Консультация для воспитателей «Формирование интереса к истокам родного края, как основы воспитания патриотизма» - 2020 год
консультация

Шолмова Нина Александровна

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога.

    Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Формирование интереса к истокам родного края, как основы воспитания патриотизма» - 2020 год

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога.

    Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

 «ПАТРИОТИЗМ» – это «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу» (С. И. Ожегов)

 «ПАТРИОТИЗМ» – это «…чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям (современный подход к понятию).

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.

    Под патриотическим воспитанием  понимается  взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающему.

Исходя из этого, целью воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста является формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность во взаимодействии с родной природой.

    В рамках патриотического воспитания параллельно с другими решаются следующие задачи:

·       формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

·       формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения.

Для реализации цели и задач необходимо создавать взаимосвязанные и взаимообусловленные педагогические условия:

  • Знакомство с природой родного края, ее характерными особенностями.
  • Проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года.
  • Организация сезонного земледельческого труда в природе: посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев.
  • Организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости.
  • Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи воспитанников.

Именно с воспитания любви к родной природе необходимо начинать патриотическое воспитание дошкольников: ведь природные явления, объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для восприятия, воздействуют на эмоциональную сферу.

Экскурсия – это форма учебно-воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях.

- Природоведческие экскурсии

- Социально-бытовые экскурсии

- Экологические экскурсии

- Экскурсии эстетического характера.

В работе с детьми дошкольного возраста используются все разновидности экскурсий, которые направлены на воспитание любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней. Наиболее эффективны такие формы работы: как пешеходные прогулки за территорию детского сада (деловые, оздоровительные), целевые прогулки, мини походы. 

В основе разработки содержания ознакомления детей сродным краем посредством экскурсий, целевых прогулок, надо опираться на принципы:

- энциклопедичность (отбор знаний из разных областей действительности);

- уникальность места (изучение природной, культурной, социально-экономической уникальности края);

- интеграция знаний (отбор знаний для понимания детьми целостной картины мира);

- единство содержания и методов;

- динамика преемственных связей (изменение социального опыта детей разного дошкольного возраста);   

- тематичность материала.

Ознакомление с природой – это прекрасный урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Своей необычностью, новизной и разнообразием природа вызывает у воспитанников удивление, радость и восторг, желание больше узнать, побуждать их к передаче чувств и мыслей.

Дети с удовольствием наблюдают, сопоставляют, сравнивают, делают выводы. Дети учатся рассуждать, рассказывать и описывать элементарные явления природы.

Через экскурсии в лес, на луг, поле формируются представления детей об окружающих природных условиях. Закрепляются знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в данной местности. Формируется чувство ответственности за сохранение природы родного края.

Если дети еще маленькие, все целевые прогулки сопровождаются играми, забавами, весельем (побегаем по шуршащим листьям; соберем шишки и сделаем из них веселых человечков и т.д.). Процесс познания происходит только когда, ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально насыщенные, запоминающиеся образы.

Постепенно от прогулки к прогулке, от экскурсии к экскурсии у детей складывается прекрасный образец родного края, своей Малой Родины. Это и аллея в центре поселка, и Борок, и живописная тропинка у реки …

Всё это закладывает первые основы патриотизма.

Ознакомление детей с историей родного края включают следующее:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к национальным традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения, с взрослыми и сверстниками.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.

Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

... Надо показать ребенку, что родной поселок славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: библиотека, почта, аптека, школа и т.д., рассказать об их назначении.  Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — этопоселок и район в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего поселка, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по поселку, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами своего края, народными умельцами. Продолжением данной работы является знакомство детей с другими селами, городами области, России, со столицей, с гимном, флагом и гербом государства и округа.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Воспитывая у детей любовь к своему поселку, необходимо подвести их к пониманию, что их поселок - частица страны, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

- люди берегут и охраняют природу;

- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где живет данный народ, о своеобразии природы и его быте. К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Таким образом, решая задачи патриотического воспитания дошкольников, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- деятельностный подход;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад",

 «Мой поселок». Работа по каждой теме должна включать образовательную деятельность, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, досуги, праздники.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.

Необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация в детском саду мини-музеев, изб, горниц, патриотических уголков. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном "помещении" расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).

Сочетая наблюдения с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам. Перед ребенком шире откроется окно в мир, ему легче будет сделать необходимые обобщения, проявить возникшие чувства.

Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом своей родины — это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо. Педагог должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание ее согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребенку и соответствовала содержанию.

В последние годы многие страницы истории переосмысливаются, поэтому воспитатель должен проявлять корректность в отборе познавательного материала, учитывая возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребенка. Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогают такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и воспитателю, игровые приемы и др. Прием сравнения очень необходим на занятиях, на которых детей знакомят с трудом людей (сравнивают, что делают рабочие и что делают колхозники, чем отличается труд хлебороба от труда животновода, что общего в их труде, как пахал землю крестьянин до революции и как пашут землю наши колхозники и т. п.), с народами нашей страны (что общего и различного в характере труда, быте людей разных национальностей), с природой (сравнивают природу севера и юга нашей страны) и т. д.

