МИРЗОЯН Ж.М. ПРОЕКТ Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада Мой любимый детский сад!
проект (младшая группа)

                В жизни каждого ребёнка наступает период, когда ему, хоть  и ненадолго, но придётся отлучаться от родителей. Мы, конечно же, говорим о необходимости идти в детский сад. Не каждый ребёнок готов к этому испытанию. Первые дни, недели, а то и месяцы - это самый сложный период за всё время его пребывание в детском саду. Этот период называется адаптационным периодом. Адаптация – это процесс вхождения ребёнка в новую среду и привыкание к её условиям. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть: к отсутствию близких, родных людей; к соблюдению режима дня; к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми. Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребёнка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребёнка к условиям детского сада является весьма актуальной.

                   Проект «Мой любимый детский сад!» направлен на то, чтобы избежать осложнений  адаптационного периода и обеспечить оптимальное течение адаптации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -

 детский сад № 113 Кировского района г. Екатеринбурга.

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада: «Мой любимый детский сад!»

(Социально-коммуникативный проект)

Исполнитель:

Мирзоян Жанат Мирзоянкызы

Воспитатель

 

Екатеринбург, 2018

Оглавление

                                                                                                         

                                                                                                   стр.

Введение……………………………………………………………….………..3-4

1. Основная часть

1.1. Факторы возникновения стресса у детей раннего возраста в ДОУ....5

1.2. Степени адаптации ребёнка к детскому саду….. …...………………..5

1.3. Причины тяжелой адаптации ребёнка в детском саду.………………6

1.4. Факторы, от которых зависит характер адаптации……………………6

1.5. Объективными показателями окончания периода адаптации………..6

2. План адаптационных мероприятий………………………………………….7

3. Заключение…………………………………………………………………….8

4. Приложения……………………………………………………………………9-10

4. Список литературы …………………………………………………………...11

Введение

Вместе с солнцем просыпаюсь,

                                                                                Я приходу утра рад.

                                                                                            Быстро-быстро собираюсь

                                                                                         Я в любимый детский сад!

                                                                                         Там и книжки, и игрушки,

                                                                                 Там любимые друзья,

                                                                                    Мои верные подружки,

                                                                                       Мне без них никак нельзя!

                                                                                             Воспитатель милый самый,

                                                                                     Помогает нам и учит.

                                                                                         Мне она почти как мама.

                                                                                               И детсад наш самый лучший!

(И. Гурина)

         

                В жизни каждого ребёнка наступает период, когда ему, хоть  и ненадолго, но придётся отлучаться от родителей. Мы, конечно же, говорим о необходимости идти в детский сад. Не каждый ребёнок готов к этому испытанию. Первые дни, недели, а то и месяцы - это самый сложный период за всё время его пребывание в детском саду. Этот период называется адаптационным периодом. Адаптация – это процесс вхождения ребёнка в новую среду и привыкание к её условиям. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть: к отсутствию близких, родных людей; к соблюдению режима дня; к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми. Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребёнка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребёнка к условиям детского сада является весьма актуальной.

                   Проект «Мой любимый детский сад!» направлен на то, чтобы избежать осложнений  адаптационного периода и обеспечить оптимальное течение адаптации.

Цель проекта: Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.

Задачи:

-создать благоприятные условия адаптации к социальному миру детей дошкольного возраста, облегчить вхождение в коллектив сверстников;

-оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива  освоении разных социальных ролей,

-закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу.

-формировать у детей культурно-гигиенические навыки.

-повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.

Образовательные области проекта: социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Методы реализации проекта:

-Метод обследования, наглядности;

-Словесный (беседа, рассказ, наблюдение, художественного слова, указания, пояснения);

-Практический (познавательно-игровые занятия, занятия-экскурсии);

-Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе занятия);

-Сотворчество (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);

-Мотивационный (убеждение, поощрение).

Продолжительность проекта: краткосрочный (сентябрь – ноябрь 2018 года).

Участники проекта: Дети, педагоги, родители (законные представители).

Возраст детей: дети второй младшей группы «Светлячки».

Особенности проекта: Краткосрочный, социально - коммуникативный проект.

Используемые в проекте виды деятельности: Продуктивная, игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, чтение.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный: Знакомство с родителями и ребёнком. Определение навыков, которые помогут ребёнку легче адаптироваться, его индивидуальные особенности. Ознакомление  родителей с характеристикой  возрастных   возможностей  и показателями развития детей раннего возраста. Знакомство родителей с режимом дня пребывания детей в детском саду. Составление памяток и консультации для родителей на тему адаптации ребёнка в детском саду. Создание развивающей предметно - пространственной среды, подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр.

Основной: Реализация проекта в соответствии с планом.

Заключительный: Анализ проведенной работы. Определение степени адаптации ребёнка в детском саду. Обобщение полученного опыта среди педагогов ДОУ Оформление фотоотчета «Мой любимый детский сад».  

Ожидаемые результаты:

-благоприятный адаптационный период детей 3 - 4 лет;

-снижение заболеваемости у детей в период адаптации к ДОУ;

-повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах    воспитания, обучения и развития детей младшего дошкольного возраста в период адаптации;

-становление партнерских, доверительных  отношений между ДОУ и семьями воспитанников;

Практическая значимость проекта:

-обобщение опыта работы по теме на муниципальном уровне и распространение в образовательных организациях района.

-моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам развития познавательных и творческих способностей дошкольников.

-оказание помощь педагогам, испытывающим трудности в профессиональной деятельности по адаптации детей к детскому саду.

1. Основная часть.

1.1. Факторы возникновения стресса у детей раннего возраста в ДОУ.

                  Основным фактором, провоцирующим у ребёнка стресс при поступлении в детский сад, является отрыв от матери и других близких родственником, и оставление его одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. У ребёнка младшего дошкольного возраста пока ещё не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты. С поступлением ребёнка в детский сад в его жизни происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей в течение нескольких часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.

1.2. Степени адаптации ребёнка к детскому саду.

                   В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени адаптации ребёнка к детскому саду: 1 – 16 дней - лёгкая адаптация; 6 - 32 дней – адаптация средней тяжести; от 32 до 64 дней – тяжёлая адаптация.

Лёгкая адаптация – при лёгкой адаптации поведение ребёнка нормализуется в течение двух недель. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1 – 2 недели. У ребёнка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников). Речь может затормаживаться, но ребёнок может откликаться и выполнять указания взрослого. Заболеваемость не более одного раза, без осложнений.

Средняя адаптация – во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20 - 40 дней, в течение целого месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребёнка нестабильно в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Отношение к близким – эмоционально-возбуждённое плачь, крик при расставании и встрече. Отношение к детям,  как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речевая активность замедляется. Заболеваемость не более двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вегетативные изменения в организме: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щеки, шелушение кожи (диатез) – в течение 2-х недель. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребёнок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкая к новой ситуации.

Тяжёлая адаптация – ребёнок плохо засыпает, сон короткий. Вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит снижается, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, бесконтрольный стул. Реакции ребёнка, направлены на выход из ситуации: это либо активное эмоциональное состояние (плачь, негодующий крик, агрессивно-разрушительные реакции, двигательный протест). Либо активность отсутствует при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).  Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Может иметь место задержка речевого развития. Заболевания более 3-х раз, длительностью более 10-ти дней.

1.3. Причины тяжелой адаптации ребёнка в детском саду.

-несформированность автономии ребёнка и его матери (эмоциональной, телесной, игровой);

-несформированность культурно-гигиенических навыков;

-отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада;

-наличие у ребенка своеобразных привычек;

-отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми;

-патологии психического развития.

1.4. Факторы от которых зависит характер адаптации.

-Состояние здоровья и уровень развития ребёнка. Здоровый, хорошо развитый ребёнок легче переносит трудности социальной адаптации;

-Сформированность предметной деятельности. Такого ребёнка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.

-Индивидуальные особенности. Дети одного и того же возраста по-разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду.

-Условие жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у ребёнка умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т.д.). Если ребёнок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.

-Уровень тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.), легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребёнка сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых.

1.5. Объективными показателями окончания периода адаптации.

                  Показателями окончания адаптационного периода являются: спокойное, бодрое, весёлое настроение ребёнка в момент расставания и встреч с родителями;  уравновешенное настроение в течение дня; адекватное отношение к предложениям взрослых; хороший аппетит и желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца; глубокий дневной сон в группе до назначенного по режиму времени; полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение; соответствующая возрасту прибавка в весе.

