Проект: "Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада" [2.2]
проект (младшая группа) на тему

Ветошкина Татьяна Васильевна

Адаптация – сложный процесс приспособления организма детей к новым условиям, имеющий свою продолжительность у каждого ребёнка. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.

Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад - это отрыв ребенка от матери, и оставление его одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие рядом создавало психологический комфорт. Также следует учесть и то, что у ребенка младшего дошкольного возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты.

В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление, и как следствие, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания.

Исходя из этой проблемы, мной как воспитателем был разработан проект по адаптации детей к детскому саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prekt_adaptatsiya_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta_k.docx31.35 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:

и. о.  заведующей МАДОУ

МО г. Нягань «Д/с №11 «Елочка»

______________Н.И. Прозорова

«____»___________2014г

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей №11 «Елочка»

План реализации проекта:

«Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада»

в младшей группе «Солнышко»

Составила: воспитатель

Ветошкина Т.В.

Нягань, 2014г.

Тема проекта: «Адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада».

«Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли, жить нельзя нам без Воды».

В период адаптации главным фактором является успокаивающие и расслабляющие воздействие воды. Дети могут пускать кораблики по воде, надувать мыльные пузыри, ловить рыбок и т.д. Игры с водой действуют на детей умиротворяюще и обладают большими возможностями. Выбор игр в зависимости от эмоционального состояния ребенка позволит его ободрить, развеселить, успокоить, переключить внимание.

Цель проекта: обеспечение благоприятного процесса адаптации, развитие творческого потенциала детей в играх с водой.

Задачи проекта:

  • преодоление стрессовых состояний у воспитанников в период адаптации к детскому саду;
  • регулирование их психоэмоционального состояния;
  • снижение импульсивности, тревоги и агрессии;
  • знакомство воспитанников со свойствами воды (вкусом, цветом, запахом);
  • формирование представления о том, для чего нужна вода в жизни человека, в природе;
  • развитие речи, мышления, воображения, внимания, любознательности;
  • воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Участники проекта: воспитанники второй младшей группы, их родители, воспитатели, педагог-психолог Тиора А.А.

Сроки проведения проекта: сентябрь-декабрь

Мероприятия в рамках проекта «Адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада».

В соответствии с планом реализации проекта будут проводиться: чтение художественной литературы по теме проекта; пальчиковые игры; дидактические игры; игры с водой в ходе режимных моментов, проводиться опыты и эксперименты; физкультминутки будут проводиться в рамках проекта режимные моменты. Родителям будут предложены консультации по вопросам адаптации детей к ДОУ, будут даны рекомендации и советы по проведению игр с водой в домашних условиях, в целях адаптации к детскому саду.

Актуальность проекта:

Адаптация – сложный процесс приспособления организма детей к новым условиям, имеющий свою продолжительность у каждого ребёнка. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.

Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад - это отрыв ребенка от матери, и оставление его одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие рядом создавало психологический комфорт. Также следует учесть и то, что у ребенка младшего дошкольного возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты.

В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление, и как следствие, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания.

Исходя из этой проблемы, мной как воспитателем был разработан проект по адаптации детей к детскому саду.

Этапы реализации проекта.

1-й этап «Подготовительный»

  • Подбор и изучение необходимой литературы;
  • Изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями в адаптационный период;
  • Составление плана работы и подбор методик;
  • Анкетирование родителей;
  • Предоставление родителям папки-передвижки с практическими рекомендациями; информационных листов с кратким материалом по адаптации;
  • Подготовка игротек (дидактические, пальчиковые игры);
  • Подготовка места для игр с водой (в группе и кабинете педагога-психолога).

2-й этап «Основной»

  • Реализация проекта (см. таблицу).

3-й этап «Заключительный»

  • Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей;
  • Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единых требований к детям в детском саду и дома;
  • Анкетирование родителей по итогам адаптации (реализации проекта).

Презентация проекта:

- выставка фотографий «из жизни детей в детском саду», по адаптации детей в ДОУ;

- правила поведения в ДОУ;

- формирование навыков самостоятельности и самообслуживания.

 

Перспективный план реализации проекта

 

СРОКИ

ФОРМЫ РАБОТЫ

ЦЕЛИ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ

сентябрь

Наблюдение за водой

«Льется из крана водичка»

Уточнение представления о том, что вода появляется, если открыть кран, вода прозрачная, сквозь нее видны руки, мыло. Вода в кране бывает теплая и холодная.

 

Педагог-психолог,

Воспитатель

Режимные моменты

«Вымой руки»

Формировать

культурно-гигиенические навыки у ребенка

 

Воспитатель

Чтение художественной литературы

Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – Я. Тайц

«Послушный дождик»

 

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Тонет - не тонет»

 

Знакомство со свойствами воды. Формирование о том, что некоторые предметы тонут в воде, а некоторые плавают. Развитие любознательности и усидчивости.

 

Воспитатель

Дидактические игры:

«Вымой руки», «Водичка, водичка - умоем куклу»

 

Закрепление привычки к чистоте и опрятности.

