
  • Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведение, сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.
  • Приобщать детей к рассматриванию рисунков в книге.
  • Приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные потешки, сказки.

Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы

   Изменение форм организации обучения дошкольников является одним из приемов, направленных на активизацию речевого развития. Помимо занятий в традиционном их понимании, создавались условия, способствующие желанию детей общаться, - моделировать и поддерживать ситуации естественного общения во время всех видов деятельности ребенка: досуга, развлечений, часов, проводимых на прогулке, то есть в течение всех режимных моментов.

Для решения проблемы речевого развития у детей использовались следующие формы работы с детьми:

1. Дидактически игры на развитие детского словотворчества.

2.Чтение художественной литературы, в том числе сказок и фольклорных произведений.

3.Целевые прогулки и экскурсии.

4.Театрализованная деятельность.

5.Фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия.

В качестве ведущих методов выступили игровой, наглядно – зрительный и наглядно-слуховой методы в сочетании со словесным, проблемно - поисковый. Широко использовались словесные пояснения, указания, вопросы к детям.

Использование педагогических условий, включающих комплекс методов и приемов, направленных на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в специально-организованном обучении и в совместной деятельности позволят нам достичь следующих результатов:

  • у детей обогатится жизненный опыт знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания произведений устного народного творчества;
  • дети научатся устанавливать простейшие (последовательные) связи в произведении, выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;
  • у них появится непосредственный отклик и эмоциональная заинтересованность при восприятии произведений устного народного творчества;
  • дети научатся мысленно представлять, видеть события и героев произведения (с помощью отбора иллюстраций, опоры на личный опыт детей и др.);
  • расширится словарный запас детей, речь их станет более выразительной.

Выводы:

  •  К концу учебного года существенно обогатился словарный запас детей, сформировалась грамматическая структура речи.
  • Дети научились слушать и понимать небольшие рассказы, народные песенки, сказки, авторские художественные произведения без наглядного сопровождения.
  • Дети старше 2 лет 6 месяцев могут при помощи взрослого участвовать в драматизации отрывков из хорошо знакомых сказок или стихотворений.
  • Дети научились самостоятельно рассматривать картинки и рисунки в книге, а также соотносить их с содержанием.
  • Большинство детей группы овладело речью на хорошем уровне как средством общения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический опыт работы по коррекции речевого развития детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

·        Раннее начало диагностической и коррекционной работы с детьми способствует полноценному овладению родным языком  в максимально сензинтивный перио...

Статья "Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности."

С  утверждением  и   введением  в действие Федеральных  государственных  требований  к  структуре основной  общеобразовательной программы  дошкол...

СТАТЬЯ на тему " Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности"

С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения &nd...

МИРЗОЯН Ж.М. ПРОЕКТ Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада Мой любимый детский сад!

              В жизни каждого ребёнка наступает период, когда ему, хоть  и ненадолго, но придётся отлучаться от родителей. Мы, конечно же, говорим о необ...

Психолого-педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Методический материал содержит практические рекомендации педагогическим работникам по адаптации детей к условиям детского дошкольного образовательного учреждения...

ПРОЕКТ «Яркий мир лета» по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада в 1 младшей группе

ПРОЕКТ«Яркий мир лета»по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского садав 1 младшей группе Актуальность: С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жи...

Статья на тему "Статья на тему "Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада""

Статья на тему "Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада"...