2. План мероприятий, направленных на адаптацию ребёнка в детском саду в октябре – ноябре 2018 года.

        

Дни недели

№ недели

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Понедельник

1. «Детский сад - наш второй дом» - беседа о группе, знакомство с групповыми атрибутами.

2.Игра «Домик настроения».

3. «Обнималки» телесная терапия.

1.Игра «Курочка и цыплятки».  Приложение № 1.

2.Сказкотерапия

3. «Цветок». релаксационное упражнение.

4. «Обнималки».

1.Игра «Домик настроения».

2.Сказкотерапия.

3. «Солнечный зайчик» релаксационное упражнение.

4. «Обнималки».  

1.Игра: «Зайчики».

Приложение № 2.

2.Сказкотерапия.

3. «Цветок» релаксационное упражнение.

4. «Обнималки».  

Вторник

1.Игра: «Птички и ветер».

Приложение № 3.

2.Сказкотерапия.

3.«Воздушные шарики». релаксационное упражнение.

4.«Обнималки».  

1. Игра: «Прячем мишку».

Приложение № 4.

2.Сказкотерапия.

3. «Тепло-холодно» релаксационное упражнение.

1.Игра: «Послушные котятки».

Приложение № 6.

2.Сказкотерапия.

3.«Пчёлка» релаксационное упражнение.

4. «Обнималки».

 

1. Игра «Курочка и цыплятки».

2.Сказкотерапия.

3. «Воздушные

шарики»                  релаксационное           упражнение.

4. «Обнималки».

   

Среда

1. Игра: «Послушные котятки».

2.Сказкотерапия.

3. «Облака» релаксационное упражнение.

4. «Обнималки».

1. Игра: «Передай колокольчик».

Приложение № 8.

2.Сказкотерапия.

3. «Солнышко и тучка» релаксационное упражнение.

4. «Обнималки».

1. Игра: «Кто в кулачке?».

Приложение № 9.

2.Сказкотерапия.

3. «Бабочка» релаксационное упражнение.

4. «Обнималки».

1.Упражнение

«Дышим животиком».

2.Сказкотерапия.

3.«Облака»

релаксационное

упражнение.

4. «Обнималки».

Четверг

1. Игра: «Солнышко и дождик».

Приложение № 5.

2.Сказкотерапия.

3. «Лентяи» релаксационное упражнение.

4. «Обнималки».

1.Игра «Разговор с игрушкой».

Приложение № 7.

2.Сказкотерапия.

3. «Солнышко и тучка» релаксационное упражнение.

4. «Обнималки».

1. Игра: «Прячем мишку».

2.Сказкотерапия.

3. «Птички» релаксационное упражнение.

4. «Обнималки».

1.Игра «Домик настроения».

2.Сказкотерапия.

3. «Лентяи»

релаксационное упражнение.

4. «Обнималки».

Пятница

1.Упражнение «Дышим животиком».

2.Сказкотерапия.

3. «Водопад» релаксационное упражнение.

4. «Обнималки».

1. Игра: «Кто в кулачке?».

2.Сказкотерапия.

3. «Улыбка» релаксационное упражнение.

4. «Обнималки».

1. . Игра: «Прячем мишку».

2.Сказкотерапия.

3. «Сосулька»

релаксационное упражнение.

4. «Обнималки».

1.Игра: «Солнышко и дождик».

Приложение № 5.

2.Сказкотерапия.

3. «Водопад»

релаксационное

упражнение.

4. «Обнималки».

2. Заключение.

           Анализируя проделанную в рамках проекта работу можно сделать выводы, что работа с детьми, проведённая с учётом их возрастных особенностей и объёма информации, которая может быть ими воспринята, положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую); отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети проявляли интерес и желание играть, возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей. В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, игра помогла детям успокоится, развить коммуникативные способности. Дети стали общаться друг с другом.

3. Приложения.

 

Приложение № 1.

Игра «Курочка и цыплятки».

Воспитатель изображает курицу, приговаривает:

Как мои ребятки.

Жёлтые цыплятки.

Пошли по двору гулять,

Себе зёрнышко искать.

Стали зёрнышко искать.

Чтобы маме показать.

— Мама, мама! Посмотри! Пи-пи-пи! Пи-пи-пи!

Малыши ходят по группе, покачивая головками и помахивая руками-крылышками. Со словами «Пи-пи-пи!» бегут к воспитательнице и прижимаются к ней. Она обнимает всех руками-крыльями. Игра повторяется несколько раз.

