Проект "Формирование чувств патриотизма к родному поселку Исток через экологическое воспитание
проект (старшая группа)

Фищева Людмила Николаевна

Творческое название проекта «Мой Исток» включает в себя вопросы связанные непосредственно с экологическими проблемами нашей страны и своего посёлка Исток.  В ходе реализации проекта будут созданы условия для развития патриотического воспитания через экологию у детей дошкольного возраста средствами досугово - познавательной, исследовательской деятельности. Заключение проекта – познавательная викторина «КВН», где дети старшего дошкольного возраста показывают результаты.

Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатель, родители

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_istok.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

На городской экологический конкурс социально – значимых проектов по развитию гражданских инициатив

«Мой проект – моему городу!»

Номинация: экология и патриотическое воспитание

Название социально – значимого проекта: «Формирование чувств патриотизма к родному поселку Исток через экологическое воспитание»

Девиз проекта: «Что мы Родиной зовем?

                                Дом, где мы с тобой живем!»

Автор: Фищева Людмила

Николаевна -  воспитатель

Екатеринбург, 2018

Пояснительная записка

Актуальность.

В настоящее время, когда совершается много безнравственных поступков, дети стали более агрессивными и замкнутыми, родители уделяют мало внимания развитию эмоций и чувств детей. Эта проблема является одной самой серьезной и актуальной в современных условиях. Одним из проявлений патриотизма является любовь к природе, поэтому весь проект мы проводим через экологическое образование, сущность которого заключается в сформированности человека с новым экологическим мышлением, способным осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа играет важную роль в привитии любви к Родине.

 Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней, в будущем. В настоящее время вопрос экологического воспитания дошкольников – важный, интересный и актуальный.  

При проведении бесед, в совместной деятельности  были выявлены следующие проблемы:

 - уровень знаний детей о природе низкий, отношения к ее объектам бессистемны, поверхностны, что свидетельствует о низком уровне развития культуры;

 - семья не готова на сегодняшний день осуществлять патриотическое  воспитание через экологию в полной мере. Родители, имея определенный запас знаний об экологическом поведении, зачастую сами не соблюдают правила поведения в природе, что свидетельствует о низком уровне развития их экологического сознания. Всё начинается с семьи.

        Решение этих проблем привело к необходимости систематизировать имеющийся материал по теме экологическое воспитание дошкольников.

  Совместно с родителями на родительском собрании решили создать целостную систему, с использованием всех видов детской деятельности.

За основу взяли направление – педагогический проект по формированию экологической культуры и любви к родным местам у детей дошкольного возраста: «Мой Исток». 

Цель.

Способствовать  развитию экологической культуры, патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного поселка Исток.

Задачи.

  • Развивать познавательный интерес и гуманное отношение детей к природе поселка Исток, к исследовательской и экспериментальной деятельности;
  • Формировать знания детей  к истории своего края, жизни людей других национальностей, а так же умения детей вести наблюдения за объектом живой и неживой природы.
  • Развивать способности ребенка видеть, различать, сравнивать, группировать различные виды растений и животных, делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
  • Пополнять словарный запас, развивать активную речь детей, приучать пользоваться точными названиями, сочинять экологические сказки.
  • Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
  • Привлекать родителей в процесс экологического воспитания детей.

Вид проекта: Познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель группы, родители.

Волонтерская работа оказана:

- Уральский научно – исследовательский институт сельского хозяйства (один выход);

- детско – юношеская спортивная школа по конному спорту (один выход).

Продолжительность проекта: Долгосрочный  1 год

Формы работы по реализации проекта:

Наблюдения и экологические экскурсии;

Создание видеофильмов, презентаций, слайд шоу;

Познавательное чтение;

«Уроки доброты»;

Конкурсы и викторины, КВН;

Продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов;

Лаборатория (опыты и эксперименты);

Выпуск экологический газеты;

Тематические недели в каждый сезон: «Край, в котором я живу»;

Инсценировки и театрализации;

Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.

Эколого-познавательные праздники и развлечения.

Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Прогнозируемый результат:

Создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по экологическому воспитанию;

Становление готовности детей самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях и разное время года;

Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;

Освоение знаний об экологии и сезонных изменениях в природе родного края;

Расширение знаний детей с правилами поведения на природе в разное время года;

Формирование на основе духовного, экологического, нравственного и личного отношения к действительности.

Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный

  • Изучение всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников по экологическому воспитанию.
  • Создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме.
  • Разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций.
  • Составление конспектов мероприятий для целевых походов, экскурсий в разное время года (осень, зима, весна, лето).
  • Подготовка фотоматериалов о природных изменениях, презентаций «Наша природа прекрасна в любое время года», «Наш лес», «Красота нашего озера».
  • Чтение детской художественной и познавательной литературы о природе (рассказы В. Бианки, М. М. Пришвина). Беседы и консультации с родителями воспитанников.
  • 2 этап – Основной
  • Формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.
  • Экологические занятия, викторины, экспериментирование с водой, с воздухом, песком.
  • Экологические сказки, праздники, театральные представления.
  • Наблюдения и экологические походы, экскурсии.
  • Познавательное чтение, беседы.
  • Подвижные, дидактические игры.
  • Изготовление поделок из природного материала.
  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о живой и неживой природе.
  • Проведение экскурсий по детскому саду.
  • Проведение прогулок в природу совместно с родителями
  • 3 этап – Заключительный
  • Обработка результатов проекта.
  • Презентация проекта.
  • Участие в фотоконкурсе «Сезонные изменения в природе глазами детей и родителей группы».
  • Выпуск  газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок - передвижек и книжек – малышек.
  • Мини-выставка продуктов детской деятельности.
  • Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.

Комплексно-тематическое планирование

Время проведения мероприятий

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

Итоговый продукт

Осень

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

1.Беседа «Правила поведения на природе  осенью»

2.Экскурсия «В гости к деревьям»

3.Чтение и обсуждение рассказа О.Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей в лесу»

4. Экскурсия на озеро Огороднее и в лес, осенние изменения в природе»

5.Дидактические игры по решению проблемных ситуаций.

6. «Речка, реченька, река» - формирование понятия о возникновении реки, ее истоках.

7.Просмотр документальных фильмов о воде.

8.Исследовательская деятельность «Вода в природе».

9. «Волшебница вода» - продолжать знакомить детей со свойствами воды, зарисовка результатов опытнической деятельности «Всё о воде».

1.Консультация для родителей на тему: «Воспитание любви к природе»

2.«Чистота - залог здоровья» - памятки о последствиях влияния мусора на природу (бумага, консервная банка, стекло).

3. Оформление родительских уголков на экологические темы: «Значение природы в жизни людей», «Как прививать детям любовь к природе?», «Влияние окружающей природы на развитие детей»

4. «Поделись опытом» - семейный экологический патруль.

5. Родительское собрание: «Развитие любознательности средствами природы»,

Экологическая газета « Осенние изменения в природе».

Презентации на тему « Такая разная осень», « Акции наших  добрых дел в осенний период». Выставка фоторабот родителей « Мы с ребёнком осенью, весело живём», « Осеннее путешествие – Край в котором я живу».

Фотоотчёт о проделанной работе за осенний период – презентации, фотовыставки, выставка творческих работ воспитанников.

Выпуск листовок «Берегите воду»

Составление картотеки игр о воде

Зима

Декабрь

Январь

Февраль

1.Беседа «Правила поведения на природе зимой»

2. Экскурсия на экологическую тропу, наблюдение за тем, как изменилась природа зимой.

3. «Растение как живое существо» - сформировать у детей представление о приспособленности растений к среде обитания, к сезонам года.

4.Экологическая тревога «Птицам трудно зимовать, будем птицам помогать»

5. Рисование плаката

«Покормите птиц зимой»

6. КВН «Друзья птиц»

7.Исследуем слой снега.

8. «Беседа о снеге» - установить зависимость состояния снега от температуры воздуха.

9.«Как много интересного бывает зимой» - сформировать у детей обобщенное представление о зиме.

1.Экскурсия на озеро с родителями и детьми, катание с горы.

2.Конкурс «Кормушка – домик для пернатых»

3. Фотовыставка «Кормушка на экологической тропе моей семьи»

4.Родительское собрание: «Экологическое воспитание в семье»

5.Изготовление кормушек родителями, развешивание вместе с детьми их на территории посёлка.

Оформление альбома «Милый сердцу уголок».

Изготовление книжки – малышки «Как я спас птичку»

Конкурс кормушек.

Фотоотчёт о проделанной работе за зимний период – презентации, фотовыставки, выставка творческих работ воспитанников « Зимушка – зима, до чего ты хороша».

Экологическая газета « Акции добрых дел в зимний период»

Весна

Март

Апрель

Май

1.Беседа «Правила поведения на природе весной»

2.Экскурсия на  озеро   и в лес «Ранняя весна».

Закрепить знания детей о смене времён года, о сезонных изменениях.

3. Прогулка – экскурсия на тему «Пробуждение природы после сна»

4.Целевая прогулка к мать-и-мачехе.

Учить детей самостоятельно устанавливать причинно – следственные связи: связывая наблюдения за растениями с представлениями об удлинении дня и потеплении.

5. Круглый стол «Сбережем родную природу»

6.Рисование «Какую пользу я принёс планете?»

7. «Свойства воздуха» - закрепить представление детей о роли воздуха через опыты.

8.Экскурсия в лес «Поздняя весна».

Уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе весной. Закрепить знания о жизни птиц, насекомых.

9.Презентация « Весенние изменения в природе родного края»

1.Консультация для родителей «Досуг с ребенком на природе.

2. Викторина «Вода - это жизнь».

3.Акция «Скворечник»

4. Совместный КВН для родителей и детей « Край, в котором я живу»

5. Консультация для родителей « Лекарственные травы ранней весной, для чего они нужны»

6. Совместное создание плаката « Берегите родную природу весной»

7. Консультация для родителей « Не жгите сухую траву!». Совместное изготовление плакатов « Не жги траву!» , размещение плакатов на территории посёлка.

Изготовление атрибутов к викторине «Вода - это жизнь»

Зарисовка знака «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан»

Фотоотчёт о проделанной работе за весенний  период – презентации, фотовыставки, выставка творческих работ воспитанников « Весна идёт – весне дорогу!»

Лето

Июнь

Июль

Август

1.Беседа «Правила поведения на природе летом»

2.Развлечение «Наш дом - Земля» приуроченное к « Дню защиты детей»

3.Экскурсия на луг

«От рассвета до рассвета по лугам гуляет лето »

4. Заучивание стихотворений о правилах поведения в природе.

5.Экскурсия на озеро и в лес «Летнее многоцветье», закрепить знания детей о смене времён года, о сезонных изменениях.

6.Презентация « Летние изменения в природе родного края»

7. Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о бережном отношении к природе.

8. Экскурсия в лес

«Лес - многоэтажный дом для растений и животных»

9.Конкурс детских рисунков « Лето – чудесная пора!»

Оформление родительского уголка на летнюю тематику с целью привлечения внимания родителей к информации – Папки – раскладушки ««Вот и лето пришло!», «У голубой воды»,

«День защиты детей».

«Чем заняться в непогоду?», « Как знакомить детей с природными изменениями».

Консультации для родителей « Совместное творчество родителей с детьми»,«Ребёнок на даче», «О летнем отдыхе детей».

Фотоотчёт о проделанной работе за летний период – презентации, фотовыставки, выставка творческих работ воспитанников « Лето, лето – ты прекрасно!»

Экологическая газета « Юные помощники природы», « Наши добрые дела за лето».

Выводы.

Анализ результатов работы показал положительную динамику изменения отношения детей к природе, следовательно, можно говорить о том, что деятельность по формированию экологического образования в рамках реализации проекта «Формирование чувств патриотизма к родному поселку Исток через экологическое воспитание» эффективна.

Проведённое исследование позволило сделать выводы:

  • Дети проявляют высокий,  познавательный интерес и гуманное отношение к  природе поселка Исток, к исследовательской и экспериментальной деятельности;
  • Сформированы знания детей  к истории своего края, жизни людей других национальностей. Дети стали рассказывать о своих родителях и бабушках и дедушках, не только как их зовут, а где они живут, откуда приехали и т.д.
  • сформированы умения детей вести наблюдения за объектом живой и неживой природы.
  • Дети научились видеть, различать, сравнивать, группировать различные виды растений и животных, делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
  • Расширился словарный запас и активизировался словарь детей, научились пользоваться точными названиями социально - значимых объектов, сочинять экологические сказки.
  • Сформированы навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
  • Повысилась компетентность родителей в области экологического воспитания детей, а так же компетентность по вопросам патриотического воспитания и формирования социально-нравственных норм.

В дальнейшем планируем привлечь родителей к оформлению в группе дерева нравственно - экологических поступков. Оно представляет собой дерево, нарисованное на листе ватмана без листьев. Листья и цветы находятся в специальном кармашке с ручками и карандашами. Дети совместно с родителем обсуждают свой день, а потом родитель записывает на листе или цветке, наиболее значимый для ребёнка добрый поступок и прикрепляет лист или цветок на дерево. В результате дети начинают более часто и тесно общаться с родителями, начинают совместно анализировать свои поступки, что не может не сказаться положительно на нравственно - экологическом воспитании ребёнка, на улучшении взаимопонимания между родителями и ребёнком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование чувств патриотизма к родному краю через экологическое воспитание.

В докладе рассматривается воспитание патриотизма у детей по средством экологического воспитания. Одно из проявлений патриотизма - любовь к природе родного края, Родине. Это сложное чувство слагается и...

Консультация для родителей «Ознакомление с родным поселком как средство патриотического воспитания »

Консультация для родителей «Ознакомление с родным поселком как средство патриотического воспитания » Поселок станция ТарасихаЦеленаправленное ознакомление ребенка с родным поселком нужно рас...

Мастер-класс "Формирование нравственного и эстетического воспитания через экологическое воспитание детей дошкольного возраста"

Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым объектам является желание детей ухаживать за ними, что позволяет дошкольникам наглядно прослеживать и пон...

Консультация для родителей «Формирование чувств патриотизма к родному краю через экологическое воспитание».

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе родного края, Родине. Это сложное чувство слагается из эмоционально-положительного отношения, устойчивого интереса к природе и желание трудиться...

Формирование чувств патриотизма к родному краю через экологическое воспитание

Формирование чувств патриотизма к родному краю через экологическое воспитание...

Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста через русскую народную песню

Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста через русскую народную песнюКогда руководитель детского певческого коллектива предлагает детям выучить новую русскую народную песню, то обяз...