Формирование чувств патриотизма к родному краю через экологическое воспитание.
статья по теме

Соломатова Александра Павловна

В докладе рассматривается воспитание патриотизма у детей по средством экологического воспитания. Одно из проявлений патриотизма - любовь к природе родного края, Родине. Это сложное чувство слагается из эмоционально-положительного отношения, устойчивого интереса к природе и желание трудиться в природе, преобразуя и охраняя её.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_formirovanie_chuvstv_patriotzma_k_rodnomu_krayu.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Формирование чувств патриотизма к родному краю через экологическое воспитание».

«Как нет человека без самолюбия,

так нет человека без любви к отечеству,

и эта любовь лает воспитанию ключ

к сердцу человека…»

К.Д. Ушинский.

     Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быт определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.

    Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе родного края, Родине. Это сложное чувство слагается из эмоционально-положительного отношения, устойчивого интереса к природе и желание трудиться в природе, преобразуя и охраняя её.

    Какая притягательная сила заключается в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой и любовью, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края. В этом выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, к природе родного края взрослые передают детям. Это чрезвычайно важно для воспитания начал патриотических чувств.

    Первые представления о родной стране, которые получает ребенок в детском саду, должны включать в себя сведения о природе той местности, того края, где он живет.

     Любой край неповторим. В каждом месте своя особенная, неповторимая природа: один город стоит на берегу большой реки, а другой затерялся в глухой тайге, широко раскинулся в степи или по берегу моря. Везде есть особенные, дорогие его жителям места.

      В.А. Сухомлинский писал: «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков,  плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознеся и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий».

   Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по – своему привлекателен, и, описывая его, ребенок учится определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках и т.д. Встречи с природой возбуждает фантазию ребенка, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.

   «Потребность в красивом, - говорил В.А. Сухомлинский, - утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпеливость ко всему пошлому, уродливому… Зло и подлинная красота несовместимы…»

   Таким образом, знакомя детей с природой, педагог формирует у них нравственное отношение к действительности.

     Общение с природой, познание ее тайн облагораживает человека, делает его более чутким, чем больше мы узнаем природу своей родины, тем больше мы начинаем любить её.

     Древних времен люди наблюдают природу и накапливают знания о ней. Особенно глубоко человек проник в тайны природы в наше время. Он открыл внутриатомную энергию и начал завоевывать космическое пространство. Это дает большие возможности для овладения силами природы и безграничного использования их на благо людей. Но пора задуматься, к чему все это может привести. В наши дни природный растительный и животный мир испытывает на себе все возрастающее влияние человека, все отступает под натиском цивилизации. Поэтому, охрана природы – дело чрезвычайно важное, которое требует принятия срочных мер по защите наших друзей в природе. Опасность полного исчезновения нависла сейчас не только над отдельно взятыми экземплярами, но и над целыми сообществами. Не допустить их гибели очень важно. Долг живущих на Земле людей – сохранить всю красоту и богатства природы для будущих поколений.

    Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, постепенно оживают для него. Игры в лесу, на лугу, на берегу озера и реки, сбор грибов, ягод, наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний. От первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки игры, любимые деревья, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь.

    Всю жизнь человек хранит это воспоминания. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему родному краю, к родной природе, к Родне, воспитывается чувство патриотизма. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной.

    Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В.А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой».

      Эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде. Однако этого недостаточно: детям нужен минимум элементарных экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно. В совместной деятельности с детьми педагоги делают акцент на необходимости охраны видов из региональных  или российской Красных книг, не обращая особого внимания на обитающие рядом с ребенком живые организмы. Формирование же чувства ответственности у дошкольника, прежде всего, должно строиться на информации об окружающих, доступных и знакомых ему объектах.

     При рассмотрении вопросов охраны природы акцент следует делать не на знакомстве с отдельными видами редких животных и растений, а на ознакомлении с причинами их исчезновения и формирование у детей навыков поведения, необходимых  для сохранения всех объектов природы, эмоционального отношения к объектам именно ближайшего окружения.

     Распространенное природоохранное направление – заучивание правил поведения в природе и лозунгов типа: «Вы должны беречь природу, любить и охранять её!» Для ребенка дошкольного возраста заучивание лозунгов и правил не составляет особой сложности, однако, эффективность такого подхода с точки зрения экологического образования – нулевая. Задача знакомства с правилами – создать у ребенка мотивацию определенного типа поведения в природе. Причем поведения самостоятельного, независимого от страха наказания или похвалы взрослого, - таким способом не достигается. Для того чтобы, ребенок следовал определенным правилам, он дожжен осознать их значение и эмоционально почувствовать последствия их несоблюдения. Следовательно, природоохранные знания тесно связаны со знаниями биоэкологи и должны трансформироваться в поведенческие установки и отношение к природе.

    Задача воспитания эмоционально-положительного отношения к природе тесно связана с задачей развития и поддержания устойчивого и глубокого интереса к ней. Это имеет большое значение для подготовки детей к будущей трудовой деятельности на блага родного края, Родины. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее.

    Любовь к природе определяется, прежде всего, действенным, бережным отношением к ней. У детей дошкольного возраста это выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений и т.п.

     В связи с этим перед педагогом, знакомящих дошкольников с природой, стоят следующие задачи:

  1. Воспитание эмоционально-положительного отношения к природе, развитее умения видеть и понимать ее красоту, воспитание патриотических чувств;
  2. Воспитание интереса к родной природе, желание больше узнать о природе своего края;
  3. Воспитание бережного отношения к природе, желание трудиться в природе. Стремление к созиданию.

Экологические знания – не самоцель, но они способствуют формированию у ребенка патриотических чувств, определенной системы ценностей, представлений о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, будущих поколений, желание, умение действовать. Важно также воспитать у детей понимание необходимости разумного потребления, навыки экономного использования ресурсов. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умение удивляться, сопереживать. Заботиться о живых организмов, воспринимать их как братьев по природе. Уметь видеть красоту окружающего мира: и  всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка.

Литература:

1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1980.

2. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Н.А. Арапова-Пискарева. М.: 2005.

3. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. Под ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1989.

4. Ознакомление дошкольников с природой. С.А. Веретенникова. М.: Просвещение, 1980.

5. Родной край. Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова. М.: Просвещение, 1981.

6. Растительный мир нашей Родины. В.В. Петров. М.: Просвещение, 1991.

7. Экологическое образование в детском саду. Н.А. Рыжова. М.: 2001

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей « Формирование интереса к истокам родного края ,как основы воспитания патриотизма»

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать...

Консультация для воспитателей "Формирование знаний о родном крае через экологические игры"

Игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна, так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других ...

Проект "Формирование чувств патриотизма к родному поселку Исток через экологическое воспитание

Творческое название проекта «Мой Исток» включает в себя вопросы связанные непосредственно с экологическими проблемами нашей страны и своего посёлка Исток.  В ходе реализации проекта б...

Консультация для родителей «Формирование чувств патриотизма к родному краю через экологическое воспитание».

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе родного края, Родине. Это сложное чувство слагается из эмоционально-положительного отношения, устойчивого интереса к природе и желание трудиться...

Формирование чувств патриотизма к родному краю через экологическое воспитание

Формирование чувств патриотизма к родному краю через экологическое воспитание...

Формирование чувства патриотизма младших дошкольников или социально – нравственное воспитание детей

Детство – самый благоприятный период для развития всех качеств личности ребёнка.Помочь ребёнку разобраться, что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому – вот та цель, ...

Консультация для воспитателей «Формирование интереса к истокам родного края, как основы воспитания патриотизма» - 2020 год

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать...