Консультация для воспитателей "Формирование знаний о родном крае через экологические игры"
консультация на тему

Симонова Марина Равуиловна

Игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна, так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Формирование знаний о родном крае, через экологические игры»

Лет двадцать назад об экологическом образовании дошкольников речь даже не заводили, а в настоящее время оно становится одним из важных направлений дошкольной педагогики. Это ответ на резко ухудшившиеся условия жизни на планете. Рост населения Земли, интенсивное техническое развитие и такое же интенсивное использование природных ресурсов способствуют загрязнению окружающей среды, разрушению биосферы, созданию условий, мало совместимых с жизнью человека.

Экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста - это необходимость нашего времени: детям надо показывать связь человека с природой, его зависимость от нее, раскрывать суть природных процессов, законы природы, гармонию и красоту.

Одним из приоритетных направлений своей деятельности считаю экологическое воспитание детей через ознакомление с родным краем. Для этого проводится большая работа по созданию развивающей экологической среды в групповой комнате. Здесь расположены комнатные растения, оборудована лаборатория, которая позволяет организовать исследовательскую деятельность детей, в том числе самостоятельную. В книжном уголке представлены энциклопедии, детские книги, альбомы о природе. Создана зона коллекций, предназначенная для знакомства детей с различными природными объектами, растениями, животным миром Бурятии. Представленная коллекция собрана педагогами, родителями и детьми нашей группы. Я осознаю важность целенаправленного изучения дошкольниками природы родного края: тех растений и животных, а также полезных ископаемых, которые ребенок может увидеть своими глазами.

Игра в экологическом воспитании детей

Экологическая культура – одна из острейших проблем современности. (Слайд 2)Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это – мировоззрение. Знание о природных объектах, явлениях и причинно-следственных зависимостях между ними постепенно формирующиеся у детей дошкольного возраста служит базой для развития их представления о мире в целом и отношения к нему. На целенаправленном расширении и углублении этих знаний, развитии умений и навыков практического взаимодействия с природой и строится экологическое просвещение и воспитание детей.

(Слайд 3)Цель экологического образования: формирование экологической культуры, экологических чувств и экологической деятельности.

(Слайд 4)Задачи экологического образования:

Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.

Формирование знаний о природе.

Развитие сопереживания к бедам природы, желания бороться за её сохранение.

(Слайд 5)Тема «Ознакомление с родным краем, через экологические игры» важна по целому ряду причин:

Игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна, так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания.

Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на фоне, будут особенно эффективны: игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.

Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения.

(Слайд 6)Трудно переоценить вклад игры в развитие ребенка, в том числе в формирование его экологического сознания и экологической культуры. Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой.

В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.

Достаточно серьёзную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а так же таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание и усваиваются эти нормы лучше всего в игровой деятельности. Примеряя в игре на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояние, ребенок проникает к ним чувствами, сопереживает им, что способствует развитию у детей экологической этики.

Так, играя в игру «Зимующие птички» дети знакомятся с важными экологическими закономерностями: влияние количества и доступности корма на поведение и образ жизни зимующих птиц; а зимующих насекомых – от надежности их укрытия в убежищах. Ребенок, исполняющий роль птички, должен в течение определенного времени найти и собрать необходимое количество пищи. Такие игры способствуют развитию экологического мышления, понимания того, что «все в природе взаимосвязано». Этот способ дидактической игры позволяет наглядно и убедительно продемонстрировать детям такие экологические закономерности, объяснить суть которых другим способом весьма затруднителен. Дети любят играть, они с удовольствием по многу, раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Поэтому они с радостью откликаются на предложения поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут учиться. Ребенок действительно играет и одновременно осуществляется процесс обучения. Если младшие дети способны только называть некоторых животных, узнавать их по внешнему виду, то старшие дети могут сравнивать объекты природы, классифицировать по признакам, оценивать состояние животного, растений, деятельности человека в природе, воссоздавать образ по части. Обучающие игры природоведческого и экологического содержания используются, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний.

Требования к играм экологического содержания.

Игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.

Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.

Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.

Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.

Для того, чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольника, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии.

Классификация экологических игр.

При классификации экологических игр необходимо учитывать следующие принципы:

специфических характеристик;

тематического распределения содержания;

формы организации и меры регламентации;

направленности действий.

По специфическим характеристикам выделяются творческие игры и игры с правилами, которые в свою очередь делятся на подгруппы:

Творческие игры:

сюжетно-ролевые;

театрализованные;

строительные.

Игры с правилами:

дидактические;

подвижные.

По тематическому распределению содержания существует следующая классификация:

игры на тему «Живая природа»;

игры на тему «Неживая природа».

По форме организации и мере регламентации выделяют:

самостоятельную игровую деятельность ребенка;

совместную с педагогом игровую деятельность.

По направленности действий:

сенсорно-моторные;

предметные;

игры с перевоплощением;

социальные;

соревновательные.

По тематике:

«Где живая и неживая природа?»

«Соседи по планете.» (Живая природа.)

«Кто с кем дружит?», «Кто кого боится?»

«Кому где нравится?», «Кто где живет?»