В соответствии с вышеизложенным, можно сформулировать основные направления, которые имеют при ознакомлении дошкольников с родным краем.

 К ним следует отнести:

- ознакомление дошкольников с окружающей природой;

- ознакомления с особенностями своего поселка;

- ознакомление с культурой и искусством родного края;

- ознакомление с родной страной.

Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

 Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин…  Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» - эту заповедь А. С. Макаренко.  Родители должны стать непременными участниками работы по патриотическому воспитанию детей, и не только в рамках семьи. Они могут помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций и т. п.

   Очень хорошо, когда в детском саду работают семейные клубы. Занятия в таких клубах могут проводиться в разных формах. Большое значение имеют семейные экскурсии в музеи, к памятникам истории и культуры, а также на предприятия, учреждения поселка, района, организация на основе увиденного выставок и экспозиций, демонстрация снятых семейной кинокамерой фильмов и т. д.

    Важно иметь в виду, что многие подлинные вещи, которые собраны детьми совместно с их родителями, представляют большую ценность не только как исторический источник о жизни и событиях прошлого, но и как реликвийный материал. При этом реликвия может быть только семейной, например ордена и медали за трудовые и боевые подвиги членов семьи, дипломы и грамоты.   Следует отметить, что это направление работы требует от воспитателя особенного такта, внимания, чуткости по отношению к каждому ребенку, т. к. могут иметь место обстоятельства, когда нецелесообразно включать кого-то из детей в обсуждение тех или иных вопросов, в поиск и сбор документов о членах семьи. Добровольность участия каждого – обязательное требование и условие данной работы.

   В наши дни наблюдается значительное усиление интереса людей к своей родословной – семейной генеалогии, естественное желание знать прошлое семьи, свои национальные, сословные, профессиональные, религиозные и географические корни, жизненный путь и судьбы членов рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям осмысливать очень важные и глубокие постулаты:

- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

- семья – хранительница национальных традиций;

- счастье семьи зависит от благополучия народа, общества, государства.

   Интересным может быть «мини – исследование». Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее территориальные и временные рамки. Например, исследование не истории города вообще, а исследование улицы (на которой находится детский сад или живут дети) или прошлого дома и судеб его жителей и т.п.

    Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя и какие-либо работы фольклорного плана (разрисовки глиняных игрушек, народное плетение и т. д.), а также местные традиционные праздники и обряды: рождественские балы, праздник русской Масленицы, и т. д. Все это приобщает детей к истории своего народа, своего родного поселка, своей Родины.

При совместной работе с родителями, возможно, использовать такие формы работы как:

 - Анкетирование родителей;

 -Поддержание групповых традиций

 -Индивидуальные консультации, беседы;

-Круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина»;

- Фотовыставки «Мой любимый поселок», «Самое красивое место в нашем поселке», «Игра и дети», «Мой любимый домашний питомец», «Мой папа служил в Армии», «Праздники и развлечения в детском саду»;

- Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций);

-  Совместное создание взросло-детских проектов, мини - музеев;

- Оформление информационного стенда: рубрика «Пошли мне чтения доброго…», «О подвигах наших предков» (список детской художественной литературы о патриотическом воспитании);

- Родительский клуб («Опыт семейного воспитания по патриотическому воспитанию старших дошкольников»);

-Оформление информационных стендов «Мир нравственности в высказываниях и афоризмах»;

- «Встреча с интересными людьми».

Таким образом, ознакомление дошкольников с родным поселком позволяет обогащать представления детей о прошлом и настоящем родного поселка, края, воспитать чувство любви и гордости за людей, которые в нём живут, побудить детей проявлять естественный интерес к родному краю. Целенаправленная работа по ознакомлению с родным поселком, родной культурой не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей « Формирование интереса к истокам родного края ,как основы воспитания патриотизма»

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать...

"Формирование интереса к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста по средства метода проекта"

Большую роль в образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют ограниченные возможности для ...

Формирование интереса к истории родного города как средство воспитания патриотизма

Презентация выполнена как творческий отчет по проектной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста и их семей на тему:"Город, в котором я живу".В проекте принимали участие более десяти детей ...

Перспективный план по теме: «Формирование интереса к истории родного края через краеведение» для детей 5 -7 лет.

Основные задачи:Формировать любовь к родному селу и интерес к его прошлому и настоящему.Формировать умение ориентироваться в ближайшем культурном окружении и отражать это в своей д...

Консультация для воспитателей «Ознакомление детей с природой родного края»

Быстрый рост городов и населения привел к тому, что многие дети живут практически в искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами. Изо дня в день они видят серые монотонные...

Перспективный план по теме: «Формирование интереса к истории родного края через краеведение» для детей.

Основные задачи:Формировать любовь к родному селу и интерес к его прошлому и настоящему.Формировать умение ориентироваться в ближайшем культурном окружении и отражать это в своей д...