Воспитатель

Консультации для родителей на тему:

«Игры с водой дома»

Расширение знаний родителей об использовании воды в играх с детьми дома.

 

Педагог-психолог

октябрь

Утро радостных встреч

«Ловля рыбок»

 

Создание благоприятного и радостного настроения, ловкости.

 

Педагог-психолог,

Воспитатель

Опыты и эксперименты «Узнай, какая вода»

 

Выявление свойств воды (прозрачная, без запаха, растворяет некоторые вещества, имеет вес)

 

Воспитатель

Самостоятельная деятельность в воде

«Тонет - не тонет»

Создание благоприятной адаптации, развитие творческого потенциала детей в игре с водой

 

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Мыльные перчатки»

Знакомство со свойствами мыла при смешивании с водой

 

Воспитатель

Режимные моменты

«Будем пить»

Формирование представления о том, что вода не имеет вкуса, запаха

 

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Теплая-холодная-горячая»

Формирование представлений о том, что вода может быть теплой, холодной, горячей

 

Воспитатель

Пальчиковая гимнастика:

«Водичка и дождик», «Лодочка», «Рыбки весело резвятся»

Закрепление представлений о чистоте и опрятности.

Педагог-психолог,

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Прятки»

 

Формирование представления о том, что вода может быть прозрачной и мутной

 

Воспитатель

Подвижная игра

«Солнышко и дождик»

Развитие у детей ловкости и быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу

 

Воспитатель

Консультации для родителей по теме «Адаптация детей»

(папка для родителей)

Расширение знаний родителей об адаптационном периоде (советы, рекомендации – групповые и индивидуальные)

 

Педагог-психолог

Режимные моменты

«Водичка- умывалочка»

Закрепить формирование культурно-гигиенических навыков у ребенка

 

Воспитатель

 

Чтение художественной литературы

Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – В. Сутеев «Кораблик»

 

Воспитатель

ноябрь

Утро радостных встреч

«Игры-забавы с мыльными пузырями»

 

Развитие ловкости

 

Педагог – психолог,

Воспитатель

Режимные моменты «Помощники»

Формирование представления о том, что предметы станут чище, если их помыть

Воспитатель

Чтение художественной литературы

Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – К.Чуковский «Мойдодыр»

 

Воспитатель

Дидактическая игра:

«Водичка, водичка, умой мое личико»

Закрепление представлений о чистоте и опрятности, формирование у ребенка стремления научить умываться и мыться

 

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Воздух и вода»

 

Формирование представлений о том, что в воде нет воздуха

 

Педагог-психолог

Самостоятельная деятельность в воде

«Ловля рыбок»

 

Совершенствование умения пользования предметами по назначению

Педагог-психолог,

Воспитатель

Физкультминутка

«Тихо плещется вода»

 

Создание у детей хорошего, радостного настроения

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Вкусная водичка»

Формирование представления о том, что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус (сахар, соль, аскорбинка)

 

Воспитатель

Дидактическая игра

«Помоем посуду»

Закрепление привычки к чистоте и опрятности, формирование у ребенка культурно-гигиенических навыков

 

Воспитатель

Подвижная игра

«Пузырь»

Развитие у детей ловкости и быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу

 

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Экологическая сказка»

 

Исследование влияния на воду природного материала

Воспитатель

Пальчиковая гимнастика: «Кораблик», «Стираем белье», «Моем посуду»

Развитие мелкой моторики пальцев рук, формирование положительных эмоций

 

Воспитатель

декабрь

Наблюдение на прогулке за тучками, дождем

Обсуждение с детьми о природных явлениях.

 

Воспитатель

Утро радостных встреч

«Игры-забавы с водой»

Развитие творческого потенциала у детей, создание благоприятной адаптации

 

Воспитатель

Пальчиковая гимнастика:

«Куда бежишь водичка», «Моем руки», «Стираем белье»

 

Развитие мелкой моторики пальцев рук, кисти.

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Экологическая сказка»

 

Исследование причины загрязнения воды

Воспитатель

Режимные моменты

«Помоем ручки»

Закрепление представлений о культурно-гигиенических навыках ребенка

 

Воспитатель

Чтение потешек по теме проекта:

«Шла купаться черепаха», «Кран откройся, нос умойся», «Буль, буль, буль»

 

Знакомство с потешками по теме проекта, расширение словарного запаса

Воспитатель

Дидактическая игра

«Капельки и тучки»

Развитие у детей внимания и быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу

 

Воспитатель

Чтение художественной литературы

Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – Н. Калинкина «Как Вася ловил рыбу»

 

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Вода - жидкая, течет»

 

Знакомство со свойствами воды, почему она жидкая и течет.

Воспитатель

Физкультминутка:

«Тихо плещется вода», «Речка»

Создание у детей хорошего, радостного настроения

Воспитатель

Дидактическая игра

«Тучка»

Сенсорное развитие.

Развитие речи, активация словаря

 

Воспитатель

Самостоятельная деятельность

«Помощники»

Формирование представления о том, что предметы станут чище, если их помыть

 

Воспитатель