Приложение № 2.

Игра: «Зайчики».

Маленькие зайчики никогда не плачут.

Маленькие зайчики по полянке скачут.

От лисы, от волка убегают ловко.

И за это мама им даёт морковку.

Морковку да капусту вкусную-вкусную.

Сели, посидели, всю морковку съели.

Ушками послушали. Кочерыжку скушали.

Воспитатель читает два первых четверостишия, дети-зайчата прыгают по группе врассыпную. На слова «сели, посидели» присаживаются на корточки, могут делать вид, что грызут морковку. На слова «ушками послушали» прикладывают ладошки к голове, будто это ушки, и шевелят ими в разные стороны. Затем игра начинается сначала.

Приложение № 3.

Игра: «Птички и ветер».

Маленькие птички.

Птички-невелички.

По лесу летают.

Песни распевают.

Буйный ветер налетел.

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло.

Там не тронет их никто.

На слова первого четверостишия дети «летают» по группе, машут «крылышками». На слова второго четверостишия прячутся в укрытие. Это может быть лежащий на полу обруч.

Приложение № 4.

Игра: «Прячем мишку».

Воспитатель прячет знакомую ребёнку игрушку (например, медведя). Когда ребёнок начинает искать игрушку, взрослый ориентирует его словами «холодно – тепло -  горячо».  

Приложение № 5.

Игра: «Солнышко и дождик».

Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко»  (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу: «Дождик! Скорей домой!»  бегут на свои места и присаживаются за стульями. Игра повторяется.                                                

Приложение № 6.

Игра: «Послушные котятки».

Все котятки мыли лапки!

Вот так! Вот так!

Мыли ушки. Мыли брюшки:

Вот так! Вот так!

А потом они устали:

Вот так! Вот так!

Сладко-сладко засыпали:

Вот так! Вот так!

Все слова сопровождаются движениями-имитациями. Со словами «Сладко-сладко засыпали...» дети ложатся на ковёр, закрывают глаза и притворяются спящими. Затем игра начинается снова.

Приложение № 7.

Игра: «Разговор с игрушкой».

Наденьте на руку перчаточную игрушку. На руке ребёнка тоже перчаточная игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т.д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребёнок скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать.

Приложение № 8.

Игра: «Передай колокольчик».

Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребёнка, называя его по имени (или показывая рукой).

Приложение № 9.

Игра: «Кто в кулачке?».

Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребёнку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придётся помочь ему убрать большой палец в кулак. Читает стишок и вместе с ребёнком выполняет движения.

Кто залез ко мне в кулачок?

Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.)

Ну-ка, ну-ка, вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец

4. Список литературы.

1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.- сост. Белкина Л. В. – Воронеж “Учитель”, 2006. – 236 с.

2. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. /Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева и др. – М.: Линка-Пресс, 2001.

3. Печора К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. Для воспитателя дет. сада / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.: ил.

4. Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов / Под ред. С.Н. Теплюк. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-256с.

5. Самые маленькие в детском саду. ( Из опыта работы московских педагогов)/Авт.-сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – 136 с.

6. Зубова Г.Г. Первый раз в детский сад. Управление ДОУ, 2003. № 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада"

   В начале каждого учебного года проблема адаптации детей к ДОУ становится одной из главных в работе воспитателей и родителей. Адаптационный период является серьёзным испытанием для ...

Презентация "Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада"

Не секрет что некоторые мамы переживают период адаптации к детскому саду так же тяжело как и их дети, а некоторые наоборот, стремятся как можно раньше оставить своего ребёнка на целый день в детском с...

Проект: "Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада" [2.2]

Адаптация – сложный процесс приспособления организма детей к новым условиям, имеющий свою продолжительность у каждого ребёнка. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные ...

Психолого-педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Методический материал содержит практические рекомендации педагогическим работникам по адаптации детей к условиям детского дошкольного образовательного учреждения...

Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.

Проект по адаптации детей 2-3 летнего возраста к  детскому саду, срок проведения 6 месяцев. В проекте прописаны игры и занятия с детьми....

ПРОЕКТ «Яркий мир лета» по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада в 1 младшей группе

ПРОЕКТ«Яркий мир лета»по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского садав 1 младшей группе Актуальность: С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жи...