«Что где растет?»

«Кому что нужно?»

«Что такое?», «Кто такой?»

«Почему так бывает?» (Связь живой и неживой природы.)

«Почему мы такие разные?»

«Как можно и как нельзя?» (Правила поведения в природе.)

«Мы все нужны друг другу.»

«Природное-рукотворное.»

Методические рекомендации.

В рамках каждой темы следует использовать различные вариации игр. Например, внутри темы «Кто где живет?» возможны следующие варианты: «Найди свой дом», «Рассели животных (растения)», «Кому какой дом нужен?». В темах «Что такое?» и «Кто такой?» можно включить игры: «Раз, два, три к березе, ели, тополю беги», и «Найди себе пару» и т. д.

Педагогическое руководство играми с экологическим содержанием.

При выборе направления руководства экологическими играми следует учитывать тот факт, что особая роль игры в воспитании требует насыщения ею всей жизнедеятельности детей в группе. Поэтому я строю педагогический процесс экологического образования таким образом, чтобы игра была включена во все режимные моменты. Следует так же учитывать её связи с трудом детей в природе и обучением на занятиях по ознакомлению с окружающим.

Исходя из возрастных особенностей детей, для каждой возрастной группы подбираются дидактические игры, обеспечивающие развитие каждого ребенка, элементов его экологического сознания, а также уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе. В игру включаются дидактические игрушки, разнообразный природный материал, используются готовые настольно-печатные игры, различные лото, разрезные картинки.

Использую так же подвижные игры, сочетающие с решением умственных задач. В таких играх, как «Найди свою пару», «Найди свой домик» дети подбирают домик или пару с прикрепленным к ним листочкам, аналогичным по цвету или форме тому, который был выбран мной. Эти игры удобны тем, что их можно проводить как с группой детей, так и с подгруппой.

Направление педагогического руководства работой по ознакомлению детей с живой и неживой природой посредством дидактической игры. Создание предметного – игрового пространства.        Определение места дидактической игры в педагогическом процессе ознакомления с живой и неживой природой.        Педагогический отбор и анализ дидактических игр для ознакомления с живой и неживой природой.

                

Игровая среда.

Игровой материал.

Предметы природы.        Усложнение дидактических задач и содержание игр.

Содержание различных вариаций дидактических игр.

Включение новых игр.        Связь с трудом детей в природе.

Связь с наблюдением в уголке природы и на участке.

Связь с занятиями по ознакомлению с окружающим.

Распределение игр по дидактической задаче.

Для удобства использования дидактических игр по ознакомлению с растениями и животными их можно распределить на группы по дидактическим задачам.

Игры на распознание

 растений и животных.

 Игры на сравнение

 растений и животных.

 Игры на группирование

 растений и животных по

 какому-либо признаку.

 Игры на формирование

 нравственных позиций

 ребенка

 Игры на установление

 связей и зависимостей

 в природных явлениях.

Подбор и введение в педагогический процесс экологических игр постепенно и последовательно расширяет представления детей о живой природе, учит их использовать имеющиеся знания для решения игровых задач, развивает и совершенствует такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, побуждает познавательный интерес.

Игры помогают неторопливо и бережно ввести ребёнка в мир природы, дать ему первые необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям изменениям и многообразию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование знаний о родном крае, через экологические игры Консультация для воспитателей

Слайд 2

ЭКОЛОГИЯ – наука о взаимоотношениях живых организмов

Слайд 3

ЦЕЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ – формирование экологической культуры, экологических чувств и экологической деятельности.

Слайд 4

ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия Формирование знаний о природе Развитие сопереживания к бедам природы, желания бороться за её сохранение

Слайд 7

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР Творческие Игры с правилами По тематическому распределению на живую и неживую природу По форме организации По направленности действий По тематике

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование чувств патриотизма к родному краю через экологическое воспитание.

В докладе рассматривается воспитание патриотизма у детей по средством экологического воспитания. Одно из проявлений патриотизма - любовь к природе родного края, Родине. Это сложное чувство слагается и...

Знакомство дошкольников с родным краем через экологические игры

При знакомстве дошкольников сродным краем предлагаю различные игры с экологическим содержанием...

Расширение знаний о родном крае через игровую деятельность.

Ø Тема самообразования, которая проходила через проектную деятельность: «Расширение знаний о родном крае через игровую деятельность»Начало и окончание работы над темой: 2014 - 2015 уч. годОбразов...

«Ознакомление с родным краем через дидактические игры».

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок- родной край: город, село, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из таких маленьких родных уголков и состоит наша больш...

Консультация для родителей «Формирование чувств патриотизма к родному краю через экологическое воспитание».

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе родного края, Родине. Это сложное чувство слагается из эмоционально-положительного отношения, устойчивого интереса к природе и желание трудиться...

Формирование чувств патриотизма к родному краю через экологическое воспитание

Формирование чувств патриотизма к родному краю через экологическое воспитание...

Приобщение дошкольников к этнокультуре и традициям родного края через народные игры

Статя говорит о необходимости приобщения детей к традициям родного края. Знакомит с народными играми Поволжья....